Какие
картинки всплывают в памяти при упоминании слова «мозаика»? Сначала
вспоминается сам принцип построения мозаики: составление гармоничной композиции
из множества разрозненных элементов. И тут же припоминаем детские годы, когда
развлекались, складывая картинки из пластиковой мозаики. Потом школьные годы –
создание мозаичных картин великим русским ученым М. В. Ломоносовым. А затем
приходят на ум великолепные старинные дворцы, в которых мозаикой выложены
стены, полы и даже дорожки в садах. А великий храм любви, усыпальница Тадж
Махал! Его тоже можно назвать образцом мозаичного искусства. Ведь художественное
оформление храма полностью составлено из небольших фрагментов, выполненных из
разных материалов.
Можно
сказать, что техника мозаики зародилась случайно. Когда после применения в
строительстве декоративного камня оставались его небольшие фрагменты, этими
разноцветными кусочками как строительным мусором посыпались дорожки в дальних
уголках садов и парков. В итоге получался хаотичный разноцветный узор. Прошло
немного времени, и кто-то обратил на это внимание. Позже при строительстве
зданий мастера создавали картины, уже специально выложенные из цветного камня
мелкого размера разных цветов и оттенков.
В
свое время в античном Риме мозаика считалась символом достатка и процветания.
Здания общественных учреждений и дома богатых патрициев обязательно были украшены
мозаикой. Скорее всего, именно с этих пор и пошла мода на украшение дворцов
мозаикой. Ведь в мозаичном искусстве применялись не только мрамор или стекло
разных оттенков, а и полудрагоценные, а иногда и драгоценные камни. Всегда было
приятно любоваться игрой красок на мозаичных картинах, которая менялась в
зависимости от времени суток и отражения солнечных лучей.
Началом
«золотого века» мозаичного искусства можно считать рассвет Древнего Рима. Его
властность, военное могущество и высокое экономическое положение требовали
достойного художественного оформления. Для истории римские мозаики стали не
только древним элементом украшения зданий, дошедшим до нашего времени, а и
ценным историческим документом. В Древнем Риме мозаикой украшались стены не
только общественных заведений и домов богатых людей. Мозаичные картины украшали
стены храмов и арки. Даже помещения римских бань «терм» были украшены мозаикой.
Темы древнеримских мозаик самые разные: от изображения военных триумфаторов до
любовных игр с мифическими созданиями; от изображения богов до сцен охоты. А
также в мозаике изображались разные жизненные аспекты: гладиаторские бои,
сценки театральных постановок, гонки на колесницах и т. д. Ну, и конечно же,
мозаики в Древнем Риме изображали животных, причем как мифических, так и
реально существующих, обитателей морского дна и множество цветов, растений и
птиц.
Искусство
римской мозаики было настолько совершенным, что в дошедших до нашего времени
картинах, можно четко увидеть лица людей (узнать как выглядели исторические
личности) и стиль одежды того времени, рассмотреть детали кораблей и колесниц,
узнать породы собак и лошадей и т. д. По традиции, римские мастера мозаичного
дела подписывали имена персонажей, изображенных на картинах, где-нибудь внизу.
В большинстве случаев именно благодаря этим надписям многие памятники античной
архитектуры имеют свои современные названия.
На
руку долговечности римских мозаик сыграло то, что для их создания использовался
качественный природный материал, и то, что картины создавались непосредственно
на месте их установки. Древнеримские мозаичные картины были масштабными, но
создавались в сравнительно непродолжительный срок. Ведь мозаичный мастер
работал не один: мастер выкладывал основные элементы картины, а многочисленные
его ученики и подмастерья занимались созданием основного фона. Фон на мозаичных
картинах выкладывался в основном из кубиков белого мрамора. Причем кубики
располагались не ровными рядами, а полукругами или арками. Считалось, что таким
образом вся картина будет выглядеть более естественно и непринужденно.
Развитие
науки и искусства в Древнем Риме открыли художественные особенности стекла. И
вскоре на мозаичных полотнах стали появляться элементы, выполненные из
прозрачных или полупрозрачных стеклянных фрагментов. Но ничто в мире не вечно,
и с распадом Римской Империи культурная столица цивилизованного мира тех времен
из Рима перекочевала в Византию. Здесь мозаичное искусство получило вторую
жизнь на качественно новом уровне. Начался второй «золотой век» мозаики в стекле
и смальте. Именно с Византии началась эпоха купольной мозаики, когда из стекла
разного цвета возводились прозрачные купола. А темой узоров мозаики на куполах
было христианство.
Римские
мозаики оказались на удивление прочными. Особенно хорошо сохранились напольные
мозаики. Ведь после разрушительных набегов варваров от дворцовых сооружений
часто практически ничего не оставалось. А те каменные остатки, которые
сохранялись, были разобраны для других хозяйственных нужд. Так, покрываясь
грязью, землей и песком, напольные мозаики на протяжении веков находились в
полной сохранности под естественной защитой слоев почвы и пыли. А современные
археологи во время раскопок в Италии, Тунисе и Турции до сих пор с каждым днем
открывают для нашего взора все новые и новые великолепные картины из древности,
воспевая великое искусство древних мастеров мозаики.
Список
литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта kulturoznanie/
Другие работы по теме:
Мифология Древней Греции и Древнего Рима
Древние греки были величайшими мифотворцами Европы. Именно они придумали слово "миф" (в переводе с греческого "предание", "сказание"), которым мы сегодня называем удивительные истории о богах, людях и фантастических существах.
Полибий о государстве и праве
Полибий 210-123 до н.э. Произведения - история Рима в 40 книгах. Его идеал - Сократ, его идеи. Также учения стоиков. Основной момент (принцип стоицизма) все что случается случалось раньше и случится снова.
Сочинения на свободную тему - у нас была традиция. ..
Завтра день рождения. Наташи она пригласила меня в гости я радостная пришла домой и попросила у мамы деньги на подарок. В комнате был дедушка он услышал наш разговор и сказал что когда он учился в школе у них была традиция дарить только то что сделан.
работа
I. император марк аврелий в контексте своей эпохи (Рим, II в н э.)
Городок в табакерке
Сказка В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» — образец художественно-познавательной сказки. В ней научный материал подан в занимательной форме. Мальчик Миша получает в подарок от отца музыкальную табакерку. Он поражён её красотой: на крышке ящика изображены ворота, башенка, золотые домики, золотые деревья.
Свинопас
Автор: Андерсен Ханс Кристиан. Бедный принц, владеющий маленьким королевством, захотел жениться на дочери императора. Он отправил ей в подарок драгоценную розу с чудесным ароматом и соловья. Но гордячка не оценила подарка, ибо они были живые, а не искустно сделанные. Тогда принц поступил к императору на службу свинопасом, и за поцелуи продал принцессе волшебный гошочек, который вызванивал мелодию и мог показать, что у кого готовится, и трещотку, воспроизводящую все вальсы и польки мира.
Обмен
Автор: Сочинения на свободную тему На день рожденье папа подарил Вите замечательный ножик. Он был небольшой, как раз для его руки, острый, с блестящим лезвием. Папин подарок был предназначен не для баловства, а для мастерских работ.
Искусство древнего Рима
Римское искусство, явившееся последним этапом развития искусства античного рабовладельческого общества, было результатом творческой деятельности не только римлян.
Искусство античного Рима
Московский Государственный Открытый Университет РЕФЕРАТ по культурологии Тема: Искусство античного Рима. Сорокин Константин Эдуардович 1 курс, юридический заочный ф-т
Мозаика
Мозаика (франц. mosaique, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально - посвященное музам), изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамическая плитка и пр.).
Кола ди Риенцо
(собств. Никола ди Лоренцо Габрини) (Cola di Rienzo) (1313 — 8 октября 1354) — итальянский политический деятель, уроженец Рима, сын трактирщика и прачки. Сумел получить хорошее образование, был страстным почитателем античности.
Брэстед, Джеймс Генри
Джеймс Генри Брэстед (англ. James Henry Breasted) (27 августа 1865 – 2 декабря 1935) — американский археолог и историк, занимавшийся вопросами египтологии, а также влияния цивилизаций Древнего Ближнего Востока на становление западной и православной цивилизации. Его труды также затрагивали другие важные аспекты истории Древнего Востока (в частности, он предложил термин «Плодородный полумесяц»).
Сенат Древний Рим
Сена́т (лат. senatus, от senex — старик, совет старейшин) — один из высших государственных органов власти в Древнем Риме. Возник из совета старейшин патрицианских родов в конце царской эпохи (около VI века до н. э.);
Вторая Македонская война
Введение 1 Предпосылки к войне 2 Ход войны 3 Итоги войны Вторая Македонская война Введение Вторая Македонская война (200 до н. э. - 197 до н. э.) - война между Римом и Македонией.
Булонь сюр-Мэр
(Boulogne-sur-Mer) — город в департаменте Па-де-Кале, во Франции. Расположен над заливом Ла-Манш, город служит военным портом, а вместе с тем и сухопутною крепостью. Население 45 тыс. жителей. Нынешний мэр - Фредерик Кювилье. Город состоит из верхнего и нижнего. Нижний город был первоначально городом галльского народа моринов и носил название Гезориак (Gesoriacum), верхний же, вероятно, составлял колонию римских легионеров, давших ему название итальянского города Бононии, откуда и произошло его нынешнее наименование.
Древнеримская музыка
Введение 1 История 2 Музыка и быт 3 Музыкальные инструменты Список литературы Введение Древнеримская музыка развивалась на основе эллинистической культуры и играла большую роль в жизни римлян.[1] Хоровые ансамбли выступали в цирках и театрах, эффектные зрелища (бои гладиаторов, казни) шли под звуки труб, рогов и других инструментов.
В чем суть реформы Сервия Туллия
01.02.2011 Бочарова Ольга Олеговна №50091, тел. 89147000803 Предмет: История бухгалтерского учета Вопрос: В чем суть реформы Сервия Туллия Сервий Туллий – шестой царь Древнего Рима в 578-535 г. до н.э. С его именем римская традиция связывает реформы, способствовавшие утверждению государственного строя Рима, было создано т.н.
Антиковедение
Антикове́дение — наука о древней Греции и Риме. В континентальной Европе известна также под названием «классическая филология», но так как многие относили филологию преимущественно к изучению языков и литературы, термин «классическая филология» приобрёл двоякий смысл. В XIX веке немецкими учёными была создана концепция «науки о древности», объединявшая различные аспекты изучения древнего мира, такие дисциплины как собственно классическая филология, история древнего мира, классическая археология, папирология, эпиграфика, нумизматика и история права.
История от основания города
«Исто́рия от основа́ния го́рода» (лат. «Ab urbe condĭta») — основное произведение Тита Ливия, один из самых известных и фундаментальных трудов по истории Древнего Рима. Охватывает периоды от традиционной даты основания Рима по хронологии Варрона (753 до н. э.) до 9 года. Из 142 книг полностью сохранились 35.
Латинский союз Древний Рим
Латинский союз — в древности федерация городов Лация (современный Лацио, Италия), возникшая в начале 1-го тыс. до н. э. и насчитывавшая, согласно античной традиции, 30 общин. Члены Латинского союза имели общие религиозные праздники, союзное собрание решало общие вопросы и споры между членами союза.
Индо-римская торговля
первоначально осуществлялась сухопутными путями через Анатолию и Персию, что существенно ограничивало её объём. До римского завоевания Египта монополией на морскую торговлю обладали Птолемеи. Присоединение Августом Египта активизировало торговые и культурные контакты Древнего Рима с Индией.
Римская история Моммзен
Ри́мская исто́рия » (нем. Rцmische Geschichte) — фундаментальный труд Теодора Моммзена по истории Древнего Рима, получивший Нобелевскую премию по литературе. Основан на корпусе исторических источников, найденных автором во время путешествий по Италии. Первые три тома, охватывающие период от основания Рима до падения Республики, вышли в 1854 — 1857 гг., 5-й том, посвящённый римским провинциям, появился в 1885, но 4-й, в котором предполагалось изложить правление императоров до Диоклетиана, написан не был — он был восстановлен по записям и черновикам Моммзена.
Битва при Иссе мозаика
План Введение 1 Обнаружение и сохранность 2 Иконография 3 Прообраз Введение Александрова мозаика — наиболее известная античная мозаика с изображением Александра Македонского в битве с персидским царём Дарием III. Мозаика выложена из около полутора миллионов кусочков, собранных в картину по технике, известной как «opus vermiculatum», то есть кусочки собирались один к одному по извилистым линиям.
Сирмий
Иллирийская префектура с центром в Сирмии. Си́рмий (Sirmium) — город в Римской Паннонии, который служил резиденцией императора Галерия в период тетрархии. Его значение в эпоху поздней античности было столь велико, что Аммиан Марцеллин назвал его «преславной матерью городов». Современный город на его месте — Сремска Митровица.
Взятие Рима
План Введение 1 Предыстория 1.1 Вторая война за независимость Италии 1.2 Франко-прусская война 1.3 Письмо Папе 2 Взятие Рима 3 Последствия Введение Взятие Рима (20 сентября 1870 года) — завершающее событие процесса объединения Италии в XIX веке.
Карфаген город
План Введение 1 История 1.1 Карфагенское государство 1.2 Римская эпоха 1.3 После Рима 2 Падение Введение Карфаге́н (финик. Qart Hadasht, лат. Carthago, фр. Carthage) — город на территории Туниса, вблизи современного города Туниса . Название Qart Hadasht (в пунической записи без гласных Qrthdst (קרת חדשת)) переводится с финикийского языка как «новый город».
Сизарс-Палас
Сизарс-Палас Caesars Palace ([Сизарс Палас], в переводе «Дворец Цезаря») — развлекательный комплекс в Лас-Вегасе (США). Здание оформлено в стиле Древнего Рима.
Magister equitum
(лат.) (Магистр конницы либо начальник конницы) — экстраординарная магистратура в Древнем Риме, заместитель диктатора[1]. Должность магистра конницы восходит к времени царского Рима.
Древний Рим
Рим создал свою цивилизацию, зиждившуюся на особой системе ценностей. Древний Рим. На развалинах этого исполина возникло и сформировалось большинство западноевропейских государств. Из глубины его бытия пришли к нам многие учреждения, зачатки современной литературы и юриспруденции, шедевры архитектуры.
Гай Юлий Цивилис
Гай Юлий Цивилис (лат. Gaius Julius Civilis; род. 25г.) — вождь союзного римлянам германского племени батавов, префект когорты вспомогательных войск, возглавивший Батавское восстание против Рима.