, подлежащих уплате
налогоплательщиком в бюджет
С
чего начинается выездная налоговая проверка? С вручения налогоплательщику
решения о проведении проверки и требования о предоставлении документов, необходимых
налоговому органу для проведения проверки.
В
некоторых случаях данное требование налогового органа налогоплательщик не может
выполнить при всем желании, так как документы уничтожены пожаром (наводнением, землетрясением),
похищены, утеряны и т. п.
Отдельные
налогоплательщики просто игнорируют требование налогового органа о
предоставлении документов. Чем же они рискуют в таком случае?
Последствия
непредставления необходимых для проверки документов (помимо штрафа) могут быть
следующими:
-
В ходе проведения проверки налоговики могут провести осмотр помещения, используемого
проверяемым лицом в целях извлечения дохода (офис, склад и т. п.). При этом
осмотр при наличии определенных условий (присутствие проверяемого лица или его
представителя) может перерасти в выемку документов. - В результате проверки
суммы налогов, подлежащих уплате налогоплательщиком в бюджет, могут быть
определены налоговым органом расчетным путем в соответствии с положениями подп.
7 п. 1 ст. 31 НК РФ.
Помимо
этого, расчетный метод может быть использован налоговиками в случае
воспрепятствования доступу сотрудников налогового органа в помещение, используемое
проверяемым лицом в целях извлечения дохода (в офис, на склад и т. п.).
В
этом случае в соответствии со ст. 91 НК РФ руководителем проверяющей группы
составляется акт, на основании которого налоговый орган по имеющимся у него
данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить
сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.
В
определении Конституционного Суда РФ от 05.07.2005г. № 301-О отмечено:
«...применение расчетного метода обеспечивает, с одной стороны, безусловное
исполнение всеми лицами обязанности по уплате законно установленных налогов, независимо
от каких-либо обстоятельств (отсутствие первичных документов, регистров
бухгалтерского учета), с другой стороны, налог не должен быть взыскан в размере
большем, чем с аналогичных налогоплательщиков».
Что
может послужить поводом к применению налоговым органом расчетного метода, понятно,
а вот как применять данный метод на практике, не совсем. По крайней мере даже
среди налоговиков нет единого мнения по данному вопросу. А все из-за того, что
данная процедура никак не регламентирована, нет никаких методических
рекомендаций или разъяснений. Кроме указания в ст. 31 НК РФ на наличие у
налогового органа такого права, Кодекс содержит положение, согласно которому в
случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов
налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы налога на добавленную
стоимость, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным
аналогичным налогоплательщикам (п. 7 ст. 166 НК РФ).
В
результате на практике мы имеем множество вариантов применения налоговыми
органами расчетного пути с целью определения суммы налогов, подлежащих уплате в
бюджет.
В
большинстве случаев налоговые органы выбирают очень простой путь – получают
сведения о доходах налогоплательщика за проверяемый период (например, запрашивают
выписки по расчетным счетам налогоплательщика) и, считая это налоговой базой, начисляют
налоги, естественно, без учета расходов.
Аргументация
при этом очень простая – расходы, заявленные в налоговых декларациях (если
декларации представлялись и они не «нулевые»), документально не подтверждены, соответственно,
не подлежат учету при определении налогооблагаемой базы.
Однако
арбитражные суды, о чем свидетельствует обширная арбитражная практика по
данному вопросу, такой путь обоснованно считают неправомерным, поскольку в
данном случае налоговая база определена без учета расходов (см. например, Постановление
Президиума ВАС РФ от 25.05.2004г. № 668/04; Постановление ФАС Уральского округа
от 24.08.2010г. № Ф09-6744/10-С3 по делу № А07-25289/2009).
ФАС
Западно-Сибирского округа в Постановлении от 15.01.2010г. № А70-9235/2008
указал следующее: «При отсутствии первичных документов отсутствует возможность
проверить не только правильность заявленных расходов и налоговых вычетов, но и
правильность определения обществом налоговой базы по названным налогам.
Определение расчетным путем суммы налога, подлежащего внесению в бюджет, производится
на основании данных о доходах и расходах. При невозможности установить одну из
составляющих, необходимых для исчисления налога, следует руководствоваться
соответствующим правилом, предусмотренным подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ».
Зная
любовь налоговых органов к использованию формального подхода, некоторые
налогоплательщики намеренно не предоставляют документы и ждут вынесения
налоговым органом заведомо незаконного решения. Но всегда есть риск получить
решение налогового органа, содержащее мотивированный и главное, составленный в
соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, расчет сумм налогов, подлежащих
уплате в бюджет.
Как
же выглядит такой расчет? Обоснованный расчет должен содержать информацию об
уровне расходов (о доле вычетов по НДС) аналогичных налогоплательщиков. При
этом для сравнения налоговым оргном должно быть выбрано не менее двух
аналогичных налогоплательщиков, которые должны быть отобраны с учетом следующих
критериев:
-
аналогичность деятельности по отраслевому принципу (заявленный основной код
ОКВЭД); - соразмерность полученных доходов по году деятельности; - осуществление
деятельности с использованием одной и той же системы налогообложения по
сравнению с проверяемым лицом.
Полученные
сведения об уровне расходов (о доле вычетов по НДС) аналогичных
налогоплательщиков приводятся к среднему знаменателю. Например, доля расходов в
составе доходов одного аналогичного налогоплательщика составляет 90 %; доля
другого - 80 %. Соответственно, средний уровень расходов составит 85 %. Именно
данный показатель и будет являться уровнем расходов (вычетов) проверяемого
лица.
Если
расчет налогового органа не соответствует указанным критериям, можно смело
обращаться в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового
органа, основанного на подобном расчете.
Центр
структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта audit-it/
Другие работы по теме:
Индивидуальный подоходный налог
. Экономическое содержание, основы построения и механизм взимания. Индивидуальный подоходный налог- один из самых известных и широко распространенных налогов. Относится к прямым и личным налогам, входит в группу налогов на доходы и является источником доходов местных бюджетов. Он охватывает значительную часть населения той или иной страны.
О камеральной налоговой проверке
Прекращается ли камеральная налоговая проверка первичной декларации по НДС после подачи уточненной декларации за тот же период до окончания срока проверки первичной декларации?
Финансы предприятия
Финансовая работа на предприятии Финансовая работа на предприятии распределена между двумя службами: экономическим отделом и бухгалтерией. Основные направления финансовой работы на предприятии:
Привлечение к уголовной ответственности по результатам проведения налоговых проверок
Большинство выездных налоговых проверок заканчивается для компаний требованием об уплате доначисленных налогов, пеней и штрафов. Чтобы восстановить справедливость, нередко организациям приходится обращаться в арбитражные суды. Но и на этом проблемы не всегда заканчиваются. Ведь налоговые органы могут передать материалы проверок правоохранительным структурам, и тогда возникает угроза уголовного преследования.
Налогоплательщики и плательщики
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Специальный налоговый режим
Специальный налоговый режим - особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определённого периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.[1]
Специальные налоговые режимы 9
<h1> > <h2> </h2> <h3>СОДЕРЖАНИЕ 1 СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ 3 1.1 Специальный налоговый режим на основе разового талона 3
Налоговая система РФ
1. Основные принципы формирования налоговой системы 1.1 Законодательство о налогах и сборах Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, налоговому контролю и привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Налоговый контроль
Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Налоговый контроль Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Налоговая система РФ
Налогоплательщики и элементы налогообложения. Классификация налогов. Виды налогов и сборов в РФ: федеральные и региональные. Местные налоги и сборы. Неналоговые платежи. Специальные налоговые режимы. Порядок исчисления налога. Налоговые вычеты.
Зачет и возврат излишне уплаченных налогов
Зачет и возврат излишне уплаченных налогов и сборов. Факт переплаты. Зачет излишне уплаченных налогов в счет будущих платежей. Жалоба на действия должностного лица. Исковое заявление. Судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков.
Основные участники налоговых правоотношений
Общее понятие участников налоговых отношений согласно Налоговому кодексу Российской Федерации. Права и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов. Налоговые агенты, их основные характеристики. Налоговые органы в России: права и обязанности.
Временный ввоз
Временный ввоз - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам мер нетарифного регулирования.
Обеспечение уплаты таможенных пошлин налогов в рамках таможенных кодексов Республики Беларусь
и таможенного союза: сравнительный анализ Использование механизма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов имеет достаточно широкое распространение в мировой практике таможенного регулирования, направленное на защиту экономических интересов государства. Требование таможенных органов по предоставлению обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов направлено на сокращение случаев незаконного вовлечения товаров в экономический оборот без уплаты таможенных платежей.
Взыскание налога с граждан
Судебная процедура взыскания налогов (пени), сборов, штрафов применяется в случаях, специально установленных законом, в частности, если взыскание происходит с граждан, которые не являются предпринимателями.
Проблемы применения статьи 81 Налогового кодекса РФ
Основанием для возбуждения процедуры привлечения к ответственности в сфере налоговых правоотношений выступает факт совершения одного или нескольких налоговых правонарушений, предусмотренных главой 16 НК РФ.
Что есть налоговая база?
Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. При определении налогооблагаемой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.
Неуплата налогов и сборов с физического лица или организации
Вариант 4 2010 г. Неуплата налогов и сборов с физического лица или организации В УК РФ предусмотрены две статьи, содержащие наказание за данное преступление. В одной из них (ст. 198 УК РФ) предусмотрено наказание за уклонение от уплаты налогов с физических лиц, в другой (ст. 199 УК РФ) - за уклонение от уплаты налогов с организаций.
Характеристика налогового обязательства
1. Налоговое обязательство и его исполнение Налоговым обязательством признается обязанность плательщика (иного обязанного лица) при наличии обстоятельств, установленных НК, другими законами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов), уплатить определенный налог, сбор (пошлину).
Налоговое обязательство
НАЛОГОВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО Налоговым обязательством признается обязательство налогоплательщика перед государством, возникающее в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, в силу которого налогоплательщик обязан встать на регистрационный учет в налоговом органе, определять объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, исчислять налоги и другие обязательные платежи в бюджет, составлять налоговые формы, представлять налоговые формы, за исключением налоговых регистров, в налоговый орган в установленные сроки и уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет.
Пути исполнения налоговых обязательств
Понятие способов обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов. Что такое пеня, поручительство, специфика залога имущества. Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей. Наложения ареста на имущество.
Права и обязанности налогоплательщиков
Права налогоплательщиков, установленные НК и другими актами законодательства о налогах и сборах. Права плательщиков сборов. Ответственность в соответствии с законодательством РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.