(нравственные проблемы в современной литературе)
Как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание.
Сенека.
Человек рождается не просто для того, чтобы есть и пить. Для этого было бы гораздо удобнее родиться дождевым червем. Так писал Владимир Дудинцев в романе "Не хлебом единым". Поиски смысла жизни- это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Поэтому-то лучшие наши писатели всегда напряженно искали художественное решение этого вечного вопроса. И наша советская литература не обошла его. А сегодня, когда старые идеалы потускнели, а новые только завоевывают свое место, эти проблемы стали едва ли не самыми важными.
Вопрос о моральных проблемах, конечно, шире вопроса о смысле жизни, но этот последний составляет ядро нравственности. Когда нет веры (не обязательно в бога!), нет смысла жизни, то очень часто нет и нравственности. Виль Липатов, умерший в конце 70-х годов, в повести "Серая мышь" изобразил бывшего начальника, до того спившегося, что ему нечего есть, а в доме даже не водятся мыши, которым тоже нечего есть. Это символ. Бессмысленность жизни приводит к деградации человека, превращению его в животное или преступника.
В другом своем произведении "И это все о нем..." Липатов разворачивает конфликт между добром и злом. Здесь изображен комсорг Евгений Столетов. Это как раз человек, стремящийся жить по правде, глубоко верящий в добро, справедливость, честность. И, конечно, он неизбежно сталкивается с человеком, давно продавшим совесть, живущим ради выгоды, обманывающим людей и государство. Это мастер Петр Гасилов. Роман писался в годы, когда процветали нечестность и лицемерие, поэтому смерть Женьки явилась неизбежным финалом.
Глубоко нравственные и гуманистические проблемы ставил и ставит в своих произведениях Валентин Распутин. В повести "Живи и помни", например, перед нами встает вопрос: справедливо ли считать преступником человека, честно провоевавшего три года, которому после ранения смертельно захотелось домой? Можно отвечать по-разному, но по-человечески жалко Андрея Гуськова, попавшего под репрессивную машину.
Чингиз Айтматов в своих книгах всегда стремился показать человека, ищущего свое место в жизни. С новой силой это проявилось в последнем его романе "Плаха". Писатель признается, что в этом произведении хотел бы "отразить всю сложность мира, чтобы читатель вместе со мной прошел через духовные пространства и поднялся на более высокую ступень".
Роман Айтматова разнопланов. Мы видим людей (мастерски выписанных), стремящихся к наживе любой ценой: будь то истребление животных, или продажа наркотиков, или прямое убийство. Мы видим и обращение писателя к вечной теме распятого Христа. Угадываем здесь сходство с романом М.Булгакова "Мастер и Маргарита". Глубоко символична судьба волчьей пары. Но сейчас бы хотелось сказать о нетипичном для советской литературы герое. Это Авдий Каллистратов, который искал смысл жизни в боге. Но в духовной семинарии он не ужился, не удовлетворяла его застывшая мысль, он хотел сам найти своего бога. Юноша уходит в мир. Подобно пушкинскому герою хочет жечь глаголом сердца людей, подобно лермонтовскому- провозглашать любви и правды чистые ученья. Он надеется с помощью слова очистить и возродить души падших людей. Но правда жизни сурова. Трудно достучаться до душ преступников.
Задумав изучить жизнь собирателей наркотиков, Авдий выдает себя за такого человека, едет вы глухую степь собирать пыльцу. На обратном пути в поезде начинает убеждать любителей зелья бросить это занятие. Но его избивают и выталкивают из вагона. Авдий вылечивается. В больнице встречает женщину, которую полюбил. В любви он, кажется, находит себя. Но такому человеку трудно жить в мире зла, лицемерия, наживы. Его статью о наркомании не печатают: она слишком правдива. В столкновении с истребителями сайгаков Авдий погибает. Погибает, как мученик, как Христос. Эта аналогия не случайна. Возможно, этот герой не слишком реалистичен. Но он помогает читателю задуматься над вечным вопросом.
Далекий от философии чабан Бостон тоже ищет смысла жизни. Видя ненормальные отношения, сложившиеся в его хозяйстве, он мучительно размышляет: "Если я не хозяин своему делу, кто-то в конце концов должен же быть хозяином?" Это его тревожит. Чабан видит смысл жизни в честной работе, в любви к животным, к земле, в приумножении богатства общества, в порядочности в отношениях с людьми. Однако его честность и преданность работе так же, как у Столетова и у Каллистратова, входят в противоречие со сложившейся системой общепринятого обмана, духом наживы. Судьба преследует Бостона. Фигура его становится по - шекспировски трагической. Во время перехода на новое пастбище погибает его друг. Затем умирает его жена. Вокруг новой жены, вдовы друга, начинаются сплетни. Наконец, природа в лице волков мстит людям, избрав несправедливо его. Обиженные другим охотником, волки уносят ребенка Бостона. Доведенный до отчаяния, чабан убивает обидчика волков и идет сдаваться в милицию.
Так безвременье, отсутствии веры в обществе продолжает трагический конфликт между честным и бесчестным. Плахой ( в прямом смысле) кончается жизнь Авдия и плахой же (в переносном смысле) - жизнь Бостона.
Восходит на свою плаху и Онисимов, герой произведения Александра Бека "Новое назначение". Это высокого ранга аппаратчик, председатель государственного комитета, лично приближенный Сталиным. Объективно это человек, обладающий чувством долга и удивительной работоспособностью. Личная его преданность Сталину беспредельна, несмотря на то, что его брат погиб в лагерях. В этой преданности он и находит свой смысл жизни, требуя такой же преданности и полной отдачи в работе от своих подчиненных. Но писатель подчеркивает, что это ломает и искажает природу человека. Возникает "странная болезнь" - результат "ошибки двух противоположных импульсов - приказов, идущих от коры головного мозга и внутренних побуждений". В конце концов человек начинает творить зло, оправдываясь долгом. Именно поэтому на Онисимова так подействовало разоблачение культа личности, что потеряны смысл жизни и уверенности в правоте. Он так и не смог "вылезти душой из тех времен", как советовал ему Челышев. И недаром автор "награждает" его неизлечимой болезнью, ведь он уходит вместе со своим временем. Да, роман говорит о том, что свой смысл жизни каждый человек обязан найти сам, никто не может дать его в готовом виде.
Другие работы по теме:
Шотландская школа здравого смысла
— философская школа, образовавшаяся в Шотландии в конце 18-го начале 19-го веков. Она образовалась как критическая реакция на таких английских философов, как Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм. Самыми заметными её представителями являются Томас Рид и Уильям Гамильтон, который соединил подход Рида с философией Иммануила Канта.Другими крупными представителями этой школы были Джеймс Битти и Дугальд Стюарт.Это школа повлияла на мыслителей не только Европы, но и Америки, среди последних, например, прагматист Ч.
Смысл жизни по С.Л. Франку
Смысл жизни по Франку. Вступление. 2. Истинная жизнь и ее сущность. 3. Поиски смысла жизни. 1. Вступление. Семен Людвигович Франк. Годы жизни: родился в 1877 году в Москве, умер в 1950 году в Лондоне.
Толстой л. н. - Пьер безухов
В монументальном романе эпопее. Война и мир Л. Н. Толстой отразил множество больших и малых проблем из жизни русского общества начала XIX века. Поиски смысла жизни истинный и ложный героизм любовь и ненависть жизнь и смерть вот только наиболее важные Как и другие герои.
Добро и зло в пьесе Маршака Двенадцать месяцев
Известный русский поэт Самуил Яковлевич Маршак написал много произведений для детей. Его перу принадлежит обработка сказки известной чешской писательницы Божены Немцовой «Двенадцать месяцев». В этом произведении, как и в любой другой сказке, соревнуются добро со злом. В оскорбленной падчерице изображено добро, чуткость, а мачеха и ее дочь является воплощением зла и зависти.
Две правды по пьесе Горького На дне
Пьеса Горького «На дне» — сложное, противоречивое произведение. В своей работе писатель дает два совершенно различных подхода к человеческой жизни, не показывая явно своего личного отношения ни к одному из них. Вопросы, поставленные драматургом, остаются открытыми и на сегодняшний день.
Почему повесть Пушкина названа Капитанская дочка
«Капитанская дочка» — последний роман А.С. Пушкина. Произведение состоит из записок Гринева, который не сумел сказать всей правды на суде, чтобы не запятнать чести капитанско дочки Маши Мироновой. Свой рассказ-исповедь он адресует потомкам. Жизнеописание Гринева является основой хроникального сюжета романа.
Талант великих душ есть узнавать великое в других людях
Очень сложен путь человеческой души, содержание ее во многом определяется отношениями с окружающими. «Души прекрасные порывы» — как хочется сформировать их в себе, ощутить в других! Но для этого нужен талант... Разбуженный, сформированный, человечный… Сумел же Пушкин заглянуть в тайные тайн и гения, и злодея, и победителя, и побежденного, презревшего и «правды глас, и веру, и закон».
Проблема смысла жизни в рассказе И.А.Бунина Господин из Сан-Франциско
Проблема смысла жизни в рассказе И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско" Автор: Бунин И.А. Рассказ "Господин из Сан-Франциско" И.А. Бунин написал в 1915 году. Изначально рассказ назывался "Смерть на Капре" и имел эпиграф, взятый из Апокалипсиса, Новый Завет: "Горе тебе, Вавилон, город крепкий", который в последствии писатель убрал, видимо, желая заменить главную тему с катастрофичности его современности, технического прогресса (тема актуальная для писателей и поэтов того времени, вспомним хотя бы Есенина) на подмену духовных ценностей материальными и утраты смысла жизни.
Борьба добра и зла в трагедии Гете Фауст
Великий немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гете работал над написанием трагедии «Фауст» больше шестидесяти лет. Поиск истины и смысла бытия - вот те вопросы, которые волновали Гете всю жизнь. И лишь через шестьдесят лет раздумья Гете сложились в целостное произведение. В трагедии писатель показал борьбу добра и зла как движущую силу, динамику жизни.
Лесное озеро
Автор: Сочинения на свободную тему Я очень люблю лето. Обычно на летние каникулы мы всей семьей едем на дачу. В деревне я полностью свободен: могу гулять сколько хочу, ходить купаться на речку или играть с друзьями в лесу. Больше всего мне нравится отправляться на поиски приключений и изучать окрестности.
Тема дороги, пути в поэмах Мертвые души Н. В. Гоголя и Кому на Руси жить хорошо Н. А. Некрасова 2
Тема дороги, пути в поэмах «Мертвые души» Н. В. Гоголя и «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова Автор: Некрасов Н.А. Поиски. Глубины. Дороги... Вечная тема пути. Две поэмы-эпопеи: “Мертвые души” Н. В. Гоголя и “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова. Словно тонкой ниточкой пронизывает эта тема оба произведения, ведь только через странствующего, путешествующего героя можно показать такую необъятную страну, как Россия, решить глобальные проблемы.
Путь исканий Пьера Безухова по роману Война и мир
Автор: Толстой Л.Н. Высшие духовные нравственные ценности, осознание которых ведет героев к гармонии с миром, — вот что утверждает русская классическая литература XIX века. В романе “Война и мир” Л. Н. Толстой на примере Пьера Безухова показывает человека, который ищет истину и делает это не умом, а сердцем.
Тема поиска жизненной правды в романе Тихий Дон
Тема поиска жизненной правды в романе "Тихий Дон" Автор: Шолохов М.А. Роман «Тихий Дон» охватывает самое исторически насыщенное десятилетие России. Здесь и Первая Мировая, и революция, и война Гражданская с ее братоубийственной реальностью. Прочитав этот роман-эпопею, я поняла, насколько велика сила художественного изображения такого яркого писателя, как Михаил Александрович Шолохов.
Пророк Пушкина и Лермонтова
Автор: Лермонтов М.Ю. Спустя 15 лет после написания Пушкиным стихотворения "Пророк", Лермонтов, которого многие считают преемником Пущкина, пишет новое стихотворение "Пророк" - своё продолжение истории путника, наделённого пророческим даром.
Образ Пьера Безухова в романе Л.Н.Толстого
Автор: Толстой Л.Н. В своём замечательном романе «Война и мир» Л.Н.Толстой поставил ряд важнейших вопросов современности. Одной из основных проблем является проблема жизни крепостного человека.
Особенности прозы М. Фриша
М. Фриш — швейцарский романист и драматург. Пишет на немецком языке. Сын архитектора. Изучал филологию, а с 1936 года — архитектуру. Долгое время совмещал работу архитектора и писателя; с 1950 года занимался литературой.
Путь Пьера Безухова к счастью
Духовная красота любимых героев Льва Николаевича проявляется в непрерывной внутренней борьбе мыслей и чувств, в неустанных поисках смысла жизни.
Правда Бог свободного человека спор о правде в пьесе Горького На дне
Что такое — правда? М. Горький …Я боюсь, что однажды опять повторится печальная история: закостенев во лжи, гоня и презирая истину, мы выйдем на улицы городов с плакатами: «Правда — бог свободного человека!». И еще раз (уже в который?!) великие слова станут символом нашего ничтожества. Ибо сказано: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем…».
Модель мира в пьесах А.П.Чехова
Автор: Чехов А.П. Через все драматические произведения Чехова проходит, в сущности, единая, многогранная и многоликая тема — тема поисков смысла жизни русской интеллигенцией начала века. Близкие автору люди — люди обыкновенной судьбы, принадлежащие к заурядному потоку простой, массовой жизни, оказываются способными к возвышенным духовным исканиям.
Две правды образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького На дне
Автор: Горький М. “На дне” — сложное, противоречивое произведение. И, как всякое подлинно великое творение, пьеса не терпит однолинейного, однозначного толкования. Горький дает в ней два совершенно различных подхода к человеческой жизни, не показывая явно своего личного отношения ни к одному из них.
Три правды в пьесе На Дне
Три правды в пьесе "На Дне" Автор: Горький М. В пьесе «На дне» М. Горький стремится не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание на первый взгляд разрозненных эпизодов — трагическое столкновение трех правд, трех представлений о жизни.
Вечные темы в романе "Война и мир" Л.Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой – великий писатель. Роман-эпопея "Война и мир". Толстой - тонкий психолог. Многогранность и сложность человеческой личности в главных героях романа. Духовная красота героев Толстого.
Варварские правды
Edictum Theodorici regis. 460 Варварские правды (лат. leges barbarorum) — записи обычного права германских народов, составленные в V—IX вв. Они играли роль судебников, то есть перечней штрафов и других наказаний за те или иные преступления. Латинское название этих памятников Lex («закон») с добавлением названия племени или народа (например, Lex Saxonum).
Скифы альманах
Сборник «Скифы» - литературный сборник, два выпуска которого были опубликованы в 1917-18 годах в Петрограде. Выпущен издательством «Скифы». Авторы, принявшие участие в сборниках, разделяли идеологию так называемого «скифства». Они рассматривали революцию 1917 г. в России как мессианское антибуржуазное русское народное движение.
Сокровища в Льянханатес
Введение 1 Легенда о сокровищах инков 2 Поиски Введение Сокровища Льянханатес — сокровища инков, по легенде спрятанные Руминьяви в эквадорских горах Льянханатес (исп. Cordillera de Llanganates).
Братство Русской Правды
Бра́тство Ру́сской Пра́вды (БРП) — русская белоэмигрантская организация, образованная в 1921 году в Берлине герцогом Г. Н. Лейхтенбергским, литераторами С. А. Соколовым-Кречетовым и А. В. Амфитеатровым, генералом П. Н. Красновым, полковником А. П. Ливеном и другими бывшими белогвардейцами для подрывной антисоветской деятельности.