Скабалланович М.Н.
Будучи однородным по соединяемому воспоминанию с седмицей страстей Христовых, настоящий праздник по характеру совершенно отличается от тех, исключительных в году по умилительности и величию дней — дней, которым одним справедливо усвоено название «святых и великих». То дни плача над Божественным Страдальцем; это день радости о следствиях Его страдания, о плодах искупления. Это праздник именно в честь самого искупления в лице главного орудия, знамения и проводника его на нас.
Орудие это достойно такого чествования, самостоятельного празднования в честь его не только по тому значению, которое оно имело в самом акте искупления, не только в виду той важности, которую оно с течением времени получило в жизни христиан, но и по тому, чем оно было для самого Христа. «Крест именуется славой Христовой и высотой Христовой», — говорит св. Андрей Критский (слово на Воздвижение), ссылаясь в подтверждение первой мысли на Ин. 13:31; 17:5; 12:28, а второй на Ин. 12:32: «аще Аз вознесен буду от земли...». «Если же Крест Христов составляет славу Христа, то и в настоящий день крест воздвигается для того, чтобы Христос прославился. Не Христос возвышается, чтобы славился Крест, но возвышается Крест, чтобы прославился Христос».
Будучи Христовым, Его славой и высотой, Крест этот слишком близок нам уже по первоначальной идее своей. Он, собственно, наш Крест. Христос «понес на раменах своих тот самый крест, на каком распяли его, как принявший на себя наказания, определенные согрешившим»; Он «крест понес нам принадлежащий» (св. Кирилл Александрийский на Ин. кн. 12).
Отсюда те неисчислимые блага, которые излиты на нас Крестом. «Сей добрый кормчий, наполнив изобилием всю жизнь нашу и умирив ее, доставил еще нам в будущности вечную жизнь» (св. Ефрем Сирин, слово на Честной Крест). «Крестом избавились мы от вражды и Крестом утвердились в дружбе с Богом. Крест сочетал людей с ликом ангелов, сделав их природу чуждой всякого тленного дела и доставив им возможность проводить нетленную жизнь» (слово на Воздвижение Василия Селевкийского, приписываемое и св. Иоанну Златоусту). «Он сделал чистой землю, возвел наше естество на царский престол» (св. Иоанн Златоуст, слово на поклонение Кресту). «Этот Крест обратил на истинный путь вселенную, изгнал заблуждение, возвратил истину, землю сделал небом» (слово о Кресте, приписываемое св. Иоанну Златоусту). «Он положил конец беззаконным делам мира, пресек его безбожные учения, и мир не угождает уже более диавольским законам и не связывается узами смерти; (Крест) утвердил заповедь целомудрия и искоренил сладострастие; освятил правило воздержания и низложил господство похоти. В самом деле, какое добро получено нами помимо Креста? Какое из благ даровано нам не через Крест? Через Крест мы научились благочестию и познали силу Божественной природы; через Крест мы уразумели правду Божию и постигаем добродетель целомудрия; через Крест мы познали друг друга; через Крест мы познали силу любви и не отказываемся умереть друг за друга; благодаря Кресту мы презрели все блага мира и вменили их ни во что, ожидая будущих благ и невидимое принимая, как видимое. Крест проповедуется — и истина по всей вселенной распространяется, и царство небесное удостоверяется (слово на Воздвижение Василия Селевкийского или Иоанна Златоуста).
Помимо приобретения для человечества этих высших духовных благ, Крест издревле стал проявлять спасительную силу свою и в чисто житейских нуждах христиан. «Это знамение и во времена наших предков, — свидетельствует св. Златоуст или современный ему писатель, — отверзало заключенные двери, оно угашало губительные яды, исцеляло укусы ядовитых зверей. Если оно отверзло врата ада и открыло небесный свод, восстановило вход в рай и сокрушило силу диавола, то что удивительного, если оно преодолевает губительные яды?» (слово на поклонение Кресту, приписываемое св. Златоусту).
Наряду с этим, так сказать, таинственным, мистическим значением для христианина, крест получил для него и чисто моральное значение. Он стал ободрением и поддержкой для него в тягостях личного крестоношения. «Посмотрите, — как бы говорит Христос, — на то, что совершил Мой Крест; сделайте и вы такого рода оружие, и совершите то, что хотите. Пусть (последователь Христов) будет так готов к тому, чтобы претерпеть заклание и быть распятым на кресте, говорит Господь, как готов тот, кто несет крест на своих плечах; пусть считает себя в столь близком соседстве со смертью. Перед таким человеком все приходят в изумление, потому что мы не так боимся вооруженных бесчисленными человеческими орудиями и крепким мужеством, как человека, одаренного такой силой» (слово на поклонение Кресту, приписываемое Златоусту).
«Воззрение на крест вдыхает мужество и изгоняет страх» (св. Андрея Критского слово на Воздвижение).
Наконец, крест получил для христианина и эсхатологическое значение. «Тогда, сказано, явится знамение крестное на небе. Когда „тогда”? Когда силы небесные подвигнутся. Тогда украшенные знамением церковным, стяжавшие себе этот многоценный бисер, хорошо сохранившие этот образ и подобие, восхищены будут на облаках» (Пантолей, пресвитер Византийский, чтение на Воздвижение).
Не удивительно, что крест стал знамением христианина. «Крест дан нам в качестве знамения на челе точно так же, как Израилю обрезание; ибо через него мы верные различаемся и распознаемся от неверных» (св. Иоанн Дамаскин, слово в день Креста).
Постепенно христианство оценило все значение для него этого знамения, этого трофея победы Христовой. И тут промысл пришел на помощь Церкви непосредственным действием своим — изведением Креста от недр земных и явлением его на небе. «Господь не допустил бы оставаться в земле, но извлек его и вознес на небо; с ним Он имеет прийти при втором пришествии Своем». (Св. Иоанн Златоуст, слово о Кресте и распятии). Он обретен при императорах, веровавших во Христа, обретен силой божественной и безыскусственной, единственно силой и твердостью веры. Когда Бог вручил христианам царские скипетры, в это именно время Ему угодно было открыть Крест через жену благочестивую, жену царицу, жену украшавшуюся царской мудростью, умудряя жену, скажем так, божественным богомудрием, дабы она, пользуясь отчасти силой слова, свойственной царственной особе, употребила все, что только могло сдвинуть непреклонное сердце иудеев» (св. Андрей Критский, слово на Воздвижение). «Вышло из сокровищниц земли знамение Владыки, знамение, потрясенные которым адские пещеры освободили содержимые в них души. Вышла духовная жемчужина верных, утвержденная в венце Христовом, дабы озарить целую вселенную. Он явился, чтобы быть воздвигнутым, и воздвигается, чтобы явиться (чтобы его видели). Многократно поднимают его и показывают народу, только что не восклицая: «се обретено утаенное сокровище спасения» (св. Андрей Критский, слово на Воздвижение).
Установленный в память обретения и явления Креста праздник, конечно, имел в душах христиан давно уже подготовленную почву, был ответом на давний запрос их духа. Но он, сразу получив широкое распространение и большую торжественность, без сомнения умножал любовь ко Кресту и почитание его. Крест получает теперь особое значение в борьбе христианина с невидимыми врагами его спасения, особенно в руках подвижников. Теперь оценивают и все значение его не только в деле нашего спасения, совершенном Христом, но и в ветхозаветном приготовлении этого спасения, объясняя и здесь многое его, так сказать, возвратным действием [109].
Примечание
[1] О той любви и благоговении, которые получил Крест очень скоро после его обретения и установления особого праздника в честь его, свидетельствует апокрифическое сказание о нем, передаваемое уже писателем конца IV в. Северианом Гавальскимь. Авраам на месте соединения рек Иора и Дана в одну реку встретил человека, рыдавшего о своих грехах, и велел ему, если он хочет умолить Бога, принести ему три полена. Их патриарх воткнул треугольником на расстоянии половины поприща от обеих рек и велел грешнику поливать их 40 дней по 40 мер воды на каждое полено, сказав, что если они вырастут, то Бог помилует грешника. Они выросли, и грешник пришел поблагодарить Авраама. Выросши еще больше, поленья соединились верхушками и образовали чудное дерево. Оно срублено было для храма Соломонова, но когда его поднимали на приготовленное место в потолке, оно все изменялось в длине и поэтому его вынуждены были положить в храме. Царица Савская, увидев его, воскликнула: «О, треблаженное древо, на немже распяся Христос, Царь и Господь». Тогда Соломон поставил это дерево в восточной стороне храма, обвесив его 30 серебряными венками по 30 сребреников каждый. Один из этих венков дан был в плату Иуде. Были сняты заодно и другие венки, и дерево потеряло свой вид; из него и сделали Крест Христов.
Другие работы по теме:
Особенности богослужения Великой Пятницы
В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и перед нашим благоговейным и трепетным взором изображает спасительные страдания Господа от кровавого пота в Гефсиманском саду до Распятия и погребения.
Основные богослужения Великого поста
Вопреки распространенным представлениям, пост, по логике устава, заключается не в воздержании от особых видов пищи, а в совершенном неядении. И мера поста определяется тем, когда это неядение заканчивается.
Иов Анзерский
(в миру Иоанн, в схиме Иисус; 1635, Москва — 6 марта 1720) — преподобный Русской церкви, память совершается (по юлианскому календарю) 6 марта и 29 мая (обретение мощей).
Голгофа
Храм Гроба Господня был заложен в IV веке византийским императором Константином после того, как его мать императрица Елена нашла крест, на котором был распят Христос.
Воздвижение Креста Господня
Праздник Воздвижения Креста Господня относится к числу Господских двунадесятых праздников. Этот праздник находится в числе дней церковного года, когда уставом предписывается однодневный пост.
История праздника Крестовоздвижения
Это единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. Первое Воздвижение отпраздновано при самом обретении Креста в Иерусалимской Церкви, т. е. в IV в.
Успение Пресвятой Богородицы
Праздник Успения Пресвятой Богородицы относится к двунадесятым праздникам Православной Церкви; это один из важнейших праздников, посвященных прославлению Божией Матери. Праздник предваряется недолгим, но довольно “строгим” Успенским постом.
Особенности богослужения в Великий четверг
В Четверг Страстной седмицы в богослужении воспоминаются четыре важнейших события, совершившихся в этот день: Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причастия (Евхаристии) и совершил умовение ног.
Монастыри святой горы Афон
Патриаршая и исполнительная власть Афонской монашеской "республики". Перечень монастырей и их расположение.
Всемирное Воздвижение Креста Господня
Подобно тому, как четыре конца креста с помощью середины - центра - твердо держатся и крепко связываются, так и через посредство Силы Божией содержится и высота, и глубина, и длина, и ширина, то есть вся как бы видимая и невидимая тварь.
Празднование Всем святым
Отчего Церковь избрала именно этот день для празднования Всем святым? Потому что этот праздник можно назвать завершением празднования Сошествия Святого Духа на апостолов.
Вход Господень в Иерусалим
Праздник Входа Господня в Иерусалим прямо предшествует Страстной седмице. Эта непосредственная близость к дням Страстей и крестной смерти Спасителя налагает на празднование Входа Господня в Иерусалим как бы страстную печать.
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
По мысли евангелиста Матфея, а вслед за ним и древних церковных толкователей, в день Входа Господня в Иерусалим исполнилось ветхозаветное пророчество об образе явления миру ожидаемого Мессии.
Праздничная депрессия
Половина населения земного шара страдают от нее. Мы привыкли списывать симптомы праздничной депрессии на усталость, алкоголь или другие факторы, когда же истинная причина таится в нашем восприятии.
Русские православные праздники
Большинство христианских праздников изначально совпали с различными языческими праздниками, связанными со сменой сезонов и сельскохозяйственными работами. Поэтому многие праздники объединили в себе обе традиции
Праздники на священной бутовской земле
Бутовский полигон – место уникальное: из пострадавших здесь за веру во Христа уже прославлено 148 святых, среди них – шесть архиереев, множество священнослужителей, монашествующие миряне, верные чада Русской Православной Церкви.
История женского служения больным
История российских общин сестер милосердия, которые олицетворяют героический энтузиазм и формализованную организованность в помощи ближним. Марфо-Мариинская обитель - организация по уходу за больными. Ф. Найтингейл – основоположница сестринского дела.
Созвездия Южный Крест, Муха, Жертвенник
Если попросить человека, не знающего астрономии, назвать какие-нибудь созвездия, конечно же он вспомнит Большую Медведицу и, весьма вероятно, Южный Крест, хотя в большинстве случаев окажется, что этого второго созвездия он никогда и не видел.
Светлая лира Александра Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года в день святого праздника Вознесения Господня. Он появился на свет в чудесном весеннем месяце - и явил собою светлую, дивную весну чудесной русской литературы. Пушкин родился в последний год XVIII века, блистательного века классицизма, - и взял от него самое ценное: способность в художественном творчестве умом охлаждать страсти… Пушкин родился в день Вознесения - и весь его жизненный и творческий путь представляет собою восхождение к недостижимому на земле идеалу Совершенства, который в его понимании явил собою тройственный образ Истины, Добра и Красоты.
Суккот или праздник «кущей»
В последнее время Израиль вызывает большой интерес у туристов. Это государство сравнительно молодое, хотя на его территории есть города, которые могут претендовать на звание ровесников времен Клеопатры, а то и Ноева Ковчега.
Мбеки, Табо
Введение 1 Биография 2 Награды Список литературы Введение Та́бо Мбе́ки (родился 18 июня 1942 года, Восточная Капская провинция, ЮАР) — с 14 июня 1999 по 24 сентября 2008 президент Южно-Африканской республики.
Ханстен, Кристофер
Введение 1 Биография 2 Награды Введение Кристофер Ханстен (норв. Christopher Hansteen (1784 −1873)) — норвежский астроном, физик и геофизик.
Королевослободский камень с крестом
Королевослобо́дский ка́мень с кресто́м — гранитный валун со старинным изображением креста, историческая достопримечательность. Обнаружен в деревне Королева Слобода-2 (Красновский сельсовет, Светлогорский район, Гомельская область, Белоруссия). Размещён на территории музея города Светлогорска.
Симеон II
Введение 1 Царствование 2 Эмиграция 3 Премьерство 4 Семья 5 Награды Список литературы Введение Симеон Борисов Саксен-Кобург-Готский (болг. Симеон Борисов Сакскобургготски, нем. Simeon von Sachsen-Coburg und Gotha; 16 июня 1937, София) — болгарский монарх и политик. Царь Болгарии (царствовал в 1943—1946 годах под именем Симеон II), 62-й премьер-министр Болгарии (с 24 июля 2001 по 17 августа 2005), а в настоящее время председатель и лидер Национального движения Симеона II.
Наполитано, Джорджо
Джорджо Наполитано (итал. Giorgio Napolitano, род. 29 июня 1925, Неаполь) — 11-й президент Итальянской республики. Бывший активист Итальянской коммунистической партии (затем партии Левых демократов), участник Движения Сопротивления. Пожизненный сенатор. Избран 10 мая 2006 в 4-м туре голосования, вступил в должность 15 мая.
День согласия и примирения
— официальное название праздника, отмечавшегося в России 7 ноября. В СССР дни 7 и 8 ноября праздновались как годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. Празднование 7 ноября как одного из важнейших государственных праздников сохранялось в России до 2004, при этом с 1992 года праздничным днём считался только один день — 7 ноября, а указом президента России «О Дне согласия и примирения» от 7 ноября 1996 года «в целях смягчения противостояния и примирения различных слоев российского общества» прежнее название праздника — «Годовщина Великой Октябрьской социалистической революции» — было изменено на современное[1].
Орден Дракона
Орден Дракона (лат. Societas Draconistrarum, нем. Drachenorden) — рыцарский орден, основанный королем Венгрии Сигизмундом I Люксембургом в 1408 году, для охранения Креста Господня и борьбе с мусульманами, прежде всего с турками.
Конфликты в храме Гроба Господня
Конфликты на территории храма Гроба Господня возникают по причине того, что его помещения, включая алтари и почитаемые святыни, разделены между следующими христианскими церквями:
Имперский крест
План Введение 1 Описание 2 Содержимое креста 3 Имперский символ Введение Имперский крест (нем. Reichskreuz) — артефакт, крест-реликварий, является одним из экспонатов сокровищницы Хофбургского замка и символов Священной Римской Империи.
Кульмский крест
План Введение 1 История 2 Описание креста 3 Статут креста в России и источники Введение Кульмский крест — в русском варианте «Знак отличия Железного креста» по аналогии со «Знаком отличия Военного ордена» (т. н. солдатский Георгиевский крест), прусская награда для всех русских участников Сражения при Кульме.
Томислав II
Князь Аймоне Маргарита Мария Джузеппе ди Торино (итал. Aimone Roberto Margherita Maria Giuseppe di Torino, 9 марта 1900, Турин — 29 января 1948, Буэнос-Айрес), позднее
Левашов, Василий Яковлевич
Василий Яковлевич Левашов (род. 1667 — ум. 7 апреля 1751 в Москве) — русский генерал-аншеф, государственный деятель, соратник Петра I. Биография Происходил из древнего русского дворянского, а затем и графского рода Левашовых.