Реферат: Человечекский капитал - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Человечекский капитал

Рефераты по экономике » Человечекский капитал

Человеческий потенциал.

Общая характеристика человеческого потенциала

Советское наследие в области человеческого потенциала

Качество человеческого потенциала современной России

Общая характеристика человеческого потенциала.

Сложный феномен, в основе которого лежит человеческое развитие

Предполагает расширение выбора в вопросах мышления и поведения в конкретных исторических условиях

Ключевые условия – здоровый образ жизни, материальные и духовные ресурсы для организации жизнедеятельности человека в форме активной и творческой самодеятельности

Человеческое развитие:

Двухсторонний процесс:

Формирование необходимых для активной жизни качеств (физическое здоровье. социальное знание, профессиональные умения и навыки и др.);

Осознание той пользы, которую человек может извлечь для себя, обладая этими качествами

Такая трактовка человеческого развития несовместима с представлением об экономическом росте как универсальном средстве решения всех общественных проблем и о человеке лишь как факторе этого роста.

Качество человеческого потенциала

совокупность образовательного уровня,

продолжительности жизни,

здоровья,

необходимых трудовых навыков как традиционных, так и вновь приобретенных,

совокупный уровень квалификации, трудовой этики,

степень предпринимательской активности населения

Изменение роли и места человека в социально-экономическом развитии современного общества обусловлены: переходом общества из индустриальной стадии в постиндустриальную стадию развития

Каковы особенности современной среды хозяйственной деятельности?

Особенности проявляются в предметной системе современной экономики:

В производстве – возрастание роли науки

В производимой продукции – преобладание информации, научных знаний

В потребностях – возрастание значения образования, творчества др. социально-духовных потребностей

В труде – становление и развитие научных, творческих оснований деятельности

В стимулировании – главенство стимулов творческой самореализации личности

В отношениях собственности – возрастание значения интеллектуальной собственности

Специалист нового поколения должен сочетать в работе:

- Научность подготовки
- Профессионализм
- Самостоятельность
- Коммуникативность
- Креативность
- Глобализацию знаний

Чем выше степень развития показателей, тем доступнее инновационность в развитии национальной экономики

Знание является информационным ресурсом
Отличие информационного ресурса от традиционного

Традиционный

Информационный

Материальные потоки и запасы

Нематериальные потоки и запасы

В процессе использования уменьшается

В процессе использования увеличивается

Частное благо

Общественное благо

Ограниченный

Неограниченный

Тиражируемый с большими затратами

Тиражируемый с малыми затратами


Информация – это поток сообщений и, хотя знание создается из этого потока, оно находится в зависимости от мнений и убеждений его владельца.

Знание в высшей степени связано с человеческой деятельностью.

Информация влияет на знание, уточняет, видоизменяет его.

ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА РОЛЬ ЗНАНИЯ В ОБЩЕСТВЕ

Вне образа мышления новое знание может быть получено лишь формальной реструктуризацией информации.

Однако в большинстве случаев информационные перестановки лишь производят новую информацию, отнюдь не новое знание.

Именно поэтому в результате технологической революции в области переработки информации сам объем информации начал катастрофически быстро расти, но соответствующего роста знаний не происходит.

Современное развитие требует от хранения данных перейти к управлению знаниями
Держать книгу в руках не означает обладать знаниями, даже если эта книга авторитетный справочник
Чтение самой книги не означает извлечение знаний

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)

В начале 1990-х годов группой экспертов Программы развития ООН была разработана новая концепция развития человеческого потенциала

(human development):

во главу угла ставится не способность к производительному труду

(т.е. экономическая ценность индивида), а само развитие человека

Человеческое развитие рассматривается как цель и критерий общественного прогресса, а не средство для экономического роста. Преимущество концепции — в выделении базовых критериев социального развития:

долголетие,

образование,

доход

Комментарии:

бурный рост уровня общего и профес­сионального образования населения большинства стран

быстрое повышение удельного веса квалифицированного труда («белых» и «серых воротничков»)

снижение доли и массы неквалифицированного труда

повышение роли умственных, творческих функций

снижение монотонных физических операций в деятельности человека

Диапазон значений ИРЧП в «Докладе о развитии человека за 2007/2008 год»:

от 0,965 в Норвегии до 0,311 в Нигере (данные за 2005 г.)

порогом высокого уровня развития человеческого потенциала является значение 0,800

В группу развитых входят уже 63 страны

C 2005 г. Россия вошла в число развитых стран с индексом 0,802 (в 2001 г. — 0,779),

Россия занимает только 67 место между Беларусью и Албанией. Главная причина скромного места в рейтинге – не столько невысокие доходы, сколько чрезвычайно низкая ожидаемая продолжительность жизни россиян.

Человеческий капитал

это сложный комплекс приобретенных человеческих способностей

который включает накопленный запас знаний, профессионального опыта и навыков, здоровья и психологических мотивов, личностных качеств -инициативность, креативность и т. д.

Благодаря этим характеристикам современный работник выступает в качестве ключевого фактора общественного воспроизводства

Человеческий капитал обладает
- самостоятельной формой движения,
- свойством самовозрастания и аккумулирования,
- имеет качественные и количественные характеристики, внутреннюю структуру,
- выражает определенные экономические отношения
.

Роль государства в воспроизводстве человеческого капитала

государство берет на себя часть расходов по поддержанию и развитию некоторых отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, наука, культура)

выполняет функции по обеспечению общественного порядка, безопасности, экологической защите

государство через бюджет посредством социальных трансфертов обеспечивает перераспределение доходов в пользу менее обеспеченных людей и слоев населения


ВОПРОС 2
Советское наследие в области человеческого потенциала

В наследство от советского периода Россия получила противоречивое состояние человеческого потенциала

с одной стороны, немалые социальные достижения

с другой - масса нерешенных

и даже болезненных проблем

Тип и особенности воспроизводства населения, численность которого на начало 1991 года составила 148,5 млн. человек, т.е. более половины населения СССР и примерно 2,5% населения планеты

Средняя продолжительность жизни в 1990 году составила

по РСФСР 69,3 года (63,9 для мужчин и 74,4 для женщин)

в то время как в развитых - на уровне 70- 77 лет

2. В ЭРС с последней четверти XX века складывается новое качество жизни населения, в Советском Союзе этого не произошло.

3. К началу 1980-х годов рост реальных доходов населения фактически прекратился

В частности:

Наблюдалось отставание потребления по многим параметрам пирамиды потребностей

по среднедушевому потреблению основных продовольственных товаров

в обеспеченности жильем, одеждой, обувью, предметами длительного пользования, облегчающими домашний труд, разнообразными услугами

для использования домашней бытовой техники не было необходимой инфраструктуры

Отраслевая структура рабочей силы РСФСР

отражала особенности позднего индустриализма

свыше 40% занятых в промышленности и строительстве

около 15% - в сельском хо­зяйстве

низкий в сравнении с развитыми странами удельный вес сферы услуг

Более продвинутой стороной человеческого потенциала в советское время была его интеллектуальная и, прежде всего, образовательная составляющая:

осуществлено всеобщее среднее образование молодежи

велась на высоком уровне подготовка специалистов с высшим и средним специальным образованием, профессиональная подготовка работников, система повышения квалификации кадров

С ростом интеллектуализации возрастает продолжительность жизни!

Научный потенциал

В 1988 г. – 1,5 млн. научных работников, включая:

50 тыс.докторов и

около 500 тыс. кандидатов наук,

это составляло 20-23% мирового научного персонала

В результате:
1) Ухудшение демографической ситуации в стране, которая характеризуется, несмотря на положительное сальдо миграции, снижением рождаемости и увеличением смертности.
2) Уменьшение числа лиц трудового возраста.
3) Изменение пропорции между трудоспособным и нетрудоспособным населением в пользу последних.

Вопрос 4. Качество человеческого потенциала современной России

Несмотря на то, что сегодня значительное внимание в экономической сфере обращено на природные ресурсы (нефть, газ, лес, алмазы), все-таки главное богатство России - это ее человеческий потенциал, особый демографический генофонд, который отмечается ярко выраженной позитивной спецификой.

Идею качества человеческого потенциала как главной характеристики состояния народа в свое время сформулировал Питирим Сорокин, оценивая потери населения во время первой мировой войны и революции.


Динамика численности населения

Феномен депопуляции (снижение рождаемости, рост смертности, падение положительного сальдо международной миграции.

Сверхсмертность мужчин, особенно в трудоспособных возрастах. При со-хранении современного уровня смертности из числа россиян, достигших 16 лет в 2000, доживут до 60 лет лишь 58% мужчин

Качественные характеристики населения

1. Физическое, психическое и социальное здоровье.

2. Профессионально-образовательные ресурсы и интеллектуальный по-тенциал.

3. Культурно-нравственные ценности, духовность и социокультурная активность граждан.

Здоровье населения
- рост заболеваемости (туберкулез, ВИЧ-инфекция, алкоголизм, психические заболевания и др.)
- рост инвалидизации (каждый год численность инвалидов увеличивается на 1 млн. человек)
- резкое падение здоровья детей, подрастающего поколения


Профессионально- интеллектуальный потенциал

Внутренняя миграция из сферы науки почти в 10 раз превышает внешнюю, направляясь в торговлю, промышленность, финансовые органы и, прежде всего, - коммерческие банки

Произошло снижение уровня общего образования

Углубляются диспропорции между профессиональным статусом рабочей силы и изменяющимся спросом на нее со стороны работодателя

Обостряется структурное несоответствие рабочей силы и рабочих мест


Культурно-нравственные ценности и
духовность граждан

Проблемы кризиса социальных ценностей, падения нравов и моральных принципов на базе отсутствия правопорядка и нарушения законности

Процесс "размывания" таких норм нравственности, как доброта, милосердие, вежливость, честность, ответственность, порядочность


Качество трудового потенциала

Индикатором качества трудового потенциала является социальная дееспособность, понимаемая как способность личности к осуществлению трудовых функций в специфических условиях конкретного производства


Качество трудового потенциала определяется двумя группами свойств:

энергетический потенциал, или способность к труду (физическое здоровье, психическое здоровье) и интеллектуальный потенциалы;

социально-психологический потенциал, определяемый коммуникативными возможностями и социальной активностью

Основные направления развития человеческого потенциала

- наука
- образование
- культура
- искусство
- здравоохранение
- информационное обеспечение
- инвестиции в безопасность населения и предпринимателей
- инвестиции в создание условий для поддержания и развития предпринимательской способности;
- инвестиции в воспитание детей;

- инвестиции в институциональное обслуживание население
- инвестиции в знания, связанные с приглашением специалистов, творческих людей и других талантливых и высокопрофессиональных людей из других стран, которые существенно увеличивают человеческий потенциал
- инвестиции в развитие экономической свободы, включая свободу миграции труда