Откровением автора и откровением новых страниц истории стала повесть Василя Быкова "Облава", а гибель Хведора Ровбы, одного из главных героев, - открытым протестом миру беспредела, безнравственности, поднявшей меч на родную кровь.
Перед читателем белорусская деревня тридцатых годов. Мирная жизнь, не слышны выстрелы, но и покоя в ней нет. Нет счастья в жизни главного героя Хведора Ровбы. Жестокой стала его судьба. Отняла все, но не душу, не сердце его. До рокового конца Хведор верит в то, что его преследователи – честные люди. Хведор не сделал им ничего дурного. Всю жизнь работал он, не разгибая спины, кормил большую семью: "Наживал годами …за немалую копейку… кровавыми мозолями и хребтом – своим и жены, трясся над каждой соткой земли, над каждой соломинкой и щепкой…". При советской власти стал хозяином большого земельного надела. Хведор всегда "уважительно относился к власти, от души был благодарен ей за дарованную землю, за щедрость к недавнему батраку". Денно и нощно работал он на земле, потом своим удобряя ее. Попробовал Хведор жить хорошо, приобрел молотилку. Но именно она и погубила его. "Недолго прогрохотала на току его красная молотилочка".
Один сосед позавидовал, другой задолжал… И вот! Хведор Ровба объявлен "кулаком". Никому же нельзя доказать, что молотилка в кредит куплена, что денег за работу хозяин не берет, что по-братски люди дают. Но это квалифицируется новой властью как "нетрудовые доходы", как "эксплуатация крестьян". Место "кулака" Ровбы в ссылке, на Печоре. "Молотилка была последним довеском, который опрокинул и без того накренившийся воз жизни Ровбы".
Все лишения и "нелепые выверты своей несчастной судьбы" научился Хведор переносить молча. Захлебываясь слезами, но молча похоронил он умершую на чужбине жену свою Ганупю. Умерла она от непосильной работы и голода, которые в переселении были особо ощутимы. Умер бы и Хведор, если бы не дочка Оля. Всю оставшуюся заботу и ласку отдал он не по годам умной и понятливой, работящей дочери. Хотел отец лучшей жизни для нее. "Да не сбылось – видно, не суждена была и Олечке лучшая доля".
Похоронив дочку, Хведор не стал злым на людей. "Зла на обидчиков он уже почти не держал – перегорело оно за годы собственных мук, никому он не желал зла, как и себе тоже". Сердце Хведора было наполнено нестерпимой тоской по родному краю. Хотел он "на брюхе доползти", но хоть одним глазом увидеть родное пепелище, поклониться "отеческим гробам".
А чем встретила его родина? Жестокостью, враждой… "Беглецу на чужой стороне сподручнее, чем в родной", - скажет Хведор. Получается, что Ровба - беглец, опасный преступник. Его ловят власти, ловят свои же деревенские. Разве же он шпион, нарушитель границы? За какое преступление он расплачивается? Ответ на это ищет Хведор в родной деревне, там, где родился и вырос. А здесь травят его, как волка, и сам герой понимает: раз он бежит от людей, раз боится их, значит, он уже не человек. Сделали его таким "свои". Они лишили его всего, чем он жил, что было дорого для него, в чем был смысл его существования. Свои разрушили само естество жизни, не оставив никакой надежды. Больше не с чем бороться Хведору Ровбе, нет дальнейшего смысла его жизни. Уж если собственный сын отказался от отца, фамилию сменил, то, что же можно ожидать от чужих. Душу Хведора наполняет боль за "своих", которые в трудное время утратили человечность, гуманность. Да и как жаль, что не послушался!
Хведор дружеского совета еврея Ноэма: "…бросай все, бери детей в охапку и утекай. Куда? Не важно куда – куда глаза глядят. Потом поздно будет…". Но как все бросить? Здесь родовые корни, односельчане, свои! Что получил Хведор в ответ на свою доброту и веру в людей! Подлость, обман…
Не должен он был подняться до вершин духа, по мнению "своих", а вот поднялся! Не расчеловечил его "век – волкодав", не стал он "волком по крови своей". Кому? Своим односельчанам и своему сыну. Да "свой" ли он им? Нет! Он и умер как не "свой": молча ушел в трясину, унес грустную тайну сына: "Сын за отца не отвечает".
Разрушено родовое дерево, утверждает всем ходом повествования Василь Быков, уничтожена российская соборность, издавна помогавшая в светлые и хмурые времена.
Казалось бы, в повести показаны очень далекие от моей современности дни. Но и сегодня рушатся нравственные нормы поведения, меняются люди, их духовный мир. И возникает ностальгия по таким героям, как Хведор Ровба, несгибаемым перед бедой, любящим жизнь такой, какая есть.
Пишу час, другой, а мысли: "В чем смысл жизни Хведора? Зачем так несправедлива к нему судьба? Стоило ли рисковать ему собственной жизнью ради того, чтобы взглянуть на родное пепелище? Прав он, когда молча сводит расчет с жизнью? Прав ли, потворствуя амбициям сына – предателя?" – волнуют меня. Неужели смысл жизни будет наполнен подчинению силам зла от политиков, от меркантильных людей! Неужели отрекусь когда-то от собственных убеждений и жизнь свою подчиню власти деспотов?
Семья, дом, дети, земля – все то, что отняли в один миг у Хведора Ровбы, есть смысл и моей жизни. Ради этого я пройду не тысячу километров, а земной шар, лишь бы спасти мечту, любовь и красоту жизни. Ради себя? Не только.
Ради будущих детей, а значит, "…ради жизни на Земле".
Другие работы по теме:
Лермонтов м. ю. - Романтические черты поэм лермонтова
Романтизм как литературное направление сформировался в конце XVIII начале XIX века в Западной Европе. Предметом изображения романтиков стал внутренний мир человека мир его чувств и страстей. Героем романтических произведений является глубоко.
Тема Кол-во страниц
И. А. Бунин и И. С. Тургенев: к вопросу традиций и новаторства (на примере произведений «Жизнь Арсеньева» и «Дворянское гнездо»)
«Тема «Памятника»
«Тема «Памятника» и бессмертия поэта в русской литературе», написанный Грыдиной Анной Олеговной, ученицей 10 класса
Тема Кол-во страниц
«Московский журнал» Н. М. Карамзина как образец европейского литературно-критического журнала
Сонатное аллегро
Большая часть музыкальных произведений от классического периода до 20 века написана в сонатной форме (форма сонатного аллегро). Это форма одночастных произведений, и так же часто ее называют "формой первых частей".
Трагедия Софокла "Царь Эдип"
Софокл — великий греческий драматург, подаривший одно из самых восхитительных произведений — трагедию “Царь Эдип”.
Исторические произведения Пушкина Капитанская дочка , Борис Годунов
Для творчества А. С. Пушкина характерно обращение к теме истории России, что подтверждается большим количеством литературных произведений как в прозе, так и в поэзии, где автор не просто воспроизводит те или иные события, но и пытается дать им свою оценку с позиции поэта и гражданина.
Анализ стихотворения Фета Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Стихотворение «Сияла ночь…» – одно из лучших лирических произведений Фета. Более того, это один из лучших образцов русской любовной лирики. Стихотворение посвящено молодой, обаятельной девушке, которая вошла в историю не только благодаря стихотворению Фета, он была одним из реальных прототипов толстовской Наташи Ростовой.
Тема города в русской литературе по произведениям Михаила Булгакова
Тема города является одной из самых характерных тем для русской литературы. Она отразилась в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. А. Блока, М. А. Булгакова и многих других писателей. Раскрытие данной темы можно проследить на примере творчества М. А. Булгакова, в частности его романов «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита».
Проблематика ранних произведений Достоевского
Из произведений раннего периода творчества Ф.М. Достоевского мною были прочитаны такие повести, как «Елка и свадьба», «Белые ночи», «Маленький герой», «Мальчик у Христа на елке». И хотя они составляют лишь незначительную часть всего творческого наследия Достоевского, уже по этим повестям можно судить об идейном и художественном своеобразии произведений великого русского писателя.
Родина анализ стихотворения Михаила Лермонтова
Одно из значительнейших произведений в русской лирики XIX в. «Родина» Лермонтова – это лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне. Уже первые строки: «Люблю отчизну я, но странною любовью Не победит ее рассудок мой» – задают стихотворению интонацию эмоционально глубокого личного изъяснения и в то же время как бы вопроса к самому себе.
Человеческая комедия Оноре Бальзака
Произведения Бальзака — это те произведения, к которым человек не раз будет возвращаться в течение жизни и воспринимать их как что-то новое и заново открыто для себя.
Изображение маленького человека
Почти всегда особое внимание окружающих не привлекают забытые, всеми униженные люди.Их жизнь, их маленькие радости и большие беды кажутся всем ничтожными, недостойными внимания. Таких людей и такое к ним отношение производила эпоха. Жестокое время и царская несправедливость заставляли «маленьких людей» замыкаться в себе, полностью уходить в свою душу, настрадавшуюся, с наболевшими проблемами того периода, они жили незаметной жизнью и незаметно умирали.
Анализ рассказов Чехова
В рассказах Чехова выделяется четыре темы: гибель человеческой души, любви, «маленького человека», нравственного выбора. Обычно герои произведений – это представители средней интеллигенции (учителя, врачи, инженеры). К художественным особенностям рассказов Чехова относятся лаконизм, отсутствие развёрнутых описаний, равнозначная система персонажей, подтекст, открытый финал, отсутствие ярко выраженной авторской позиции.
Русские женщины в поэзии Н. А. Некрасова
Автор: Некрасов Н.А. Образ простой русской женщины занимает в творчестве Н. А. Некрасова одно из центральных мест. В России не было более бесправного, более униженного человека, чем женщина из низших сословий, поэтому поэт, посвятивший «лиру... народу своему», не мог не возвысить голос в защиту своей современницы.
Русская долюшка женщины в поэзии Н.Н. Некрасова
Автор: Некрасов Н.А. О первом сборнике стихотворений Н.Н. Некрасова, вышедшем в 1856 году, Н.Г. Чернышевский сказал: «Восторг всеобщий. Едва ли «Ревизор» и «Мертвые души» имели такой успех, как Ваша книга».
Анализ стихотворения Бунина «Змея»
В стихотворении «Змея» звучат темы одиночества, неожиданной разлуки или встречи, проблема судьбы и случайности. Это стихотворение несет большое эмоциональное напряжение.
Повесть о Горе и Злочастии
"Повесть о Горе и Злочастии" дошла до нас в единственном списке первой половины XVIII века. По времени своего возникновения относится предположительно к первой половине XVII века.
Модель мира в пьесах А.П.Чехова
Автор: Чехов А.П. Через все драматические произведения Чехова проходит, в сущности, единая, многогранная и многоликая тема — тема поисков смысла жизни русской интеллигенцией начала века. Близкие автору люди — люди обыкновенной судьбы, принадлежащие к заурядному потоку простой, массовой жизни, оказываются способными к возвышенным духовным исканиям.
Темы и мотивы поэзии Б. Пастернака
Поэзия Бориса Пастернака представляет собой явление, совершенно новое в русской литературе вообще и в литературе Серебряного века в частности. Сам Пастернак считается одним из величайших поэтов в контексте всей русской литературы.
Автор Слова о полку Игореве.
Автор "Слова о полку Игореве". Автор: Древнерусская литература "Слово о полку Игореве" посвящено походу против половцев в 1185 году.Оно глубоко связано с народной культурой,с народными обычаями и языком.
ПА Кропоткин Биография и библиография произведений
БИБЛИОГРАФИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ П.А.КРОПОТКИНА Анархия, ее философия и идеал. М.,1906. Великая французская революция 1789-1793 гг. М., 1979. В русских и французских тюрьмах (пер. с англ. В.Батуринского). Под редакцией автора. СПб.: Знание,1906.
Коллективное использование произведений
Министерство общего и профессионального образования Российской федерации Южно–Уральский Государственный Университет Златоустовский Филиал Факультет Экономики и Права
Лукин Е.В.
Окончил исторический факультет ЛГПИ им. Герцена (1977). Член Союза писателей России (1996). Основной труд - стихотворные переложения древнерусских произведений "Слово о полку Игореве", "Слово о погибели Русской земли", "Задонщина".