Введение
1 Биография
2 Сочинения
2.1 Оперы
3 Библиография
Введение
Карл Мария Фридрих Август (Эрнст) фон Вебер (нем. Carl Maria von Weber; 18 или 19 ноября 1786, Ойтин — 5 июня 1826, Лондон) — барон, немецкий композитор, дирижёр, пианист, музыкальный писатель, основоположник немецкой романтической оперы.
1. Биография
Вебер родился в семье музыканта и театрального антрепренёра, вечно погружённого в различные проекты. Детство и юность прошли в странствиях по городам Германии вместе с небольшой театральной труппой отца, в силу чего нельзя сказать, чтобы он в молодости прошёл систематическую и строгую музыкальную школу. Чуть ли не первым учителем игры на фортепиано, у которого Вебер занимался более или менее продолжительное время, был Иоганн Петер Хойшкель, затем по теории — Михаэль Гайдн, брались уроки и у Г. Фоглера.
1798 — появились первые произведения Вебера — маленькие фуги. Затем Вебер был учеником органиста Кальхера в Мюнхене. Более основательно теорию композиции Вебер впоследствии прошёл с аббатом Фоглером, имея товарищами по занятиям Мейербера и Готфрида Вебера; одновременно он занимался на фортепиано у Франца Лауски. Первым сценическим опытом Вебера была опера «Die Macht der Liebe und des Weins». Хотя он в ранней молодости и писал много, но первый успех выпал на его оперу «Das Waldmдdchen» (1800). Опера 14-летнего композитора была дана на многих сценах Европы и даже в Петербурге. Впоследствии Вебер переработал эту оперу, которая, под названием «Сильвана», долго держалась на многих оперных германских сценах.
Написав оперу «Peter Schmoll und seine Nachbarn» (1802), симфонии, фортепианные сонаты, кантату «Der erste Ton», оперу «Абу Гассан» (1811), он дирижировал оркестром в разных городах и концертировал.
1804 — работал как дирижёр оперных театров (Бреславль, Бад Карлсруэ, Штутгарт, Мангейм, Дармштадт, Франкфурт, Мюнхен, Берлин).
1805 — написал оперу «Рюбецаль» по сказке И. Музеуса.
1810 — опера «Сильвана».
1811 — опера «Абу-Гассан».
1813 — возглавил оперный театр в Праге.
1814 — становится популярным после сочинения воинственных песен на стихи Теодора Кернера: «Lьtzows wilde Jagd», «Schwertlied» и кантаты «Kampf und Sieg» («Битва и победа») (1815) на текст Вольбрука по случаю битвы при Ватерлоо. Написанные затем в Дрездене юбилейная увертюра, мессы в es и g, кантаты имели гораздо меньший успех.
1817 — возглавил и до конца жизни руководил немецким музыкальным театром в Дрездене.
1819 — ещё в 1810 году Вебер обратил внимание на сюжет «Фрейшютца» («Вольный стрелок»); но только в этом году он начал писать оперу на этот сюжет, обработанный Иоганном Фридрихом Киндом. «Фрейшютц», поставленный в 1821 г. в Берлине под управлением автора, вызвал положительный фурор, и слава Вебера достигла своего апогея. «Наш стрелок попал прямо в цель» — писал Вебер либреттисту Кинду. Бетховен, удивлённый произведением Вебера, говорил, что он не ожидал этого от столь мягкого человека и что Веберу следует писать одну оперу за другой.
До «Фрейшютца» в том же году была поставлена «Прециоза» Вольфа, с музыкой Вебера.
1822 — по предложению Венской оперы композитор написал «Эврианту» (в 18 месяцев). Но успех оперы был уже не столь блестящий, как «Фрейшютца».
Последним произведением Вебера была опера «Оберон», для представления которой он отправился в Лондон и умер в доме дирижёра Джорджа Смарта вскоре после премьеры.
Вебер по справедливости считается чисто германским композитором, глубоко понимавшим склад национальной музыки и доведший немецкую мелодию до высокого художественного совершенства. Он в течение всей своей деятельности остался верен национальному направлению, и в его операх лежит тот фундамент, на котором Вагнер построил «Тангейзера» и «Лоэнгрина». В особенности в «Эврианте» охватывает слушателя именно та музыкальная атмосфера, которую он ощущает в произведениях Вагнера среднего периода. Вебер является блестящим представителем романтического оперного направления, которое в двадцатых годах XIX столетия было в такой силе и которое в позднейшее время нашло последователя в Вагнере.
Даровитость Вебера бьёт ключом в его трёх последних операх: «Волшебном стрелке», «Эврианте» и «Обероне». Она чрезвычайно разнообразна. Драматические моменты, любовные, тонкие черты музыкального выражения, фантастический элемент — все было доступно широкому дарованию композитора. Самые различные образы очерчены этим музыкальным поэтом с большой чуткостью, редким выражением, с большой мелодичностью. Патриот в душе, он не только разрабатывал народные мелодии, но и создавал свои в чисто народном духе. Изредка его вокальная мелодия в скором темпе страдает некоторой инструментальностью: она как будто написана не для голоса, а для инструмента, которому технические трудности более доступны. Как симфонист, Вебер владел оркестровой палитрой в совершенстве. Его оркестровая живопись полна воображения и отличается своеобразным колоритом. Вебер — по преимуществу композитор оперный; симфонические произведения, писанные им для концертной эстрады, далеко уступают его оперным увертюрам. В области песни и инструментальной камерной музыки, а именно фортепианных сочинений, этот композитор оставил замечательные образцы.
Веберу также принадлежат неоконченная опера «Три Пинто» (1821, завершена Г. Малером в 1888).
1861 — Веберу воздвигнут памятник в Дрездене, работы Эрнста Ритшеля.
Макс Вебер, его сын написал биографию своего знаменитого отца.
2. Сочинения
«Hinterlassene Schriften», изд. Геллем (Дрезден, 1828);
«Karl Maria von W. Ein Lebensbild», Макса Марии фон В. (1864);
«Webergedenkbuch» Кохута (1887);
«Reisebriefe von Karl Maria von W. an seine Gattin» (Лейпциг, 1886);
«Chronol. thematischer Katalog der Werke von Karl Maria von W.» (Берлин, 1871).
Из произведений Вебера, кроме вышеупомянутых, укажем на концерты для фортепиано и оркестра, op. 11, op. 32; «Concert-stьck», op. 79; струнный квартет, струнное трио, шесть сонат для фортепиано и скрипки, ор. 10; большой концертный дуэт для кларнета и ф-но, ор. 48; сонаты ор. 24, 49, 70; полонезы, рондо, вариации для фортепиано, 2 концерта для кларнета с оркестром, Вариации для кларнета и ф-но, Концертино для кларнета с оркестром; andante и rondo для фагота и оркестра, концерт для фагота, «Aufforderung zum Tanz» («Invitation а la danse») и др.
2.1. Оперы
«Лесная девушка», 1800
«Петер Шмоль и его соседи» (Peter Schmoll und seine Nachbarn), 1802
«Рюбецаль», 1805
«Сильвана» (Silvana), 1810
«Абу Гасан» (Abu Hassan), 1811
«Прециоза» (Preciosa), 1821
«Вольный стрелок» («Волшебный стрелок», «Фрайшютц») (Der Freischьtz), 1821 (премьера состоялась в 1821 году в Berliner Schauspielhaus)
«Три Пинто», 1888. Незакончена. Завершена Малером.
«Эврианта» (Euryanthe), 1823
«Оберон» (Oberon), 1826
3. Библиография
Ферман В., Оперный театр, М., 1961;
Хохловкина А., Западноевропейская опера, М., 1962:
Кенигсберг А., Карл-Мария Вебер, М. — Л., 1965;
Бялик М. Г. Оперное творчество Вебера в России // Ф. Мендельсон-Бартольди и традиции музыкального профессионализма: Сборник научных трудов / Сост. Г. И. Ганзбург. — Харьков, 1995. - C. 90 - 103.
Laux К., С. М. von Weber, Lpz., 1966;
Moser H. J.. С. М. von Weber. Leben und Werk, 2 Aufl., Lpz., 1955.
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Источник: ru./wiki/Вебер,_Карл_Мария_фон
Другие работы по теме:
Литературный герой МАРИЯ СТЮАРТ
Мария стюарт нем. Mary Stuart героиня трагедии Ф. Шиллера Мария Стюарт Исторический прототип. Мария Стюарт шотландская королева претендовавшая на английский престол.
Музыка периода романтизма
Музыка периода романтизма — это профессиональный термин в музыковедении, описывающий период в истории Европейской музыки, который охватывает условно 1800 - 1910 годы.
Дитя Марии
Автор: Гримм. Бедный дровосек отдал единственную дочь деве Марии. Девочка зажила как в сказке. Когда ей исполнилось 14 лет, Мария дала ей ключи от 13 дверей, последнюю из которых нельзя было открывать. В 12 комнатах девочка увидела сияющих апостолов. Когда из любопытства, не обращая внимания на протесты ангелов, открыла 13-ю, увидела Троицу.
Мария Изабелла Испанская
Мария Изабелла (исп. Marнa Isabel de Borbуn; 6 июля 1789, Мадрид, Испания — 13 сентября 1848, Портичи, Королевство Обеих Сицилий) — инфанта Испанская, в замужестве королева-консорт Обеих Сицилий.
Мария Луиза Испанская
Введение 1 Имя 2 Биография 3 Герцогиня 4 Императрица 5 Дети Введение Мария Луиза Испанская (исп. Marнa Luisa, нем. Maria Ludovika) была императрицей Священной Римской Империи, королевой Германии, королевой Богемии и Венгрии как супруга Леопольда II, императора Священной Римской империи.
Мария-Луиза Пармская
(исп. Marнa Luisa de Parma, итал. Maria Luisa di Borbone-Parma), (9 декабря 1751, Парма, Пармское герцогство — 2 января 1819, Рим, Папская область) — королева Испании и супруга короля Карла IV Испанского. Известный парк Мария Луиса в Севилье назван по ее имени.
Гогенцоллерн, Карл Альбрехт
Карл Фридрих Альбрехт Гогенцоллерн , маркграф Бранденбург-Шведтский, принц Прусский (нем. Karl Friedrich Albrecht, Prinz von PreuЯen, Markgraf zu Brandenburg-Schwedt; 10 июня 1705(17050610), Берлин — 22 июня 1762, Бреслау) — прусский военачальник середины XVIII века, младший сын Альбрехта Фридриха.
Элеонора Австрийская
Элеонора Габсбург (15 ноября 1498, Лёвен — 18 февраля 1558, Талавера-ла-Реаль) — урождённая эрцгерцогиня Австрийская, инфанта Испанская и принцесса Бургундии; третья супруга короля Мануэля I Португальского, затем вторая короля Франции Франциска I.
Прагматическая санкция 1713
Введение 1 План Введение 2 История Введение Прагматическая санкция — закон о престолонаследии, принятый императором Священной Римской империи Карлом VI 19 апреля 1713 года.
Зита Бурбон-Пармская
Цита Мария дель-Грацие Адельгонда Микаэла Рафаэла Габриэла Джузеппина Антония Луиза Аньеза Бурбон-Пармская (9 мая 1892 — 14 марта 1989) — последняя императрица Австрии, королева Богемии и Венгрии. Седьмая дочь лишившегося своего престола в ходе Рисорджименто пармского герцога Роберта I. Её родной сестрой была Мария-Луиза Бурбон-Пармская, княгиня Болгарии и мать Бориса III, умершая в 1899 году, когда Ците было семь лет.
Карл Фридрих Баденский
Карл Фридрих (нем. Karl Friedrich von Baden; 22 ноября 1728, Карлсруэ — 10 июня 1811, там же) — маркграф Баден-Дурлаха (1746—1771), маркграф объединённого Бадена (1771—1803), курфюрст Бадена (1803—1806), великий герцог Бадена (1806—1811). Сын Фридриха Баден-Дурлахского и Анны Шарлотты Амалии Нассау-Диц.
Мария-Тереза Габсбург-Тешинская
(нем. Maria Theresia Isabella, Erzherzogin von Цsterreich; 31 июля 1816(18160731) — 8 августа 1867) — дочь герцога Тешенского Карла Людвига Австрийского и Генриетты Нассау-Вейльбургской (1797—1829). Супруга короля Обеих Сицилий Фердинандо II. Была второй женой монарха, который вступил с ней в брак после смерти первой супруги Марии Кристины.
Немецкий романтизм
Введение 1 История 2 Основные фигуры Введение Немецкий романтизм (нем. Deutsch romantik, англ. German romanticism) — термин использовавшийся странах Европы Нового времени, говорящих на немецком языке.
Список графов и герцогов Гелдерна
Введение 1 Графы Гелдерна 1.1 Вассенберги 2 Герцоги Гелдерна 2.1 Вассенберги 2.2 Второй Юлихский дом 2.3 Эгмонты 2.4 Бургундский дом 2.5 Габсбурги 2.6 Эгмонты
Мария Тереза Бурбон-Неаполитанская
Мария Тереза Каролина (итал. Maria Teresa Carolina di Borbone-Napoli; 6 июня 1772, Неаполь, Неаполитанское королевство — 13 апреля 1807, Вена, Австрийская империя) — принцесса Неаполитанская и Сицилийская, после замужества императрица Священной Римской империи, затем австрийская императрица.
Мария Аннунциата Бурбон-Сицилийская
Принцесса Мария Аннунциата Изабелла Филомена Sabasia Бурбон-Сицилийская (итал. Maria Annunziata Isabella Filomena Sabasia, Principessa di Borbone delle Due Sicilie; (24 марта 1843, Казерта — 4 мая 1871, Вена) — дочь короля Обеих Сицилий Фердинанда II и австрийской эрцгерцогини Марии Терезы, мать эрцгерцога Франца Фердинанда, убитого в Сараево в 1914 году.
Карл архиепископ Майнца
Карл (архиепископ Майнца) Карл Майнцский (между 825 и 830—4 июня 863) — 7-й архиепископ Майнца (856—863), младший сын короля Аквитании Пипина I, представитель династии Каролингов.
Карл великий герцог Баденский
Карл Людвиг Фридрих (нем. Karl Ludwig Friedrich von Baden; 8 июня 1786, Карлсруэ — 8 декабря 1818, Раштатт) — великий герцог Бадена с 1811 года. Последний представитель старшей ветви рода Церингенов.
Карл VII император Священной Римской империи
План Введение 1 До избрания императором 2 Семья 3 Война за австрийское наследство Введение Карл VII Альбрехт (нем. Karl VII. Albrecht, 6 августа 1697(16970806), Брюссель — 20 января 1745, Мюнхен) — император Священной Римской империи с 14 января 1742 года, король Чехии с 7 декабря 1741 года, курфюрст Баварии (Карл Альбрехт) с 26 февраля 1726 года.
Итальянская война 1536 1538
Итальянская война (1536—1538) ПротивникиФранция Османская империяСвященная Римская империя ИспанияКомандующие Франциск I Хайр-ад-Дин Барбаросса Карл V
Карл IV Теодор
Карл Филипп Теодор (нем. Karl (oder Carl) Philipp Theodor (10 декабря 1724, замок Дрогенбуш, около Брюсселя — 16 февраля 1799, Мюнхен) — курфюрст Баварии в 1745—1777. Карл Теодор был сыном Иоганна Христиана Пфальц-Зульцбахского и Марии Генриетты де ла Тур, дочери Франсуа Эгона де ла Тур д'Овернь и Марии Анны де Линь из герцогского дома Аренберг.
Шарлотта великая герцогиня Люксембургская
Шарлотта (полное имя Шарлотта Альдегонда Элиза Мария Вильгельмина, люксемб. D'Charlotte Adelgonde Elisabeth Marie Wilhelmine vu Lлtzebuerg; 23 января 1896, Замок Берг, Люксембург — 9 июля 1985) — великая герцогиня Люксембургская с 1919 по 1964 годы.
Мария Люксембургская
План Введение 1 Биография 1.1 Свадьба 1.2 Наследники и смерть 2 Предки Список литературы Введение Мария Люксембургская (нем. Maria von Luxemburg), (1305—1324) — королева Франции в 1322—1324 годах, вторая жена Карла IV Красивого
Фердинанд I король Обеих Сицилий
Фердинанд I (итал. Ferdinando I; 12 января 1751(17510112), Неаполь — 4 января 1825, Неаполь) — король Неаполя (как Фердинанд IV , 1759—1806), король Сицилии (как
Габсбурги
Первым достоверным предком рода Габсбургов считается упоминающийся в 938 году Гунтрам Богатый, владевший землями в швейцарских областях Ааргау и Тургау. В Швейцарии же расположено давшее имя роду графство Габсбург.
Мария Терезия Испанская
Эта статья посвящена супруге Людовика XIV. Об императрице см. Мария Терезия Мария Терезия Австрийская (Испанская) (исп. Marнa Teresa de Austria; 10 сентября 1638(16380910) — 30 июля 1683) — инфанта Испании, супруга короля Франции Людовика XIV.
Елизавета Стюарт
О поэтессе см. Стюарт, Елизавета Короли Англии Династия Стюартов Яков I Дети Генрих, принц Уэльский Карл I Елизавета
Изабелла Французская королева Испании
Изабелла Бурбонская (фр. Йlisabeth de Bourbon, 22 ноября 1602 года, Фонтенбло — 6 октября 1644 года, Мадрид) — французская принцесса, первая жена Филиппа IV, королева Испании и Португалии.
Карл III король Наварры
Карл III Благородный (фр. Charles le Noble, исп. Carlos el Noble, умер в 1425) — король Наварры (1387—1425), сын короля Карла II Злого и Жанны Французской.
Мария Лещинская
(польск. Maria Katarzyna Leszczyńska, фр. Marie Leszczyńska, 23 июня 1703, Польша — 24 июня 1768, Версаль) — королева Франции, супруга короля Людовика XV. Дочь экс-короля Польши Станислава Лещинского и Екатерины Опалинской.
Мария-Тереза Савойская
Мария-Тереза Савойская (фр. Marie Thйrиse de Sardaigne, итал. Maria Teresa di Savoia) (31 января 1756, Турин, Сардинское королевство — 2 июня [1] 1805, Грац, Австрийская империя) — принцесса Сардинская и Пьемонтская, супруга Шарля де Бурбона, графа де Артуа, самого младшего внука короля Франции Людовика XV, который через 19 лет после её смерти стал королём Франции Карлом X.
Мария-Жозефина Савойская
План Введение 1 Принцесса Савойского Дома 2 Де-юре королева Франции 3 Смерть и похороны Список литературы Введение Мария-Жозефина-Луиза Савойская (фр. Marie-Josйphine-Louise de Savoie, итал. Maria Giuseppina Luisa di Savoia), (2 сентября 1753, Турин, Сардинское королевство — 13 ноября 1810, Хартвелл Хаус, Великобритания) — титулярная королева Франции, жена Людовика XVIII, принцесса Сардинская и Пьемонтская.
Мария де Немур
Мария Лонгвиль-Орлеанская (Marie d’Orlйans-Longueville; 1625—1707) — последняя представительница рода Лонгвилей (побочная ветвь династии Валуа), герцогиня Немурская и владетельная княгиня Нёвшательская. Она считалась самой состоятельной женщиной Франции времён Людовика XIV после Великой мадемуазель.
Карл IV де Бурбон
Шарль IV де Бурбон де ла Марш (фр. Charles de Bourbon; 2 июня 1489, Вандом, Франция — 25 марта 1537, Амьен, Франция) — старший сын Франсуа де Бурбона, графа де Вандома и Марии де Люксембург, графини де Сен-Поль. После смерти отца (1495) всеми владениями родителей распоряжалась его мать, а Шарль поступил в услужение к Людовику XII, который для него возвёл Вандом в степень герцогства (1514).