(от нем. Waldhorn — «лесной рог», итал. corno, англ. french horn, фр. cor) — медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине XVII века. До 1830-х годов, подобно другим медным инструментам, не имела вентилей и была натуральным инструментом с ограниченным звукорядом.
Среди своих ближайших соседей, медных духовых инструментов, валторна выделяется особенно певучим, бархатистым и теплым тембром, задумчиво-лирическим звучанием. Далеким ее предшественником был охотничий рог, о чем свидетельствует и само название: в переводе с немецкого «валторна» означает «лесной рог».
Отсюда первое впечатление от звучания валторны связано у слушателя с безграничными далями, природой, лесами и полями. Но валторне свойственны и мужественные, драматические краски, они напоминают о другой стороне жизни старинного инструмента, которым в средние века подавали сигнал к началу рыцарских турниров. Охотничий рог держали раструбом вверх. На нем можно было исполнять только 14—15 звуков.
Он превратился в натуральную валторну в 1750 г., когда музыкант из Дрездена А. Й. Хампель опустил раструб инструмента вниз и при игре стал вводить в него руку, повышая или понижая таким образом высоту натуральных звуков. Затем, в начале XIX в., к инструменту был приспособлен вентильный механизм, давший возможность играть на валторне весь звукоряд. Современная валторна — свернутая в круг металлическая трубка длиной более 3 м со множеством завитков.
В центре круга расположен вентильный механизм, регулирующий длину воздушного столба и понижающий высоту натуральных звуков. Левая рука исполнителя лежит на трех клавишах вентильного механизма. Дополнительные 4-й и 5-й вентили во многом облегчают исполнительный процесс. Воздух в инструмент вдувается через мундштук.
На валторне обыкновенной играющий может издавать ряд звуков натуральной гаммы.
Недостающие звуки диатонической гаммы и хроматической получаются посредством руки, вкладываемой играющим в нижнюю, более расширенную часть инструмента (устье). Такие звуки называются закрытыми. При высоком строе валторны длина трубки короче, при низком — длиннее. Наиболее употребительные строи валторны: F, E, Es.
Чтобы переменить строй валторны, пользуются добавочными согнутыми трубками, которые удлиняют трубку валторны и называются машинками или кронами. Не на каждой валторне можно брать все ноты натуральной гаммы. Чем ниже строй валторны, тем число доступных нот увеличивается.
На валторне с тремя пистонами или с цилиндрами играющий может получить полную хроматическую гамму, без закрытых звуков. Валторна принадлежит к разряду инструментов транспонирующих, т. е. ее партия пишется в ладу C, а исполняется в том ладу, в котором валторна настроена.
Звуки валторны имеют характер туманный; они благородны, певучи, поэтичны. Из всех медных духовых инструментов валторна отличается наиболее мягким звуковым характером. Этот инструмент - один из необходимейших в симфоническом оркестре.
Й. Гайдн и В. А. Моцарт стали основоположниками классического концерта для солирующей валторны с оркестром.
В партитурах они подчеркнули лирическую певучесть валторны, способность ее к передаче полных юмора и задора образов.
В сонате для валторны и фортепьяно Л. Бетховен раскрыл героическое начало в звучании инструмента, его он затем выделил и в симфонических произведениях. В русской классической музыке начиная с М. И. Глинки звучание инструмента было приближено к человеческому голосу, к певучему произнесению музыкальных фраз.
Советские композиторы, наследуя классические традиции, интересно и изобретательно использовали валторну в своем творчестве. Большой популярностью среди исполнителей всего мира пользуется концерт для валторны с оркестром Р. М. Глиэра. К многокрасочной палитре инструмента обращались С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян.
Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как ансамблевый и сольный инструмент.
В настоящее время применяется главным образом in F (в строе Фа), в духовых оркестрах также in Es (в строе Ми-бемоль). Диапазон валторны по действительному звучанию — от H1 (си контроктавы) до f² (фа второй октавы) со всеми промежуточными звуками по хроматическому звукоряду. Ноты для валторны пишутся в скрипичном ключе на квинту выше действительного звучания и в басовом — на кварту ниже действительного звучания без ключевых знаков. Тембр инструмента несколько грубоватый в нижнем регистре, мягкий и певучий на пиано, светлый и яркий на форте — в среднем и верхнем.
Другие работы по теме:
по истории «Военные оркестры»
Гостя у подруги в Москве, мне удалось побывать в Александровском саду, где я застала яркое выступление Президентского оркестра. Увиденное представление сильно потрясло меня, поэтому мне захотелось побольше узнать об истории создания военных оркестров и о военной музыке в целом
Экспертного материала
Выборочная оценка эффективности реализации проектов, поддержанных департаментом культуры в конкурсе на соискание бюджетного гранта в сфере культуры в 2001 году
Тенденции в джазе в наше время
Менее чем за век из смутных народных традиций негритянского развлекательного музицирования развилась удивительная американская музыка, называемая джазом. Эта музыка, ныне распространенная практически во всех странах мира, стала наиболее ярким проявлением американской культуры
Полихудожественное овладение фототворчеством.
Хилько Н. Ф. Полихудожественное овладение фототворчеством. Образовательно-развивающие программы трех уровней творческой подготовки для учреждений досуга и дополнительного образования, школ искусств и клубов по месту жительства. Омск: Изд-во Сибир фи-ла Рос ин-та культурологии, 1998. 45 с. *.
Йозеф Гайдн
Характеристика творческого стиля Гайдна. Симфонии и струнные квартеты. Ораториальное творчество.
Медные духовые и ударные инструменты
Медные духовые Валторна У нее красивый звук и это главное. Вообще-то вам следовало бы рассказать про ее историю (она совершенствовалась намного дольше других инструментов, другими словами гм... самая отсталая :), но нужно ли это вам? У нее большой диапазон и достаточная беглость. Прекрасный инструмент.
Церковная музыка доисторический и древний период
Церковная музыка (доисторический и древний период) Православная русская церковь, как и греческая, искони допускала в богослужение только вокальную музыку - пение. Отсюда отсутствие у нас инструментальной церковной музыки. Начало нашего церковного пения, первично - только мелодического, одновременно с началом христианства на Руси.
Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах
История возникновения и изготовления музыкальных инструментов, их характеристика, классификация и разновидности. Первое знакомство детей с музыкой, обучение игре на металлофоне, аккордеоне и духовой гармонике с помощью музыкально-дидактических игр.
Исполнительские комментарии "Детских сюит" Вл. Золотарева
Значение эстетического воспитания подрастающего поколения. Роль Владислава Золотарева в формировании исполнительства и литературы для баяна. Цикл "Детских сюит" В. Золотарева как образец высокохудожественной музыки, адресованной подрастающему поколению.
Звук: физика, химия, биология
В музыке XX века происходит возврат к математическому композиторскому мышлению. Биологические основы звука. Физические основы звука. Уравнение малых поперечных колебаний струны. Метод Ферье для уравнения колебаний ограниченной струны. Звуковые явления.
Михаил Глинка
Глинка – создатель русской музыкальной классики. Его музыка вывела русскую школу на мировой уровень по художественному совершенству и профессиональному мастерству. Он по-новому решил проблему национального в музыке.
Рихард Вагнер
Творческий путь. Жизненный путь. 1849-1859 гг. 1866-1872 гг. Оперные реформы Вагнера.
Светская музыка XVIII век Литургическая драма Латинская песня
Реферат на тему: Светская музыка (XVIII век) Литургическая драма. Латинская песня Светская музыка (XVIII век) Восемнадцатый век имеет значение переходного периода в истории нашей музыки. В допетровской Руси, скованной невежеством, предрассудками, тяжелым и косным общественным и государственным строем, не было места внутренней свободе художественного развития.
Доисторический и древний период.Светская музыка
Нет сомнения, что вокальная и инструментальная музыка (последняя, вероятно, чаще всего как сопровождение, а затем уже и как замена первой) были известны русским славянам уже в глубокой древности.
Electric Light Orchestra
Оригинальный состав "ELO" включал в себя Роя Вуда (вокал, виолончель, гобой, гитара), Джеффа Линна (вокал, фортепьяно, гитара) и Бева Бивана (ударные). Все они были членами группы "Move", но для большего самовыражения решили замутить новый проект.
Фандрайзинг и его особенности
Новосибирский государственный педагогический университет Институт рекламы и связи с общественностью Курсовая работа По дисциплине: Теория и практика связи с общественностью
Любовна лірика Ліни Костенко
Кафедра української філології Любовна лірика Ліни Костенко Реферат учениці 11-Б класу Н В К № 9 Шостик Юлії Полтава 2 Зміст Вступ . Етико-гуманістичний зміст інтимної лірики Ліни Костенко.
Ліна Костенко
I. Вступ. 1. Короткі біографічні дані про Ліну Костенко…………………………………………………2 2. Огляд творчого шляху………………………………………………………………………………………2 II. Історичний роман “Маруся Чурай”…………………………………………………………………………3
Життя і творчість Олександра Архипенка
Життєвий шлях і творче становлення видатного українського художника та скульптора Олександра Архипенка, його перші виставки та популярність. Джерела новаторства та впливи Архипенка на модерну скульптуру, особливість і самобутність його відомих творів.
Творчество Г.А. Товстоногова
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНОМАТОГРАФИИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ Специализация – «НХК»
Смысловые корни
Сравнение разноязычных слов, распределение их по группам, каждая из которых восходит к определенному смысловому корню. Лингвистический анализ происхождения корней в различных географических названиях, соответствия по смыслу и по составляющим звукам.