ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУВПО Пермский государственный университет
Кафедра новейшей истории стран Запада
Контрольная работа по курсу
«История южных и западных славян, ч.2»
А.А.Улунян. Балканские народы друг о друге: явные пристрастия и тайные чувства в конце ХХ века
Выполнила:
студентка 6 курса
заочного отделения
группы ИСТ-1,2-2004
МИТРАКОВА Е.М.
Проверил: БУЛАХТИН М.А.
Пермь 2009
Я выбрала статью доктора исторических наук Улуняна Артёма Акоповича по причине того, что в теме явно заявлена проблема конфликта, который меня очень интересовал. Мне было непонятно ещё при изучении истории Росси в ХIХ веке почему Балканский полуостров называли «пороховой бочкой» Европы, почему эти, казалось бы, родственные друг другу славянские народы с похожей историей (их постоянно захватывали и подчиняли) не могут найти общего языка и объединиться для защиты своих национальных интересов.
Автор данной статьи рассматривает проблему
развала социалистического лагеря во главе с СССР и усугубившимся межэтническим конфликтам на Балканах. Для характеристики отношения Улуняна А.А. к ней подошла бы цитата из доклада «Международной комиссии по расследованию причин и ведения Балканских войн» 1913 года, приведённая самим автором: «Многие люди в западных странах, являвшиеся восторженными сторонниками идеи мира, быстро забыли, что враждебные действия, с которых началась первая Балканская война балканских славян, представляли нарушение как международного права, так и некоторых существовавших договоров….Более чем через 80 лет после того, как члены Комиссии Карнеги посетили этот район, у автора настоящего предисловия нет каких-либо доказательств, что способность балканских народов относиться к друг другу мирно сейчас больше, чем раньше».
«Социально-политические и идеологические изменения конца 1980-х годов, затронувшие СССР, Восточную и Юго-Восточную Европу» стали причиной исчезновения целой системы, альтернативной капитализму и демократии. Особенно это проявилось, по мнению автора, в межэтнической конфликтности, которая привела к дезинтеграции стран и образованию новых этноцентристских государств. При этом складывание новых славянских государств происходило очень болезненно, сопровождалось гражданскими войнами, которые лишь обострили взаимное восприятие народов.
В статье можно выделить несколько ключевых моментов, которые затрагивает Улунян: 1) линии конфликтных соприкосновений балканских славян
. К началу 1990-х годов наметилось несколько линий борьбы славян друг с другом: греко-турецкие территориальные противоречия, греко-албанские этнотерриториальные противоречия, конфессиональный конфликт на территории бывшей Югославии, румыно-венгерский территориальный спор, этнотерриториальный конфликт между Афинами и Скопле.
Второй момент, который рассматривает автор орудия борьбы славянских народов друг с другом
. Во-первых, формирование внутреннего отношения к соседям с помощью школьных учебников, литературных произведений, средств массовой информации и переделка истории развития государства, народа и культуры. Причём балканские славяне характеризуют друг друга только с негативной точки зрения. Улунян объясняет это тем, что является продолжением этноцентристских традиций восприятия мира балканских народов.
Самая интересная часть данной статьи это «этнические образы» балканских народов,
то есть, какими представляют своих славянских собратьев жители полуострова. Для Греции на протяжении длительного времени актуален образ «славянской угрозы». В Болгарии, н7аоборот, проводится мысль враждебности Греции по отношению к Болгарии. Также В Болгарии Албанию представляют как отсталое государство: «мы (болгары) тащимся уже за Албанией, находившейся некогда позади Болгарии». В Албании в ответ используют подобное выражение против Болгарии: плохую работу «называют её не цыганской, а болгарской». Вообще Албанию на Балканском полуострове считают «пороховым погребом»: «Албания – это потенциальная бомба на Балканах… Две этнические группы, несколько конфессиональных групп, компактная масса (албанцев), живущими за пределами границ». Образ Турции и турок в этническом сознании болгар включает большой набор тревожно-подозрительных черт: потенциальная угроза этнической экспансии, исламского экстремизма и «управление» Болгарии с помощью турецкого национального меньшинства. Хотя и в отношении самой Болгарии некоторые балканские государства испытывают подобные фобии. Например, Сербия – здесь в обществе чётко сформировалось «оборонное сознание» по отношению к соседям. Самые большие проблемы по определению этнического образа связаны с македонцами. Македония – историческая часть Греции, поэтому греки длительное время после развала Югославии не признавали Республику Македонию. Вообще порой жителей современной Македонии не определяют как отдельную нацию. Македонский языку определяется как славянский (сербизированный болгарский или болгаризированный сербский). При этом для греков македонцы близки к болгарам. Греки определяют македонцев «нищие», «необразованные», «контрабандисты героина», «шовинисты-эллинофобы». В ответ македонцы наделяют греков и болгар конфликтными чертами, они для македонцев выступают шовинистами и захватчиками чужой территории. Хотя в отношении сербов и албанцев жители Македонии тоже испытывают чувство тревожности и недоверия. Сербию и население этой страны балканские соседи воспринимают с точки зрения этнополитических конфликтов Боснии и Герцеговины и в Косово. Для Греции это угроза: «скопелевский гегемонизм», «тюрко-исламский шовинизм», «экспансионистский католицизм» и «расширяющееся «албанство». Исторический образ турков для греков также нелицеприятный: «грубые», «безжалостные», «неотёсанные», «фанатик-шовинист».
Отдельно автор выделят момент, связанный с вопросом национальных меньшинств. Так, если затрагиваются претензии болгар и македонцев, заявляющих о родственных населении в Греции, то Греция в ответ направляет свой негативный потенциал против Скопле и Софии. В вопросах тюркского меньшинства несколько иная позиция, говорят о «турецкой пятой колонне». Вообще этноним «турки» заменяют на «туркофонов» и «мусульман» или «туркомусульман».
Очень интересно турки воспринимают греков и отдельно их государство: «Греки – хорошие, а государство или правительство – параноидальное и плохое». Совершенно по другому турки воспринимают сербов: боснийцы-мусульмане, являющиеся в подавляющем большинстве исламизированными сербами, резко противопоставляются сербам, которых в Турции характеризуют как «убийц». Большое значение для формирования общественного сознания Турции играет концепция «тюркизма», её связи с Европой.
Как итог статьи Улунян определяет политическую тенденцию, объединяющую все народы
, проживающие на Балканском полуострове: стремление их всех в Европу. Балканские народы хотят стать частью «европейского поля». Но объединяющее стремление может быть уничтожено этническими, конфессиональными, политическими и территориальными конфликтами, происходящими на полуострове на протяжении многих веков. Всеобщая подозрительность и «нетолерантность» славянских народов на даёт им возможности стать полноценными европейскими государствами.
Литература
1. Общественные науки и современность, 1999, №4
Другие работы по теме:
Символисты.
Рассматриваются понятия декаданства и модернизма. Характеризуется русский символизм (1892-1912г.г.) и его направления.
Бурачек Степан Анисимович
Бурачек Степан Анисимович- популяризатор философии, издатель. С 1840 совместно с П. Корсаковым издавал журнал "Маяк". Ставил задачу создания православной философии, отличной от "нескладицы" Запада.
Акцентуации характера
Общие сведения и тестирование акцентуаций характера. Акцентуации характера. Возможность психопатии.
Конфликтология семейных отношений
Известно, что по поведению во время семейных “разборок” можно судить о глубинных чертах характера партнера. Но, оказывается, даже само желание или нежелание вступать в переговоры - своеобразный тест, который помогает супругам лучше понять друг друга.
Иран-контрас
План Введение 1 Расследование в США 2 Рассмотрение дела Международным Судом ООН 3 Причастные к скандалу Введение Иран-контрас (англ. Iran-Contra; также известен как «Ирангейт», по аналогии с «Уотергейтом») — крупный политический скандал в США во второй половине 1980-х годов. Разгорелся в конце 1986 года, когда стало известно о том, что отдельные члены администрации США организовали тайные поставки вооружения в Иран, нарушая тем самым оружейное эмбарго против этой страны.
Литературный герой ДАНИЛА
Данила герой сказа П. П. Бажова Каменный цветок. В основу этого философ ско поэтического произведения положены тайные сказы о Малахитнице Хозяйке Медной горы и о ее колдовском каменном цветке заимствованные из уральского alignjustifyданила герой сказа.
Современные поэты - Что я чувствую читая стихи современных поэтов.
Недаром говорят что поэзия это музыка души. И правда стоит лишь назвать имена великих поэтов. России и сразу еще не притронувшись к книгам ощущаешь ту скрытую мелодию русского сердца. Это касается не только поэтов золотого века но и поэтов современн Вот здесь не равнина.
Создание марша "Прощание славянки"
В октябре 1912 года тихий Тамбов всколыхнула весть: началась первая Балканская война. Пять веков султанская Турция угнетала южнославянские государства, жестоко подавляя любую попытку сопротивления.
Вольнолюбивая лирика Пушкина 2
Вольнолюбивая лирика Пушкина Эпоха, в которую жил и творил А. С. Пушкин, была временем подавления всякой живой мысли, передовой идеи. Авангардная часть русского дворянства, недовольная политикой царя, объединялась в тайные общества для борьбы с самодержавием и крепостным правом. Молодой Пушкин всей душой поддерживал передовые идеи.
Дедушка Мазай и зайцы
В этом замечательном стихотворении Н. А. Некрасова воспевается душевная щедрость таких людей, как дедушка Мазай. Оно написано в форме доверительного рассказа поэта, страстного охотника, о своём друге, тоже охотнике — старом Мазае.
Талант великих душ есть узнавать великое в других людях
Очень сложен путь человеческой души, содержание ее во многом определяется отношениями с окружающими. «Души прекрасные порывы» — как хочется сформировать их в себе, ощутить в других! Но для этого нужен талант... Разбуженный, сформированный, человечный… Сумел же Пушкин заглянуть в тайные тайн и гения, и злодея, и победителя, и побежденного, презревшего и «правды глас, и веру, и закон».
Лирика Ф. И. Тютчева в моем восприятии
Автор: Тютчев Ф.И. Для меня поэзия — это музыка, волнующая душу, наполняющая ее безграничной любовью ко всему: к человеку, к природе, к Родине, к животным... Сам язык поэзии настраивает на глубокое понимание и внутреннее осмысление происходящего вокруг. Поэзия проникает в самые тайные уголки моей души.
Стихотворение Шепот, робкое дыхание
А.А. Фет — один из выдающихся русских поэтов XIX века. Он избрал предметом художественного изображения «вечные» человеческие чувства и переживания, тайны жизни и смерти, сложные взаимоотношения между людьми. В.С. Соловьев так отзывался о поэзии Фета: «…Вечная красота природы и бесконечная сила любви — и составляют главное содержание…».
Образ современника в современной прозе
(по повести В. Тендрякова «Ночь после выпуска») Стремление пробудить в читателе общественное неравнодушие — основная черта литературы 50-х годов. Каждое новое произведение В. Тендрякова было именно таким. Оно вызывало неизменный интерес читателей и привлекало внимание критики. Его не любили власть предержащие, но его всегда слышал думающий читатель.
Стихотворение Лермонтова Листок
Стихотворение написано в последний год жизни поэта — 1841. Образ гонимого бурей листка появился в европейской литературе в конце 18 века и стал символом судьбы политического изгнанника. М.Ю. Лермонтов в своем стихотворении продолжил эту тему. Оторванный «от ветки родимой» листок у поэта также является символом человека, вынужденного искать себе пристанище.
Трагедия Шекспира Ромео и Джульетта
Трагедия Шекспира "Ромео и Джульетта" Автор: Зарубежная литература Действие трагедии происходит в эпоху Возрождения – XIV-XVI века. В это время люди средствами искусства заговорили о красоте жизни и любви, художники в своих картинах изображали прекрасных женщин, воспевают их красоту, а в литературе появляются великолепные стихи о любви: Петрарки, Данте, Шекспире.
Последний дюйм сочинение-отзыв
"Последний дюйм" (сочинение-отзыв) Автор: Зарубежная литература Сюжет произведения прост. Два человека — отец и сын — попадают в экстремальную ситуацию.
Раннехристианские легенды в произведениях Н. С. Лескова
От рассказов о русских страдальцах и чудаках Николай Семенович Лесков логически переходил к легендам на темы раннехристианской литературы «Скоморох Памфалов», «Гора" «Сказание о Федоре-христианине и о друге его Абраме-Жидовине».
Чацкий как выразитель идей декабристов по комедии А. С. Грибоедова Горе от ума
Чацкий как выразитель идей декабристов (по комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума") Автор: Грибоедов А.С. Время создания комедии «Горе от ума» пришлось на переломный момент в истории нашей страны. После победы России в Отечественной войне 1812 года молодое поколение дворян, участвовавшее в этой войне, увидело, что побеждённые народы Европы находятся в лучшем положении, чем русский народ.
Мухаджирство
Махаджи́рство мухаджирство ) — массовое и целенаправленное переселение мусульман в мусульманскую страну из немусульманских стран, где мусульмане являются меньшинством или чаще всего им становятся в результате военных действий (например, аннексия мусульманской территории христианским государством) и не желают мириться с положением религиозного меньшинства.
Тюркский мир
— это концепция географического и культурного характера, которую использовали тюрки с конца XX до начала XXI века. Тюркский мир, как полагают, включают в себя концепцию того, что все люди тюрков являются благородными. Некоторые исследователи применяют эту концепцию только для Центральной Азии. Также данное понятие используется в качестве синонима понятия Туркестан.
Криптохристианство
(также крипто-христианство, криптохристиане , подпольное или тайное христианство от древнегреч. [криптос] «тайный», «укрытый») — в Средние века и Новое время — подпольные, тайные последователи христианства, особенно в обществах, где преобладают последователи другой веры, оказывающие религиозное давление на представителей данного религиозного меньшинства.
Пятая колонна
Пя́тая коло́нна (исп. Quinta columna) — наименование агентуры генерала Франко, действовавшей в Испанской республике во время Гражданской войны в Испании 1936—1939 гг. В широком смысле — любые тайные агенты врага (диверсанты, саботажники, шпионы, провокаторы, террористы, агенты влияния).
Санданский, Яне Иванов
Введение 1 Биография 2 Балканские войны 3 Убийство 4 Память Введение Яне Иванов Санданский (болг. Яне Иванов Сандански; 18 мая 1872, село Влахи, Османская империя — 22 апреля 1915, Роженский монастырь, Болгария) болгарский революционер, один из руководителей ВМОРО.
История Черноземья
В Бронзовом веке на территории Черноземья жили арии Абашевской культуры В эпоху Железного века (соответствующей средиземноморской Античности) на Черноземье проживали балтские народы бондарихинской, юхновской и колочинской культуры, которых иногда отождествляют с геродотовыми меланхленами.
Шаховской, Николай Леонтьевич
Николай Леонтьевич Шаховской (1757—1836), сенатор, генерал-майор Карьера В 1769 году зачислен рядовым в первый фузилерный полк. Во время русско-турецкой войне 1768 — 1774 годов участвовал в битве под Силистрией в 1774 году. Участвовал в русско-турецкой войне 1787—1792 годов. В 1790 году при штурме Измаила командовал двумя батальонами Херсонского гренадерского полка, прикрывавшими батарею, ведущую огонь в поддержку войск, штурмовавших город.
История Анатолии
Введение 1 Доисторическая Анатолия 1.1 Палеолит и мезолит 1.2 Неолит 1.3 Медный и бронзовый век 1.4 Хатты 1.5 Хетты 1.6 Другие анатолийские культуры бронзового века
Балканские войны
Введение 1 Предпосылки Первой Балканской войны 1.1 Предыстория 1.2 Политика великих держав 1.3 Идеи максимального расширения границ 2 Первая Балканская война
Андийские народы
Андийские народы, группа народов в составе андо-цезских (андо-дидойских) народов Дагестана: андийцы, ах-вахцы, багулалы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, тиндалы, чамалалы.
Иерусалим: Мадаба
В конце VI века неизвестный пилигрим сделал грандиозный подарок всем верующим: он составил первую карту Палестины и окрестных государств. Причем географические объекты на этой карте изображены с высоты птичьего полета.
Вяземский Александр Алексеевич
Князь, известный государственный деятель. Образование получил в Сухопутном кадетском корпусе. Участвовал в Семилетней войне, потом исполнял за границей разные тайные поручения.