До 1931 г. наряду с эвенами известны как тунгусы. Происхождение этнонима эвенк возводят к древним оленеводам увань, которые упоминавшихся в VII в. в китайских источниках, как жители горно-таежных районов Забайкалья. Наряду с общим этнонимом отдельные территориальные подразделения эвенков и их этнографические группы, имеют собственные наименования. Орочен - "оленные" (Забайкалье и Приамурье), илэ (охотники и оленеводы Верхней Лены и Подкаменной Тунгусски), килэ - килен (от Лены до Сахалина), солон - "верхние по течению" (часть амурских эвенков), хамниган - монголо-бурятское обозначение эвенков-скотоводов. Широко известны обозначения эвенкийских групп: бирары, самагиры, манегиры, мурчены и т.д.
Этническая территория эвенков обширна. Западные группы эвенков живут в Томском Приобье, северные - до побережья морей Северного Ледовитого океана, восточные - на Охотском побережье и Приамурье, южные - в Китае и Монголии. Эвенки имеют свою автономию, Эвенкийский автономный округ Красноярского края.
Численность по переписям: 1897 г. - 62.068 (учтены вместе с ламутами и орочонами).
В этнокультурном плане эвенки не являются едиными. Это нашло отражение в письменных источниках, где упоминаются "пешие", "бродячие" и "кочевые" тунгусы. В основе этих отличий лежит хозяйственная направленность различных территориальных групп эвенков, в соотношении основных видов хозяйственной деятельности - оленеводства, охоты и рыболовства. Культурное своеобразие отдельных групп эвенков сформировалось под влиянием соседних народов: самодийцев, якутов, бурят, народов Амура, что приводило к сложению весьма специфических подразделений этого народа (конные группы Забайкалья, "скотные" тунгусы Якутии).
Эвенки имеют ярко выраженные монголоидные черты, при некоторой ослабленности пигментации, что соответствует байкальскому антропологическому типу североазиатской расы. Он имеет значительную древность. Территория его формирования - таежные районы юга Восточной Сибири и северного Прибайкалья. У южных групп эвенков наблюдается примесь центральноазиатского типа, что объясняется их контактами с тюрками и монголами.
Эвенкийский язык входит в северную (тунгусскую) подгруппу тунгусо-маньчжурской группы языков. Широкое расселения эвенков определяет деление языка на диалектные группы: северную, южную и восточную, а контакты с соседними народами, заимствования из языков бурят, якутов, бурят, самодийцев и др.
Взгляды на происхождение эвенков можно разделить на две группы. Первая, полагает, что прародина тунгусов находилась в районе южного Байкала, где их культура развивалась с палеолитической эпохи, с последующим расселением предков тунгусов на запад и восток.
Вторая, рассматривает процесс формирования эвенков, как взаимодействие местного ("протоюкагирского") и пришлого населения - уваней, горно-степных скотоводов восточных отрогов Большого Хингана, которые продвинулось на север во 2 половине I тыс. н.э. В новых географических условиях увани изменили свое хозяйство, перенеся скотоводческие навыки на северных оленей, которых, по свидетельству письменных источников, "впрягали в телеги", а затем стали использовать как вьючно-верховых животных.
В процессе взаимодействия аборигенов и пришельцев происходила интеграция северной промысловой и южной скотоводческой культурных традиций, пришельцы, вероятно, были ассимилированы, поскольку эвенки относятся к байкальскому, а не центральноазиатскому антропологическому типу североазиатской расы монголоидов.
Широта расселения, межэтнические контакты, а самое главное, исходный многокомпонентный состав эвенков, в настоящее время позволяет говорить об отсутствии у них этнического единства. В этой связи, ареал расселения эвенков принято делить по условной границе Байкал - Лена, на западный и восточный. Культурные различия между эвенками этих территорий весьма существенны и фиксируются во многих культурных составляющих: тип оленеводства, орудия труда, утварь, традиции татуировки и т. п., антропологии (байкальский антропологический тип на востоке и катангский на западе), языке (западные и восточные группы говоров), этнонимии.
Другие работы по теме:
Детские картинки
Автор: Шаламов В.Т. Нас выгоняли на работу без всяких списков, отсчитывали в воротах пятерки. Строили всегда по пятеркам, ибо таблицей умножения умели бегло пользоваться далеко не все конвоиры. Любое арифметическое действие, если его производить на морозе и притом на живом материале, - штука серьезная.
Мужская одежда народностей Сахалина
Одежда – часть не только материальной, но и духовной культуры разных народов, вбиравшая их традиции и мировоззрение от самых истоков цивилизации.
Этнический состав населения России
МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.П.ОГАРЕВА Историко-социологический институт КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА На тему: Этнический состав населения России
Эвенки как народ, их обычаи и традиции
Краткая социальная и этнокультурная характеристика эвенкийского народа, их расселение, конфессиональная и языковая принадлежность. Проблема этногенеза эвенков (тунгусов) как одна из сложных проблем российской этнографии. Особенности их быта и традиций.
Этнографический музей Республики Бурятии
Экспозиция этнографического музея народов Забайкалья: археологический комплекс памятников древности, знакомство с бытом и культурой эвенков дореволюционной поры, русский (старожильческий) комплекс, обустройство бурятской усадьбы и уголок живой природы.
Культура эвенков
Описание смешанного местного населения Восточной Сибири. Общая характеристика населения эвенков, их фольклор, описание особенностей одежды. Анализ сказаний эвенков прибайкальского региона. Шаманство эвенков глазами русских наблюдателей XVIII века.
Желтугинская республика
Введение Список литературы Введение Желтугинская республика (Желтухинская республика), которая иногда называется Амурская Калифорния, стихийно образовалась в конце XIX-го века в Маньчжурии (под юрисдикцией которой находился Китай) на берегах реки Желта (китайское название—Мохэ), притоке Албазихи, втекающей в реку Амур.
Топонимика 2
I. Введение Топонимика как наука Географические названия окружают нас с детства. С первых дней нашей жизни они постоянно входят в наше сознание, начиная с названия города, села,
Эвенкия: от древности к современности
Проникновение человека в Эвенкию и его расселение на ее территории шло по долинам рек, прежде всего Нижней Тунгуски и ее притоков. Известны стоянки неолита, эпохи бронзы и железного века в среднем течении Подкаменной Тунгуски.
Население Дальнего Востока
Характеристика демографических процессов на Дальнем Востоке. Динамика рождаемости в регионе. Динамика смертности, влияние ее на демографическую ситуацию. Половозрастная и национальная структура населения Дальнего Востока. Коренные народности Севера.
Экономическая География 9класс
россия-148. 17075,4: украина-52. 603,7: узбекистан-20. 447,4: Казахстан-16.6. 2717,3: Белорусь-10.2. 207,6: Азербайджан-7. 86,6: Грузия-5.5. 69,7: Таджикистан-5.2. 143,1: Молдова-4.4. 33,2: Киргизия-4.3. 200: Туркмения-3.6. 488: Армения-3.3. 29,8: Центральный-30.5: Урал-20.4: С-Кавказ-16.8: Поволжье-16.5: З-Сибирь-15: В-Сибирь-9.2: В-Вятский-8.5: Ц-Ч-7.8: Северный-6.2:
Восточная Сибирь
Географические данные по территории Сибири. Сибирская платформа. Сибирская раса. Восточно-Сибирский экономический район. Западно-Сибирская равнина. Западно-Сибирская нефтегазосная провинция.
Экономика географическая характеристика сельского хозяйства и транспорта Восточно - Сибирского э
Экономико-географическая характеристика сельского хозяйства и транспорта Восточно-Сибирского экономического района. 1) Географическое положение, территория и административно-территориальный состав района. * Природно-ресурсный потенциал: сырьевые, минеральные, гидроресурсы района, их уникальность, количественная и качественная оценка; природные условия Восточной Сибири, влияние их на размещение производительных сил района. * Население и его национальный состав.
Буряты
Самоназвание бурят - буряяд, буряят. Русские называли бурят братскими людьми. Буряты - коренное население Республики Бурятия, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Иркутской области и Агинского Бурятского автономного округа.
Долганы
Самоназвание дулган, происходит от названия одной из родовых групп северных тунгусов.
Ханты
Народ - ханты - в настоящее время проживает в основном в Тюменской области. Их насчитывается около 25 тысяч человек.
Малые народы Севера
Коренные малочисленные народы Севера, проживающие на территории Хабаровского края. Нанайцы живут в Нанайском, Комсомольском, Амурском районах Хабаровского края.
Орочи
Самоназвание нани. Этноним орочи известен с конца ХVIII в. Этимология устанавливается от орон (тунг.),"домашний олень", т.е. "оленные"; орочисал, от оро, орок (ороч.), "новорожденный медвежонок".
Миддендорф Александр Федорович
Миддендорф Александр Федорович (1815-1894) российский естествоиспытатель и путешественник, академик (1850), почетный член Петербургской АН (1865). Исследовал и составил естественно-историческое описание Северной и Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Москвитин Иван Юрьевич
Москвитин Иван Юрьевич (гг. рожд. и смерти неизв.) рус. землепроходец, томский казак. В 1639-41 отряд Москвитина поднялся по рр. Мая и Юдома, пересек хр. Джугджур, вышел к Охотскому морю, и обследовал его побережье.