Введение
1 Характеристика
1.1 Типы крестов
2 Основные расписные кресты XIV века
Список литературы
Введение
Расписной крест (итал. croce dipinta, англ. painted cross) — распятие, украшенное живописным изображением, жанр прикладного искусства, свойственный Италии периода готики.
1. Характеристика
Расписные кресты появились в Италии в первой половине XII века и быстро распространились в основном в центральных районах Италии. Портативные кресты небольшого размера предназначались по большей части для капелл или для монастырских келий. Большие же кресты для алтарей, а также подвесные распятия, предназначались для больших пространств романских и готических церквей. Бронзовые или деревянные распятия, а также алтарные картины с изображением «Распятия», предшествовавшие расписным крестам, по своей сути и функции близки им.
Функция расписного креста такова. Если цикл фресок, покрывающий стену нефа, играл двойную — декоративную и повествовательную — роль, а створки и передняя часть алтаря должны были быть видимыми с близкого расстояния, то большое изображение Христа на кресте, расположенное в хоре, напротив входа, должно было вызвать у верующих непосредственное чувство переживания (memento Christi). Этим объясняются значительные размеры расписных крестов. В XII веке они часто достигали в высоту более трех метров, и постепенно становились просто гигантскими — 5,75 м.(крест в церкви Сан Франческо в Ареццо) и 5,78 м.(«Крест» Джотто в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции).
1.1. Типы крестов
Эдвард Б. Гаррисон различает пять видов расписных крестов, отличающихся по форме и иконографии, и в которых иногда можно видеть влияние какого-либо художника или художественного направления:
Кресты простой формы без табеллоне [1], восходящие к более древним нагрудным и процессионным крестам.
Кресты с табеллоне, с изображением главных персонажей «Распятия» («Вознесение» на них изображено в верхней части креста; этот вид креста был широко распространен в Умбрии, где появились его самые первые образцы — «Крест» Альберто Сотио, 1187 г. Сполето, собор).
Кресты с табеллоне, нижняя часть которых часто завершена в форме чаши, с изображением персонажей распятия и различных сцен (лукканский тип); наиболее древним примером такого типа является крест мастера Гульельмо (1138 г., Сарцана, собор).
Кресты с табеллоне с изображением различных сцен, но без фигур у подножия Распятия (этот тип был распространен в Тоскане, и главным образом в Пизе).
Кресты с табеллоне, украшенные, но без фигур и сцен; на концах лучей креста помещены образы Марии и св. Иоанна; самый древний крест такого типа — это крест из церкви Санта Мария дельи Анджели в Ассизи, подписанный Джунта Пизано, предполагаемым создателем креста этого типа, который распространился потом в Умбрии, и особенно в Тоскане (Коппо ди Марковальдо, Чимабуэ, Джотто).
Хронологическую эволюцию этих типов крестов установить трудно, вполне возможно, что они существовали одновременно. Иконографическая эволюция более очевидна, и она свидетельствует об упрощении расписных крестов. Крест из Сарцаны (1138 года) полон декоративного богатства, в то время как на кресте Джунта Пизано, имевшем в XIV веке огромный успех, присутствует ограниченное число персонажей. С другой стороны нужно принять во внимание различные модификации в их исполнении, связанные с предназначением расписных крестов. Скорее всего кресты с табеллоне, на которых изображены сцены из евангельских историй, предназначались для алтаря и разглядывания с более близкого расстояния. Наоборот, крестам помещенным выше и дальше необходимы были лишь большие фигуры Христа, легко видимые верующим. Изображение живого Христа (Christos triumphans) на кресте, характерное для романского искусства, гораздо древнее, чем изображение мертвого Христа восходящее к византийской традиции, влияние которой заметно в кресте на надгробии архиепископа Ариберта (первая половина XI века).
2. Основные расписные кресты XIV века
Флоренция: Джотто — (Флоренция, ц.Санта Мария Новелла; Римини, ц.Сан Франческо; Падуя, гор. музей); школа Джотто — (Париж, Лувр; Флоренция, ц. Санта Феличе и Оньисанти); Мастер из Фильине (Флоренция, ц.Санта Кроче); Таддео Гадди (Рубалла, ц. Сан Джорджо); Аньоло Гадди (Флоренция, ц. Сан Мартино а Сесто)
Сиена: Сенья ди Бонавентура (Москва, ГМИИ им. Пушкина); Симоне Мартини (Сан Кашано Валь ди Пеза, ц. Санта Мария дель Прато); Пьетро Лоренцетти (Кортона, Епархиальный музей); Амброджо Лоренцетти (Сиена, Пинакотека); Франческо ди Ваннуччо (Гринвил, Университет Боба Джонса); Таддео ди Бартоло (Сиена, Пинакотека).
Римини: Джованни ди Римини (Меркателло, ц. Сан Франческо); Пьетро да Римини (Урбания, Кьеза деи Морти); Мастер из Веруччо (Урбино, Нац. галерея Марке); Мастер коронования из Урбино (там же).
Болонья: Якопино ди Франческо (Болонья, ц. Сан Джованни ин Монте).
Ломбардия: неизвестный художник (Брешия, ц. Сан Франческо).
Венеция и Падуя: Паоло Венециано (Венеция, ц. Сан Самуэле); Гварьенто (Кембридж, Массачусетс); Лоренцо Венециано (Верона, ц. Сан Дзено).
Среди расписных крестов XV века можно назвать работы Джованни да Модена (Болонья, Пинакотека) и Джованни ди Паоло(Сиена, ц. Сан Пьетро а Овиле), созданные еще в традиции XIV века, а также произведения флорентийских мастеров — Андреа дель Кастаньо (Флоренция, церковь Сантиссима-Аннунциата), Лоренцо Монако (Флоренция, ц. Сан Джованни деи Кавальери), Фра Анжелико (Флоренция, ц. Сан-Никколо дель Чеппо) и Пезеллино (Флоренция, ц. Сан-Гаэтано). В XV веке традиция производства расписных крестов стала сходить на нет.
Литература
Энциклопедический словарь живописи. Под редакцией Мишеля Лаклотта и Жана Пьера Кюзена. М. Терра. 1997 г.
Список литературы:
Табеллоне (итал. tabellone) — дополнительная площадь под перекладиной расписного креста, на которой писали клейма с евангельскими сюжетами или предстоящих перед распятым Христом
Источник: ru./wiki/Расписной_крест
Другие работы по теме:
Значение праздника Воздвижения Креста Господня
Орудие это достойно такого чествования, самостоятельного празднования в честь его не только по тому значению, которое оно имело в самом акте искупления, не только в виду той важности, которую оно с течением времени получило в жизни христиан.
Крест как символ половины великопостного пути
Третья неделя Великого Поста называется Крестопоклонной. За всенощной, в субботу, после Великого Славословия, Крест торжественно выносится на середину церкви, где остается всю неделю.
Сошествие во ад
Эта икона, возникшая в глубокой древности (по-видимому, в XII столетии), иконографией своей обязана во многом свидетельству, заключенному в апокрифическом Евангелии от Никодима.
Всемирное Воздвижение Креста Господня
Подобно тому, как четыре конца креста с помощью середины - центра - твердо держатся и крепко связываются, так и через посредство Силы Божией содержится и высота, и глубина, и длина, и ширина, то есть вся как бы видимая и невидимая тварь.
Созвездия Южный Крест, Муха, Жертвенник
Если попросить человека, не знающего астрономии, назвать какие-нибудь созвездия, конечно же он вспомнит Большую Медведицу и, весьма вероятно, Южный Крест, хотя в большинстве случаев окажется, что этого второго созвездия он никогда и не видел.
Осенний лес
Автор: Сочинения на свободную тему Лес, точно терем расписной - Лиловый, золотой, багряный. Стоит над светлою поляной, Заворожённый тишиной. Люблю тёплый уютный летний лес. Люблю сверкающий волшебный зимний лес. Но особенно люблю лес осенний.
Стихотворение Б. Пастернака «Любить иных – тяжелый крест»
Борис Пастернак – человек сложной судьбы. Обладая незаурядным талантом, он не был понят и принят своей страной. Борис Пастернак не исчез в сталинских лагерях, не погиб на войне, он просто был исключен вместе с Анной Ахматовой из союза писателей.
Пришествие
Автор: Есенин С.А. А.Белому Господи, я верую!.. Но введи в свой рай Дождевыми стрелами Мой пронзенный край. За горой нехоженой, В синеве долин, Снова мне, о боже мой,
История Цыганка по повести М. Горького Детство
История Цыганка (по повести М. Горького "Детство") Автор: Горький М. В семье Кашириных Ваня Цыганок - подкидыш. Он сразу полюбил Алешу. Когда Алёшу пороли, он жалел его, подставляя свою руку под розги. Цыганок развлекал и смешил детей, играя с тараканами и мышами. Показывал фокусы с картами и деньгами, жульничая при этом.
Целовальник
— должностные лица Московской Руси, выбиравшиеся земщиной в уездах и на посадах для исполнения судебных, финансовых и полицейских обязанностей. Избранный человек клялся честно исполнять свои обязанности и в подтверждение клятвы целовал крест, откуда и происходит название.
Джунта Пизано
Введение 1 Имя 2 Творчество 3 Кресты Джунта. 4 Школа и последователи. Введение Джунта Пизано или Джунта ди Капитино (итал. Giunta Pisano, документирован с 1236 по 1266 год) — итальянский художник.
Желиговский, Люциан
Введение 1 Семья 2 Российская армия 3 Срединная Литва 4 Польская Республика 5 Поздние годы 6 Награды и звания Введение Лю́циан Желиго́вский (польск. Lucjan Żeligowski, 17 октября 1865, Ошмяны, Виленская губерния (Российская империя) — 9 июля 1947, Лондон) — польский генерал и политический деятель, друг Юзефа Пилсудского, глава Срединной Литвы.
Расписной перепел
Введение 1 Описание 2 Распространение 3 Местообитание 4 Размножение 5 План Введение в неволе Список литературы Введение Расписной перепел[1] (Coturnix chinensis) — птица подсемейства куропатковых. Весом от 45 до 70 граммов и длиной примерно 14 см расписные перепела являются самыми маленькими представителями отряда курообразных.
Луккано-пизанская школа живописи
Введение 1 Характеристика 1.1 Значение 1.2 Начало 1.3 Предпосылки возникновения. Влияние Византии 1.4 Церковное влияние 1.5 Закат 2 Примечание 4 Художники
Энрико ди Тедиче
(итал. Enrico di Tedice, известен по документам с 1254 по 1260 год) — итальянский художник пизанской школы. Имя Энрико ди Тедиче было прочитано на расписном кресте из пизанской церкви Сан Мартино: "ENRICUS QUONDAM TEDICI ME PINXIT". Отталкиваясь от этого, исследователи повели розыски в двух направлениях — в архивных записях и среди близких по стилю произведений XIII века.
Мастер Сан Франческо Барди
(итал. Maestro del San Fracesco Bardi, англ. Master of The Bardi Saint Francis, предположительно работал в 1240—1270 годах) — итальянский художник. «Мастером Сан Франческо Барди» назвал анонимного художника, автора большого алтарного образа «Св. Франциск и сцены из его жизни» из капеллы Барди в флорентийской церкви Санта Кроче, известный исследователь итальянской живописи Эдвард Гаррисон.
Педру II император Бразилии
Введение 1 Биография и описание ситуации в стране 2 Подписание закона об отмене рабства. Восстание 3 Награды Список литературы Введение Педру II (порт. Pedro II, 2 декабря 1825 — 5 декабря 1891) — император Бразилии из Браганской династии, правивший в 1831—1889.
Орден Святого Иоанна Иерусалимского Россия
Введение 1 История Ордена 2 Степени 3 Список членов Священного Совета Державного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, Великого Российского и Великого Российско-Католического Приорств, а также Командоров ордена в Российской Империи
Катру, Жорж
Введение 1 Биография 2 Награды 3 Публикации Катру, Жорж Введение Жорж Альбер Жульен Катру (фр. Georges Albert Julien Catroux; 29 января 1877 года, Лимож — 21 декабря 1969 года, Париж) — французский военный и государственный деятель, дипломат, генерал армии, Великий канцлер ордена Почётного легиона.
Готтберг, Курт фон
Введение 1 Биография 2 Награды Список литературы Введение Курт фон Готтберг (нем. Curt von Gottberg; 11 февраля 1896(18960211) — 31 мая 1945) — государственный и военный деятель нацистской Германии. Обергруппенфюрер СС и генерал войск СС и полиции (30 июня 1944).
Мастер синих распятий
– (итал. Maestro dei Crocifissi Azzurri; работал в 3-й четверти XIII в. ) - итальянский художник умбрийского или эмилианского происхождения. Среди работ, причислявшихся к «школе Джунта Пизано», английский исследователь Эдвард Гаррисон выделил расписные кресты, на которых фон прописан синей краской.
Лазарь Богша
(XII век) — золотых дел мастер, изготовивший в 1161 году по заказу Евфросинии Полоцкой драгоценный напрестольный крест для Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря — крест Евфросинии Полоцкой.
Берлингьеро ди Миланезе
Берлингьеро Берлингьери (итал. Berlinghiero di Milanese, известен по документам с 1228 по 1236 г.) — итальянский художник. На кресте из Лукки, хранящемся ныне в музее Вилла Гвиниджи, автор оставил надпись «BERLINGERIUS ME PINXIT», то есть «Берлингериус меня написал».
Акт об унии Великобритании и Ирландии
(1800) — документ, который закрепил союз Королевства Великобритании и Королевства Ирландии; в результате чего было образовано Соединённое королевство Великобритании и Ирландии. Для этого 100 ирландских депутатов получили места в Палате общин в Парламент Великобритании.
Имперские клейноды
Карл Великий с имперскими клейнодами. Воображаемый образ Альбрехт Дюрер Имперские клейноды (нем. Reichskleinodien) — атрибуты императорской власти правителей Священной Римской империи. Важнейшие из них — имперская корона, Копьё Судьбы и имперский меч. В настоящее время эти и другие артефакты хранятся сокровищнице Хофбургского замка и делятся на две части: «Нюрнбергские клейноды», хранившиеся с 1424 по 1796 в Нюрнберге, и «Ахенские клейноды», хранившиеся в Ахене до 1794 г.
Ринальдо да Сиена
(итал. Rinaldo da Siena, работал в Сиене в последней четверти XIII века) — итальянский художник. Круг произведений, который сегодня приписывается Ринальдо да Сиена, ранее числился за анонимным мастером, известным как Мастер Клариссинок, имя которого, в свою очередь, происходит от иконы, изображающей «Мадонну и Христа на троне» из сиенской церкви Конвенто ди Клариссе (Конвент Клариссинок).
Жан великий герцог Люксембурга
Введение 1 Биография 2 Брак и дети 3 Награды Список литературы Введение Жан (фр. Jean, полное имя Jean Benoit Guillaume Robert Antoine Louis Marie Adolphe Marc d’Aviano; род. 5 января 1921 в замке Колмар-Берг, Люксембург) — великий герцог Люксембурга с 1964 по 2000 годы.
Реза Пехлеви
Введение 1 Биография 2 Награды 4 Исторические факты Список литературы Введение Реза́ Пехлеви́ или Реза шах Великий (перс. رضا پهلوی — Rezв Pahlavi; 1878, Мазендеран — 1944, Йоханнесбург, Южно-Африканский Союз) — шаханшах Ирана с 15 декабря 1925 (временный глава государства 31 октября — 15 декабря 1925), первый из династии Пехлеви.
Рунические камни U 410 и U 411, Норртиль
Введение 1 Рунический камень U 410 2 Рунический камень U 411 Введение Рунические камни U 410 и U 411 — памятники XI века, воздвигнутые рядом с дорогой, ведущей к существовавшему уже в то время поселению, на месте нынешнего поселка Норртиль (швед. Norrtil), Уппланд, Швеция.
Имперский крест
План Введение 1 Описание 2 Содержимое креста 3 Имперский символ Введение Имперский крест (нем. Reichskreuz) — артефакт, крест-реликварий, является одним из экспонатов сокровищницы Хофбургского замка и символов Священной Римской Империи.
Кульмский крест
План Введение 1 История 2 Описание креста 3 Статут креста в России и источники Введение Кульмский крест — в русском варианте «Знак отличия Железного креста» по аналогии со «Знаком отличия Военного ордена» (т. н. солдатский Георгиевский крест), прусская награда для всех русских участников Сражения при Кульме.
Андреевский флаг
Андреевский флаг - главное корабельное знамя Российского Флота. Он представляет собой белое, прямоугольное полотнище, пересеченное по диагонали из угла в угол двумя голубыми полосами, образующими косой крест.