План
Введение
1 Биография
2 Признание и награды
3 Роли в театре
4 Фильмография
Список литературы
Введение
Никола́й Петро́вич Бата́лов (24 ноября (6 декабря) 1899, Москва — 10 ноября 1937, Москва)[1] — российский и советский актёр театра и кино, Заслуженный артист РСФСР (1933)[2][3]. Дядя Алексея Баталова.
1. Биография
В 1910—1915 годах — учился в торговой школе имени Александра III.
В 1915 году учился в Школе драматического искусства (с 1916 года — Вторая студия МХТ).
В 1916—1924 годах — актёр Второй студии МХТ.
В ноябре 1921 года женился на коллеге, актрисе Второй студии МХТ Ольге Андровской.
В 1919—1923 годах во время гастрольных поездок и выездных спекталей Второй студии МХТ играл роли: Гиггис и Стрэттон — «Потоп» Г. Бергера, Гильом — «Адвокат Патлен».
В 1923 году заболел туберкулёзом, ставшим для Баталова роковым. Из-за болезни он в течение полугода не работал в театре. Однако уже в 1924 году снялся в своём первом кинофильме — «Аэлита» — в роли красноармейца Гусева.
Больше всего Баталов, начиная сниматься в фильме, боялся «штампа», боялся раз и навсегда остаться побеждённым зафиксированной маской чувства. Однако этого не произошло. Он первым из театральных актёров не настроил против себя киноработников. Сумел примирить священную тишину театра и шум и треск съёмочной площадки. Это — одна из его заслуг в истории нашего кино. А о первой его роли газеты тогда писали так:
Картину спасает красноармеец Гусев в отличном исполнении Баталова[4] Баталов и Орлова дают единственные в ленте сочные русские типы[5]
Ролью же, принесшей Николаю Баталову мировую известность, стал Павел Власов в фильме Вс. Пудовкина «Мать» (1926)
Работа Н. П. Баталова была для меня грандиозным подарком. Кинематограф тогда был немым. Слово для нас было оружием недоступным. Всё дело было только во внешней жизни лица, глаз, жеста. И я должен сказать, что Николай Петрович на моих глазах создавал поразительные вещи. Он далеко перешагнул самые смелые мои мечтания. Я ещё тогда не мог сильной рукой формировать то, что я хотел. Но для Баталова достаточно было только творческого общения. Если я был искренним, если он видел, что я хотел, он вспыхивал, как искра, и сразу через него виден был чудесный свет, который покорял меня, а затем и зрителей, которые его очень любили[6].
В апреле 1927 года впервые выходит на сцену в одном из своих самых ярких образов — Фигаро в пьесе Бомарше «Безумный день, или женитьба Фигаро» (режиссёры К. С. Станиславский, Е. С. Телешева, Б. И. Вершилов)
В 1931 года снимается в первом звуковом советском фильме «Путёвка в жизнь», где играет свою самую знаменитую роль — начальника коммуны Николая Ивановича Сергеева.
С 1933 года преподавал актёрское мастерство в ГИКе и ЦЕТЕТИСе.
Однако болезнь давала о себе знать, и 18 февраля 1935 года состоялось последнее выступление Баталова на сцене — в образе никогда не унывающего Фигаро.
Осенью 1935 года Николай Баталов уехал на лечение в Закопане (Польша), лечился в санаториях на Северном Кавказе, в Италии.
3 мая 1937 года Н. П. Баталов был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
2. Признание и награды
Заслуженный артист РСФСР (1933)
Орден Трудового Красного Знамени (1937)
3. Роли в театре
З. Гиппиус «Зелёное кольцо» (1916) — Петя-переплётчик
И. С. Тургенев «Нахлебник» (1916) — Васька-казачок
М. Горький «На дне» (1916) — Алёшка
А. С. Пушкин «Пир во время чумы» (1917) — Пирующий
И. С. Тургенев «История лейтенанта Ергунова» (1918) — Доктор
И. Д. Сургучёв «Осенние скрипки» (1918)
А. П. Чехов «Иванов» (1918)
Ф. М. Достоевский «Село Степанчиково» (1918) — Мужик
Л.Андреев «Младость» (1918—1919) — Пётр, дворник
Л.Андреев «Младость» (1919) — Нечаев
И. С. Тургенев «История лейтенанта Ергунова» (1919) — Ергунов
А. Франс «Комедия о человеке, который женился на немой женщине» (1919—1920) — Мэтр Симон Коллик
Ф. К. Сологуб «Узор из роз» (1920)
Н. В. Гоголь «Ревизор» (1921) — Коробкин
М. Метерлинк «Синяя птица» (1921) — Хлеб
Л. Н. Толстой «Сказка об Иване-дураке и его братьях» (1922) — Тарас-брюхан
М. Метерлинк «Синяя птица» (1921) — Пёс
Ф.Шиллер «Разбойники» (1923) — Франц
А. К. Толстой «Царь Фёдор Иоаннович» (1924) — Луп-Клешнин
К.Тренев «Пугачёвщина» (1925) — Онуфрий
К.Тренев «Пугачёвщина» (1926) — Чика Зарубин
А. Р. Кугель «Николай I и декабристы» (1926) — Каховский
П.Бомарше «Женитьба Фигаро» (1927) — Фигаро
М. Горький «На дне» (1927) — Медведев
Вс. Иванов «Бронепоезд 14—69» (1927) — Васька Окорок
В.Катаев «Растратчики» (1928) — Никита
Вс. Иванов «Блокада» (1929) — Рубцов
А. П. Чехов «Вишневый сад» (1930) — Лопахин
Н. В. Гоголь «Мертвые души» (1933) — Собакевич
4. Фильмография
1924 — Аэлита — Гусев
1926 — Мать — Павел Власов
1927 — Жена
1927 — Земля в плену — земляк Марии
1927 — Третья Мещанская — Николай
1931 — Путёвка в жизнь — Сергеев
1932 — Горизонт — Лёва Горизонт
1934 — Пастух и царь
1935 — Сокровище погибшего корабля — Алексей Панов
1935 — Три товарища — Лацис
Список литературы:
Баталов, Николай Петрович (англ.) на сайте Internet Movie Database
Русский драматический театр: Энциклопедия / Под общ. ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 568 с.: ил. ISBN 5-85270-167-X
Халиф, В. А. Николай Петрович Баталов. Статьи, воспоминания, письма. — М.: Искусство, 1971. — 208 с.
Садко, «Анта… одЭЛИ… уТа». — «Новый зритель», 1924, № 39
Херсонский, Х. «Аэлита». — «Известия, 1924, 2 октября»
Пудовкин, Вс. Стенограмма выступления на вечере памяти Н. П. Баталова в ВТО, январь 1948 г. — Цит. по статье: Н. Громов, Баталовы. — «Театральная жизнь», 1959, № 20
Источник: ru./wiki/Баталов,_Николай_Петрович
Другие работы по теме:
Победоносцев Константин Петрович
Победоносцев Константин Петрович - правовед, политический деятель, идеолог самодержавия. Обер-прокурор Синода /1880-1905/. Использовал идеи славянофилов, Карлейля, Ле Пле для защиты самодержавия.
Николай Кузанский 2
Николай Кузанский Никола́й Куза́нский,(1401- 11 августа 1464) Николай Кузанец, Кузанус, настоящее имя Николай Кребс— кардинал, крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ, теолог, учёный, математик, церковно-политический деятель.
Гиляров-Платонов Никита Петрович
Гиляров-Платонов Никита Петрович- философ, публицист. Профессор Московской Духовной Академии. Пытался проанализировать диалектику Гегеля с позиций формальной логики. Близок славянофилам.
Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы. По роману Тургенева Отцы и дети
В центре романа Тургенева «Отцы и дети», написанном накануне реформы 1861 года, находится проблема взаимоотношения поколений. Она рассматривается как с точки зрения общественно-исторического конфликта поколений «отцов»-либералов и «детей»-нигилистов, так и извечного конфликта отцов и детей внутри семьи.
Любовь в романе Отцы и дети
Text Text Graphics Павел Петрович и княгиня Р. – любовь-наваждение. Аркадий и Катя – земная любовь. Николай Петрович и Фенечка – любовь-семья (естественность и простота). Graphics
Базаров и старшие Кирсановы
Автор: Тургенев И.С. Отношения между Павлом Петровичем и Аркадием хорошие, Аркадий уважает своего дядю, и каждый раз, когда Базаров осуждает Павла Петровича, он идет в защиту своего родственника, считая, что он достоин уважения и почтения к себе, так как на вежливость и доброжелательность ответит тем же.
Роман Униженные и оскорблённые
Автор: Достоевский Ф.М. Роман «Униженные и оскорблённые» по-своему передают характер разнородной действительности начала шестидесятых годов. Достоевский критикует капитализм. Зло, низость, жестокость и в то же время «сатанинская» притягательная сила капитализма воплощены в «Униженных и оскорблённых» в образе князя Валковского.
Тема отцов и детей в одноименном романе Тургенева Отцы и дети
Автор: Тургенев И.С. Проблема поколений – одна из важнейших проблем романа Тургенева «Отцы и дети». Каждое время оставляет свои отпечатки на разных людях, у каждого свои взгляды и мировоззрение, каждый считает, что в жизни он повидал многое, поэтому накопленный опыт может передать следующему поколению, которое считает, что эти взгляды совершенно не вписываются в рамки современной жизни, и не хотят повторять прошлое.
История первой награды
Автор: Сочинения на свободную тему В жизни... всегда есть место подвигам. М. Горький. Это воскресное июньское утро Василий Петрович и его сын Александр решили провести на окраине города, на берегу небольшой речушки с удочками. Возвращались с рыбалки вдоль берега реки в хорошем настроении, несмотря на небольшой улов.
Роль эпилога в романе Тургенева Отцы и дети
Автор: Тургенев И.С. В романе «Отцы и дети» роль эпилога играет двадцать восьмая глава. Это – итог, который автор подводит под романом, описывая кратко события, произошедшие с героями после событий романа, показывая, что обычно происходит с людьми, сходными с описанными в романе после событий с ними, похожих на события романа.
Любовь на страницах романа Отцы и дети
Автор: Тургенев И.С. На страницах романа «Отцы и дети» можно встретить несколько разных типов любви. Во-первых, это любовь родительская и сыновья. Николай Кирсанов очень сильно любит сына и выплёскивает всё наружу. Аркадий отвечает взаимностью, хотя и старается прикрыть свои чувства. Что до Базарова, то он очень любит своих родителей, но никоим образом не показывает этого.
Встреча
Автор: Гаршин Всеволод. Василий Петрович стоит на пристани — он назначен учителем в местную гимназию. Он весь исполнен мыслями об учительстве и невесте Лизе, которая ждет его с 1000 рублей для «первоначального обзаведения». Случайно Василию Петровичу встречается студенческий приятель Николай.
Сравнительная характеристика Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых
Автор: Тургенев И.С. Когда И.С. Тургенев писал произведение "Отцы и дети", он говорил, что его смущал следующий факт: "Ни в одном произведении нашей литературы я даже намёка не встретил на то, что мне чудилось повсюду". Заслуга писателя состоит в том, что он первый в России поднял эту тему в литературе и впервые попытался создать образ " нового человека", представителя разночинцев.
Образы отцов в романе И. С. Тургенева Отцы и дети 2
Образы «отцов» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Автор: Тургенев И.С. В своем романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев отобразил общественные процессы в России 59-60-х годы XIX столетия. В это время главным вопросом был вопрос о будущем России, о том, какими должны быть преобразования, чтобы улучшить жизнь народа, ибо все приходили к пониманию необходимости изменить существующие и изживающие себя порядки.
Чук и гек по одноименному рассказу А. Гайдара
Автор: Гайдар А.П. Аркадий Петрович Гайдар очень любил ребят, поэтому он придумывал весёлые, интересные рассказы о ребячьей жизни. Один из них мне понравился. Он называется «Чук и Гек».
Жизнь и творчество актера А.В. Баталова
Баталов Алексей Владимирович - российский актер театра и кино, режиссер, педагог и народный артист СССР. Роль Бориса Бороздина в картине "Летят журавли" как новая ступень в творческой биографии артиста. Интеллигентский имидж Баталова в фильмах.
Николаевское градоначальство
— административно-территориальная единица в Российской империи. Учреждено в апреле 1795. Первоначально возглавлялось военными губернаторами, Главным командиром Черноморского флота и портов Черного моря (который одновременно состоял военным губернаторм Николаева и Севастополя). В административном отношении подчинялось непосредственно Министерству внутренних дел.
Баталов, Сергей Феликсович
Введение 1 Биография 2 Фильмография Список литературы Введение Серге́й Фе́ликсович Бата́лов — советский и российский актёр театра и кино[1].
Киевский областной комитет КП Украины
- орган управления Киевской областной партийной организацией КП Украины (1932-1991 годы). Киевская область УССР образована 27 февраля 1932 года в числе пяти первых областей республики. Центр - г. Киев.
Вильбоа, Никита Петрович
Франц Вильбоа Никита Петрович Вильбоа ) (фр. Franзois Guillemot de Villebois; 1681(1681) — 1760, Дерпт) — русский вице-адмирал французского происхождения.
Горбунов, Николай Петрович
Введение 1 Биография 2 Служба в РККА 3 На правительственной и научной работе 4 Арест 5 Награды Список литературы Введение Николай Петрович Горбунов (9 (21) июня 1892, Красное Село — 7 сентября 1938) — советский государственный и общественный деятель, учёный-химик.
Россия молодая фильм
Введение 1 Сюжет 2 Серии 3 В ролях 4 Киноляпы Список литературы Введение «Росси́я молода́я» (1981—1982) — 9-серийный телевизионный художественный фильм Ильи Гурина об эпохе Петра I. Экранизация одноимённого романа Юрия Германа.
Председатели Совета Министров СССР
План Введение 1 Председатели Совета министров СССР 2 Первые заместители председателя Совета министров СССР 3 Заместители Председателя Совета Министров СССР
Баталов, Владимир Петрович
План Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Театральные постановки 2.2 Фильмография 2.2.1 Актёрские работы 2.2.2 Режиссёр Введение Владимир Петрович Бата́лов (6 (19) сентября 1902 — 14 марта 1964) — советский режиссёр и актёр.
Ланг, Моисей Петрович
Ланг, Моисей Петрович Моисей Петрович Ланг (?—1788) — генерал-майор, герой войны против польских конфедератов. В военную службу вступил в 1764 году в армейскую кавалерию, служил в Каргопольском карабинерном полку. В 1768—1776 годах принимал участие в военных действиях против польских конфедератов и 7 апреля 1771 года, будучи в чине подполковника, был награждён орденом св.
Пекарский, Георгий Петрович
План Введение 1 Биография 2 Награды Список литературы Пекарский, Георгий Петрович Введение Георгий (Юрий) Петрович Пекарский (23 мая 1866(18660523) — 1 марта 1917) — капитан 1-го ранга (6.12.1909) русского флота.
Соколов, Николай Алексеевич следователь
Николай Алексеевич Соколов 22 мая 1882 (Мокшан Пензенской губ.) — 23 ноября 1924, (Сальбри, Франция) — следователь по особо важным делам Омского окружного суда, расследовавший дело об убийстве Царской Семьи.
Осипов, Николай Петрович
Николай Петрович Осипов (1751 — 19 (30) мая 1799, Санкт-Петербург) — русский писатель, переводчик, автор множества компилятивных книг и переводов; государственный служащий, служил в Тайной канцелярии.