Реферат: Понятие и значение конституционализма - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Понятие и значение конституционализма

Рефераты по государству и праву » Понятие и значение конституционализма

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)


Кафедра теории государства и права


Контрольная работа


по дисциплине: «АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА»

на тему: Понятие и значение конституционализма


Выполнил (а):

студент (ка) гр. ЮГПСв-091

И.К. Пушкарева

Проверил (а):

доктор юридических наук,

доцент Ю.В. Ким


Кемерово 2010 г.

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)


Рецензия

на контрольную работу

(для студентов заочной формы обучения)


Дисциплина «Актуальные проблемы современного конституционализма»

Ф.И.О. студента И.К. Пушкарева

Курс 2 Шифр 030501 Специальность юриспруденция

Дата сдачи контрольной работы «____» ________________ 2010 г.

Оценка _____________________

Замечания __________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________


Преподаватель д.ю.н., доцент Ю.В. Ким

(ученая степень, звание, Ф.И.О.)


«_____» _____________ 2010 г. ______________________

(подпись)


Содержание

Тема: Понятие и значение конституционализма

1.Теоретические основы конституционализма…………………………..4

1.1 Сущность и основные принципы конституционализма……………..4

1.2 Исторические основы конституционализма………………………….7

1.3 Модели современного конституционализма…………………………10

2. Особенности российского конституционализма………………………12

2.1Происхождение и основные этапы эволюции………………………..12

2.2 Особенности советского периода……………………………………..16

2.3 Особенности российского конституционализма……………………..19

Список литературы…………………………………………………………….22


1.Теоретические основы конституционализма

1.1 Сущность и основные принципы конституционализма.

Своим происхождением термин «конституционализм» обязан американской политико – правовой мысли. Основатели Конституции США 1787 г. обозначали им верховенство писаной конституции над издаваемыми законами и иными правовыми актами1. Конституционализм – это многоаспектное понятие. С одной стороны он означает, что в обществе имеется основной закон государства (конституция), призванный правовым путем регламентировать взаимоотношения общества и личности с властью. Однако с содержательной точки зрения под конституционализмом понимается не просто система установленных в обществе конституционных порядков, а конституционный режим функционирования государства.

В стране может быть конституция, но может не быть конституционализма, и наоборот. К примеру, Великобритания не имеет конституции и конституционного суда, строгого провозглашения теории разделения властей и т.д., но есть практика конституционализма. В то время как, некоторые республики бывшего СССР имеют весь набор конституционных ценностей, вплоть до конституционного суда или комитета конституционного надзора, однако говорить о развитом конституционализме преждевременно. Совокупность принципов, ограничивающих властное могущество государства и определяющих взаимоотношения между гражданским обществом и властью отражает понятия конституционализма. (2, с.34).

В Западной политологии обычно выделяют следующие основополагающие принципы конституционализма:

- принцип суверенитета народа.«Мы, Народ… устанавливаем и учреждаем эту Конституцию» 2. В гражданском обществе народ суверенен, т.е. над ним не довлеет никакой власти, кроме власти собственной воли и силы объединения. Суверенитет народа есть выражение юридической и фактической принадлежности всей власти народу. Народ на определенных условиях передает полномочия на распоряжение властью (не саму власть) и на определенное время (до новых выборов) своим представителям. При этом, как сказано в ч. 4 ст. 3 Конституции РФ, "никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону"(1). Народовластие предполагает, что общество в целом (народ) или его часть реализует власть, т.е. осуществляет непосредственно или через своих представителей управление делами общества и государства, добиваясь таким образом удовлетворения общих и не противоречащих им (3).

- принцип господства права или принцип правового государства означает, что все государственные органы и должностные лица – это всего лишь толкователи и исполнители конституции. Представительный орган, которому теоретически принадлежат неограниченные законодательные полномочия, – это прежде всего инструмент для придания праву, существующему независимо от государственной власти, законной формы. Данный принцип относятся не только к правам и свободам субъекта и гражданина, но в равной степени распространяется и на правителей. Для охраны прав и свобод личности творцы Конституции разработали защитный механизм, не позволяющий отдельным лицам или государству преступать границы этого основного закона страны.

- принцип разделения властей предполагает организационную независимость трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Согласно этому принципу никакая ветвь власти не может пользоваться правами, предоставленными конституцией для другой ветви власти. Все три ветви власти, функционируя автономно друг от друга, обладают механизмами взаимного контроля и уравновешивания в процессе их взаимодействия. Разделив полномочия государства между тремя независимыми ветвями власти – законодательной, исполнительной и судебной, творцы Конституции исключили возможность монополизации одной ветвью двух остальных3 (3а; с.22)

- принцип консенсуса предполагает согласие населения с данной формой правления, с данной конституционной политической системой. В политологии в этой связи современные государства подразделяются на консенсусные, частично консенсусные и неконсенсусные. Степень консенсусности основана на том, как долго общество развивается без революционных потрясений.

- принцип легитимности связан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением. Термин "легитимность" не имеет строго юридического содержания и не фиксируется в конституциях. В отличие от легальности, которая является юридическим обоснованием власти, ее норм и законов, легитимность отражает степень соответствия власти ценностным представлениям о ней большинства граждан. Конституционализм легитимирует государственную власть, утверждая ее правомерность. Принцип легитимности связан с принципом консенсуса: если в обществе преобладает консенсус (т.е. согласие населения с данной формой правления, конституционной системой в целом), то существующая форма и режим правления легитимны. Доверие или недоверие к власти обычно формирует соответствующее отношение к конституции и наоборот. Разумеется, эта зависимость не абсолютна. Известны случаи, когда защита конституции означала противостояние власти и превращалась в мотив поведения различных политических сил и граждан. Тем не менее, кризис легитимности политической системы не может не отразиться на легитимности конституции4.

- принцип плюрализма предполагает многообразие субъектов экономической, политической и культурной жизни общества. Многочисленные "заинтересованные группы", в том числе политические партии, движения и государственные органы, в процессе взаимодействия сталкиваются, конкурируют и уравновешивают друг друга на основе демократического порядка, соблюдение которого, обусловленное консенсусом, является важным условием плюрализма. Содержание принципа плюрализма можно кратко выразить как единство в многообразии. Наличие в обществе плюрализма предотвращает монополизацию власти в одних руках.

- принцип федерализма характерен только для государственных территориально - политических сообществ с федеративным устройством. Федеративное устройство является высшей формой автономии частей государства внутри единого государственного целого. С точки зрения конституционализма принцип федерализма обычно рассматривается как разграничение государственной власти по вертикали – между центральными (федеральными) органами и региональными органами власти. Как и разделение власти между ветвями правления по горизонтали, принцип федерализма используется в конституционном государстве как средство, препятствующее монополизации и злоупотреблению власти.

Исходя из всего вышесказанного можно подвести итоги и определить конституционализм как систему идей и взглядов, отвечающих принципам демократического развития устройства государства, организации в нем власти и взаимоотношений последней с гражданами.


1.2 Исторические предпосылки становления конституционализма.

Конституционализм исторически предшествовал созданию конституций. По своему происхождению конституционализм является феноменом правовой культуры именно западного общества, и его эволюция неразрывно связана с развертыванием процесса модернизации - становления и поэтапной трансформации индустриальной общественной системы

Становление конституционализма, как особого типа правового сознания, началось еще в XVI-XVII вв. с развертыванием процесса секуляризации общественного сознания. Это связано с распадом традиционной картины мира. Человек из объекта и орудия «промысла Божьего» превращался в своих глазах в активного субъекта, имеющего полное право распоряжаться собственной судьбой и отстаивать собственные интересы в общении с другими людьми. Образ Бога, интуитивно доступный и понятный средневековому человеку, приобретал все более абстрактные черты. Сама вера постепенно становилась предметом осмысленного выбора каждого отдельного человека. На смену универсализму религиозных норм приходил универсализм норм права.

Представления о праве было тесно связано с признанием самодостаточности индивидуального опыта личности. Эта установка нашла выражение в концепциях естественных прав и народного суверенитета. Естественным, т.е. врожденным и неотчуждаемым, признавалось право каждого человека на самосохранение и самореализацию, осознанный свободный выбор собственной судьбы. Равенство людей в естественном стремлении к отстаиванию собственного интереса способствовало созданию гражданского сообщества, основанного на договорном принципе отношений. Правомерным в таком сообществе становилось поведение, позволяющее человеку добиваться своей цели, не нарушая естественного права остальных людей. Источником права соответственно признавалось не чье-либо волеизъявление, а сам естественно возникший порядок гражданских взаимоотношений. В качестве суверена, т.е. верховного и абсолютно легитимного носителя власти, также рассматривалось конкретное гражданское сообщество (народ, нация), имеющее право учреждать такую форму правления, которая отвечала бы его интересам.

Принцип народного суверенитета и представление об учреждающей функции гражданского сообщества заложили основу конституционной идеологии. Однако для окончательного становления доктрины конституционализма необходимо было решить явное противоречие, возникающее в рамках новой системы правопонимания. Быстрая эмансипация личности и различных социальных групп вызывала нарастающую конфликтность в обществе. Реализуя свое естественное право «быть собою», человек рисковал оказаться в ситуации «войны всех против всех». Поэтому гражданское общество было заинтересовано в наличии нейтрального арбитра, жесткого и последовательного в своих властных действиях. В такой роли и представлялось государство. Однако превращение государства в абсолютного властителя также противоречило интересам гражданского общества. Тем самым, возникло амбивалентное отношение к государству - в нем видели залог социального порядка и, одновременно, естественную угрозу интересам личности. Конституционализм стал доктриной, призванной решить эту проблему на основе принципа правого формализма.

Сущность принципа правого формализма заключалась в отделении процесса правотворчества от государственной бюрократии. Государство становилось лишь одним из субъектов открытого правового пространства наряду с индивидами и социальными группами. Его деятельность должна была стать подзаконной. Поэтому наряду с текущим законодательством, воплощающим государственную волю, складывалось, «основное законодательство», или конституционное право, не подлежащее изменению в силу тех или иных государственных интересов. Конституционное право должно было принять на себя функции универсального коммуникатора в обществе, не усредняющего индивидуальные и групповые интересы, но обеспечивающего их сопряженность, соотнесенность с универсальными нормами поведениями.

Основной целью конституционализма оставалась защита гражданского общества от угрозы государственной тирании, закрепление правового характера государственности. Поэтому первоначально конституционное строительство сосредоточилось на проблемах государственного устройства, распределении властных полномочий, определении процессуальных особенностей их осуществления, границ государственной компетенции, стратегических целей государственной политики. К началу XX в. в развитии конституционализма наступил перелом. Правовая культура индустриального общества окончательно вытеснила остатки сословно-корпоративного мышления. Идея народного суверенитета восторжествовала как универсальная основа правовой идеологии. Отныне любая политическая система могла быть признана легитимной лишь на основе провозглашения принципа «народовластия». Даже при сохранении монархического, строя ключевой задачей власти стала признаваться зашита интересов народа. Апелляция (реальная или формальная) к мнению народа, стремление опереться на систему народного представительства или на механизм прямой политической мобилизации масс вошли в обязательный арсенал всех ведущих политических сил. На протяжении XX в. даже самые жесткие диктатуры рассматривались их создателями как системы «подлинного» народовластия. Но проблема заключалась в возможности совершенно разной трактовки самого понятия «народ», определении границ правосубъектности индивида, социальных групп и нации в целом.


1.3 Модели современного конституционализма

В настоящее время можно следующие установившиеся модели конституционализма: англо-американскую, евро-континентальную, российскую.

Англо-американская модель конституционализма является более ранней. Акцентирует внимание на свободе как доминирующей ценности, не допускает вмешательства государства в жизнь гражданского общества, которое само определяет задачи государства (4, с. 38). В период становления конституционного правления в этих странах центральной фигурой гражданского общества становится свободный человек-собственник, предоставленный самому себе, способный самостоятельно решать собственные проблемы. Поэтому идея суверенитета личности, защита его естественных прав и свобод, невмешательства государства в пространство свободы человека и жизнь гражданского общества составили фундаментальную основу англо-американской модели конституционализма. Суверенная личность доминирует над гражданским обществом, а оно в свою очередь над государством - такова схематичная модель англо-американского конституционализма. Другими словами, для этой модели конституционализма характерно сильное гражданское общество и зависящее от него государство.

Однако в дальнейшем, когда возникли проблемы правового регулирования отношений между трудом и капиталом, предотвращения тенденции монополизации в какой-либо сфере жизни общества, активной и эффективной борьбы с массовой организованной преступностью, ограждения государственной политики от проникновения в неё власти денег, предотвращения разрушающих экономику кризисов, в англо-американской модели конституционализма нашла своё отражение идея регулирующего государства (5, с.98).

Принципиально иные отношения между государством и гражданским обществом складывались в странах континентальной Европы. Здесь в отличие от Великобритании и США, где господствовали традиции «мягкого» государства, в силу ряда объективных исторических условий стояла задача укрепления и усиления государственной власти, способной поддерживать социальный порядок и защищать свои территории. Поэтому в основе евро-континентальной модели конституционализма лежит идея сильного государства, которая нашла своё отражение в концепции правового государства. Эта концепция была сформулирована и получила наибольшее распространение в Германии, которая была центром политической мысли Центральной и Восточной Европы (6, с.102).

Теория правового государства в трактовке германских государствоведов соединяет в себе идею гражданских прав и свобод личности с традицией сильной государственности. Свобода индивида ставится в зависимость от силы государства, поскольку, лишь будучи сильным, государство способно гарантировать защиту прав человека, его индивидуальную свободу, порядок в обществе. Только в условиях политического порядка личность имеет возможность свободного развития. Другими словами, без сильного государства не может быть подлинной свободы, но государство призвано поддерживать порядок в обществе на основе конституции, уважения и защиты естественных прав личности, разделения властей, равенства всех перед законом. Евро-континентальная модель конституционализма (Западная Европа) основана на идее государственного порядка и национального единства, особой роли государства, обеспечивающего свободу личности.

Таким образом, несмотря на существенные различия в рассмотренных выше моделях, конституционализм является системой реально существующих, базирующихся на праве механизмов, определяющих и регулирующих взаимоотношения между государством и гражданским обществом, способствующих сохранению стабильности и поддержанию социального порядка (7,с. 66).


2. Особенности российского конституционализма


2.1Происхождение и основные этапы эволюции

Категория «конституционализм» применялась для характеристики конституционной истории России и рассматривалась как политическая система, «при которой власть монарха в государстве ограничена народным представительством (парламентом)». С учетом отмеченных особенностей, эволюцию конституционализма в России представляют в виде следующих этапов:

· Этап дворянского или правительственного конституционализма, который включал возникновение конституционных идей, разработку проектов конституции дворянской оппозицией;

· этап монархического конституционализма в условиях думской монархии (1906 - февраль 1917 года);

· этап советского конституционализма, функционирующего в условиях однопартийной политической системы;

· переходный период от советской республики и советского государственного права к демократическим институтам конституционного права (1989-1993 г.г.);

· этап современного демократического конституционализма после конституционной реформы 1993 года (8, с. 113).

В правовой литературе начало дворянского конституционализма обычно связывают с подготовлением членами Верховного тайного совета «Кондициями» в 1730 году. Это была первая попытка дворянского ограничения самодержавия. Впервые в истории России именно в “Кондициях” говорится о неприкосновенности частной собственности. Эта идея заимствована из трактата Локка: “вышняя власть не может взять ничьего имения собственного, без согласия того человека, потому что охранение своего имения есть причина правительству, и того ради вступает в гражданство” (9, с. 204). Важно отметить, что взбудораженное «Кондициями» российское «шляхетство» раскололось в своем отношении к планам «верховников». Используя этот раскол, императрице Анне удалось в конце концов восстановить самодержавие, хотя явившаяся к ней 25 февраля 1730 года депутация «шляхетства» просила императрицу собрать дворянский сейм, для того чтобы «согласным мнением по большим голосам форму Правления Государственного сочинить» (10,с. 29).

Следующий этап в развитии идей ограничения власти монарха связан с правлением Екатерины II. Одним из наиболее ярких событий этого периода были созыв и работа Комиссии по составлению нового Уложения.

В своей деятельности Комиссия должна была руководствоваться специальным «Наказом», написанным самой Екатериной II, в котором она обосновывала необходимость в России самодержавия, но с обязательным воплощением принципа разделения властей и охраной «естественной вольности» людей Екатерина II ввела новое административно-территориальное деление, которое основывалось на централизации и децентрализации управления, причем местным органам управления (самоуправления) предоставлялись весьма широкие полномочия и права.

Как на реформу местного самоуправления, так и на развитие конституционных отношений между властью и населением, оказало влияние полное оформление сословий, завершенное двумя «Жалованными сословными грамотами» от 21 апреля 1785 года, адресованными дворянству и городам. Именно после издания «Жалованной грамоты» в 1785 году «появилось, таким образом, во всей России сословие, за которым признавалась гражданская свобода, и члены которого располагали гражданскими правами» (11, с.34).

Таким образом, в результате реформ местного управления резко обозначился его сословно-представительный характер. Сословия просуществовали вплоть до 1917 года, дворянство стало руководящим классом в местном и центральном управлении. Дворянин господствовал в местном управлении как выборный представитель своего сословия, с одной стороны, и как назначенный верховной властью чиновник, с другой стороны (12, с. 373-375).

Далее процесс государственного переустройства и организации представительных учреждений воплощалось при Александре I в конституционных проектах М.М. Сперанского о создании законодательного собрания в виде Государственного Совета и Государственной Думы из представителей, выбранных через посредство волостных, окружных и губернских дум. «Законодательное сословие, - писал Сперанский, - должно быть так устроено, чтобы оно не могло совершать своих положений без державной власти, но чтобы мнения его были свободны и выражали бы собою мнение народное. Сословие судебное должно быть так образовано, чтобы в бытии своем оно зависело от свободного выбора и один только надзор форм судебных и охранение общей безопасности принадлежало правительству. Власть исполнительная должна быть вся исключительно вверена правительству, но поелику власть сия распоряжениями своими под видом исполнения законов не только могла бы обезобразить их, но и совсем уничтожить, то и должно ее поставить в соответственности власти законодательной»

В соответствии с предложениями был учрежден и созван в 1810 году Государственный Совет, главной задачей которого стало рассмотрение законодательных актов, но проект преобразований в полном объеме не был осуществлен.

В 1815 году графом Н.Н. Новосильцевым был подготовлен проект конституции, получивший название «Государственная уставная грамота Российской империи». В основу проекта были взяты некоторые положения Польской конституции, введенной в 1815 году. Грамота предусматривала ограничение императорской власти, установление принципа законности в государстве, провозглашение прав и свобод граждан. Однако данный проект, который готовился в строжайшей тайне, так и не был претворен в жизнь. Члены тайных обществ предложили ряд конституционных проектов, из которых наиболее важными являются два. Южное общество предлагало в качестве конституции «Русскую правду» П.И. Пестеля, проект установления унитарной республики. Северное общество предлагало менее радикальный проект - «Конституцию» Н.М. Муравьева, проект преобразования России в конституционную монархию с федеративным устройством.

Оба декабристских конституционных проекта ставили перед собой задачу государственных преобразований социального и политического устройства в России (13, с. 101-102).

Возможность преобразования абсолютной монархии в конституционную появилась в 1904-1906 годах под влиянием освободительного движения и Первой русской революции. Идея конституции в России была реально воплощена в образе Основных государственных законов. Не именуясь конституцией, они фактически таковыми являлись: они закрепляли государственное устройство Российской Империи, ее государственный язык, существо верховной власти, права и обязанности российских подданных, порядок законодательства, принципы организации и деятельности центральных государственных органов - Государственного Совета и Государственной Думы, Совета министров и министерств.

Государственная дума и реорганизованный Государственный совет в определенной степени являлись парламентскими учреждениями. Государственный совет и Государственная дума обладали правом законодательной инициативы, ограничивали Императора в законодательной области, обладали достаточно широкими полномочиями в бюджетной сфере.

После свержения самодержавия в 1917 году в России была ликвидирована традиционная основа государственности и потребовалась большая работа по формированию конституционного поля.

Необходимо отметить, что в период между 1861 и 1917 годами социальная структура российского общества явно преобразилась, и что наблюдался прогресс в реализации некоторых основных прав и свобод, стало формироваться гражданское общество. Но на основе анализа нормативного материала можно сделать вывод, что хотя в России и были провозглашены основные права и свободы, проблема состояла в отсутствии механизмов их реализации, гарантий и защиты.


2.2 Особенности развития конституционализма в советское время.

В Советский период вопросы, связанные с конституционализмом, продолжают привлекать научный интерес, но его в России характеризуется отказом от принцип разделения властей, как крайне чуждый и несовместимый с социалистическим государством.

Но в конце 1920-х – начало 1930-х гг. проблематика конституционализма и конституционного строя надолго исчезает из отечественной научной литературы. Причины этого заключаются в утверждении административно-командной системы, установлении фактического и правового произвола, создании тоталитарного политического режима с присущим ему произволом властей.

Из различных сторон конституционализма разрабатывавшихся в советский период особо необходимо выделить конституционный контроль. Научный интерес к данной проблеме был обусловлен возникновением и развитием института конституционного контроля, который был впервые зафиксирован в Конституции РСФСР 1918 г.5

Главным моментом являлся вопрос о конституционности и несоответствии правовых актов Конституции. Существовало две точки зрения (ограничительно толкующая понятие конституционности и расширительно). Согласно первой, лишь прямое и непосредственное нарушение Конституции положениями нормативных актов дает повод считать тот или иной акт неконституционным. В соответствии со второй точкой зрения (согласно которой пошла практика осуществления конституционного контроля), не только прямое, но и косвенное нарушение Конституции, состоящее в нарушении вытекающих из Конституции законов и всего остального законодательства, является основанием для признания того или иного акта неконституционным (14, с.22).

Функции наблюдения «за проведением в жизнь Советской Конституции» принадлежали Всероссийскому съезду Советов и Всероссийскому центральному исполнительному комитету. Последний являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом РСФСР.

После образования СССР правом осуществления конституционного контроля стали обладать его высшие органы государственной власти – съезд Советов СССР, Центральный Исполнительный Комитет СССР и Президиум ЦИК СССР.

Разработка проблем конституционного контроля постепенно исчезает из научных работ. Хотя Конституция СССР 1936 г.6и содержала данный конституционно-правовой институт. Осуществление конституционного контроля в пределах СССР относилась к компетенции Верховного Совета и его Президиума (п. «г» ст. 14). Конституции союзных и автономных республик контроль за их соблюдением формально возлагали соответственно на Верховные Советы и их Президиумы союзных и автономных республик9. Эти полномочия указанных органов были сохранены и в Конституции СССР 1977 г.

Только в 1990 г. впервые был создан специализированный орган конституционного контроля – Комитет конституционного надзора СССР. Данный орган обладал лишь правом приостанавливать, а не отменять признанные им неконституционными правовые акты, за исключением актов, нарушающих основные права и свободы человека. А в 1991 г. был сформирован Конституционный суд России.

С середины 1970-х гг. вновь происходит обращение к проблеме конституционализма. Начинается разработка понятия «социалистический конституционализм».

В советской юридической литературе стали выделяться и противопоставляться друг другу два типа конституционализма – конституционализм буржуазный и пришедший на его смену конституционализм социалистический. Отличительной чертой в развитии теории социалистического конституционализма (вплоть до конца 1980-х гг.) явилось положение о полной несовместимости и антагонистичности теории общенародного социалистического государства с теорией правового государства, которая является по своей природе буржуазной (15,с.456-457). На рубеже 1970-1980-х гг. в науке конституционного права сложилось более или менее четкое представление о понятии конституционализма, как о широком системном образовании, имеющего различные стороны, аспекты единого целого.

В начале 90-х гг. XX в. появились качественно новые тенденции в процессе конституционного развития Российской Федерации. Сформировались основные элементы дальнейшего развития конституционного строя России, которыми являются народовластие, разделение властей, республиканская форма правления, многообразие форм экономической деятельности, федерализм и т. д.

Принципиально новым в становлении конституционного строя новой России является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Не человек должен служить власти, а власть должна стоять на защите прав и свобод человека, ибо, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека есть теперь главная обязанность государственной власти (ст. 2 Конституции РФ 1993 г.).

Однако демократическая конституция не только устанавливает пределы действия государства, компетенцию его основных органов и степень их вмешательства в жизнедеятельность человека, но и являет собой юридические основы незыблемости гражданского общества, прав человека. Конституционный строй должен способствовать нормальному, естественному, объективно благоприятному процессу развития общества, а не служить ему тормозом или же дестабилизировать его (2, с. 62).


2.3 Особенности российского конституционализма


Сегодня в России конституционно утвердился принцип разделения властей, что означает такое ее распределение, когда невозможна монополизация какой либо из ее ветвей. Реформы в России обрели необратимый характер. В прошлое ушло конституционное закрепление лишь одной из форм собственности – социалистической общенародной собственности. Проведенные экономические преобразования, несмотря на ряд сложностей, и зачастую отрицательных последствий для населения, привели к реальному становлению различных форм собственности (частной, государственной, муниципальной и иных).

Начали складываться и развиваться, хотя и не без проблем, реальные федеративные отношения. Федерализм теперь воспринимается как исторически сложившееся государственное единство народов Российской Федерации, которое не сводится только к ее субъектам, а охватывает также институт национально-культурной автономии, систему связей с местным самоуправлением. Федерализм призван способствовать не только децентрализации системы управления, но и ее демократизации, широкому вовлечению населения в процессы принятия решений на всех уровнях организации государственной власти.

Россия не относится к странам с «формальной» юридической традицией, поэтому было бы неверно российский конституционализм сводить главным образом к специальному юридическому закреплению демократического механизма власти, прав и свобод человека и гражданина и т. д. Это было бы неверно, так как конституционализм также есть такое состояние общественных отношений, которое достигается в результате точного соблюдения конституционных предписаний, т. е. реального воплощения идей демократического конституционного государства, а не просто их формальное наличие в Конституции, конституционном законодательстве (16).

Конституция любой страны должна основываться на собственной идеологии, отражающей духовно-нравственные закономерности данного народа. Поэтому вызывает определенные опасения тот факт, что Конституция РФ 1993 г. в общественном сознании населения продолжает оставаться лишь законом регламентирующим работу центральных государственных законодательных, исполнительных, судебных и других органов. Важным представляется, чтобы в стране было развито глубокое почитание связанности государства и общества правом, законом. Только тогда конституционализм в России приобретет в полной мере либеральные черты, и смогут быть решены проблемы связанные с реализацией прав и свобод человека. Конституционализм - это идеал, к которому должно стремиться общество, идущее по пути социального прогресса. Хочется надеяться на то, что конституционализм - это база и ориентир политического развития современной России


Список литературы

1. Конституция РФ принята 12.12.1993 Консультант Плюс www.consultant

2. Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность: - M.: РЮИД, «Сашко», 2000. – с.528

3. Энциклопедический словарь «Конституционное право России» slovari.yandex

4. М.А.Курьянов, М.Д. Наумова Политология вопросах и ответах// Учебное пособие. Изд-во Тамбов гос-го техн. Университета. 2005. – с.80

5. К. С. Гаджиев Введение в политическую науку//учеб. для вузов. - М. : Логос, 2000. – с.544

6. А. Г. Аникевич, Власть: социально-философский анализ//под редакцией А. Г. Аникевич, В. Г. Яковленв. - СПб; 2001. – с.256

7. Проблемы становления гражданского общества в России: материалы научного семинара. Вып. № 1. - М.: Фонд развития политических целей, 2003. – с.111

8. И.А. Кравец Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики). - M.: Издательство ЮКЭА, 2002. – с.360

9. А.В. Гоголевский Конституционализм: исторический путь России к либеральной демократии: Сб. документов / Авт. сост.: - М.: Гардарики, 2000 – с.624

10. А.Н. Медушевский Российская конституция 1993 года в сравнительно-историческом контексте // Российская история. 2008. № 6. с. 29.

11 В.В. Леонтович История либерализма в России. 1762-1914.-М.: Русский путь, 1995.-С. 535

12. B.B. Еремян Муниципальная история России (от Киевской Руси до начала XX века)// Учебное пособие для высшей школы. - М.: Академический проект, 2003. - с. 674

13. Конституционное право России. Основные законы, конституции и документы XVIII - XX веков//Хрестоматия - Новосибирск: ООО «Издательство КЖЭА», 2000.-с. 398

14. А.А.Галкин, Ю.А. Красин Россия на перепутье. Авторитаризм и демократия: варианты развития. - М., 1998.-с. 163

15. С.С. Алексеев, Теория государства и права // Под ред.С.С.Алексеева М., 2007 г.-с. 776

16. В.В. Виноградов, Конституционное развитие России: история, современность, перспективы//Материалы научно-практической конференции, Волгоград, 2004.


1 Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования.Пер.с англ. М., 1994 г.- 370 с.

2 Конституция США Принята 17 сентября 1787 года (преамбула) www.constitution.mvk

3 Журнал «Государственная служба» № 2 (16) Март - апрель 2002

4 И.М. Степанов Современныйэтапстановления конституционализма в Европе. - М.:Юридическая литература, 2000.-96с.

5 Конституция (Основной закон) РСФСР 1918 года // СУ РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582.

6 Конституция (Основной закон) СССР 1936 года // Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК. 1936. № 283. 6 декабря.