Яков Протазанов
(1881-1945)
Яков Александрович Протазанов родился в 1881 году, в Москве, в мещанской среде. Окончил Московское коммерческое училище Работа служащего конторы его не увлекала, поэтому, получив небольшое наследство, он уезжает за границу путешествовать и в Париже посещает студию "Патэ". И все же приход Протазанова в кино (1907) внешне выглядел поступком случайным, даже легкомысленным. Родные и друзья знали, что молодого человека увлекает карьера инженера. Поступив переводчиком в московскую кинофирму "Глория", будущий режиссер, возможно, и сам считал этот шаг случайным эпизодом, продиктованным скорее любопытством к новому виду искусства, который уже в ту пору величали "чудом XX века". Тем не менее, испробовав несколько профессий, Протазанов пробует себя в качестве сценариста. Любовь к литературе, поэзии помогла ему довольно скоро обратить на себя внимание серьезностью трактовок. И вот он уже режиссер. До эмиграции (1920) Протазанов снял около 80 фильмов. Имя его получает широкую известность. В череде киноподенщины ему удается создать несколько картин, ставших для своего времени настоящими кинооткрытиями, отмеченных актуальностью проблематики, изобразительностью режиссуры, художественным вкусом и смелостью в поисках построения кадра, мизансцены и законов монтажа, Следование за идейным смыслом литературного источника сочетается у него с пытливой работой по выявлению средствами кино художественной фактуры произведения Протазанов открыл для экрана ряд выдающихся актерских имен: И. Мозжухин, О. Гзовская, В. Орлова, П. Бакшеев и др. Будучи горячим поклонником Художественного театра, режиссер не скрывает в своем творчестве ориентации на метод прославленного коллектива. Прежде всего это ощущается в тщательной психологической разработке характера и мотивов его поведения, что, в свою очередь, заставляет режиссера выбирать темы для своих картин по принципу их общественной значимости. Отсюда интерес Протазанова к серьезной литературе, к классике. "Война и мир" (1915, совместно. с В. Гардиным), "Николай Ставрогин" ("Бесы", 1915), "Пиковая дама" (1916), "Семейное счастье" по А Толстому (1916), "Андрей Кожухов" по Степняку-Кравчинскому (1917). В 1918 г. Протазанов ставит одну из лучших своих картин "Отец Сергий" с постоянным и любимым актером И. Мозжухиным в главной роли. Этому фильму суждено было достойно венчать конец важного периода как в становлении русского кино, так и в биографии самого режиссера. Шедевр Протазанова, не утративший и сегодня своего художественного впечатления, убедительно доказывал, что в лице Протазанова мировой кинематограф приобрел одного из выдающихся мастеров набиравшего силу экранного искусства, тонкого и самобытного художника. Поэтому, оказавшись за рубежом (Париж, Берлин), русский мэтр получает приглашения лучших киностудий, где и снимает шесть картин Творчество режиссера в эти годы не прошло бесследно для его французских и немецких коллег, можно смело говорить о влиянии его искусства на творческий рост этих кинематографий (особенно немецкой). В 1923 году Протазанов, поддавшись на уговоры руководителя студии "Русь" М. Н. Алейникова, возвращается на родину и сразу же приступает к съемкам "Аэлиты". Он пристально приглядывается к новому для него миру, к советскому быту, он осторожен в выборе тем, однако именно в 20-е годы расцвел во всем блеске его талант комедиографа "Закройщик из Торжка" (1925), "Процесс о трех миллионах"
(1926), "Дон Диего и Пелагея" (1927), "Праздник св. Йоргена" (1930)-в этих комедиях сочетаются лукавая усмешка и сатирическая оценка, тонкий лиризм и непосредственность интонации. И снова, как прежде, открытие актерских имен И. Ильинский, А. Кторов, М. Климов, В Марецкая, М. Жаров, Н Баталов, А. Войцик, позже Н. Алисова Комедии Протазанова, обрастая зрительскими легендами, надолго стали частью общественного сознания
Связав свою творческую судьбу со студией "Межрабпом-Русь" (позже "Межрабпомфильм"), режиссер благодаря своему авторитету становится бесспорным лидером этого киноколлектива Вокруг него образуется молодая группа последователей, которых можно назвать "протазановской школой" Ю. Райзман, Я. Уринов, С Комаров, А Роу, отчасти К. Эггерт Не избежал влияния мастера и Вс. Пудовкин 20-е годы, самый яркий и плодотворный период в творчестве зрелого мастера, завершились для него и окончательным выбором своего жанра По замыслу режиссера, он должен был стать в его планах доминирующим. Уже в фильме «Марионетки» (1934) он успешно доказал, что кинопамфлет, достаточно редкий на экране, не только актуален, но и сулит оригинальные возможности в раскрытии средствами кино острых политических вопросов.
К сожалению, политическая обстановка в стране, сложившаяся в 30-е годы, не позволила Протазанову развить начатое Он обращается к классике и ставит картину "Бесприданница" по пьесе А. Островского (1936) Отмеченная несомненным художественным вкусом, чарующей операторской работой М Магидсона, великолепным актерским ансамблем, имевшая в прокате огромный зрительский успех, эта постановка явилась
по существу последней значительной работой большого мастера
Культурный, опытный режиссер с мировым именем так и не вписался в новые условия советской действительности. И последнее десятилетие его жизни превратилось в тоскливую, мучительную дорогу к забвению.
Фильмы: 1912: Анфиса, Уход великого старца; 1914: Драма у телефона; 1915: Сашка-семинарист, Война и мир (совм. с В. Р. Гардиным), Николай Ставрогин (Бесы); 1916: Пляска смерти, Пиковая дама, Семейное счастье, Женщина с кинжалом; 1917: Сатана ликующий, Андрей Кожухов; 1918: Малютка Элли, Отец Сергий; 1921: Ночь любви (Франция); 1922: Тень греха (Франция); 1923: Паломничество любви (Германия); 1924: Аэлита; 1925: Его призыв, Закройщик из Торжка; 1926: Процесс о трех миллионах; 1927: Сорок первый, Дон Диего и Пелагея; 1928: Белый орел; 1930: Праздник св. Йоргена; 1931: Томми; 1934: Марионетки; 1936: О странностях любви, Бесприданница; 1940: Салават Юлаев.
Другие работы по теме:
Введение
Что такое «теория кинодраматургии»
3. Технические особенности кинематографа 5
Также этим термином обозначают комплекс устройств и методов, необходимых для съемки движущихся объектов на кинопленку и для последующего воспроизведения получаемых снимков путем проецирования на экран
Музыка балет театр кинематограф
Музыка, балет, теат ■ кинематогр XX в, - время творческого взлета Музыка н Такие композиторы-новаторы, как А. Скрябин, И. Стравинский, С. Танеев, С. Рахманинов - в своем
Королева Марго 2
Королева Марго Автор: Дюма А. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава 1 ЛАТЫНЬ ГЕРЦОГА ДЕ ГИЗА В понедельник восемнадцатого августа 1572 года в Лувре был большой праздник. Обыкновенно темные окна старинного жилища королей были ярко освещены, а близлежащие площади и улицы, как правило, пустынные, едва лишь колокол церкви Сен-Жермен-Л'Осеруа бил девять часов вечера, теперь кишели народом, хотя была уже полночь.
Жизнь и творчество Мустая Карима
Краткие биографические сведения о башкирском поэте М. Каримове. Самобытность поэтических образов, философский смысл и романтизм лирики поэта. Педагогический опыт М. Карима. Тематика его произведений, выражение в них самобытности башкирского народа.
Советский кинематограф в 20-40гг.
РЕФЕРАТ ПО ТЕМЕ «СОВЕТСКИЙ КИНЕМАТ ОГРАФ В 20-40 ГОДАХ» Выполнил Учащийся 11 «В» класса Глушаков Алексей План Введение Два русских кино 20-х годов Советский кинематограф в период Великой Отечественной Войны и в борьбе с фашизмом
Экранизация как визуализированный текст: к постановке проблемы
Рассматривается экранизация как визуализированный текст литературно-художественного произведения. Обозначаются основные проблемы визуальной культуры современности, связанные с бытованием книги, развитием кино и состоятельностью диалога как формы общения внутри и за пределами текстовой реальности.
История русского кинематографа
Text Text В 1908 году московским градоначальником впервые был издан запрет на показ в кинотеатрах фильмов «парижского жанра» (то есть фривольных или порнографических по содержанию). В 1908 году московским градоначальником впервые был издан запрет на показ в кинотеатрах фильмов «парижского жанра» (то есть фривольных или порнографических по содержанию). 27 ноября 1908 года при канцелярии московского градоначальника была учреждена должность цензора кинематографических лент.
Розвиток кіно
П'ять основних стадій типового голівудського циклу виробництва фільму. Створення кінетоскопів, біоскопів, вітаскопів та інших примітивних видів кінопроекторів. Розвиток світового кіно завдяки творчості американських режисерів Д. Гріффіта і Т. Інса.
Культура Белоруссии и России 19-20 века
Содержание Введение Материальная и духовная культура Школьная реформа Профессиональное обучение Научные исследования истории Белоруссии, быта и культуры ее населения
Русская школа экранизации
Едва ли не общим местом многих исторических обзоров является утверждение, что русский художественный фильм формировался в прямой связи и под непосредственным влиянием русской классической литературы XIX века.
История развития мирового кино
Киноиск сство - род искусства, произведения которого создаются с помощью киносъёмки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий действительности.
Становление российского кино
Возникновение первых фильмов в России. Жанры дореволюционного кино в России. Виды кино. Научно-просветительские фильмы в дореволюционной России.
Первое советское звуковое кино
Развитие кино в СССР: история становления, государственное регулирование, особенности; знаменитые фильмы и персоны немого кинематографа. Появление звукового кино, совершенствование искусства монтажа и звукозаписи. Первые художественные звуковые фильмы.
"Серебрянный век" русской культуры
Особенности развития культуры России в первое десятилетие XX века, которое вошло в историю русской культуры под названием "серебряного века". Тенденции развития науки, литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, балета, театра, кинематографа.
Кино как явление культуры XX века
Культурное наследие киноискусства XX века. Первые шаги мирового кино. Образ природы в кино как символ высокой культуры человечества. Российское кино в переломные этапы отечественной истории. Возможности кино как явления культуры на рубеже XXI века.
Кино в советское время
Кино завоевывает мир. Становление русского кино. Становление советского кино. Советское кино 30-х годов. Кино и Великая Отечественная война. Необычный, завораживающим мир кинематографа для многих зрителей.
Культура Серебрянного века
Серебряный век - время духовного новаторства и скачка в развитии русской культуры. В этот период родились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества, прославилась целая плеяда просветителей, писателей, поэтов, художников.
Восточно-Казахстанский областной комитет КП Казахстана
- орган управления Восточно-Казахстанской областной партийной организацией КП Казахстана (1932-1991 годы). Восточно-Казахстанская область образована 10 марта 1932 года в составе Казахской АССР, 5 декабря 1936 преобразованной в ССР. 14 октября 1939 из Восточно-Казахстанской области была выделена Семипалатинская область.
1945 год
Введение 1 События 1.1 Январь 1.2 Февраль 1.3 Март 1.4 Апрель 1.5 Май 1.6 Июнь 1.7 Июль 1.8 Август 1.9 Сентябрь 1.10 Октябрь 1.11 Ноябрь 1.12 Декабрь 2 Родились
Букварь сценариста Молчанов
Александр Молчанов БУКВАРЬ СЦЕНАРИСТА Как написать интересное кино и телесериал scriptdoctor@mail МОСКВА 2009 год Об авторе: Молчанов Александр Владимирович, родился в 1974 году в поселке Сямжа Вологодской области, окончил Вологодский педагогический университет (факультет филологии, теории и истории изобразительного искусства), ВГИК (ЦДПО, отделение кинодраматургии, мастерская А.
Культура России 9 - 20 вв.
Культура Киевской Руси в XIII Комаровская А.В. Характеристика исторических условий данного периода времени РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НАУКА ЛИТЕРАТУРА
Культура России
Нижнедевицкое ШСПОО Реферат По теме: «Культура России в XX веке». Выполнила: Выпускница 11 класса Холостых Н. Проверил: Учитель истории Лопатина Е.В.
Полки "нового строя" (XVII в.)
Первую попытку создания в русской армии подразделений, обученных по европейскому военному образцу, предпринял М.В. Скопин-Шуйский. Ратники учились действовать в тесном строю, пользоваться огнестрельным оружием и пиками.
Культура России 9 - 20 вв
Культура Киевской Руси в IX – XIII вв. Комаровская А.В. Характеристика исторических условий данного периода времени РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НАУКА ЛИТЕРАТУРА
Триумф и трагедия советской власти
Территория 1904-1905 гг. Русско-японская война Портсмутский мир, завершил русско-японскую войну 1904-1905 годов. Заключен 5 сентября 1905 в американском городе Портсмуте (штат Нью-Хэмпшир). Россия признала Корею сферой влияния Японии, уступила ей Южный Сахалин и права на Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и Дальним.