Тема войны — почти единственная в творчестве большого художника Василия Владимировича Быкова. Он совсем молодым ушел на фронт, провоевал всю войну, вернулся сложившимся человеком и талантливым писателем. В. Астафьев назвал В. Быкова правофланговым в шеренге ровесников — сподвижников по литературе, одним из тех писателей-фронтовиков, которые “заставили и других писать лучше”.
Одной из лучших повестей Быкова является “Обелиск”, написанная в 1972 году. Она рассказывает о замечательном человеке, учителе из Сельца — Морозе Алесе Ивановиче. Незаметный, ничем не примечательный внешне, этот человек по* степенно завоевывает симпатию читателей своими серьезными поступками, добросовестным отношением к делу и ученикам. С ребятами у Мороза складываются дружеские отношения. В школе Алесь Иванович не гнушался никакой работы. Если школе нужны были дрова, он пилил их с ребятами; добыл книги на русском языке в брошенной панской усадьбе, а потом читал и объяснял ребятам “Войну и мир” Толстого. Мороз видит в своих учениках будущих личностей; понимает пользу и необходимость учебы, поэтому отстаивает каждого ученика. Маленьких Ольгу и Лену Удодовых учитель провожает домой через лес. Алесь Иванович, может быть, был не так образован, как другие учителя, но он имел прекрасную душу и доброе сердце.
Недаром Павел Миклашевич предпочел жить не дома, где его обижали, а у учителя. Мороз сумел отстоять право ребенка сделать свой выбор. Ученики любили и уважали своего учителя, хотя никогда не говорили ему об этом в лицо.
Коля Бородич не уехал в пятый класс и ходил повторно в четвертый, лишь бы в Сельце. Мороз “спас” Бородича от суда, когда тот осквернил католический храм, взяв вину на себя. Алесь Иванович “доложил начальству, будто все это результат его не совсем продуманного воспитания”. А тут и война пришла. Мороз и при немцах остался в школе работать, детей учить, говоря: “Плохому я не научу. А школа необходима, не будем учить мы — будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтобы их теперь расчеловечили. Я за них еще поборюсь. Сколько смогу, разумеется”.
Понял Ткачук, бывший заведующий РОНО, что работает Мороз “если не на наше нынешнее, так на будущее. Ведь будет и у нас будущее. Должно быть”.
Вокруг Мороза сколотилась группа ребят: Коля Бородич, Павел Миклашевич, Тимка и Остап Кожаны, Смурный Николай и Смурный Андрей. Они хотели защитить своего любимого учителя от полицая Каина, но без оружия ребята были обречены. Они подпилили основы моста, полицейские отделались легким испугом, а ребята оказались в тюрьме. Партизаны ничем помочь не могли. Тогда Мороз добровольно ушел к ребятам, чтобы в тюрьме поддержать дух воспитанников. “Он им ничего о себе не сказал. Только подбадривал. Говорил, что жизнь человеческая несоразмерна с вечностью и пятнадцать лет или шестьдесят — все не более чем мгновение перед лицом вечности... их будут помнить, и уже это должно быть для них высшей наградой — самой высокой из всех возможных в мире наград”. Когда повели всех на расстрел, Мороз сумел спасти Павла Миклашевича.
Учитель до конца оставался со своими учениками, видя свой долг в том, чтобы достойно умереть, коль он не сумел их уберечь.
Повесть имеет кольцевую композицию. Автор использует “рассказ в рассказе”, прием, придающий достоверность повествованию. Очевидец рассказывает о событии, которое сам пережил. Мы верим Ткачуку, его объективному взгляду на поступок учителя Мороза. Сейчас трудно поверить, что было время, когда честного, самоотверженного человека могли оклеветать подонки, а доказать правду было невозможно.
Повесть В. Быкова “Обелиск” — предупреждение нам, что зло легче предотвратить, чем остановить, когда оно уже возникло.
Другие работы по теме:
Гоголь н. в. - Образ кузнеца вакулы1
Много героев и действующих лиц в веселой фантастической повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Но мне больше всех нравится молодой кузнец Вакула - веселый и ответственный, нежный и сильный, хозяйственный и легкий на подъем парубок. Он помогает матери вести хозяйство, пользуется заслуженным уважением в селе, однако полностью счастливым человеком его не назовешь, ведь любит Вакула гордую и своенравную красавицу Оксану.
Маугли
В сказочной повести английского писателя Дж. Р. Киплинга повествуется о мальчике по имени Маугли, приёмном сыне диких зверей, живущих в джунглях. Маугли вырос сильным, бесстрашным, беспощадным к злодеям. Он победил тигра-людоеда Шер-Хана и стал предводителем волчьей стаи, а потом властителем тропических лесов: «…все джунгли были с ним в дружбе, потому что все джунгли его боялись».
Жизнь Гринева в белогорской крепости
(по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Петр Гринев — главное действующее лицо повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Перед читателем проходит весь жизненный путь главного героя, становление его личности, раскрывается его отношение к происходящим событиям, участником которых он является.
Береги честь смолоду
(по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Повесть «Капитанская дочка» — одно из исторических произведений А. С. Пушкина. Писатель воссоздал историю Пугачевского бунта в форме записок участника событий, офицера екатерининской армии Петра Гринева. Исторические события влияют на судьбу всех героев повести и определяют ее.
Тарас Бульба народный герой
Тарас Бульба — главный герой одноименной повести Н. Гоголя. Это запорожский полковник, который воплотил в себе лучшие черты украинского казачества. Известный русский критик писал: «Что такое Тарас Бульба? Герой, представитель жизни целого народа, целого политического общества в известную эпоху жизни».
Чёрная курица, или Подземные жители
В повести-сказке А. Погорельского необычный сюжет, в ней реальное переплетается с фантастическим. Реальное — жизнь десятилетнего мальчика Алёши в пансионе в Петербурге, фантастическое — его грёзы о подземном царстве гномов.
Народ в произведениях А.П.Чехова
Автор: Чехов А.П. Все ждут и на что-то надеются... А.Чехов В пору зрелости внимание А.П.Чехова концентрируется на двух основных сферах: люди интеллигентного сословия и люди из народа. Он создает цикл "мужицких" повестей и рассказов: "Мужики" , "Новая дача" , "В овраге".
Повесть Тарас Бульба Н. В. Гоголь
В повести «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь отобразил борьбу украинского народа за свою свободу и независимость против польской шляхты. Остап и Андрий — сыновья казачьего атамана Тараса Бульбы.
Образ Татьяны
Автор: Пушкин А.С. Образ Татьяны в произведении «Евгений Онегин» очень своеобразен. Татьяна для Пушкина – милый идеал. Прежде всего, Татьяна – это цельная натура. Натура героини не многосложна, но глубока и сильна. В ней нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слишком трудные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей.
Образ Савельича и Швабрина в повести Капитанская дочка
Автор: Пушкин А.С. Народная масса показана в повести Пушкина не одноликой. Среди крестьян были и активные участники пугачёвского движения (например, караульные крестьяне, захватившие Гринёва возле Бердской слободы), но были и такие, как Савельич. Образ Савельича, преданного своим господам дворового, был необходим Пушкину для правдивого изображения жизни того времени.
Гринев и Швабрин в повести А.С. Пушкина Капитанская дочка.
Автор: Пушкин А.С. В повести Пушкина «Капитанская дочка» разворачиваются реальные исторические события – крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева. Гринев и Швабрин – два главных героя этого произведения. Между ними больше различий, чем сходств.
Образ матери в повести Н.В. Гоголя Тарас Бульба
Образ матери в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" Автор: Гоголь Н.В. В повести «Тарас Бульба» Гоголь создал различные образы запорожских казаков. Большое внимание он уделил сыновьям Тараса, Остапу и Андрею. И совсем немного написал о их матери.
Взаимоотношения суходольцев в одноименной повести Бунина
Автор: Бунин И.А. В повести «Суходол» Бунин большое внимание уделяет женским образам, а именно – Наташе и Тоне. Жизни данных героинь представлены как череда ненастий, выпавших на их долю, но, несмотря на это, их жизнь представлена буднично, где нет ничего яркого и значимого. Самое страшное то, что Наташа и Тоня не пытаются изменить свою жизнь.
Своеобразие темы любви в прозе А. И. Куприна
Одной из самых высоких ценностей в жизни человека, по мнению А. И. Куприна, всегда была любовь. Любовь, которая собирает в единый букет все лучшее, все здоровое и светлое, чем жизнь награждает человека.
Обелиск
Память об отдавших жизнь за счастье сегодняшних поколений стучит в сердцах тех, кто воевал и вернулся с победой, и тех, кто не воевал, но постоянно и прочными эмоциональными связями слит с памятью о павших.
Сочинение по повести М. Горького «Детство». «На тему бог бабушки и дедушки»
Сочинение по повести М. Горького «Детство». «На тему бог бабушки и дедушки». Каков человек таков и бог для него. Я думаю, что бог у каждого человека в душе. Так и в этой повести. Бабушка Алёши очень добрый и хороший человек. Она искренне, по настоящему верит в бога. Ей стыдно перед ним нагрешить, потомучто он добрый.
Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина
Белогорская крепость находилась вдалеке от тогдашних культурных и политических центров, однако и до нее докатилась волна пугачевского бунта. Небольшой гарнизон принял неравный бой. Крепость пала. Емельян Пугачев учиняет свой "императорский" суд.
Нравственный подвиг в повести В. Быкова «Обелиск»
Василь Быков — автор многих книг о Великой Отечественной войне. Он сам был участником войны в восемнадцать лет. Было военное училище, был фронт. Сначала пехота, потом истребительная противотанковая артиллерия.
Художественные особенности повести Гоголя Тарас Бульба
Рассуждая о жизни простых казаков, о существовании Запорожской Сечи, Н.В. Гоголь создает уникальное произведение об украинском казачестве прошлых лет «Тарас Бульба». При описании событий прошлого Н.В. Гоголя не столько волнует историческая достоверность, сколько отношение к жизни, любви, долгу, родине запорожских казаков.
Как усиливается страх героя с приближением грозы по повести Л.Н. Толстого Детство
Как усиливается страх героя с приближением грозы? (по повести Л.Н. Толстого "Детство") Автор: Толстой Л.Н. Гроза в душе может быть разная. Она может представляться как маленький грибной дождик. Такая гроза бывает у детей 4-6 лет. (благо до этого "грозы" как таковой быть не может)Им кажется что этот грибной дождик (а для нас это грибной дождик)- настоящая буря.
Рецензия на повесть в. Быкова "Обелиск"
В художественной литературе послевоенных десятилетий на первый план выступают темы пережитого во время войны и переосмысления событий тех лет. Именно к этому периоду относится и творчество в. Быкова.
«Сороковые роковые...»
“Каждый художник приходит в искусство прежде всего с правдой собственного опыта, с собственным пониманием и объяснением мира”, — писал Василий Владимирович Быков. Великой школой жизни стала для будущего писателя война.
Памятник-обелиск в Александровском саду
Памятник в московском Александровском саду , известный первые четыре года своего существования как Романовский обелиск , воздвигнут 10 июля 1914 года по случаю отмечавшегося в предыдущем году трёхсотлетия дома Романовых по проекту С. А. Власьева. Обелиск из финского гранита был увенчан двуглавым орлом, на основании был изображён Георгий Победоносец и малые гербы губерний и областей России в щитках.