МГТУ имени Н.Э.Баумана
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
ПО ПОЛИТОЛОГИИ
''Конфуцианская социальная утопия''
Cтудент:
Группа:
Преподаватель:
Волкова И.В.
МОСКВА 1996год.
Да будет сохранен великий человек
от тех,кто никогда не сможет объять
всего учения и кто ,дробя его на параграфы,
разрушает гармонию ,высший дар живой
души.
Ромен Ролан
Имя Конфуций -латинизированнаяформа китайского имени Кун-
-цзы (Учитель Кун).Вопросы веры занимали самое незначительное место в мировоззрении Конфуция ,однако его имя очень часто упоми-
нается в одном ряду с именами Будды,Заратустры,пророка Мухаммеда.
Не был он и умозрительным философом :теория познания и загадки
бытия также оставались вне его поля зрения .Несмотря на всё это
Конфуций оставил широкий и неизгладимый след в духовном развитии
целого культурного региона .Сверх того , его общественные и нравствен-
ные идеалы стали впоследствии предметом повышенного внимания и
на Западе и в России .
Этого мыслителя древности , в отличии от многих других , не скры-
вает завеса ,сотканная воображением последователей .Наоборот - бла -
годаря им мы можем узнать о его привычках,характере,манёрах , о со-
бытиях его жизни ,услышать его подлинные слова.Оказывается , в его
облике нет ничего сверхчеловеческого , он удивительно прост , даже про-
заичен.
Однако Конфуций не оставил цельного письменного изложения своих идей . Ему приписывают составление и редактирование зна-
менитого ''Пятикнижия''
, которое издавна рассматривалось в Китае как исходный пункт всей китайской литературы . Особое место среди этих источников занимает книга ''Лунь-юй''-- ''Изречения''
,составленная
учениками Конфуция уже после его смерти . Она состоит главным образом из отдельных афоризмов ,которые начинаются словами ''Учитель сказал ...''.
В этих афоризмах мы можем найти мысли сходные с мыслями ан-
тичных философов,например мысли об идеальном правителе и идеальном государстве : какими они должны быть?
2.1 ...Кто правит согласно добродетели,
Подобен северной звезде:
Стоит на своем месте
В кругу других созвездий.
4.10 ...Благородный муж
Ничего не разрешает
И не запрещает в Поднебесной
А соизмеряется со справедливостью
Правление -- это:
12.11 ...когда будет государем государь,
Слугой слуга,
Отцом отец,
И сыном сын.
12.17 ...есть исправление.
Кто же посмеет не исправиться,
Когда исправитесь вы сами?
13.6 ...Когда ведешь себя ты правильно,
То за тобой пойдут и без приказа;
Когда же ты ведешь себя неправильно,
То не послушают,хоть и прикажут.
13.10 ... Когда бы власть в стране принадлежала добрым
людям,
Они в течении ста лет могли бы победить жестоких
И отринуть казни.
Т.е идеальный правитель должен быть справедливым , стремиться к добру ,тогда и народ пойдет за ним ,как ''...
склоняется трава вслед ветру .'' .По словам Конфуция ,на месте государя должен стоять человек ,
которому от рождения положено править.Правитель должен быть та-
кой , чтобы ''...
были рады те,что близко ,и приходили те,что далеко.''
Также мы можем встретить мысли об идеальном государстве:
''...
Если богатство распределить равномерно,то не будет бедных , если в стране установить гармонию , то население не будет казаться малочисленным .Если же народ будет находиться в состоянии покоя ,то
государству не будут грозить никакие опасности ''. Но самое главное ,по
мнению Конфуция , это то, что народ должен верить своим
''управляю-щим,иначе государству не устоять''.
Большая часть афоризмов , приведенная в хрестоматии, относится к
очень интересным жизненным поучениям и правилам:
8.13 ...Всегда будь искренним , люби учиться,
Стой насмерть,совершенствуй путь...
Стыдись быть бедным и убогим,когда в стране есть путь;
Стыдись быть знатным и богатым,когда в ней нет пути.
4.14 ...Не печалься о том ,что нет места,
А заботься о том ,чем себя утвердить;
Не печалься о том,что никто не знает тебя ,
А стремись быть тем, кого могут знать.
15.29 ... Человек может сделать путь великим ,
Не путь делает великим человека.
Представляют большой интерес некоторые философские афоризмы
Конфуция,которые имеют жизненную ценность вплоть до настоящего времени:
15.28 ...Что ненавидят все,то требует проверки.
Что любят все, то требует проверки.
15.30 ...Лишь та -- ошибка ,что не исправляется.
17.3 ...Не происходит изменений лишь с высшей мудростью
И низшей глупостью.
Все эти афоризмы дают некоторое представление о характере миро-восприятия Конфуция , становиться ясно,почему его учение нашло столько много последователей.Однако они не могут дать полное представле-ние об этом , влиятельнейшем учении древности .
Другие работы по теме:
Ранние утописты
ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кафедра истории Доклад на тему: Ранние утописты Студент группы К 2-6 Данилов Е. Е. Научный руководитель
Социалисты – утописты
Эпоха Возрождения отличается не только культурным развитием стран Западной и Центральной Европы, но и идейным и политическим развитием. Наиболее примечательна в этот период деятельность двух так называемых"социалистов-утопистов": Томаса Мора (1478-1535) и Томмазо Кампанеллы(1568-1639).
Понятия по философии
БЛОК 1 —представление о природных и социальных процессах, в виде сверхъестественных сил. Мифология —исторический тип мировоззрения, основанный на представлении древних людей о явлениях природы и социальных процессов.
Философия Японии
Возникновение философской мысли в Японии связано с проникновением в 6-8 вв. из Китая и Кореи буддизма и идей конфуцианства, распространявшихся наряду с национальными религиозно-мифологическими представлениями.
Социальное развитие общества
Параграф 1. Социальное развитие современного общества (социальные институты и социальные отношения) социальная дифференциация – ( от лат. разделение общества на группы)
Конфуцианство – философия и религия Китая
Само слово «конфуцианство» — европейского происхождения. Его китайский эквивалент — «жу-цзяо», означает «учение благовоспитанных (или просвещенных) людей», что позволяло некоторым ученым прошлого века даже называть конфуцианство «религией учёных».
Политические идеи Томаса Мора
РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. Г.В. ПЛЕХАНОВА ОТДЕЛЕНИЕ ПОЛИТОЛОГИИ РЕФЕРАТ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ТОМАСА МОРА СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение ...............................3
Социальная мобильность
Последние выступают важнейшим элементом социальной структуры, а стратификация отражает ее качества. Отсюда следует, что проблема образовательной стратификации теснейшим образом связана с результатом социально-экономических перемен, характерных для перехода общества к рыночным отношениям
по философии студентки II курса
Утопическое сознание свойственно человечеству на протяжении почти всей истории его существования. Оно присутствует даже тогда, когда, кажется, что его нет. Один исследователь-утополог точно подметил, что утопия – «союзница цивилизации»
Тематика ов по истории науки
Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания
Сочинение на тему "Силен или слаб Обломов?"
Прежде чем ответить на главный вопрос, нужно сказать несколько слов о самом романе, что о нем говорили современники, и что хотел выразить сам автор. Когда "Обломов" предстал на суд критикам, спор в основном разразился между двумя полюсами.
Лопахин и Варя в пьесе Чехова Вишневый сад
Чтобы лучше понять непростые взаимоотношения Вари и Лопахина, необходимо хорошо понять, что представляет собой каждый из этих персонажей. Лопахин — один из центральных образов пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад».
Что делать Николая Чернышевского реалистический роман
Прежде чем рассуждать, является ли произведение реалистическим, стоит уяснить, что есть в принципе реалистическое произведение. Определения термина "реализм" в Литературном энциклопедическом словаре занимает почти четыре страницы, но, если суммировать всю приведенную там информацию, реализм – это художественный метод, следуя которому художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни и создаваемых посредством типизации фактов действительности, иными словами, в реалистическом произведении должны как можно полнее отражаться факты реальной жизни.
Идеал любви и семьи в понимании И. А. Гончарова
Автор: Гончаров И.А. Трудно сказать, каков идеал счастья и любви у писателя Гончарова, не имевшего свою собственную семью. Однако свои мечты, задумки, идеи автор, как правило, воплощает в главном герое. Они духовно сцеплены и неразлучны. Именно он и позволит мне создать представление об авторском идеале.
Культура: закон и право
Разновидностью нравов выступают законы. Это нормы или правила поведения, оформленные парламентским или правительственным документом.
Эпоха Возрождения
отличается не только культурным развитием стран Западной и Центральной Европы, но и идейным и политическим развитием. Наиболее примечательна в этот период деятельность двух так называемых "социалистов-утопистов": Томаса Мора (1478-1535) и Томмазо Кампанеллы (1568-1639). Они являются предшественниками научного социализма и их работы похожи между собой.
Марксизм 2
Марксизм - теоретико-мировоззренческая система революционных взглядов рабочего класса, представляющая законы развития общества и обобщающая опыт классовой борьбы народных масс против эксплуатации.
Пугачев Емельян
ПУГАЧЁВ Емельян Иванович-предводитель крестьянской войны 1773-1775 г. Казак. Родился в станице Зимовейской на Дону. Участвовал в 7-й войне(1756-1763), и в русско-турецкой войне (1768-1770). В 1770 Г. П был произведён в хорунжи в 1772г.-пойман, но вскоре бежал. Весной и летом 1772 жил среди старообрядцев под Черниговом и Гомелем.
Ретиф де ла Бретонн, Никола
Введение 1 Биография и творчество 2 Ретиф де ла Бретонн и фантастика 3 Публикации на русском языке Введение Никола Ретиф де ла Бретонн (Retif или Restif de La Bretonne) (23 октября 1734, Саси, деп. Йонна, — 3 февраля 1806, Париж) — французский писатель, один из самых популярных и плодовитых (более 200 томов произведений) писателей Франции в конце XVIII века, последователь Ж.-Ж.Руссо, известный произведениями носившими скандальный характер из-за чрезмерной для своего времени сексуальной «раскованности» автора.
История политических и правовых учений 11
СОДЕРЖАНИЕ 1. Проведите сравнительный анализ произведений социалистов-утопистов XVI–XVII вв. Т. Мора и Т. Кампанеллы. Выделите общие черты и отличительные особенности проектов идеального государ
Идеальное государство
Исландия заняла первое место в рейтинге развития человеческого потенциала ООН, заслужив репутацию одной из самых удобных для жизни стран мира, идеального государства.
Томас Мор
Само слово "Утопия" придумано Томасом Мором, составившем его из двух греческих слов: "ou" — "не" и "topos" — "место". Буквально "Утопия" означает "место, которого нет" и недаром сам Мор переводил слово "Утопия" как "Нигдея".
Лао-Цзы
Лао-Цзы (Ли Эр), легендарный автор древнекитайского трактата 'Лао-цзы', канонического сочинения даосизма. Основное понятие трактата - дао, которое метафорически уподобляется воде (податливость и неодолимость).
Политические идеи Томаса Мора
СОДЕРЖАНИЕ Введение Биография Т. Мора Основные идеи книги "Утопия" Критика "Утопии" Заключение 1. ВВЕДЕНИЕ Эпоха позднего средневековья на рубеже между средними веками и новым временем - эпоха Возрождения - обогатила политическую мысль блестящей и глубоко оригинальной разработкой принципа социальной гармонии и справедливости на базе общественной собственности.