Название калмак появилось в тюркских языках, оно означает "отколовшийся", поскольку калмыки произошли в результате отделения части населения от монгольских племен. В русских письменных источниках этноним калмык появился в конце 16 в., с конца 18 в. им стали пользоваться сами калмыки.
Самоназвание калмыков - хальмг, оно восходит, видимо, к тюркскому "остаток" (имелись в виду часть ойратов, не принявших ислам). Большинство калмыков проживает в Республике Калмыкия - 146,3 тыс.чел. (45,2% населения) по переписи населения 1989 г.
До 20 в. для калмыков было характерно наличие племенных группировок - дербетов, торгоутов, хошеутов и олеутов. В расовом отношении калмыки - монголоиды, но в отличие от классических моноголоидов благодаря смешению с тюркскими и северокавказскими народами у них чаще встречаются волнистые мягкие волосы, несколько сильнее развита борода, выше переносье.
Калмыцкий язык относится к монгольской группе алтайской языковой семьи. Калмыцкий алфавит был создан в сер. 17 в. на старомонгольской графической основе. В 1925 г. был принят новый алфавит на базе русской графики, в 1930 г. он был заменен на латинизированный, а с 1938 г. и до настоящего времени снова используется русская графическая основа.
Верующие калмыки исповедуют ламаизм, который является ответвлением буддизма, часть калмыков - православные.
Как отдельный этнос калмыки сформировались в результате прихода к нач. 17 в. на Нижнюю Волгу из Западной Монголии части ойратских племен - дербетов, торгутов и др. Здесь они приняли российское подданство. С 1667 в составе России существовало относительно автономное Калмыцкое ханство. Оно было ликвидировано в 1771 г., когда часть калмыков, недовольных притеснениями со стороны российской администрации, ушла на историческую родину. В 1957-1958 гг. калмыки была восстановлена национальная государственность. С 1992 г. ее название - Калмыцкая Республика - Хальмг Тангч.
Основу традиционного хозяйства калмыков составляло кочевое скотоводство. Скот круглогодично содержался на пастбище, с 19 в. стали запасать корм на зиму. С переходом на оседлость стало практиковаться разведение свиней. В Приволжье и на Каспии значительную роль играло рыболовство. Немаловажное значение имела охота, главным образом на сайгаков, а также на волков, лисиц и другую дичь. Земледелием некоторые группы калмыков занимались издавна, но значительной роли оно не играло. Лишь с переходом к оседлости стала расти его роль. Развиты были ремесла, в том числе кожеобработка, валяние войлока, резьба по дереву и др., в том числе художественные - тиснение по коже, чеканка и гравировка по металлу, вышивка.
До начала 20 в. традиционные поселения калмыков (хотоны) имели семейно-родственный характер. Для них была характерна планировка в форме круга из переносных жилищ, в центр его загоняли скот, там же проводили общественные сходки. С 19 в. появились стационарные поселения с линейной планировкой. Основным жилищем кочевых калмыков была юрта монгольского типа.
Мужской одеждой калмыков была рубаха с длинными вшивными рукавами и круглым вырезом ворота, она имела белый цвет, и синие или полосатые штаны. Поверх них носили сшитый в талию бешмет и еще одни штаны, обычно суконные. Бешмет подпоясывался кожаным ремнем, богато орнаментированным серебряными бляхами, он был показателем благосостояния владельца, к поясу с левой стороны подвешивали нож в ножнах. Мужским головным убором была меховая шапка типа папахи или барашковая ушанка. Женская одежда была более разнообразна. Она состояла из белой длинной рубахи с открытым воротом и разрезом спереди до талии и синих штанов. Женской одеждой был также бииз из ситца или шерстяной ткани в виде длинного платья, в талии он стягивался поясом с металлическими накладными бляхами, женщины также носили бирз - широкое платье без пояса. Женской обувью были кожаные сапоги. Многочисленны были женские украшения - серьги, заколки, шпильки и др. из золота, серебра, кости, драгоценных и полудрагоценных камней, мужчины носили серьгу в левом ухе, кольцо и браслет-амулет.
Традиционной пищей калмыков были мясо и молоко. Мясные блюда делались из баранины и говядины, менее употребительны были остальные его виды. Повседневным напитком был джомба - чай с молоком, маслом, солью, мускатным орехом и лавровым листом, он утолял жажду в жару, согревал в холод. Готовили мучные изделия - пресные лепешки в бараньем жиру, борцог - кольцеобразные лепешки, круглые в сечении, целькг - тонкая лепешка обжаренная в кипящем масле или жиру. Там, где калмыки жили у водных источников, преобладали рыбные блюда. Алкогольным напитком была эрк - молочная водка.
Традиционное общество калмыков имело развитую социальную структуру. Оно состояло из нойонов и зайсангов - потомственной аристократии, буддийского духовенства - гелюнгов и лам. Сохранялись родо-племенные отношения, значительную роль в общественных отношениях играли патронимические объединения, которые занимали отдельные поселения и состояли из малых семей. Брак заключался путем сговора между родителями будущих мужа и жены, согласия парня и девушки обычно не спрашивали. Девушку выдавали замуж за пределы своего хотона. Калыма не было, но ценности которые передавала семья жениха семье невесты могли быть значительными.
В религии калмыков наряду с ламаизмом были распространены традиционные верования и представления - шаманизм, фетишизм, культ огня и домашнего очага. Они отразились в частности в календарных праздниках. Один из них связывался с началом весны, он праздновался в феврале и назывался цаган сар. Во время него надевали лучшие одежды, обильно ели и ходили друг к другу с взаимными поздравлениями и благопожеланиями.
В духовной культуре калмыков большую роль играл фольклор, особенно героический эпос "Джангар", исполняемый сказителями-джангарчи, это произведение содержит несколько десятков тысяч стихов.
Другие работы по теме:
Буддизм в России
В начале XVII в. Тибетский Буддизм из Монголии проник на север к бурятскому населению Забайкалья. Вторая линия пришла непосредственно из Тибета.
Народное восстание в романе А. С. Пушкина Капитанская дочка
А. С. Пушкин на протяжении своего творческого пути неоднократно интересовался родной историей, периодами больших социальных потрясений. А в 30 е гг. XIX в. под влиянием неутихающих крестьянских восстаний он обратился к теме народного движения. В начале 1833 г. А. С. Пушкин получил возможность изучить архивные документы о событиях восстания под предводительством Пугачева 1749?1774 гг. и начал работу над историческим трудом и художественным произведением.
Возникновение Царицына
Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию Волгоградский Государственный Технический Университет Кафедра истории Реферат
Этнический состав населения России
МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.П.ОГАРЕВА Историко-социологический институт КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА На тему: Этнический состав населения России
Буряты и Калмыки
Анализ этногенеза бурятского и калмыцкого народов, древней истории края. Изучение особенностей звукового строя языка, духовной культуры, быта, памятников древнетюркской рунической письменности. Описания хозяйственных занятий и верований бурят и калмыков.
Национальный состав Астраханской области
История заселения Астраханского края. Полиэтнический состав астраханского казачества. Астраханская губерния начала XX века. Национальный состав Астраханской области. Основные сведения: Географическое положение и площадь, численность населения, климат.
Кунерсдорфское сражение
Введение 1 Подготовка к сражению 2 Ход сражения 3 Значение Введение Кунерсдорфское сражение 12 августа 1759 — одно из наиболее прославленных сражений Семилетней войны (созданная прусским генштабом «История Семилетней войны» называет его кульминацией всей войны), завершившееся разгромом прусской армии Фридриха II русско-австрийскими войсками.
Беловодье
Белово́дье — легендарная страна свободы в русских народных преданиях. Ассоциируется с ирием — раем древних славян. Именно к нему восходит образ текущей с неба «молочной реки с кисельными берегами» в русских сказках (как и греческий Эридан). Образ Беловодья частично переплетается с образом невидимого града Китежа.
Аштарханиды
Введение 1 Династия Аштарханидов 2 Правители Талукана 3 Правители Балха Введение Аштарханиды, Джаниды, династия ханов Бухары 1599—1753, происходившая от астраханских ханов из дома Джучи. Пришла на смену династии в Шейбанидов в Бухаре.
Национальный состав Российской империи
На 1870-е годы в источниках Российская империя даются следующие сведения о национальном составе России[1][2]. I. Славянские племена 1. Русские (72,5 %, более 86 млн.). Наибольшая доля русских отмечена в Московской промышленной, Центральной чернозёмской, Малороссийской и Озёрной области, в который русское население составляет 94 %; в Северной области (89 %), в Новороссии (87 %), в Белоруссии (85 %), в губерниях юго-западных 80 %, приуральских 80 % и приволжских 75 %.
Бекетов, Никита Афанасьевич
Никита Афанасьевич Бекетов (1729—1794) — генерал-поручик, губернатор Астраханской губернии. Родился 8 сентября 1729 года, сын симбирского воеводы полковника Афанасия Алексеевича Бекетова.
Калмыцкое ханство
Введение Список литературы Введение Калмы́цкое ха́нство, Торгоутское ха́нство — условное название западной, в большей мере торгоутской, части ойратской конфедерации Дөрвн Өөрд, имевшей наиболее тесные связи с Россией[].
Инородцы
Введение 1 Разряды 2 Восточные инородцы 2.1 Оседлые инородцы и жители Средней Азии и Казахстана 2.2 Кочевые инородцы 2.2.1 Степные Думы 2.3 Бродячие инородцы
Змеев, Андрей Иванович
Введение 1 Биография 2 Деятельность на посту коменданта Ставрополя Змеев, Андрей Иванович Введение Андре́й Ива́нович Зме́ев (? — 21 декабря 1742, Ставрополь) — бригадир, первый комендант города Ставрополя (ныне Тольятти).
Джунгарское ханство
Введение 1 История 2 Правители Джунгарии Список литературы Введение Джунгарское ханство — ойратское государство, существовавшее в XVII-XVIII веках на участке территории между озером Балхаш, горами Тянь-Шань и верховьями Иртыша (Джунгария).
Ногайская Орда
Введение 1 Образование Ногайской орды 2 Административное устройство 3 Хозяйство 4 Политическая история Орды 5 Правители Ногайской орды Список литературы
Ефремов, Данила Ефремович
План Введение 1 Биография Список литературы Ефремов, Данила Ефремович Введение Данила Ефремович Ефремов (? — 1760) — войсковой атаман войска Донского с 1738 по 1753 годы.
Тауке-хан
Тауке-хан (1680—1715(18)) — последний хан единого, независимого Казахского ханства. Автор свода законов «Жеты Жаргы» вместе с Толе би, Казыбек би и Айтеке би. Проводит реформу укрепления власти: ослабляет власть султанов, в политике управления государством опирается на биев. Создаёт ханский совет и совет биев.
Ясырь
План Введение 1 Определения 2 Участь пленников 3 Ясырь в культуре Список литературы Введение Ясы́рь (тур. esir, asir) — пленные, которых захватывали турки и крымские татары во время набегов на украинские,русские, белорусские, польские, молдавские земли, а также калмыки, ногайцы и башкиры во время набегов на оседлые поселения Поволжья, Урала и Сибири[1] с XV — до середины XVIII века.
Казахстан в конце XVII – начале XVIII веков
Усиление Казахского государства при Тауке-хане. Свод законов "Жеты жаргы": этапы разработки, специфика и социальное назначение. Экономика Казахстана в ХVII-ХVIII вв., выдающиеся представители общественности и политики того времени, их достижения.
Соляной и рыбный промыслы XVIII века
Изучение истории соляного промысла Нижнего Поволжья. Этапы разработки Эльтонского соляного месторождения. Междуусобные ссоры калмыцких тайшей из-за соляных озер. Развитие рыболовного промысла Центральной России, Верхнего Поволжья и Прибалтики в XVIII в.
Чоросы - ойротские князья
В истории Алтая и Центральной Азии средних веков и нового времени, особенно после распада Юаньской империи (конец XIV в.) и до середины XVIII в., заметную роль играли ойраты (ойроты).
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Описание вторжения фашистской армии на территорию СССР. Предпосылки срыва германского плана молниеносной войны. Карательные меры советского руководства по отношению к военнопленным и отступавшим. Краткая характеристика итогов Великой Отечественной войны.
Легенда о происхождении тибетцев
Тибет является горной и относительно изолированной страной. В начале нашей эры западная часть Тибета была заселена индоевропейскими племенами дардов и монов, которые были близки к индусам.
Пугачев Емельян
ПУГАЧЁВ Емельян Иванович-предводитель крестьянской войны 1773-1775 г. Казак. Родился в станице Зимовейской на Дону. Участвовал в 7-й войне(1756-1763), и в русско-турецкой войне (1768-1770). В 1770 Г. П был произведён в хорунжи в 1772г.-пойман, но вскоре бежал. Весной и летом 1772 жил среди старообрядцев под Черниговом и Гомелем.
Фегезак, Иван Захарович фон
Связать Иван Захарович фон Фегезак — (1720 — 20 января 1774, Буяны, Ставропольский уезд Оренбургской губернии — офицер Российской империи, комендант крепости Ставрополь.
Астраханская область
О регионе. История. География и климат. Экосистема. Экономика. Города. Население.
Республика Калмыкия
Министерство народного образования РФ. Школа № 80 РЕФЕРАТ тема: Республика Калмыкия. Выполнил: Каменский В.С. Класс: 9г Принял (а):_______________
Демографическая ситуация в Поволжском районе
Экономико-географическая характеристика Поволжского экономического района России. Оценка демографической ситуации в Поволжском экономическом районе. Численность населения, динамика рождаемости и смертности. Характеристика современного населения.
Бухгольц Иван Дмитриевич
Бригадир. В 1714 г., в звании подполковника, Бухгольц был послан Петром Великим в Бухарию в качестве начальника экспедиции, имевшей целью произвести разведки о золотом песке на реке Эркети и построить ряд крепостей.