ШАЧНЕВА
ЕКАТЕРИНА
ГРУППА
№ 101
БЫТОВАЯ
КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО
РИМА
ТРАДИЦИЯ
ОБЕДОВ В ДРЕВНЕМ
РИМЕ
Трехкратный
прием пищи
-утром, в середине
дня и ближе к
его концу- обусловлен
биологически
и распространен
повсеместно
у самых разных
народов. Характер
этих трапез,
однако, подвержен
значительным
вариациям и
колеблется
не только от
одного народа
к другому, но
и по социальным
слоям.
По
заведенному
порядку весь
Рим легко закусывал
утром, перехватывал
кое-что по завершении
дневных дел
и во второй
половине дня
собирался на
обед. Утренняя
закуска и дневной
завтрак не
предполагали
ни точного
времени, ни
определенного
меню. Они только
удовлетворяли
голод в то время
и в тех условиях,
когда он возникал.
Крестьяне
приступали
к приготовлению
первого завтрака
сразу же после
пробуждения
от сна и, лишь
поев, выходили
из дому. Клиенты
же богатых и
знатных семейств
шли утром
приветствовать
патрона натощак
и только здесь
получали спортулу-
корзиночку
с едой.
Меню
обоих завтраков
складывалось
случайно и
произвольно.
Бедные ели все
подряд, зажиточные
римляне были
более разборчивы.
Подчас
оба завтрака
бывали очень
скудными. Следуя
своим привычкам,
император
Август ел на
завтрак “грубый
хлеб, мелкую
рыбешку, влажный
сыр”, а Сенека
и вовсе “завтракал
сухим хлебом,
так что после
завтрака незачем
было мыть руки”.
Обычный завтрак
располагался
между двумя
этими крайностями
и состоял из
хлеба, смоченного
в вине или слабом
растворе уксуса,
сыра, фиников,
холодного мяса
или ветчины.
Главное
состояло в том,
что эти завтраки
человек съедал
в одиночку.
Однако обед
был трапезой
в полном смысле
этого слова.
Если
приемы пищи,
предшествовавшие
обеду, не занимали
определенного
места в распорядке
дня римлян, то
обед начинался
всегда точно
и неизменно-
около половины
второго зимой
и половины
третьего летом.
Лишь человек
аскетического
образа жизни,
вроде Плиния
Старшего, “летом
вставал из-за
обеда засветло,
зимой в сумерки”.
Август, тоже
весьма неприхотливый
в своих привычках,
шел после обеда
заниматься
государственными
делами, но эту
работу его
биограф называет
“ночной”. До
полуночи пировал
Нерон. Переходить
от обеда к ночному
сну считалось
нормой.
Обед
всегда предполагал
приглашенных
гостей и общение
сотрапезников;
обеды в одиночку
упоминаются
у римских писателей
в виде редчайшего
исключения.
Главное в
обеде-беседа.
Независимо
от размеров
помещения и
числа обедающих
центром, вокруг
которого
организовывалась
трапеза, был
небольшой стол,
с трех сторон
окруженный
массивными,
чаще всего
каменными,
ложами, на которых,
по трое на каждом,
и возлежали
обедающие. С
четвертой
стороны стола
доступ открывался
тем, кто обслуживал
трапезу, менял
блюда и приборы,
разрезал мясо,
подливал вино.
На ложа набрасывали
много тканей
и подушек, которыми
отделяли место
одного сотрапезника
от другого. В
зале царила
ужасная теснота.
Скученные люди,
разогретые
вином и едой,
непрестанно
потели и, чтобы
не простужаться,
укрывались
специальными
накидками.
Не
меньшая теснота
царила и на
столе, очень
небольшом по
размеру и потому
неспособном
вместить все
блюда с едой.
Ее приходилось
приносить и
либо ставить
на стол, разложивши
на тарелки,
либо подносить
каждому отдельно.
Поэтому ставились
вспомогательные
столики-серванты.
Вино сначала
разливали по
большим сосудам-
у богатых людей
они бывали из
стекла или даже
хрусталя- и уже
оттуда разливали
его специальным
черпаком по
бокалам.
Если
отвлечься от
чудовищных
пиров римских
богатеев и
говорить об
обычном хорошем
обеде, который
устраивал для
друзей радушный
хозяин, то меню
его состояло
чаще всего из
четырех перемен,
включало рыбу,
мясо, разнообразные
закуски и фрукты.
Супы в источниках
не упоминаются.
Вот, например,
как выглядел
хороший обед
в середине I
в. н.э. : поросенок,
увенчанный
колбасами,
сырный пирог,
холодный, но
политый горячим
медом, обложенный
фасолью, горохом,
орехами и персиками;
по куску медвежатины,
мягкий сыр,
виноградный
сок, улитки,
печенка, репа,
тунец. В заключение
обеда вокруг
стола пускалось
глубокое блюдо
с маринованными
оливками.
Многие
часы, которые
длился обед,
были заполнены
не только едой,
но и культурной
программой.
В большинстве
случаев цель
ее состояла
в том, чтобы
развеселить
сотрапезников.
В программе
участвовали
шуты, комические
актеры, танцоры.
Если хозяин
не хотел тратиться
на такие представления,
то он сам мог
импровизировать
развлечения-
например, аукцион
картин, повернутых
изображением
к стене, или
просто играть
с приглашенными
в кости. Нередко
были развлечения
более высокого
уровня-выступления
музыкантов,
исполнение
стихов, чтение
вслух.
Совместная
трапеза была
выражением
дружеской
солидарности,
и издавна утвердился
обычай посылать
друзьям, не
сумевшим прийти
на обед, кое-какие
лакомства от
стола, а присутствующим
раздавать часть
обеда, которую
они уносили
с собой в специально
прихваченной
на этот случай
салфетке.
По
мере того как
дружеский
характер обеда
становился
все больше
условной декорацией,
а патроны превращали
его в издевательство
над друзьями
и клиентами,
распоясывались
и последние.
Салфетки крали,
сознательно
путая принесенные
с собой, плохие
и старые, с
хозяйскими.
В салфетку
можно было
спрятать не
только то, что
человеку дали,
но и то, что он
успел схватить
с блюда сам. И
если еду гостям
раздавали, то
бутылки и кубки
с вином обычно
стояли на столах
все время, и
вот из-за них-то
и начиналась
подлинная
драка.
Обед
превращался
в гастрономический
марафон, в
бесконечное
обжорство и
оргию.
Все
это распутство
и распад вызывали
сопротивление,
исходившее
отчасти от
консервативных
смей, а отчасти
от своеобразной
римской интеллигенции.
Первым
и главным признаком
таких антиобедов
была скромность.
Меню здесь
может быть
сколь угодно
разнообразным,
но оно никогда
не бывает слишком
обильным. В нем
обычно большую
роль играет
свежая зелень,
только что
сорванные плоды
и овощи.
Подчас
такой обед знал
только один
вид развлечения-
так называемую
“сократическую
беседу”, то
есть беседу
на философские,
литературные
или даже повседневные
темы, но обязательно
живой и остроумный,
в котором собеседники
состязались
в находчивости.
Таким
образом, традиция
обедов в Риме
была чрезвычайно
разнообразной
и различалась
по социальным
слоям.
Другие работы по теме:
История банков и денег в Древнем Риме
Чеканка монет как важное государственное дело в Древнем Риме, ограны чеканки и виды монет: ауресы (золотая монета), денарии (серебренная), сестерции (бронзовая), допундции. Развитие банковского дела от меняльных контор до сложных финансовых операций.
Святой Валентин
Валентин, Св., имя нескольких святых. Самые известные из них – двое мучеников, день памяти которых 14 февраля: один из них был пресвитером, пострадавшим в Риме, другой – епископом Интерамнским.
Сочинения на свободную тему - у нас была традиция. ..
Завтра день рождения. Наташи она пригласила меня в гости я радостная пришла домой и попросила у мамы деньги на подарок. В комнате был дедушка он услышал наш разговор и сказал что когда он учился в школе у них была традиция дарить только то что сделан.
Нравы и запреты
Нравы — особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций.
Технология изготовления стальных труб
Технология производства стальных труб Труба, основная концепция конструкции, вдохновленные природой, несомненно, является одной из старейших строительных элементов, первый человек использования невозможно определить, поскольку первые трубы сделаны из надуманные материалы, такие как ротанга, бамбука и дерева.
Мозаика как подарок Древнего Рима.
В свое время в античном Риме мозаика считалась символом достатка и процветания. Здания общественных учреждений и дома богатых патрициев обязательно были украшены мозаикой. Скорее всего, именно с этих пор и пошла мода на украшение дворцов мозаикой.
Воскресенье
Воскресенье (англ. Sunday, нем. Sonntag, фр. dimanche). Смысл и значение воскресенья как первого дня недели связан: 1) с поклонением солнцу у древних; 2) с распространенностью культа Митры в Древнем Риме… .
I век до н. э.
Введение 1 События 1.1 Древний Рим 1.2 Иерусалим 2 Важные персоны 3 Европа 4 Африка 5 Азия 6 Дальний Восток Введение 1. События 1.1. Древний Рим 90—89 гг. до н. э. — Союзническая война на территории Италии;
Damnatio memoriae
(лат. проклятие памяти) — особая форма посмертного наказания, применявшаяся в древнем Риме к государственным преступникам — узурпаторам власти, участникам заговоров, к запятнавшим себя императорам. Любые материальные свидетельства о существовании преступника — статуи, настенные и надгробные надписи, упоминания в законах и летописях — подлежали уничтожению, чтобы стереть память об умершем.
Дуумвират
Дуумвира́т (лат. duumviratus соуправление, от duo — два и vir — муж) — система управления государственным аппаратом или общей собственностью двумя лицами.
Герулы
(лат. Heruli), Верлы — германское племя, жившее в Северном Причерноморье, на среднем Дунае и нижнем Рейне в 3-5 вв. н. э. С IV в. известны как наёмники в Древнем Риме. Связи между различными группами герулов неясны. Из различных источников известно, что герулы совершали морские набеги в Галлии, Испании, на Балканах (Афины, Спарта) и на Чёрном море.
Сенат Древний Рим
Сена́т (лат. senatus, от senex — старик, совет старейшин) — один из высших государственных органов власти в Древнем Риме. Возник из совета старейшин патрицианских родов в конце царской эпохи (около VI века до н. э.);
Принципат
(лат. principatus, от princeps — первый сенатор, сенатор открывающий заседание) — условный термин в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 до н. э. — 284 н. э.) специфической формы монархии, совмещавшей монархические и республиканские черты.
Трибутные комиции
Введение 1 Виды трибутных комиций 2 Процедура голосования Список литературы Введение Трибутные комиции (лат. comitia tributa) — один из видов народного собрания в Древнем Риме. В раннюю эпоху проводились как плебейские собрания по трибам (территориальным округам), которые созывались на Капитолии, Форуме или Марсовом поле.
Комиции
Комиций (лат. comitio, от лат. comeo — схожусь, собираюсь) — народное собрание в Древнем Риме. Существовали три вида комиций: Куриатные комиции — собрания патрициев по куриям, восходящие к родовому строю. В царскую эпоху (VIII—VI века до н. э.) решали вопросы войны и мира и избрания царей. Созывались царями и интеррексами (верховными правителями в периоды междуцарствий).
Оптиматы
(лат. optimus — наилучший) — идейно-политическое течение в Древнем Риме во II—I вв. до н. э., которое выражало интересы сенатской аристократии, т. н. нобилитета. Противники популяров.
Коллегия Древний Рим
Коллегия (лат. collegium) в Древнем Риме представляла собой юридическое лицо, выполнявшее различные функции. Коллегии могли представлять собой гильдии, общественные клубы, или погребальные общества. На практике они иногда представляли собой организацию местных деловых людей и даже криминала, которые имели меркантильный или криминальный интерес в данном городском районе.
Перузинская война
Перузинская война (осень 41 — весна 40 до н. э.) — гражданская война в Древнем Риме между триумвиром Октавианом и сторонниками триумвира Марка Антония, его братом Луцием Антонием и женой Фульвией.
Мартынов, Андрей Ефимович
Андре́й Ефи́мович Марты́нов (1768—1826) — русский живописец-пейзажист. Учился в Академии художеств с 1773 г., образовался в ней под руководством С. Ф. Щедрина. По окончании курса в 1788 г., со званием художника XIV кл. и с золотой медалью, был отправлен за границу. Довольно долго жил в Риме, работая под влиянием Ф.
Центуриатные комиции
(лат. Comitia centuriata) — один из видов народного собрания в Древнем Риме, состоявшее из патрициев и плебеев, способных носить оружие. Собрание распределялось по принципу имущественного ценза. По преданию были учреждены предпоследним римским царем Сервием Туллием. По функциям они вытеснили куриатные комиции Прежде чем подавать голос, участники одной центурии совещались между собой.
Acta Diurna
populi Romani («ежедневные дела римского народа») — публикация официальных сообщений, практиковавшаяся в Древнем Риме со времён Цезаря и послужившая прототипом современных периодических изданий. Таблички с начертанными на них сообщениями ежедневно выставлялись в людных местах — таких, как Римский форум.
Консисторий
имперский совет (лат. consistorium) — в Древнем Риме и Византийской империи — административно-совещательный орган при императоре. Совет возник при императоре Адриане как совещательный орган для обсуждения законов. При Диоклетиане и Константине I функции консистория были значительно расширены.
Гражданская война 2
Введение 1 Гражданские войны в древнем мире 2 Гражданские войны в Средние века 3 Гражданские войны в новое время 4 Гражданские войны XX—XXI веков Список литературы
Культура Кочис
План Введение 1 Фаза Чирикауа (Chiricahua phase) 2 Фаза Сан-Педро (San Pedro phase) Введение Культура/традиция Кочис, англ. Cochise Tradition/Cochise Culture — археологическая традиция (в прежних работах — археологическая культура) архаического периода юго-запада США. Хронологически охватывала весьма длительный период, около 5000 — 200 гг. до н. э.
Бонифаций VII
Бонифаций VII (лат. Bonifacius VII, ум. 20 июля 985, Рим) — антипапа (июнь — август 974, апрель 984 — 20 июля 985), в миру Франко Ферруччи В 973 году папой был избран Бенедикт VI, сторонник императора Оттона I. Однако партия противников императора в Риме не смирилась с этим. В июне 974 года в результате восстания под предводительством Кресцентия Старшего, папа был свергнут.
Magister equitum
(лат.) (Магистр конницы либо начальник конницы) — экстраординарная магистратура в Древнем Риме, заместитель диктатора[1]. Должность магистра конницы восходит к времени царского Рима.
Экономические взгляды Сенеки
Экономическая мысль в Древнем Риме отразила очередную ступень эволюции, новые формы организации рабовладельческих хозяйств. Она характеризовалась более жесткой эксплуатацией рабов. Важнейшей проблемой древнеримской литературы оставалась проблема рабства, его оправдания, организации и методов крупный рабовладельческих хозяйств.
Законы XII таблиц 3
Законы XII таблиц – это древнейший памятник римского цивильного права. Создав реальную защиту против произвола патрицианских судей, они явились олицетворением важного этапа в борьбе между патрициями и плебеями в Древнем
ЮБА (Iuba)
(Греческий историк и географ) Юба (Юба II Мавританский); Iuba, греч. Iobas, ок. 52 г. до н. э.-23 г. н. э. Греческий историк и географ. Сын Юбы I, царя Нумидии. Жил как заложник в Риме, где получил глубокое образование. Август пожаловал ему римское гражданство и посадил на нумидийский трон в 30 г. до н. э. Пятью годами позже вместо Нумидии, которая стала римской провинцией, он получил Мавританию.
Творчество Виньолы
Виньола (Il Vignola) (наст. имя и фамилия Якопо да Бароцци) (01.10.1507 / Виньола, Эмилия-Романья, Италия –07.07.1573 / Рим, Италия), итальянский архитектор и теоретик искусства, мастер маньеристического направления в ренессансном зодчестве.