Российский государственный социальный университет
_____________________________________________________________
Социально-гуманитарный факультет
Кафедра политологии и социальной политики
Контрольная работа
по дисциплине «История политических учений»
студента 3 курса заочного отделения
Белослудцева Евгения Григорьевича
«Доктрина утопического коммунизма Э. Кабе»
Москва 2011г.
Содержание
Введение 3
1. Этьен Кабе 4
2. Коммунистическое учение Кабе 5
Введение
Кабе Этьен (1788—1856) — французский утопический социалист. В фантастическом романе «Путешествие в Икарию» (1840) и др. работах Кабе изложил свои идеи, получившие название «Икарийский коммунизм». Утопии Кабе присущи такие черты как уравнительность в потреблении, идея «примирения» бедных и богатых. Кабе выступал за мирное осуществление коммунизма. В философских вопросах, а в особенности во взглядах на историю, Кабе придерживался идеалистических убеждений, сочетал рационализм 17 в. с платонизмом и неоплатонизмом. Маркс писал, что Кабе был популярным, хотя и самым поверхностным, представителем коммунизма.
Кабе Этьен также был французским публицистом, утопическим коммунистом, проповедником полного экономического равенства. Родился 1 января 1788 в Дижоне в семье бондаря. Стал карбонарием – членом тайной республиканской организации периода Реставрации (1815–1830). В 1830 участвовал в уличных боях во время свержения Карла Х. В награду от нового правительства получил место окружного прокурора на Корсике, которое занимал в течение нескольких месяцев. Неприятие Июльской монархии (1830–1848) получило отражение в публикациях еженедельника «Попюлер» («Le Populaire»), который Кабе издавал с 1833 по 1834. В 1834 из-за репрессий Кабе эмигрировал в Бельгию, затем в Великобританию, где познакомился с Р.Оуэном. Под его влиянием перешел на позиции коммунизма.
1. Этьен Кабе
Сын простого рабочего; первоначальное образование получил в Дижоне, под руководством Жакото. Получив звание доктора прав, Кабе занялся адвокатурой, защищая дела преимущественно политического характера. Во время Ста дней он был одним из основателей бургундской федерации национальной обороны, за что, после возвращения Бурбонов, ему временно запрещена была адвокатская практика. Во время Реставрации он состоял деятельным членом союза карбонариев.
После Июльской революции 1830 г., в которой он принимает большое участие, он пытается убедить герцога Орлеанского в необходимости созыва законодательного собрания для пересмотра конституции. Назначенный генеральным прокурором на Корсику, он скоро отрешается от должности, недолго заседает в палате депутатов и пишет жестокий памфлет против июльской монархии. Преданный суду, Кабе оправдан присяжными, но вскоре навлекает на себя новое преследование, двумя статьями в основанном им журнале «Populaire».
Приговорённый к 2-летнему тюремному заключению, он бежит в Англию, где пишет несколько исторических сочинений, более тенденциозных, нежели основательных, и наконец, под влиянием «Утопии» Мора, становится убеждённым коммунистом и в 1840 г. издает «Путешествие в Икарию»1.
Вернувшись во Францию, Кабе усиленно пропагандирует свое коммунистическое учение во множестве брошюр и в 1841 г. возобновляет журнал «Populaire», с открыто коммунистическим направлением. В 1847 г., с целью практического осуществления своих идей, он покупает землю в Техасе и организует переселение туда нескольких сот французских рабочих. Неудачи первых переселенцев заставляют Кабе лично отправиться в колонию, которая переносится им из Техаса в Наву (шт. Иллинойс) и временно достигает благосостояния.
Затем возникают внутренние раздоры и неудовольствия против Кабе, которого некоторые из возвратившихся во Францию колонистов обвиняют в мошенничестве и шантаже. Заочно осужденный, Кабе едет в Париж и добивается нового рассмотрения дела, оканчивающегося полным его оправданием. Государственный переворот 1851 г. заставляет Кабе возвратиться в колонию. Самовластность его в роли правителя и разные неудачи приводят к разрыву между ним и его последователями: Кабе изгоняется из колонии и умирает в С.Луи, осуждённый своими учениками2.
2. Коммунистическое учение Кабе
Свое коммунистическое учение Кабе изложил сначала в виде путевых записок английского лорда, посетившего фантастическую страну Икарию. Описание государственного строя идеальной страны составляет центр тяжести книги, не чуждой и романического элемента, но крайне неудовлетворительной с художественной точки зрения. Убедившись в несовершенстве господствующего повсюду социального строя, икарийцы произвели у себя государственный переворот и выбрали диктатором Икара, для постепенного, в течение пятидесяти лет, проведения в жизнь коммунистического идеала. В момент посещения Икарии лордом Керисдалем территория страны, с постройками, принадлежит уже всей нации. Всё движимое имущество нации, вместе с произведениями промышленности и земледелия, составляет один капитал, которым народ, через своих избранников, распоряжается как своей нераздельной собственностью.
«Республика или община одна владеет всем; она организует промышленные занятия, строит мастерские и магазины; она обрабатывает землю, производит все что нужно для пищи, одежды, помещения и меблирования, наконец она доставляет всякому гражданину пищу, помещение и мебель». Труд в Икарии является обязательным и длится около 6 — 7 часов для взрослых граждан, причём работа выбирается каждым сообразно его способностям, но, раз избранная, делается навсегда его специальностью. Труд столь приятен, что от него никто не уклоняется; машины исполняют более тяжелые и грязные работы. Основной принцип: «de chacun suivant ses forces, a chacun suivant ses besoins». Бремя и порядок работы, равно как и вся домашняя жизнь икарийцев, строго регулированы законом. В пище, одежде и помещении наблюдается строгое равенство, не исключающее разнообразия.
Брак почитается в Икарии делом священным, выбор вполне свободен, супруги равны, нарушение верности — вещь неслыханная, развод допускается только как исключение. Религия икарийцев — чистый деизм, причём каждому предоставляется следовать тем или другим религиозным догматам; жрецы существуют лишь для нравственных назиданий, но не для богослужения. Печать в Икарии находится под строгою цензурой и в сущности является вполне официальною. Власть избранных правителей неограничена; мнения большинства имеют силу закона как в деле общественного и личного благоустройства, так и в вопросах искусства и науки. Решения правительства оказываются всегда благодетельными для народа3.
В отличие от материалистического коммунизма Дезами, Пилло, Лаготьера и религиозномистического коммунизма аб. Констана, Дюмениля и Эскироса, коммунизм Кабе может быть назван этическим и сентиментальным. Он вытекает всецело из чувства братства, которое, но мнению Кабе, должно объединить все человечество. «Природа желала, чтоб человек был счастлив»; несчастье является следствием невежества, неопытности человека, дурного социального устройства, а больше и прежде всего — следствием частной собственности, этой главной причины неравенства и всех вытекающих из него бедствий (мысли Руссо). «Естественная справедливость» не может допустить, чтобы человек имел излишек, когда его ближний лишён необходимого. Коммунизм Кабе отличается мирным и умеренным характером; воцарение его на земле Кабе ждёт не от революции, а от мирного распространения идей, причём коммунистическому строю должна предшествовать переходная стадия, при которой частная собственность сохраняется, но труд постепенно становится обязательным, наследство уничтожается, система обложения реформируется, армия распускается, бедные получают поддержку от государства. Громадная популярность, созданная Кабе его «Путешествием в Икарию», доставила ему массу последователей, а вместе с тем привела и к жестокой полемике с другими, более крайними коммунистическими фракциями. В этой полемике (напр. с Дезами и аб. Констаном) Кабе выказал нетерпимость к чужому мнению и претензию считаться единственным пророком коммунизма4.
1 Кабе Э. Путешествие в Икарию, тт. 1-2. М., 1935, М., 3-е изд., 2001.
2 Ревякин А.В. Великая французская революция и утопический коммунизм Этьена Кабе. - В кн.: История социалистических учений. М., 2008.
3 Кабе Э. Путешествие в Икарию, тт. 1-2. М., 1935, М., 3-е изд., 2001.
4 Ревякин А.В. Проекты социальных экспериментов Э.Кабе. - В кн.: История социалистических учений. М., 2009.
7
Другие работы по теме:
Экономическая теория П Ж Прудона
1. Биография П. Ж. Прудона. ПРУДОН (Proudhon) Пьер Жозеф (15.1.1809— 19.1.1865), французский мелкобуржуазный социалист, теоретик анархизма. Родился в бедной крестьянской семье. Не имея возможности получить систематического образования, занялся самостоятельно изучением истории, политической экономии и философии.
Теоретические источники философии марксизма
Submitted by Cosmo on Sat, 07/04/2009 - 22:34 Related Terms : Философский ликбез марксизм материализм Возникновение марксистской философии определялось не только социально-экономическими условиями, но и всем предшествующим развитием общественной мысли, науки и техники.
Фонвизин Михаил Александрович
Фонвизин Михаил Александрович - представитель утопического социализма. Член декабристкой организации "Союз спасения", готовил программу и устав Северного общества декабристов.
Спешнев Николай Александрович
Спешнев Николай Александрович - сторонник утопического коммунизма, член кружка петрашевцев. Ставил задачу подготовки восстания с целью уничтожения крепостного строя. Материалист и атеист, сторонник сенсуализма в теории познания.
Теософская концепция Е.П.Блаватской
Е. П. Блаватская (1831 - 1891) - русская писательница и мыслитель, много путешествовавшая по Тибету и Индии. Под влиянием индийской философии в 1875 г. основала в Нью-Йорке теософское общество.
История социалистических учений
РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. Г.В. Плеханова РЕФЕРАТ ПО ПОЛИТОЛОГИИ НА ТЕМУ: “ ИСТОРИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ.” Реферат по политологии
по философии студентки II курса
Утопическое сознание свойственно человечеству на протяжении почти всей истории его существования. Оно присутствует даже тогда, когда, кажется, что его нет. Один исследователь-утополог точно подметил, что утопия – «союзница цивилизации»
Вьетнамизация
Введение 1 Доктрина 2 Результаты 3 Современное использование термина Список литературы Введение Вьетнамизация (англ. Vietnamization) — название политики администрации Никсона в отношении войны во Вьетнаме, сформулированной в 1969 году.
День Непримиримости
Введение 1 День Непримиримости в русской эмиграции 2 День Непримиримости в России 3 Документы 4 Инициатива объявить 7 ноября Международным Днём памяти
Брендель, Кайо
Карел Йохан Брендель (26 октября 1915, Гаага — 25 июня 2007) — голландский марксист, теоретик «коммунизма рабочих советов» (рэтекоммунизма). Кайо — выходец из среднего класса.
Сальгадо, Плинио
Плиния Салгадо (порт. Plнnio Salgado, 22 января 1895, Сан-Бенту-ду-Сапукаи — 8 декабря 1975, Сан-Паулу) — бразильский журналист, философ, политик, основатель и бессменный лидер бразильского политического движения известного как интегрализм.
Декларация о преступлениях коммунизма
Введение 1 Подписавшие 3 Внешние ссылки Список литературы Введение Декларация о преступлениях коммунизма, является декларацией, подписанной 25 февраля 2010 года несколькими известными европейскими политиками, бывшими политическими заключенными и историками, в которой содержится призыв к осуждению коммунистических режимов[1] Декларация была принята в ходе международной конференции «Преступления коммунистических режимов», которая была организована правительством Чешской республики, при содействии «Института по изучению тоталитарных режимов», совместно с учреждениями-партнерами из рабочей группы «Европейской памяти и совести» и прошла в Чешском Сенате с 24 по 26 февраля 2010 года, под патронажем премьер-министра Чехии Ян Фишера.
Отмена устаревшего закона
(англ. desuetude, фр. dйsuet, букв. устаревший) — правовая доктрина, вызывающее прекращение действие законодательного акта или другого правового принципа, после чего он оказывается не снабженный исковой силой, по прошествии длительного срока неприменения или окончания срока действия правового принципа.
Итальянский фашизм 2
Введение 1 Доктрина Список литературы Итальянский фашизм Введение Итальянский фашизм — авторитарная, националистическая политика, которую проводил в Италии премьер-министр Бенито Муссолини с 1922 по 1943 год.
Доктрина Кеннеди
(англ. Kennedy Doctrine) относится к инициативам во внешней политике 35-го Президента США Джона Фицжеральда Кеннеди по отношению к странам Латинской Америки в 1961—1963 годах. Кеннеди поддерживал сдерживание коммунизма и противодействие коммунистическому прогрессу в Западном Полушарии.
Военный коммунизм 3
Военный коммунизм. В результате проведения политики “военного коммунизма” были созданы социально-экономические условия для победы Советской республики над интервентами и белогвардейцами. В то же время для экономики страны война и политика “военного коммунизма” имели тяжелые последствия. К 1920 г. национальный доход упал.
Самана Лаос
Самана (sammanaa, от английского "семинар") — система лагерей переобучения или перевоспитания, существовавшая в республике Лаос с 1975 по 1989 годы. Срок переобучения определялся положением в дореволюционном Лаосе - чем выше должность, тем дольше срок. Исправительные работы сочетались с ежедневными занятиями по изучению основ коммунизма.
Ядерный паритет
Введение 1 США 1.1 Массированное возмездие 1.2 Взаимное гарантированное уничтожение — ядерное сдерживание 1.3 Современная доктрина 2 СССР и Россия 2.1 Ядерный паритет
Марксизм 2
Марксизм - теоретико-мировоззренческая система революционных взглядов рабочего класса, представляющая законы развития общества и обобщающая опыт классовой борьбы народных масс против эксплуатации.
Доктрина Монро 2
Доктрина Монро (англ. Monroe Doctrine) — идея провозглашения обеих частей американского континента зоной, закрытой для европейской колонизации, принадлежала Джону Куинси Адамсу, государственному секретарю в администрации президента Джеймса Монро (1758—1831). Как политическая доктрина она была впервые изложена в июле 1823 года в форме предупреждения правительству Испании.
Эчеверриа, Эстебан Хосе
Эстебан Хосе Эчеверриа (исп. Esteban Jose Echevйrria, 2 сентября 1805(18050902), Буэнос-Айрес — 19 января 1851, Монтевидео) — аргентинский мыслитель, общественный деятель, поэт, писатель и социолог. Один из крупнейших представителей романтизма в литературе Латинской Америки ХIX столетия.
Моральный кодекс строителя коммунизма
Моральный кодекс строителя коммунизма — свод принципов коммунистической морали, вошедших в текст Третьей Программы КПСС, принятой XXII съездом (1961).
Доктрина массированного возмездия
Доктрина массированного возмездия являлась основой оборонной политики США в период президентства Дуайта Эйзенхауэра. Данная доктрина предусматривала увеличение стратегического оружия, в частности авиации с ядерным оружием на борту. Более того, доктрина массированного возмездия предполагала возможность нанесения внезапного удара по СССР и КНР ядерным оружием.
Доктрина Буша
Доктрина Буша (англ. Bush Doctrine) — выражение, используемое для описания различных смежных принципов внешней политики 43-го президента Соединенных Штатов Джорджа Буша. Первоначально фраза характеризовала политику, согласно которой Соединённые Штаты имеют право обезопасить себя от стран, которые дают убежище или помощь террористическим группам, чтобы оправдать таким образом вторжение в Афганистан в 2001 году.
Украина и НЭП
Переход к новой экономической политике был осуществлен в начале 20-х гг., когда большевистской власти стало ясно, что политика «военного коммунизма» исчерпала себя.
Доктрина Хальштейна
Доктрина Хальштейна (нем. Hallstein-Doktrin) — внешнеполитическая доктрина, проводимая правительством ФРГ с 1955 по 1970 год как часть политики реваншизма и направленная на изоляцию ГДР на международной арене.
Ретиф де ла Бретонн, Никола
Введение 1 Биография и творчество 2 Ретиф де ла Бретонн и фантастика 3 Публикации на русском языке Введение Никола Ретиф де ла Бретонн (Retif или Restif de La Bretonne) (23 октября 1734, Саси, деп. Йонна, — 3 февраля 1806, Париж) — французский писатель, один из самых популярных и плодовитых (более 200 томов произведений) писателей Франции в конце XVIII века, последователь Ж.-Ж.Руссо, известный произведениями носившими скандальный характер из-за чрезмерной для своего времени сексуальной «раскованности» автора.
Кабе, Этьен
Кабе, Этьен (Cabet, Еtienne) (1788–1856), французский публицист.
Тенденції розвитку таособливості предмета міжнародного приватного права зарубіжних держав
У зарубіжних державах, як і в Україні, міжнародне приватне право регламентує майнові та немайнові відносини. Проте для цієї галузі характерними є певні тенденції та особливості, зумовлені історичним розвитком держав. Зокрема, Велика французька революція створила багатьом країнам необхідні умови для розвитку приватної ініціативи, капіталістичних відносин.