Согласно
этой философии существуют только особи. Все группировки, все классы, все
объединения являются артефактами, созданными человеческим разумом. Это в равной
степени относится и к видам, и к высшим таксонам.
Процесс
классификации состоит в следующем: классификатор имеет дело с большим
количеством сенсорных данных, которые он втискивает в классы . . . таким
образом, для сенсорных данных, представляющих определенный диапазон оттенков
синего цвета, может быть создан класс синих объектов и так далее, . . . важный
пункт, который следует подчеркнуть, состоит в том, что создание таких классов
есть результат деятельности разума, и, следовательно, при условии, что они
основаны на данных опыта, такие классы могут быть использованы классификатором
произвольно для достижения своих целей . . . В принципе классификация животных
и растений. . . в значительной мере подобна классификации неживых объектов.
Следовательно,
птиц или змей как таковых не существует, а существуют только названия,
изобретенные человеком и присвоенные группам индивидуумов, рассматриваемых им
как сходные. Утверждение Бесси, касающееся видовой категории, особенно хорошо
характеризует номиналистскую теорию.
Эта
философия игнорирует тот факт, что в действительности существует принципиальное
различие между классифицированием неживых объектов (в том числе продуктов
деятельности человека) и классифицированием организмов (Дарвин, 1859). Она
игнорирует тот факт, что группы организмов, родственных по своему
происхождению, обладают единством, обусловленным общностью известной части их
наследственной ДНК, что служит причиной общности их признаков и чему нет
эквивалента среди неживых объектов. Птиц нельзя считать произвольной
совокупностью организмов, возникшей в результате простой «деятельности разума»;
они представляют собой естественную группу, поскольку имеют отчасти общую
наследственность.
Основная
ошибка номиналистов заключается в неверной интерпретации ими причинной связи
между сходством и родством. Как правильно подчеркивал Симпсон (1961), члены
таксона сходны, поскольку они имеют общую наследственность; они принадлежат к
одному таксону не потому, что они сходны, как это считает номиналист. Дело обстоит
точно так же, как с однояйцовыми близнецами: два брата являются однояйцовыми
близнецами не потому, что они сходны, а они сходны потому, что оба произошли из
одной зиготы, т. е. потому, что они есть однояйцовые близнецы. Роковая слабость
номиналистского мышления, когда его применяют к классификации организмов,
состоит в том, что существующую причинную связь между «сходством и родством»
они понимают наоборот.
Представители
численной фенетики (Сокал и Снит, 1963) приняли в принципе номиналистскую
философию. Чисто фенетический подход, подход, который «создает таксоны» на
основании степени наблюдаемого сходства, обычно приводит к классификации,
сходной с классификацией, основанной на эволюционном подходе. Это объясняется
тем, что в общем и целом два организма тем более сходны, чем они ближе по
происхождению. Тем не менее при фенетическом подходе существует риск создать
неудачную классификацию, поскольку, приписывая всем признакам одинаковую
ценность, этот подход не учитывает мозаичную эволюцию, узкие адаптации,
конвергенцию, параллелизм, генетический и морфогенетический гомеостаз и другие
эволюционные, генетические и морфогенетические явления, нарушающие ожидаемую
тесную корреляцию между фенетическим сходством и филогенией. И, что хуже всего,
ошибочна теоретическая основа номиналистского подхода.
Современную
критику теоретических основ численной таксономии можно найти у Майра (1965б),
Симпсона (1961), Гизина (1964) и Роллинса (1965).
Прямым
следствием предположения о том, что естественных группировок не существует и
что все «виды» или «классы» — это продукт человеческого разума, является
постулат, согласно которому определения должны быть «операциональными». Это
было бы разумным требованием для произвольно установленных классов неживых
объектов, и, следовательно, неудивительно, что одним из первых представителей
операционального подхода был физик (Бриджмен). Такой подход хорош для
определений единиц измерения, но для более сложных понятий он не пригоден даже
в физике. Операциональные определения, безусловно, не только не применимы, но и
совершенно не приемлемы для явлений, подверженных эволюции. Некоторый вид или
концепция вида не могут быть созданы и не могут быть проверены моими
операциями. Тот факт, что можно называть «операциональными» разделения высших
таксонов, основанные на рассчитанных степенях различия по совокупности
произвольно выбранных признаков, доказывает неприемлемость операционализма в
применении к продуктам эволюции. Птицы, летучие мыши и другие высшие таксоны не
создаются произвольными операциями систематика, а являются продуктами эволюции.
Операционализм представляет собой совершенно непригодный подход в большинстве
областей эволюционной биологии, если он основан на фенетическом методе.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта zoo-s/
Другие работы по теме:
О философских основах традиционного языковедения
Во многих отечественных пособиях по языкознанию декларируется, как правило, без какого-либо развернутого пояснения, что наиболее общим методологическим основанием лингвистики является философия языка или лингвистики.
Теория денег 6
Развитие теории денег определяется экономическими и политическими условиями. С учетом мировой практики выделяют следующие теории денег: 1. металлическая теория (данная теория получила развитие в 15-17 веках в эпоху первоначального накопления капитала). Основными сторонниками были англичане Мэр (?) и Норс.
Номиналистическая теория денег
ВВЕДЕНИЕ Номиналистическая теория денег противостоит металлической теории. В номиналистической теории деньги с точки зрения их сущности определяются как простые знаки, лишенные внутренней стоимости, условные счетные единицы. Понятие ценности к денежным знакам не применимо. Исходя из этого делается вывод о том, что покупательная способность денег будто бы абсолютно не зависит от их материального содержания и определяется лишь наименованием, номиналом.
Нравоучение как вид христианского учительства
Нравоучение есть своеобразная форма выражения этического начала в древнерусской культуре в условиях синкретизма христианского сознания. С нормативной стороны нравоучение можно рассматривать как своеобразное этическое предписание.
Патристика и схоластика
Патристика Характерной особенностью средневекового философского мышления, свойственного патристике, является то, что мыслители в целях подтверждения своих идей
Основные черты средневековой философии 2
СОДЕРЖАНИЕ: 1. Основные черты средневековой философии…………………………...3 2. Проблемы бытия. Номинализм и реализм……………………………...5 3. Человек и его история в учениях А. Августина и Ф. Аквинского……7
Доказательства бытия Бога 2
"Доказательства" бытия Бога Фома Аквинский подразделяет истины откровения на два рода: истины, доступные разуму, и истины, выходящие за пределы его познавательных возможностей. Центр. проблемой естественной теологии явл-ся "доказательства" бытия бога.
Средневековая философия 9
Борисоглебский государственный педагогический институт. Контрольная работа по философии студентки 2 курса 1 группы историко - филологического факультета заочного отделения
Реализм. Теория Фомы Аквинского
Фома Аквинский — центральная фигура средневековой философии позднего периода, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма. Построение теории познания на основе учения о реальном существовании всеобщего. Антропология Фомы Аквинского.
Средневековая философия
Теологические умозрения Августина Аврелия о философской системе. История зарождения, задачи и основные проблемы схоластики. Распространение аристотелизма в нецерковных школах. Соединение христианизированного платонизма с аристотелизмом в теории Аквината.
Проблема гармонии веры и разума
Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах доминиканcкого ордена Фома Аквинский (1225/26 - 1274), ученик знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиснытатели Альберта Великого (1193-1280). Как и его учитель, Фома пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля.
Философия Средневековья
Особенности философии Седневековья. Христианство - творение, откровение, символизм. Августин блаженный - патристика. Фома Аквинский - схоластика.
Понятия по философии
БЛОК 1 —представление о природных и социальных процессах, в виде сверхъестественных сил. Мифология —исторический тип мировоззрения, основанный на представлении древних людей о явлениях природы и социальных процессов.
Положения средневековой философии
Возникновение средневековой философии. Два основных источника своего формирования. Древнегреческая философия и Священное писание. Патристика.
Особенности средневековой философии
В отличие от античности, где истиной надо было овладевать, средневековый мир мысли пребывал в уверенности об открытости истины, об откровении в Священном Писании. Идея откровения была разработана отцами церкви и закреплена в догматах.
Перспективы исследований в философии математики
Философия математики как отдельная ветвь философии родилась сто лет назад. Исследования в области оснований математики и математической логики, начатые в конце XIX - начале XX в., были связаны с грандиозными философскими программами.
Номинализм в аналитической философии
Спор номиналистических и платонистских концепций в связи с интерпретацией языковых выражений, прежде всего так называемых абстрактных сущностей, принадлежит более чем почтенной традиции.
Средневековая христианская философия 3
Тема 2. Средневековая христианская философия Теологическая философия Средних веков. Общее понятие и основные черты средневековой философии. Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V – ХVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – Его творения.
Философия средневековья VI-XIV в.
Основные черты и общая характеристика эпохи и философии Средневековья. Спор между реалистами и номиналистами. Учения основных представителей: Августин Блаженный, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Иоанн Дуне Скот, Уильям Оккам.
Философия средневековья
Понятие номинализма и реализма, их сущность, общие и различные черты в средневековой философии. Характерные особенности представлений средневековой философии о познании. Биография В. Оккама - отца современной эпистемологии и современной философии в целом.
Иоанн Дунс Скот
(Duns Scotus) И.Д.С. в своей философии очень интересовали вопросы соотношения материи и формы. Но эти проблемы далеко не исчерпывает собою концепцию бытия И.Д.С. - Столь же глубокие идеи были высказаны им относительно актуального и потенциального бытия, что существенно продвинуло философскую традицию в осмыслении таких феноменов, как часть и целое, возможность и действительность, сущность и существование.
Проблема гармонии веры и разума. Вопросы доказательства бытия бога у Фомы Аквинского.
Проблема гармонии веры и разума. Вопросы доказательства бытия бога у Фомы Аквинского. Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики. Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах доминиканcкого ордена Фома Аквинский (1225/26 1274), ученик знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытатели Альберта Великого (11931280).Как и его учитель, Фома пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля.
Философия нового времени 21
Философия нового времени Это период в истории философии, с 17-го по середину 19-го столетия, в течении которого получила классическую формулировку и решение центральная проблема западной философии - проблема тождества бытия и мышления. Новое время прошло под знаменем торжества рационального дискурса.
Философия Польши
Зарождение польской философской мысли относится к 13 в. и связано с именем Витсло из Силезии, разрабатывавшего натурфилософию в духе неоплатонизма. В конце 14 - начале 15 вв. в Ягеллонском университете развивались различные направления схоластики.
Деятельность
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ» И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НИМ 1. Предмет и социальная роль философии. 2. Философия и религия: общее и особенное.
Пьер Абеляр
Французский философ, теолог и поэт. В споре о природе универсалий (общих понятий) развил учение, названное позже концептуализмом.
Уильям Оккам
Оккам, Уильям (Ockham или Occam, William) (ок. 1284 – ок. 1350), английский философ-схоласт, известный сегодня главным образом благодаря предложенному им принципу экономии мышления («бритва Оккама»).