Реферат: Краткие характеристики экономических регионов России - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Краткие характеристики экономических регионов России

Рефераты по географии » Краткие характеристики экономических регионов России

Северо-западный экономический район.

Состав района:

Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская и Псковская области;

200000 км2;

8 млн. человек.

Общие особенности региона:

удобное транспортное положение (Москва, Европа, Восток);

приморское положение;

крупный научный центр (наукоемкость в 3 раза выше средне российской);

большая роль ВПК (более 70 %).

Природные ресурсы:

бокситы;

лесные (45 %);

торф;

водные.

Район беден природными ресурсами.

Население и трудовые ресурсы:

очень высока плотность населения (41 чел. на 1 км2);

повышенный показатель урбанизации (87 % жителей – городское население);

сильный отрицательный прирост (10 % за 10 лет);

высокий кадровый уровень.

Основные отрасли промышленности:

Концентрируются в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

А) Машиностроение (26 % всей продукции района):

судостроение;

электротехническое машиностроение (турбины);

сельскохозяйственное машиностроение (тракторы).

Б) ВПК – оптика, системы наведения.

В) Химический комплекс:

фармация (положительное развитие – 30-40 % прибыли);

производство удобрений.

Г) Лесная отрасль – мебель, бумага).

Д) Товары народного потребления.

Е) Электроэнергетика (работает на привозном сырье, ЛАЭС).

Ж) Транспорт:

ж/д (более 50 % всех перевозок страны);

речной и морской транспорт;

ввоз преобладает над вывозом (отрицательное сальдо);

З) Наличие рекреационного хозяйства – музеи, памятники и пр.

Основные проблемы:

ввоз энергоресурсов;

неудачная конверсия;

недостаток металла;

большая экономическая безработица;

высокий криминальный фон.


Северный экономический район.

Состав района:

Архангельская, Вологодская, Мурманская области, республики Коми и Карелия;

1500 тыс. км2;

6 млн. чел. (самый малочисленный экономический район).

Общие особенности региона:

наличие крупного морского хозяйства;

лесная промышленность (42 % всей бумаги производится здесь);

наличие огромных природных ресурсов (уголь, нефть, газ – Тимано-Печорская нефтегазовая провинция);

экстремальные природно-климатические условия.

Природные ресурсы:

нефть, газ

угольные ресурсы (Печорский угольный бассейн);

железные руды (Кольский п-ов, «Северсталь»);

сырье для цветной металлургии:

бокситы (Средне-Тиманский рудник);

медно-никелевая руда (Кольский п-ов);

редкоземельные металлы;

алмазы (Архангельск);

лес (10 % от всех лесных ресурсов России) – низко технологическое производство;

водные ресурсы.

Население и трудовые ресурсы:

Самый малочисленный район.

плотность населения 4 чел./км2;

высокий уровень урбанизации (76 % городского населения);

резкий отток кадров.

Основные отрасли промышленности:

Резкий спад, падение за последний год на 40 %, общее падение более 50 %.

Причины: распад хозяйственных связей.

Отрасли:

лесная – 21 %;

черная металлургия – 20 %;

электроэнергетика – 13 %;

топливная промышленность – 10 %.

Лесная: одна из главных.

производство бумаги;

мебельное производство (слабо конкурентное).

Металлургическая промышленность:

Череповецкий металлургический комбинат (АО «Северсталь») – 2 место в РФ по удельному весу;

4.5 млн. т. стали ежегодно;

1/6 всего российского проката;

объем прибыли 300 млн. $;

конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке.

Машиностроение:

судостроение для Арктики.

Химическая промышленность:

фосфатные удобрения из отходов металлургии.

Топливно-энергетический комплекс:

Концентрируется в Ненецком автономном округе.

А) угольная промышленность (Печорский угольный бассейн), 1/10 всего российского угля; глубокое залегание, дорогая добыча.

Б) нефть (Тимано-Печорская провинция) – 3 место по добыче и объемам нефти в РФ. Идет рост добычи.

В) электроэнергетика (ТЭЦ на своем угле, Кислогубская приливная электростанция).

АПК:

сельхозугодья занимают 2 % территории района;

животноводство – 80 % (оленеводство);

рыбная промышленность (треска, селедка), 1/5 часть всей российской рыбы.

Транспорт:

ж/д – 70 % грузооборота; вывоз угля, продукции машиностроения; ввоз продуктов пищевой промышленности, ТНП;

газопровод «Сияние Севера»;

Северный морской путь – лес, металлы, продукты питания.

Основные проблемы:

северный завоз, его ухудшение;

кризис в угольной промышленности;

слабая социально-культурная инфраструктура.


III. Центральный экономический район.

Состав района:

- Москва, Московская область

области:

Брянская; Владимирская; Ивановская; Калужская; Костромская; Орловская; Смоленская; Тверская; Тульская; Ярославская.

500 т. км2;

30 млн. чел

Общие особенности региона:

столичное значение;

на пересечении важнейших транспортных путей;

мощная промышленность (1 место по ВВП);

высокая степень освоенности;

высококвалифицированные кадры, наукоемкое производство; большое количество учебных заведений.

Природные ресурсы:

Бедные природные ресурсы.

строительные материалы (известняк);

железная руда (Тула);

имеется бурый уголь невысокого качества (Подмосковный буроугольный бассейн);

торф.

Недостаток топливных ресурсов определяет ввоз нефти и газа.

Население и трудовые ресурсы:

плотность 62 ч./км2 (Москва – 333 ч./км2);

очень урбанизирована (83 %);

очень высококвалифицированные кадры;

наличие существенной безработицы:

ВПК, легкая промышленность, гуманитарии, наукоемкие производства.

Основные отрасли промышленности:

Машиностроение (1 место в РФ):

полный производственный цикл всех подотраслей;

сложное и точное машиностроение (радиотехника, электроника, станкостроение);

автомобилестроение (АЗЛК, ЗИЛ);

ж/д машиностроение (тепловозы – Коломна, пассажирские вагоны – Тверь, вагоны метро – Мытищи);

авиапромышленность (Москва) – сложность сбыта;

с/х машиностроение (трактора, комбайны – сложность сбыта);

станко- и приборостроение.

Химическая промышленность:

удобрения (Воскресенск) – 10 % от российского производства;

нефтеперерабатывающий завод (570 млн. $ - объем реализации);

шинное производство.

Проблемы с энергией и водой.

Легкая промышленность:

1/3 всей российской промышленности;

негатив:

сокращение сбыта;

конкуренция импорта;

сырьевая проблема.

Полиграфическая промышленность:

самая крупная полиграфическая база.

Энергетика:

крупнейшее производство электроэнергии (Мосэнерго на 1 месте в РФ);

мало своих ресурсов, ввоз газа, электроуглей.

Остальные отрасли:

наличие черной металлургии (Новотульский комбинат);

АПК:

зерновые (50 % площадей);

прокормить себя не может, т.е. завоз.

мощная кондитерская промышленность.

транспортная отрасль (1 место по РФ), 11 линий, огромная интенсивность, самые протяженные дороги в РФ;

главный аэромост РФ: Внуково, Шереметьево, Быково, Домодедово;

продукция бытового-культурного назначения: хрусталь, роспись, фарфор, лаковая миниатюра.

Основные проблемы:

ввоз продуктов питания;

ввоз энергоресурсов;

кризис машиностроительного производства;

политические проблемы.


Волго-Вятский экономический район.

Состав района:

Нижегородская, Кировская области;

республики:

Мордовия;

Чувашия;

Марий-Эл.

265 т. км2;

8,5 млн. чел.

Общие особенности региона:

лежит в бассейнах рек Волги и Вятки, т.е. обладает дешевым речным транспортом. Хорошие условия для АПК;

яркая специализация на машиностроение (50 % экономики района).

Природные ресурсы:

Не очень богат.

фосфориты (50 % всех российских запасов);

строительные материалы (гипс, цементный песок);

водные ресурсы;

лесные ресурсы (40 % - хвойные лесы).

Осуществляется ввоз газа, металлов, нефти.

Население и трудовые ресурсы:

плотность выше среднероссийской в 4 раза (31 ч./км2);

высокий уровень урбанизации (70 %);

резкая убыль населения (смертность в 2 раза превышает рождаемость).

Основные отрасли промышленности:

Машиностроение:

автомобильное (Н.Новгород, ГАЗ), объем прибыли 300 млн. $;

судостроение («Красное Сормово», Н.Новгород) – пассажирские теплоходы. Малый спрос;

электротехническое машиностроение:

лампы (Саранск).

Работают на привозном металле.

Химическая промышленность:

шинное производство;

лесохимия;

полимеры, пластмассы.

Лесная промышленность:

Балахнинский ЦБК.

ТЭК:

существенный энергодефицит, ввоз энергии;

ввоз угля, газа, нефти.

АПК:

достаточно сильно развит;

полностью обеспечивает внутренние потребности;

главная отрасль – растениеводство, зерновые культуры;

технические культуры: лен, конопля;

переработка АПК – консервирование.

Сильный износ основных фондов, 2/3 из них еще довоенные.

Транспортное хозяйство:

ж/д – 2/3 всех грузоперевозок;

речной транспорт – 1 место по грузообороту;

трубопроводы (Алметьевск – Н.Новгород (нефть)),

Отрицательное сальдо торгового баланса.

Основные проблемы:

дефицит топливно-энергетических ресурсов;

недостаток металла для машиностроения;

технологическая отсталость АПК.


Центрально-Черноземный экономический район.

Состав района:

Области:

Белгородская;

Воронежская;

Курская;

Липецкая;

Тамбовская.

170 т. км2;

8 млн. чел.

Общие особенности региона:

самая большая железно-рудная база страны (КМА);

АПК хорошо развит – продуктовая база страны.

Природные ресурсы:

железные руды (КМА) на триллионы тонн, длина аномалии – 600 км., очень богатые руды;

медно-никелевые руды (3 место в РФ после Норильского никеля и Кольского п-ова);

почвы (чернозем).

Население и трудовые ресурсы:

47 ч./км2;

средний уровень урбанизации (61 %);

естественная убыль населения.

Основные отрасли промышленности:

Черная металлургия ( с 17 века) на базе КМА:

крупнейшие ГОКи: Лебединский, Михайловский, Стойлинский.

дешевое сырье.

Машиностроение:

многообразный характер:

сложное и точное машиностроение;

авиационная продукция и радиоэлектроника;

металлоемкое производство (50 % в Воронежской области):

горнорудные и сельхозмашины.

Пищевая промышленность:

сахар;

мясо;

плодоконсервирование;

Значительный износ основных фондов до 70 %.

Электроэнергетика:

80 % энергии от АЭС (Курская, Ново-Воронежская);

нехватка нефти, газа, угля, т.е. завоз.

АПК:

снабжает Центральные и Северные районы, 30 % от объемов по РФ;

свекла;

подсолнечник;

зерно;

Транспорт:

выгодное положение на пересечении ж/д путей;

мощный транспортный комплекс;

большой грузопоток.

Вывоз: зерно, сахар, ж/руда;

Ввоз: уголь, удобрения, нефтепродукты.

Основные проблемы:

спад в АПК;

падение сбыта руды и металлов.


Северо-Кавказский экономический район.

Состав района:

Ростовская область;

Краснодарский край;

Ставропольский край;

Республики:

Адыгея;

Дагестан;

Кабардино-Балкария;

Карачаево-Черкессия;

Северная Осетия;

Ингушетия;

Чечня;

18 млн. чел.

Общие особенности региона:

между Каспийским, Черным и Азовским морями;

наличие морского транспорта и курортных зон;

наличие крупного АПК;

нефтехимическая промышленность;

национальная и политическая нестабильность.

Природные ресурсы:

высоко плодородные почвы (50 % чернозема);

газ (Дагестан);

нефть глубокого залегания (Чечня);

вольфрам (Карачаево-Черкессия);

цинк (Северная Осетия);

медь (Дагестан);

мало леса (1/200 часть запасов РФ).

Население и трудовые ресурсы:

самый многонациональный район;

по численности на 3 месте в России;

64 % сельского населения;

большая миграция (беженцы, вынужденные переселенцы).

Основные отрасли промышленности:

АПК (1/6 часть объемов РФ):

Поставка зерна (Краснодар);

1/3 всех плодоовощных культур РФ;

почти все виноградники;

единственный поставщик субтропических продуктов.

Сельхозмашиностроение (Ростсельмаш);

Курортные комплексы (Кавминводы);

Угольная промышленность (восточное крыло Донбасса);

Цветная металлургия (вольфрам, молибден – Тырныауз, цинк - Владикавказ).

Транспорт:

ж/д;

автомобильный транспорт;

трубопроводы (Грозный-Туапсе).

Основные проблемы:

политическая, этническая нестабильность;

высокая миграция населения, безработица;

Северо-Кавказская железная дорога не справляется с грузопотоком (двухколейная);

спад с/х производства;

сокращение спроса на агропромышленную продукции (Ростсельмаш не может реализовать свои комбайны);

большой разрыв в уровне развития территорий (отличие степных от горных).


Поволжский экономический район.

Состав района:

Республики:

Татарстан;

Калмыкия;

Области:

Саратовская;

Самарская;

Волгоградская;

Ульяновская;

Пензенская.

530 т. км2;

17 млн. чел.

Общие особенности региона:

Расположен вдоль обоих берегов Волги;

Запасы нефти в Татарстане;

Высоко развито автомобилестроение;

АПК находится в благоприятных условиях, высоко развит (1 место в РФ по зерну).

Природные ресурсы:

нефть (Ромашкинское, Альметьевское месторождения);

газ (Астраханское месторождение);

соль (Баскунчак).

Население и трудовые ресурсы:

пестрота национального состава;

квалифицированные рабочие кадры.

Основные отрасли промышленности:

Машиностроение (автомобильное):

КАМАЗ;

ВАЗ;

Елабужский автозавод;

Ульяновский АЗ.

Судостроение.

Нефтехимическая промышленность:

Нижнекамский нефтеперерабатывающий комбинат (Татнефть);

Электроэнергетика:

ГЭС (донор Центрального и Уральского районов).

АПК (ведущее место в России):

пшеница;

подсолнечник;

мясо;

молоко;

шерсть;

рыбная промышленность (Астрахань).

Транспорт:

ж/д (много магистралей);

речной транспорт;

газопроводы, нефтепроводы.

Вывоз: газ, нефть, нефтепродукты, автомобили, зерно.

Ввоз: машины, лес, ТНП.


Разделен на зоны:

Приволжье (Ульяновск, Пенза);

Средняя Волга (Татарстан);

Нижнее Поволжье (Астрахань, Волгоград, Саратов, Калмыкия).

Основные проблемы:

относительно благополучный, без проблемный район;

спад в машиностроении, в ТЭК.


Уральский экономический район.

Состав района:

Республики:

Башкортостан;

Удмуртия;

Области:

Свердловская; Челябинская; Оренбургская; Пермская; Курганская;

820 т. км2;

20 млн. чел. (2 место после Центрального района).

Общие особенности региона:

ВПК;

мощный промышленный потенциал (1/3 металлорежущих станков; 35 % чугуна; 1/5 бумаги);

выгодное географическое положение в центральной части России, на пересечении путей на запад и восток;

мощные природные ресурсы (ж/руда, Качканарский ГОК);

старо промышленный район с устоявшимися связями, с большим износом основных фондов (70-75 %).

Природные ресурсы:

нефть (Башкортостан, Оренбург, Пермь);

газ (Оренбург);

уголь (Южно-Уральский угольный бассейн, Копейск – истощенные запасы, среднего качества);

ж/руда (2 место после КМА) – нет крупных и удобных к разработке месторождений;

бокситы (СУБР – 80 % всего сырья, убыточная добыча);

медные руды (Красноуральск, Кировград);

никель (Реж, Уфалей);

цинк (Челябинский электролитно-цинковый завод);

золото, драгоценные минералы (упадок золотодобывающей промышленности);

не рудные полезные ископаемые:

асбест (90 % по РФ);

лес (40 % территории района)

Население и трудовые ресурсы:

75 % городского населения;

высокий уровень образования, подготовки кадров;

рост скрытой безработицы.

Основные отрасли промышленности:

ТЭК:

недостаточная обеспеченность ресурсами;

нефть, газ;

электроэнергетика – Белоярская АЭС;

Черная металлургия:

свое сырье, плюс ввозимое из Казахстана, Кольского п-ова, КМА;

свое месторождение хромитов и ввозимые из Казахстана;

нет коксующихся углей, целиком ввозятся;

комбинаты: Магнитогорский, НТМК, Челябинский, Орско-Халиловский.

Цветная металлургия:

Медная промышленность:

полный цикл переработки (Ревда, Кировград, УЭМЗ, Кыштым, Карабаш);

алюминиевая промышленность (Богословский АЗ, УАЗ – К-Уральский);

титан – ВСМПО.

Машиностроение:

весь спектр машиностроения, около 150 предприятий (буровое, горное, станкостроительное, производство турбин);

Химическая промышленность:

минеральные удобрения, калий, азот (Пермь);

на отходах металлургии;

производство шин;

смолы, пластмассы.

Лесная промышленность:

бумага;

мебель.

АПК:

зона рискованного земледелия;

на юге района – 60 % зерна, картофель. Все для собственных нужд.

Транспорт:

ж/д;

трубопроводы (из Западной Сибири в Европейскую часть) – нефть и газ.

Основные проблемы:

ввоз топливных и энергетических ресурсов;

спад в машиностроении и ВПК;

экологические проблемы;

износ основных фондов.


Западно-Сибирский экономический регион.

Состав района:

Республика Алтай;

Области:

Тюменская (Ханты-Мансийский, Ненецкий округа);

Кемеровская:

Новосибирская;

Томская;

Омская.

2,5 млн. км2;

15 млн. чел.

Общие особенности региона:

Сильно развита топливно-энергетическая база (уголь Кузбасса, нефть Тюмени).

Природные ресурсы:

наличие нефти, газа площадь (нефтяной провинции – 1,7 млн. км2);

среднее Приобъе – Нижневартовск (1/20 всей нефти Сибири);

Приполярный район – Уренгой;

Заполярье – Ямбург;

п-ов Ямал;

район дает ѕ нефти и 9/10 газа от всей добычи по РФ.

Уголь: Кузбасс (600 млрд. тонн – высококачественный, пласты мощные, близко к поверхности);

Руды:

ж/руда (Западно-Сибирский железно-рудный бассейн) – Новокузнецкий и Западно-Сибирский комбинаты;

марганец (Кемерово);

ртуть;

лес (12 % от всей РФ, 75 млн. га).

Население и трудовые ресурсы:

15 млн. чел.

72 % городского населения;

национальный состав: 9/10 русские; ханты, манси, др.

Основные отрасли промышленности:

Нефтегазовый комплекс:

нефтедобыча (Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск);

газ (Надым, Уренгой, Новоуренгой, Ямбург);

нефтепроводы (Сургут-Курган-Самара; Нижневартовск-Красноярск);

газопроводы (Игрим-Серов-Екатеринбург; Уренгой-Челябинск; Медвежье-Казань-Н.Новгород-Москва; Уренгой-Минск-Западная граница).

Угольно-металлургический комплекс:

Кузбасс – высококачественные коксующиеся угли;

Кузнецкий и Западно-Сибирский металлургические комбинаты, полный цикл переработки.

Машиностроение:

нефтегазовое и угольно-добывающее;

энергетическое (турбины, котлы);

Лес:

на базе огромных запасов;

вдоль ж/д магистрали;

большое производство фанеры.

АПК:

собственные потребности удовлетворяются частично картофелем, овощами, зерновыми;

полный ввоз теплолюбивых растений.

Подрайоны:

Кузнецко-Алтайский район (Кемерово, Новосибирск, Алтай);

Западно-Сибирский район (Тюмень, Омск, Томск).

Основные проблемы:

не адекватность специализации машиностроения нуждам региона;

не достаточное обеспечение продовольствием, ТНП, низкий уровень АПК;

есть проблемы во взаимоотношениях с автономными округами.


Восточно-Сибирский район.

Состав района:

Республики: Тува; Хакасия; Бурятия.

Области: Иркутская; Читинская; Красноярский край.

4,1 млн. км2;

9 млн. чел.

Общие особенности региона:

огромная территория (тундра, вечная мерзлота);

много природных ресурсов, но слабо освоенных.

Природные ресурсы:

Уголь: 3,7 трлн. т. (1/2 всей России);

Канско-Ачинский бассейн (вдоль Транссиба) открытый способ;

Минусинский бассейн (вверх по Енисею) шахты;

Иркутское месторождение;

Тунгусский бассейн (между Леной и Енисеем) – очень слабо освоен.

Нефть: Иркутская область, Эвенкия – добыча не ведется;

Энергетические ресурсы: мощные ГЭС (Енисей, Ангара и др.);

Ж/руда: богатые магнетиты (по Ангаре);

Руды цветных металлов: свинцово-цинковые (Красноярский край); медные руды; никель (Норильска); бокситы; молибден и олово; золото.

Лес (1 место в РФ): Ѕ объема заготовок леса по РФ, 50 % территории района, 93,6 % леса – хвойные;

Водные ресурсы – озеро Байкал, Енисей, Ангара и пр.

Население и трудовые ресурсы:

9 млн. чел.;

плотность – 2 ч./км2;

72 % городского населения;

высокий уровень безработицы;

многонациональный состав.

Основные отрасли промышленности:

Специализация – заготовка сырья, первичная обработка.

ТЭК:

уголь (Канско-Ачинский бассейн);

Электроэнергетика:

крупнейшая ГРЭС;

крупнейшие ГЭС: Саяно-Шушенская, Красноярская, Братская, Усть-Илимская.

Характерно: большая часть энергии вывозится; основа для работы алюминиевых предприятий в этом районе.

Горно-металлургический комплекс:

медь и никель (Норильский никель – 1 место в мире по никелю, 2 место в РФ – по черновой меди);

алюминий – самая большая алюминиевая база страны (Красноярский АЗ, Братский АЗ, Саянский АЗ, Шелеховский АЗ).

Особенности: дешевая электроэнергия, заводы-сверхгиганты, частично используется свое сырье. Ачинский глиноземный завод.

Лесная промышленность:

много сырья; низкая себестоимость (на 20 % ниже, чем по РФ); расположение вдоль Транссиба (близко к транспорту, но и много не освоенных территорий).

Машиностроение:

машиностроительные и ремонтные заводы;

производство грузовых вагонов (Абакан);

Химическая промышленность:

на запасах леса - бумага (Братский ЦБК);

синтетический каучук; производство шин; азотные удобрения.

АПК:

большие площади под пашнями, низкие урожаи;

пшеница, рожь, ячмень.

Транспорт:

ж/д (Дальний Восток и Центральная Россия) – Транссиб;

речной транспорт, выход к Севморпути по Енисею;

автомобильный (слабо развит).

Вывоз: лес, руда.

Ввоз: машины, продовольствие, ТНП

Основные проблемы:

не достаточно развита инфраструктура социального, бытового обеспечения, дорожного хозяйства;

отставание машиностроения и несоответствие внутренним потребностям региона;

низкая технологичность лесной промышленности;

завоз продовольствия;

институциональные проблемы в алюминиевой отрасли (передел собственности);

задолженности по оплате региону за электроэнергию (является энергетическим донором);

толлинг.


Дальне-Восточный экономический район.

Состав района:

Республика Саха (Якутия);

Приморский край;

Хабаровский край (с Еврейской АО);

Области:

Амурская;

Камчатская (с Корякским АО);

Магаданская (с Чукотским АО);

Сахалинская

6,2 млн. км2;

7,5 млн. чел.

Общие особенности региона:

удаленность района от центра;

огромная слабо освоенная территория;

отраслевая специализация цветной металлургии;

добыча алмазов;

рыбная промышленность.

Природные ресурсы:

ж/руда – Саха;

золото (Колыма, Амур – руда и россыпи);

алмазы (Саха);

уголь;

нефть, газ – добываются не в полной мере, много ввозят.

Население и трудовые ресурсы:

7,5 млн. чел.

плотность 1,2 ч./км2 (в Саха – 0,2-0,8 ч./км2);

разнообразный национальный состав с преимуществом русского населения.

Основные отрасли промышленности:

Цветная металлургия (ведущая):

олово (Депутатское);

свой ГОК;

свинцово-цинковые руды (Приморье);

вольфрам.

Алмазодобыча («Алмазы России»);

Рыбная промышленность (1 место в РФ);

Лесная и деревообрабатывающая промышленность (Хабаровск, Приморье, Амурская область);

Машиностроение:

судоремонтные заводы, для собственных нужд;

энергетическое.

АПК (преимущественное развитие на юге):

зерно, яровые пшеницы, озимая рожь, овес;

пушное звероводство.

Транспорт:

ж/д (80 %) – БАМ, Транссиб;

речной (р. Лена – связь между Северным ледовитым океаном и БАМ);

автомобильный – плохо развит;

авиатранспорт – огромное значение из-за удаленности района от большой земли.

Ввоз: отрицательное сальдо – ТНП, продукцию машиностроения, продовольствие, энергетические ресурсы;

Вывоз: лес, цветные металлы.

Основные проблемы:

напряженность топливно-энергетического баланса;

неразвитость собственных запасов сырья;

территориальная удаленность, разрыв хозяйственных связей;

высокие транспортные тарифы;

энергодефицит;

недостаточно развито машиностроение;

диверсификация развития территорий.