Урок по теме: “Беседа при ясной луне”
Нам бы про душу не забыть
В.М. Шукшин.
Цели: 1. Познакомить с творчеством В.Шукшина.
Закрепить знания, полученные на предыдущих уроках: тв. Солженицины, Астафьева.
Закрепить коммуникативные навыки в работе.
Форсировать нравственность.
Оборудование: 1) Портреты Шукшина, Астафьева, Солженицина.
2) Листы для групповой работы.
Вид работы: групповая.
Тип урока: мастерская.
Ход урока.
I . Вступительное слово.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Василия Шукшина, выявим общее у него с такими писателями как Солженицын, Астафьев.
Назван урок по-шукшински: “Беседа при ясной луне”. И хотя сейчас день, светит солнце, но с помощью авторов, мы можем представить себе поздний деревенский вечер, светлую луну, которую так любил Василий Шукшин и его герои, подумаем над теми вечными вопросами, в поисках ответа на которые мучились герои Шукшина и Астафьева, Солженицина и Распутина.
Главное помнить страстный призыв Шукшина “Нам бы про душу не забыть!”
II. Этап. А что такое душа? Как вы понимаете значение этого слова?
Работа на I листе
Свойства характера
внутренний мир человека Душа основные черты личности
человечность совесть
доброта
(5-6 мин)
III. Шукшин размышляет о жизни своих земляков о своей жизнью
А как же она прошла?
Группы представляют домашнее задание.
I гр. Шукшин-писатель
II гр. Шукшин-актер
III гр. Шукшин-режиссер
(15 мин)
Вы прочитали достаточно много рассказов писателя. Назовите центральный образ его творчества.
(15 мин)
дом
степь мать
мать сыра-земля Земля родная деревня
пашня
человек на земле
Пласты жизни, которые затрагивает этот вопрос.
Что есть человек, в чем суть его бытия на земле?
исторические -----философские
конкретные-----всеобщие
личные-----общественные
/Лист передается группам соседним, добавляются, исправляются, затем обсуждаются./
IV этап. Посмотрите рассказ “Дядя Ермолай”. Что, по мнению писателя, составляет смысл жизни старшего поколения.
(5 мин)
человек
труд дом
земля
В чем извечная тайна притяжения земли и дома?
V этап. Если Шукшина в первую очередь интересует человек, то надо отметить, что характеры обычно изображаются в напряженно-кризисных моментах. Внутреннее состояние героя обнажено.
Прокомментируйте отрывки из рассказов.
Вывод
Из рассказов Шукшина мы узнаем все о человеке, угадываем дисгармонию души, разлад с миром, драматуры нравственных поисков, или напротив-высшую гармонию с миром, людьми. Напряженно-кризисное духовное состояние героя рождается в момент высшей гармонии-слияния с природой. Писатель акцентирует внимание читателя на моментах, когда душу человека озаряют добрые и светлые чувства.
VI этап. Совершенно закономерно, что в центре поэтического ряда люди-земля выделен образ матери. В ней писатель видит опору человека в превратностях судьбы. Она для писателя – воплощение надежды, мудрости, доброты, милосердия.
Угасание старых семейных отношений острее и болезненнее протекают в деревне.
Анализ:
I гр. “Один”
II гр. “Как помирал старик”
III гр. Ответить на вопрос, обращенный к отцам и детям. “ Кто из нас умнее? Кто из нас прав?”
Вывод.
Прямого ответа нет. Нельзя ответить на этот вопрос конкретно и односложно.
В старых людях много доброго , понимания, душевной твердости, всепрощения.
У молодежи – преемственность.
VII этап. Напишите после анализа произведений критерии нравственности.
вера в жизнь
деятельное бытие, активное, разумное творчество
преодоление будущие в борьбе со злом.
уважение к человеку
Добавить в таблицу душа Шукшинское понимание человечности, совесть, доброта.
VIII этап. Мелодия.
“ И все и больше ничего на земле не слышно. И висит на веревке луна”
Да, жизнь продолжается. И идет новый день.
“Чуть занималось светлое утро. И огромное весёлое солнце выкатилось из-за горы.
И так хорошо было сидеть и беседовать. Так славно чувствовать, что жизнь за окнами большая и ты тоже есть в ней. И придёт завтра день, а ты – и в нем тоже есть, и что-нибудь, может, хорошее возьмет и случится. Если умножить, можно и на хорошее надеяться” “Беседы при ясной луне”
Сочинение: “Светлые души” по Шукшину, Астафьеву и Солженицину.
Д.З: реферат худ. особенности рассказов Шукшина.
“Думы”
“Слились воедино конь и человек и летели в черную ночь. И ночь летела навстречу им, густо била в лицо тяжелыми запахами трав, отсыревших под росой. Какой-то дикий восторг обуял парнишку; кровь ударила в голову и гудела. Это было как полет – как будто оторвался он от земли и полетел. И ничего вокруг не видно: ни земли, ни неба, даже головы конской – только шум в ушах, только ночной огромный мир стронулся и понесся навстречу. О том, что там братишке плохо, совсем не думал тогда. И ни о чем не думал. Ликовала душа, каждая жилка играла в теле…
Какой-то такой желанный, редкий миг непосильной радости.
Потом было горе”
“Горе”
“Бывает летом пора: полынь пахнет так, что сдуреть можно. Особенно почему-то ночами. Луна светит тихо… Неспокойно на душе, томительно. И думается в такие огромные, светлые, ядовитые ночи вольно, дерзко, сладко. Это даже – не думается, что-то другое: чудится, ждется, что ли. Притомился где-нибудь на задах огородов, в лопухах, - сердце замирает от необъяснимой, тайной радости. Жалко мало у нас в жизни таких ночей”
“Два письма”
Человеку приснилась родная деревня. Идет будто он берегом реки… В том месте реки-затон. Тихо. Никого, ни одной живой души вокруг. Деревня рядом, и в деревне тоже как повымирало все. “Что же это такое – никого нет-то?” - удивился человек. Бросил камень в воду. Он беззвучно пошел ко дну. Человек охватил страх. Камень без звука утонул. Человека охватил страх. “Что-то случилось”,- подумал он. И проснулся. И не мог больше заснуть. Стал вспоминать. Деревня… Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на завалинке. А за деревней – степь да колки. Да полыхает заря в полнеба . Попадаются еще небольшие озерки: вечерами вода в них гладкая – гладкая, и вся заря как в зеркале. Хорошо сидеть на берегу этих маленьких озер, думать… В душу с тишиной вместе вкрадываться беспокойно – нежное чувство ко всему на свете. <…>
Далеко-далеко проскачет табун лошадей в ночное, повиснет над дорогой, в воздухе, полоска пыли и долго держится. И опять тихо. Что за тишина такая на земле!
Заря медленно гаснет. Как будто остался ты на земле совсем-совсем одни. Не страшно, не одиноко… но очень неспокойно”
Другие работы по теме:
Горький м. - Мое отношение к творчеству а. м. горького
Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать. А.М.Горький. Недавно узнал, что Горький вносил большие суммы в партийную кассу большевиков и был одним из главных их, выражаясь современно, спонсоров. Думаю, что пролетарское происхождение писателя, его бродячая жизнь в юности и раннее знакомство с
Тема а
Тема реферата: «Знакомство с заповедными уголками родного края на примере заповедника Галичья гора»
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
Знакомство с особенностями международного молодежного сотрудничества в современных условиях. Дается характеристика основных направлений развития молодежной политики в современном мире. Осуществляется знакомство студентов с основными категориями международной молодежной политики
Учебно-исполнительский анализ хоровой партитуры
Историко-стилистический анализ: знакомство с конкретными общественно-историческими условиями, в которых протекала жизнь и деятельность композитора и поэта, формировались их эстетические взгляды, характеристика основных черт творчества поэта и композитора, типичные черты хорового письма композитора.
Общая стратегия успешности в конкурентной среде
Данная стратегия является базовой стратегией успешности в таких областях жизни и деятельности как бизнес, торговля на финансовых рынках, игра в карты и казино, научная деятельность, романтическое знакомство, поиск работы, и многое другое подобное.
Интеграция национальных организаций Ида-Вирумаа в эстонскую среду
Отчет о конференции «». Одним из многочисленных результатов второй конференции посвященной интеграции национальных организаций Ида-Вирумаа в эстонскую среду, проходившей в Нарва-Йыесуу 26.-28. 11. 1998 стало участие в ней не только представителей разных областей социальной сферы и государственных чиновников, работающих в настоящее время на благо общества, но и тех, кто только готовится к ним присоединиться- студентов административного управления Таллиннского Педагогического Университета и социальной работы Тартуского Университета, обучающихся в рамках интеграционной программы.
Наташа Ростова на пути к счастью
Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность. Национальные, народные черты в развитии характера Наташи. Любовь героини.
Герой повести И. С. Тургенева Ася . Как изменилось его отношение к жизни
Повесть И. С. Тургенева «Ася» рассказывает о том, как знакомство главного героя господина Н. Н. с Гагиными перерастает в историю любви, которая оказалась для героя источником как сладостных романтических томлений, так и горьких терзаний, потом, с годами, утративших свою остроту, но обрекших героя на судьбу бобыля.
Проблема духовных ценностей в рассказах Шукшина
В середине 40-х годов прошлого века, заканчивая статью пятую «Сочинения Александра Пушкина», — В. Г. Белинский заметил: «Наше время преклонит колени только перед художником, которого жизнь есть лучший комментарий на его творения, а творения — лучшее оправдание его жизни». В неостывающих спорах о Василии Шукшине, его месте и значении в современном искусстве, эти слова во многом объясняют тот общественный резонанс, который вызвала безвременная смерть писателя и который превратился в глубокий и устойчивый интерес ко всему, что сделано и сказано Шукшиным.
Сказочный мир Пушкина
Это одно из ярчайших воспоминаний моего дошкольного детства — это, наверное, мое первое знакомство с Пушкиным. Любовь с первого взгляда, с первого же слова — и навсегда. …Мне два с половиной года. Я впервые с родителями на морском побережье. Евпатория. Старый парк. Кажется, я просто бежала по той аллее и тянула родителей за руки туда, где на небольшой площадке виднелось что-то сказочное.
Автор и его идеи в рассказах Шукшина творчество в жизни шукшинских героев
В. М. Шукшин часто размышлял о творчестве, задумывался над вопросами о социальном статусе и мотивах творчества, о роли творчества в жизни человека, о природе творчества, о творчестве и псевдотворчестве. Сама творческая деятельность Шукшиным немного идеализируется. Шукшина творческая личность удивляет и восхищает.
Знакомство Ивана Бездомного с Мастером 2
Знакомство Ивана Бездомного с Мастером В романе М.А Булгакова «Мастер и Маргарита» есть одно заведение, где люди раскрепощаются и становятся сами собой. Это не писательская организация, как должно быть, а клиника Стравинского, сумасшедший дом. Лишь здесь люди избавляются от наваждений несвободы, проявляют свои лучшие душевные качества.
Любовь в романе Отцы и дети
Text Text Graphics Павел Петрович и княгиня Р. – любовь-наваждение. Аркадий и Катя – земная любовь. Николай Петрович и Фенечка – любовь-семья (естественность и простота). Graphics
Трагедия героини пьесы Островского Бесприданница
Действие драмы происходит в волжском городе Бряхимове. И в нем, как и повсюду, царят жестокие порядки. Общество здесь такое же, как и в других городах. Главная героиня пьесы – Лариса Огудалова – бесприданница. Семейство Огудаловых небогато, но, благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны водит знакомство с сильными мира сего.
Кляуза. Опыт документального рассказа
Автор: Шукшин В.М. Хочу попробовать написать рассказ, ничего не выдумывая. Последнее время мне нравятся такие рассказы -- невыдуманные. Но вот только начал я писать, как сразу запнулся: забыл лицо женщины, про которую собрался рассказать. Забыл! Не ставь я такой задачи -- написать только так, как было на самом деле, -- я, не задумываясь, подробно описал бы ее внешность...
Город в поэме Н.В. Гоголя Мертвые души
Автор: Гоголь Н.В. Читая первую главу поэмы, рассмотрим как относится к городу Чичиков и как – автор поэмы. Чичиков осмотром города был «удовлетворен, ибо нашел, что город никак не уступал другим губернским городам». Знакомство с «сильными мира сего» еще укрепило расположение к городу. Он нашел здесь все, что искал: чиновники, от губернатора до полицмейстера, не страдали не преступностью и подозрительностью к новым для города лицам и безотказно сдавались на лесть.
В.М.Шукшин
Средне общеобразовательная школа № 55 В.М. Шукшин (1929 – 1974) Известный русский писатель Василий Макарович Шукшин родился в деревне Сростки на Алтае. Служил на флоте, окончил ВГИК.
Хронограф по И.А. Бунину
И.А. Бунин (1870-1953) 1870 г. 10 октября в городе Воронеже родился Иван Алексеевич Бунин 1881-1886 гг. Годы учения в Елецкой гимназии. 1887 г. В газете "Родина" напечатаны первые стихотворения и рассказы Бунина.
Знакомство Чичикова с городом NN по поэме Н.В. Гоголя Мертвые души
Знакомство Чичикова с городом NN (по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души") Автор: Гоголь Н.В. Поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души" открывается обширной экспозицией, в которой представлена картина места действия - город NN. Он по-разному выглядит в глазах Чичикова и автора.
Мое знакомство с творчеством Салтыкова-Щедрина
Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. Впервые я познакомился с Салтыковым-Щедриным в 7 классе. Именно тогда я прочитал "Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил". В общем-то в этой сказке, кроме самого сказочного, я тогда ничего и не увидел. Это как детские мультфильмы, которые смотрит взрослый: как ни старайся уловить мысль, а все не получается.
Сказка о золотом петушке 2
Сказка о золотом петушке Автор: Пушкин А.С. «Сказка о золотом петушке» - последняя из написанных А.С.Пушкиным сказок. Поэт написал её в 1834 году, в период глубоких раздумий над судьбой Отечества. Композиция сказки очень похожа на композицию «Легенды об арабском астрологе» В.Ирвинга, знакомство с которой подтолкнуло А.С.Пушкина на её создание.
Образ Чудика
Автор: Шукшин В.М. Талант Василия Макаровича Шукшина – выдающийся, сильно выделяющийся среди других талантов той эпохи. Он ищет своих героев среди простого народа. Его привлекают необычные судьбы, характеры неординарных людей, порою противоречивых в своих поступках. Такие образы всегда сложны для понимания, но, вместе с тем, близки каждому русскому человеку.
Рецензия на рассказ В.М. Шукшина "Забуксовал"
Рассказ "Забуксовал" был написан Василием Шукшиным в 1971 году во время правления Леонида Брежнева. Это благополучное время развитого социализма. Уже позади тяжелые годы становления советской промышленности, война, послевоенное восстановление.
Каянская земля
— так называется в русских источниках XV и XVI века область, прилегавшая к Ботническому заливу, к северной границе Водской пятины, к поселениям корел и к Северному Ледовитому океану. В восточной части она была населена лопарями, а в западной — шведами, которые в одном акте 1580 года назывались «немецкими свискими людьми».
Франсиско, Питер
Франсиско, Питер (англ. Peter Francisco, 1760(?) — 16 января 1831) Питер Франсиско известен в Америке как «гигант революции» или «армия из одного человека». Судьба его довольно оригинальна.
Бродский И.А.
Первые поэтические опыты И. Бродского относятся к 1957 г. В начале 60-х годов начинает работать как поэт-переводчик. К этому же времени относится знакомство с А.А. Ахматовой, высоко оценившей его талант.
Шукшин В.М.
Русский советский писатель, кинорежиссер, актер, заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). Член КПСС с 1955.