Религиозной традиции принадлежит важное место в формировании бессознательной установки на превалирующее значение группы. Все религиозно-мировоззренческие системы Японии – буддизм, даосизм, синтоизм – способствовали формированию группового сознания, нивелируя личное, индивидуальное "эго". Возникновение группо-ориентированного этоса связано, главным образом, с синтоистскими ценностями и ориентациями. Анимистическое понимание универсума в синто предполагает существование исключающих столкновение и конфликт отношений гармонии и взаимосвязи между человеком, природой, богами, причем характерно, что божества синто покровительствуют группе, а не индивиду.
Конфуцианская школа разделяет такую ориентацию на группу и коллектив, полагая, что овладение текстом культуры невозможно без знания "грамматики" общения, т.е. правил межличностной коммуникации. Аксиологически ориентированная позиция конфуцианской школы и сегодня выступает этическим стержнем японской культуры.
Исходной моральной инстанцией в этой культурной традиции является не Бог, но сам человек. И в целом конфуцианская антропология формируется на основе динамического духовного саморазвития, а не направлена на статическое соответствие трансцендентному образцу. Сам процесс самосовершенствования, гармонизации человека подразумевает совершенство универсума в целом. Традиционно считалось, что образ жизни личности и государства определяют друг друга: высшие ступени и формы при этом определяются, исходя из конкретной и непосредственной данности. Для того, чтобы управлять Поднебесной, конфуцианские учителя рекомендовали сначала научиться управлять самим собой, придерживаясь правила золотой середины между двумя этими тенденциями.
Первоначально конфуцианская традиция с ее этикетной моделью поведения не настаивала на полном подавлении естественного в человеке, а в соответствии с определяющей парадигмой взаимодополнения стремилась найти оптимальный баланс противоположных тенденций мира, двух его начал – природного и культурного, не допустить открытого их конфликта, а подвести к одному из главных принципов конфуцианства – их гармоничному взаимодействию.
Общим местом конфуцианской теории являлась идея упорядоченного и гармонично функционирующего мира, где каждый объект и человек занимает определенное место и обладает соответствующей природой, следуя которой этот объект и проявляет себя в том качестве, которое составляет его "природу". Именно этот порядок имел в виду Конфуций, когда он описывал идеальное правление: "Государь (должен) вести себя как государь, подданный – как подданный, отец – как отец, сын – как сын".
В соответствии с контекстуальной логикой конфуцианцы придерживались одновременно и партикуляристских, и универсалистских образцов или моделей. Кстати, аналогичным образом дело обстоит с совмещением в японской культуре принципов равенства и иерархии. Приведенные положения отмечают реализацию единой для всего массива культуры логической процедуры "и – и", допускающей единство разного, контекстуальную подвижность граней Единого универсума.
Сама по себе контекстуальность, поливалентность индивида, позволяет ему охватить реальность в целом, соединяясь с нею в различных ее модусах, аспектах и фазах. Показательно при этом, что ни один из типов контекстуального поведения и проявления субъекта не может быть отделен от других: человек, по выражению Вейна Бута, это, несомненно, "целое поле личностей"[1]. Следовательно, "совершенному человеку" присуща гибкость и способность к личностной трансформации ради социальной конформности, сохранения социального гомеостаза, духа гармонии. Поскольку всякая актуализация означает ограничение, представляя собой обособление от всего прочего, конститутивной особенностью этого культурного пространства выступает, как мы уже отмечали, акцент не на сущность (отдельное, индивид), а на форму (отношения между элементами, "соборное" и Единое).
Социальное единство реализовывалось посредством церемониала, ритуала. Они становились формой, которая позволяла удерживать содержание в привычном и принятом виде и, придавая новым явлениям привычный облик, знакомую форму, позволяла включать их в строй своей культуры, пусть даже в несколько измененном виде. Форма обладала особого рода "магией", облекая в привычные очертания все новое, она принимала в себя различное содержание, обладала всеобъемлющим и всесторонним значением в формах восприятия, в формах речи, жеста, цифры. Таким образом, общество управлялось по преимуществу посредством ритуальных отношений, поэтому вмешательство правительства было минимальным. Это составляло ту самую общинную гармонию, которая обуславливает порядок на уровне непосредственной коммуникации.
При этом гармонично-адекватный характер социальной коммуникации и человеческого пути вступает в резонанс с регуляцией Дао. В конфуцианстве формой максимального воплощения Дао является ритуал - ли. Порядок в конфуцианском пространстве – личный, как и социальный – должен начинаться с человека, как непосредственного и конкретного средоточия активности. С другой стороны, гармоничность по отношению к миру и к самому себе определяет гибкость, адаптивность к любым изменениям. Таким образом, в японской традиции основная тенденция сущностного рассмотрения человека выражается в интеграции самодисциплины, внутреннего контроля – и онтологической свободы, "спонтанности" человека в его вовлеченности в стремнину жизненного потока. Эти факторы и являлись конституирующим человека признаком.
Стремление к нравственному совершенству, в соответствии с контекстуальной логикой конфуцианской школы, предполагает, что к этой цели каждый идет своей дорогой. Каждый субъект принадлежит к определенному человеческому типу, демонстрирует собственную модель поведения, свой способ отношения к миру. Поэтому нет общего рецепта для всех, и каждый должен реализовать свою модель действия – "по его природе". В "Лунь юе" эта идея представлена в максиме: "Только высшая мудрость и высшая глупость неизменны" (XVIII, 3). Все остальное переменчиво и контекстуально. Сознание того, что принятое изменяется со временем, было отличительной чертой мышления Конфуция. Совсем не случайно Мэн-Цзы определял его "как совершенномудрого, деяния которого были своевременны"[2]. Иначе говоря, Конфуций понимал относительность временных и ситуационных рамок, ибо абсолютизация их превращает начальную ситуацию в противоположную. Поэтому высшее знание и мудрость состоит в том, что каждой ситуации соответствует определенный рисунок поведения. Тот путь, средства и методы, которые человек реализует, должны соответствовать самому человеку. Мудрость Востока как раз и заключается в гибкой реакции на ситуацию и личность. Универсум подвержен постоянным изменениям, и человеку надлежит быть свободным от тяжелой ноши не меняющегося закона. Незыблемости и искусственности закона противопоставляется ситуативная подвижность ритуальных отношений. Тем универсумом, в котором реализуются не формальная, а естественная ритуальность, выступает семья, или же – в условиях Японии – "первичная" референтная группа, воспроизводящая функционально и психологически атмосферу семьи.
В результате взаимодействие конкретного субъекта с обществом оборачивается благотворным как для личности, так и для общества в целом духом коллективизма и ощущением причастности и к экзистенциально-глубинному в себе, и к гармоничному и желанному взаимодействию с социумом. Мы не найдем психологическую разработку проблемы "я" у Конфуция, поскольку отсутствует само понятие дискретного и изолированного "я", оно неизменно оказывается вплетенным в узор, ткань социальных отношений. Именно поэтому все коннотации "я" выражаются на языке социологии.
Е. Лисицына
Список литературы
[1]. Эймс Р.Индивид в классическом конфуцианстве (модель "фокус- поле")// М.Т.Степанянц Бог, человек, общество в традиционных культурах Востока. М., 1993. С.44.
[2]. Рубин В.А. Благородный муж и власть в классическом конфуцианстве // Восток 1994 № 5.С. 139.
Другие работы по теме:
Почему Америку нельзя сравнивать с Японией
Может ли Америка повторить горький опыт Японии, второй по величине экономики в мире, переживающей сейчас всю тяжесть экономической депрессии, сопровождаемой высоким дефляционным давлением?
Философия о происхождении и сущности человека
Исходной для человеческого общества системой общих знаний о мире была мифология. Мифология — способ понимания и освоения природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Мифологическому сознанию архаического общества свойственны нерасчлененность мышления и эмоционально, аффективно воспринимаемой среды, очеловечивание природы, одушевление космоса и вместе с тем разграничение раннего (сакрального) героического прошлого и текущего (профанного) настоящего.
Система дзен-буддизм
Дзен-буддизм – одна из самых значительных буддийских сект в Китае и Японии, является уникальным орденом восточного мистицизма, претендующего на передачу сущности духа буддизма непосредственно от Будды без какого-либо священного писания.
Философия Японии
Возникновение философской мысли в Японии связано с проникновением в 6-8 вв. из Китая и Кореи буддизма и идей конфуцианства, распространявшихся наряду с национальными религиозно-мифологическими представлениями.
Батищев Генрих Степанович
С начала 70-х гг. Батищев подвергает критике редукцию предметной деятельности к субъект-объектному отношению, а с начала 80-х гг. выступает против абсолютизации деятельности.
Социальное действие
Разберем структуру и систему социального действия, а также концепцию социального обмена на примере деятельности продавца-предпринимателя, скажем, по продаже одежды.
Стэнфордский тюремный эксперимент 2
Я хотела бы рассмотреть структуру и методику социального эксперимента на примере Стэнфордского тюремного эксперимента, который был проведён в 1971 американским психологом Филиппом Зимбардо. Эксперимент представляет собой психологическое исследование реакции человека на ограничение свободы, на условия тюремной жизни, и на влияние навязанной социальной роли на поведение.
Конфуцианство – философия и религия Китая
Само слово «конфуцианство» — европейского происхождения. Его китайский эквивалент — «жу-цзяо», означает «учение благовоспитанных (или просвещенных) людей», что позволяло некоторым ученым прошлого века даже называть конфуцианство «религией учёных».
Договор о взаимодействии и безопасности между США и Японией
Договор о взаимодействии и безопасности между США и Японией (англ. Treaty of Mutual Cooperation and Security between the United States and Japan, (яп. 日本国とアメリカ合衆国との間の相互協力及び安全保障条約 Ниппон-коку то Амэрика-гассю:коку то но Айда но Со:го Кё:рёку оёби Андзэн Хосё: Дзё:яку?)) — договор между Соединёнными Штатами Америки и Японией, являющийся законодательной основой альянса двух стран и оговаривающий присутствие американского военного контингента на территории Японии; подписан в Вашингтоне 19 января 1960 года, обновляет Сан-Францисский мирный договор (1951)[1].
Тема Кол-во страниц
История становления социального государства в дореволюционной России и его концепция
Танка Исикавы Такубоку
Танка, или «короткая песня» - это одна из любимейший поэтических форм в Японии. Известным мастером танка XX века считается Исикава Такубоку. Его танка поражают простотой и вместе с тем глубиной мыслей, наблюдений. Они будто открывают мир по-новому. Такубоку пишет о любви, о текучести времени, красоте природы, душевный залог человека, о любви к родителей и родительскому дому, о всем том, что волновало и волнует каждого.
Культура: закон и право
Разновидностью нравов выступают законы. Это нормы или правила поведения, оформленные парламентским или правительственным документом.
Сидзоку
Введение 1 История Введение Сидзоку (яп. 士族?) — сословие нетитулованной знати в Японии, существовавшее в 1869—1947 годах. Было сформировано из средних и мелких самураев.
Сан-Францисский мирный договор 1951
Сан-Францисский договор 1951 года — мирный договор 49 государств с Японией, подписанный 8 сентября на конференции в Сан-Франциско. Был предварительно подготовлен правительством США до начала работы конференции с целью не допустить изменения текста договора в пользу СССР непосредственно в ходе заседаний.
X тысячелетие до н. э.
— временной промежуток с 10 000 по 9001 год до нашей эры. Начало мезолита, эпипалеолита и голоценовой эры. Бубальский период на территории Сахары. Развитие сельского хозяйства — культивирование примитивных форм проса и риса в Юго-Западной Азии.
II век до н. э.
Основные события 146 год до н. э. — разрушен Карфаген Расширение Римской империи Открытие Великого Шёлкового Пути Важные персоны Марк Порций Катон Старший «Цензор», римский политик, сторонник сохранения римской культуры, оставил сочинение по сельскому хозяйству и экономике «О земледелии»;
Японское летоисчисление
(яп. 元号 гэнго: или яп. 年号 нэнго:, в переводе означает эра, эпоха) — традиционный календарь, используемый в Японии. Вместо исчисления годов от Рождества Христова, как принято в христианских странах, в Японии года исчисляются от года начала правления императора. Каждый император, вступая на престол, утверждает девиз (нэнго), под которым будет проходить его правление.
Соглашение Кацура Тафта
представляет собой протокол секретной беседы 27 июля 1905 года между премьером Японии Кацура и личным представителем президента США Т.Рузвельта военным министром США У.Тафтом (впоследствии президентом США в 1909—1913 годы) накануне открытия русско-японских переговоров о заключении Портсмутского мирного договора.
Новые левые Япония
Японские новые левые (яп. 新左翼 Синсаёку?) — общее название японской части общемирового движения новых левых. Японские новые левые включали в себя наиболее радикальных представителей студенческого движения выступавших против империалистической политики Японии и США и поддерживали национально-освободительные движения стран Третьего мира.
Французская Ост-Индская компания
Французская Ост-Индская компания (фр. Compagnie des Indes Orientales) — французская торговая компания. Основана в 1664 году министром финансов Жан-Батистом Кольбером. Первым генеральным директором компании стал Франсуа Карон, тридцать лет проработавший в Голландской Ост-Индской компании, в том числе 20 лет в Японии.
Японский анчоус
Японский анчоус Научная классификация Латинское название Engraulis japonicus Houttuyn, 1782 Систематика на Викивидах Изображения на Викискладе Япо́нский анчо́ус
Канагавский договор
Канагавский договор (яп. 神奈川 条約 Канагава дзё:яку?, или 日米 和親 条約 Нити-бэй васин дзё:яку, «Японо-американский мирный договор») — договор, подписанный 31 марта 1854 года между США в лице коммодора Мэттью Перри, и Японией.
Национальная армия Бирмы
Национальная армия Бирмы была создана японскими властями в конце 1941 года — под названием Армия независимости Бирмы . До 27 марта 1945 года сражалась на стороне Японии против Британии, затем объявила войну Японии.
Таиланд во Второй мировой войне
План Введение 1 Предыстория 2 Вторая мировая война Список литературы Введение Королевство Таиланд вступило во Вторую мировую войну на стороне стран Оси в 1941 году (на стороне Японии). С 1944 года Таиланд начал устанавливать контакты с антигитлеровской коалицией.
IV век
Четвёртый ( длился с 301 по 400 годы по григорианскому календарю. События 301 год — В Армении принято христианство. В Японии основана династия Ямато 313 год — Миланский эдикт о свободе вероисповедания в Римской империи
Основные понятия Windows
Text Graphics Объектами называют сущности, имеющие различные свойства. Объектами называют сущности, имеющие различные свойства. Graphics
Курильск
Введение 1 География 2 История 3 Климат 4 Демография 4.1 Численность населения Список литературы Введение Кури́льск (до 1947 — Сяна, яп. 紗那村) — город на острове Итуруп. Является административным центром Курильского городского округа Сахалинской области России. Согласно административно-территориальному делению Японии, оспаривающей принадлежность южных Курильских островов, в том числе острова Кунашир, включая территорию Южно-Курильска, формально включён в состав уезда Сяна округа Немуро губернаторства Хоккайдо Японии.
Акихито
Акихито (р. 1933), 125-й император Японии, полное имя Акихито Цугу.