Первобытно – общинный строй является начальным этапом исторического процесса и захватывает период времени от появления на земле человека до становления первых классовых обществ и государства, а так же обычно сопутствующего им становления упорядоченной письменности. П/общинный строй был самым протяженным во времени, более миллиона лет. (Земля появилась 4,5 млрд. лет назад, организмы-3,5 млрд., Homohabilitis 7-5 млн. лет назад, палеолит-4-3 млн.лет до нашей эры).
Определить нижнюю грань п/общества нелегка, так как мнения ученых меняются в зависимости от появления новых данных. В современный период считается, как одна из версий, что человек возник 1,5-1млн.лет назад. Другие версии относят появление человека к более позднему периоду. Верхняя же грань колеблется в пределах 5-6 тысяч лет назад, варьируясь в зависимости от континента.
В Азии и Африке первые государства сложились 4-3 тыс.лет до н.э., в Америке-1 тыс.лет до н.э.На других частях земного шара- еще позднее.
Известно, что общество (в широком смысле) –это совокупность исторически сложившихся форм деятельности людей. Всякое общество представляет собой целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, урегулированности общественных отношений. Из этого следует, что для каждого общества характерно определенная система управления (соц.власть) и регулирования поведения путем определенных общих правил. (соц.норм). Для обеспечения нормальной жизнедеятельности, прогрессивного развития соц.связей требуется объединить индивидуальные интересы на общее благо. Такое объединение возможно лишь при сочетании личных выгод с выгодой социальной (общественным интересом). Данное объединение осуществляется существующими в обществе правилами поведения (норм) и власти, которая бы проводила в жизнь и обеспечивала данные нормы.
Общественная организация первобытно- общественного строя - это родоплеменные отношения. Их основу составлял род. Род представляет общину, коллектив людей, тесно связанных кровным родством (действительным или предполагаемым) и ведущих общее хозяйство. Несколько родов, связанных между собой кровными узами, общностью обычаев, традиций, привычек, характером деятельности и другими общими признаками, объединялись в племена, а несколько племен – в союз племен.
Все наиболее важные вопросы решались на общих собраниях. Общее собрание избирало старейшину, который руководил повседневной деятельностью, на случай военных действий избирался военный вождь.
Старейшины родов составляли совет старейшин племен. Заседания старейшин проходили открыто, свои предложения могли высказывать все совершеннолетние члены рода. Руководя коллективом, старейшины выполняли общую волю, власть их носила моральный характер, и они не получали какого-либо вознаграждения или льгот за выполняемую работу. Главными задачами старейшин были: организация коллективных работ рода и предупреждение межродовых конфликтов. Старейшины должны были разрешать конфликты, возникающие при нарушении правил, решать все общие вопросы, отвечающие интересам соплеменников.
Черты, характерные для первобытного общества.
Наличие лишь примитивных орудий труда и неспособность человека выжить без своего рода, обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Но даже работая коллективно, люди не могли произвести больше, чем потребляли. Поэтому при таком строе не было излишков продуктов, частной собственности, и. соответственно, отсутствовало социальное неравенство. Экономическое равенство обусловливало и равенство политическое.
Особенностью социальной власти, норм первобытного общество являлось то, что они входили в сферу жизнедеятельности людей, выражая и обеспечивая экономическое единство рода, племени. Связано это было с низкой производительностью труда. Подобные обстоятельства оказвали существенное влияние на природу власти.
Признаки социальной власти при первобытно - общинном строе.
1.Власть распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях.
2.Власть была непосредственно общественной, строилась на рамках первобытной демократии, самоуправления (т.е. субъект власти совпадает с объектом).
3.Органами власти выступали как само общество в целом (род, собрание) , так и его представители (старейшины, вожди, жрецы).
4.Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали способы добывания пищи и брачно-семейные отношения. Нормы первобытно-общинного строя называют «мононормами», так как они выражают один общий интерес того общества-выживание.
5.Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали и ритуалами (например, разделение труда между ребенком, мужчиной, женщиной рассматривалось и как производственный обычай, и как требование нравственности и как веление религии).
Признаки норм первобытно – общинного строя.
1.Существовали в поведении и сознании, не имея, как правило, письменного выражения.
2.Обеспечивались в основном силой привычки, а так же мерами убеждения, внушения и принуждения (изгнание из рода, например).
3.Былы продиктованы естесственно0природной основой присваивающего общества, в котором человек являлся частью природы.
4.Выражали интересы всех членов общества.
5.Отношения регулировались, главным образом, обычаями (т.е. исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени).
6.Ведущим способом регулирования выступал запрет (система «табу»), отсутствие собственно прав и обязанностей.
Другие работы по теме:
Судебная реформа (Контрольная)
Конституционное право РФ Вариант 4 ПЛАН: 1. Судебная реформа в РФ в условиях формирования правового демократического государства.
Лидерство
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ РЕФЕРАТ на тему: “ ЛИДЕРСТВО ” Студентки 1- го курса, группы № 2,
Власть
Что такое власть. Соотношение власти и насилия.
Харизма 2
«Харизма — это влияние, основанное на свойствах личности человека, и его способность привлекать к себе сторонников». Власть харизматического лидера основана на эмоциональном и безусловном доверии людей к нему (М. Вебер).
Политическая власть, её структура и функции
Понятие власти является одним их центральных в политологии. Оно даёт ключ к пониманию сущности политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Власть и личность 2
Власть и личность Власть и дисциплина в руках массовой личности Власть, тем более авторитарная власть, в руках массовой личности - опасна. Требование дисциплины, исходящее от массовой личности - обычно имеет эгоистичный характер ("Помолчи! Не мешайся!") и давит самостоятельность. Смотри Массовая личность
Власть как общесоциологическая категория. Политическая власть
1. ВЛАСТЬ КАК ОБЩЕСОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ (ГОСУДАРСТВЕННАЯ) ВЛАСТЬ Изучение сложной темы о сущности государства представляется логически последовательным начать с рассмотрения неразрывно взаимосвязанного с ней вопроса о политической власти.
Власть как политическое явление
Власть как политическое явление. 1. Политическая власть. Понятие, функции, происхождение. 2. Субъекты политики и социального компонента власти, их ха-рактеристика.
Валторна
Валторна (от нем. Waldhorn — «лесной рог», итал. corno, англ. french horn, фр. cor) — медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра.
Универсальный музыкальный строй
Требование равномерной темперации. Ширина функциональной зоны музыкального интервала. Требование минимизации ошибки в настройке квинты.
Трагедия любви в рассказе Бунина Кавказ
Теме любви посвящены многие рассказы И.А. Бунина. В его изображении любовь – это грозная сила, способная перевернуть всю жизнь человека и принести ему великое счастье или огромное горе. Такая история любви показана им в рассказе «Кавказ».
Сложение древнеегипетского искусства (4 тысячелетие до н.э.)
Следы человеческой деятельности в долине Нила восходят к древнейшим временам. Сравнительно цельное представление о слагавшемся здесь обществе памятники дают начиная с 5 тысячелетия до н.э. Они говорят о первобытно-общинном характере общества.
Искусство передней Азии
Эксплуатация рабов не только позволила выделить значительные материальные ресурсы для проведения огромного строительства, но породила разделение и противоположность труда физического, и умственного.
Интернациональный фронт трудящихся Латвийской ССР
Интернациона́льный фронт трудя́щихся Латви́йской ССР , сокращенно И́нтерфронт (латыш. Latvijas PSR Internacionālā darbaļaužu fronte, Interfronte, IF) — общественная организация в Латвии в 1989—1991 гг. Выступала за социализм и сохранение Латвии в составе СССР.
Закон о форме правления Швеции 1772 года
предусматривал самодержавие. Закон был предложен королём Густавом III и сословия единогласно его одобрили 21 сентября 1772 года. По закону власть от сословий переходила к королю и эпоха парламентаризма, длившаяся пол столетия, закончилась. Принятие этого закона считается бескровным государственным переворотом.
Объединение современных архитекторов
(ОСА) — общественная организация, основанная в 1924 году членами ЛЕФа. Выступало под лозунгами конструктивизма и функционализма. Пропагандировало использование новейших конструкций и материалов, типизацию и индустриализацию строительства.
Особый Закавказский Комитет
Введение 1 История 2 Список членов ОЗАКОМа Список литературы Введение Особый Закавказский Комитет (ОЗАКОМ) — орган Временного правительства России по управлению Закавказьем. Под юрисдикцией комитета была вся территория бывшего Кавказского наместничества.
Каспийские ворота
(греч. Κάσπιαιπύλαι) — историко-географическое название, которым со времён древних цивилизаций обозначали два узких прибрежных прохода, доступ к которым открывал северным первобытно-общинным кочевым племенам дорогу на на юг в богатые земледельческие цивилизации древних Персии, Мидии и Месопотамии. [1]
Конгресс русских американцев
— общественная организация США, объединяет американских граждан русского происхождения отрицающих коммунистическую идеологию. Большинство членов организации придерживается верований Русской Православной Церкви и отрицает какой-либо антагонизм между людьми — расовый, национальный, этнический или религиозный.
Инцидент с солёным кренделем
Введение 1 Детали инцидента 2 Общественная реакция 3 Освещение в культуре Список литературы Введение Инцидент с солёным кренделем — инцидент, произошедший с Джорджем Бушем 13 января 2002 года, когда президент США подавился солёным кренделем и на несколько секунд потерял сознание.
Государственный строй Гренландии
План Введение 1 Исполнительная власть 2 Законодательная власть 3 Судебная власть 4 Политические партии 5 Административное деление 6 Внешняя политика
Политика КНДР
План Введение 1 Исполнительная власть 2 Законодательная власть 3 Судебная власть Список литературы Введение Политика КНДР построена на принципах централизованной власти. Конституция КНДР провозглашает все права человека и правительство, построенное на демократических принципах. Реальная власть в стране принадлежит Трудовой партии Кореи, возглавляемой Ким Чен Иром.
Естественнонаучные взгляды Леонардо да Винчи
Творчество Леонардо да Винчи. "Мадонна с цветком". Всепоглощающее стремление к истине. Живопись - царица искусств. Утраченные шедевры. "Тайная вечеря". "Джоконда". Уединённое созерцание. Философская мысль эпохи Возрождения.
Разложение первобытно-общинного строя
Содержание Введение 2 1. Первобытно-общинный строй и родоплеменная организация общества 4 2. Общественная власть и социальные нормы при родовом строе 6
Интелегенция и революция
Международный юридический институт Российской Правовой Академии Министерства Юстиции РФ студент 1 курса экономико-правового факультета 4
Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы
Коми́ссия о ка́менном строе́нии Санктпетербу́рга и Москвы́ [1] — государственное учреждение в Российской империи, занимавшееся вопросами планировки и застройки столиц и др. городов. Образована 11 декабря 1762 года, находилась в ведении Сената. Первоначально называлась «Комиссией для устройства городов Санктпетербурга и Москвы»[1] и предназначалась для определения границ Санкт-Петербурга и его предместий.
Кумандинцы
Кумандинцы - это этническая группа северных алтайцев, проживающих компактно в Солтонском, Красногорском районах и городе Бийске Алтайского края; Турачакском районе и городе Горно-Алтайске Республики Алтай.
Правовые основы безопасности жизнедеятельности
Правовые основы безопасности жизнедеятельности имеют иерархическое строение, то есть требования верхних уровней должны быть учтены при разработке нижних, конкретных подзаконных актов.