Введение
1 Сюжет
2 Художественные особенности
3 Несоответствие формы и содержания
4 Оценки
Список литературы
Введение
«Приход к власти Людовика XIV» (La Prise de pouvoir par Louis XIV) — исторический фильм, снятый для французского телевидения в 1966 г. режиссёром Роберто Росселлини. Открывает серию фильмов-биографий великих людей прошлого, поставленных режиссёром по заказу государственного телевидения Франции и Италии. В январе 2009 г. перевыпущен на DVD в рамках проекта Criterion Collection.
1. Сюжет
В 100-минутном фильме запечатлён 20-летний процесс установления во Франции абсолютизма. Он показан через отдельные сцены из частной жизни короля Людовика XIV и его окружения. Режиссёра занимают не столько ключевые события этой эпохи, — смерть кардинала Мазарини, арест супериндентанта Фуке, строительство Версальского дворца, — сколько повседневная жизнь французского двора с её пышными обрядами и до нелепости усложнёнными ритуалами. Молодой монарх из года в год методично оттачивает блистательный образ «Короля-Солнца», призванный поднять его на недосягаемую высоту, отделить его непреодолимой завесой от простых смертных. Он вводит моду на дорогое платье, рассчитывая, что огромные издержки, вызванные погоней за придворным блеском, разорят слишком высоко вознёсшееся дворянство и сделают его зависимым от верховной власти.[1] В последней сцене он показан в одиночестве своей опочивальни снимающим с себя тяжёлый кружевной наряд и декламирующим максиму Ларошфуко: «Нельзя смотреть в упор ни на солнце, ни на смерть».
2. Художественные особенности
Даже в историческом кино Росселлини сохраняет верность своему кредо документализма: «Кинообраз доносит информацию в чистейшем виде, без примеси диалектических усложнений. Мои фильмы — это информация».[2] Росселлини завораживала способность кино передавать в наглядном, спрессованном виде все подробности материального существования, причём не только современного (как в его военной трилогии сороковых), но и давно минувших эпох.[3]
Все исторические телефильмы Росселлини отступают от свойственных жанру драматических перипетий и мелодраматичности в пользу обмена исторически достоверной информацией между реально существовавшими персонажами. Вместо традиционной для костюмного кино «зрелищности» на первый план выступает непосредственность предельно детализированного быта, создавая эффект «дидактического палео-реализма» (Дж. Хоберман).[4]
Режиссёр ставил перед собой задачу даже при ограниченном бюджете с документальной точностью воспроизвести реалии XVII века. В качестве консультантов он пригласил специалистов по истории того времени — Жана Доминика де Ларошфуко и Филиппа Эрланжера. По вопросам охоты создателей фильма консультировал герцог де Коссе-Бриссак. В результате фильм не лишён некоторой засушенности, «ощущения музея восковых фигур» (М. Аткинсон).[5]
В «Людовике XIV» Росселлини предложил новый способ изображения прошлого, который будет, в частности, принят на вооружение Кубриком в «Барри Линдоне». Его камера достаточно статична, целые сцены запечатлены за счёт увеличения либо уменьшения масштаба, как будто их разглядывают под лупой, и камера пересекает не пространство, а время, отделяющее зрителя от изображённой эпохи.[5][2]
На роль короля Росселлини выбрал низкорослого, ничем не примечательного внешне офисного работника без актёрского опыта. Его неуверенность перед камерой, устремлённый мимо собеседника взгляд как нельзя лучше передают психологическое состояние молодого, но амбициозного короля, которому ещё только предстоит «покорить» собственное государство.[3]
3. Несоответствие формы и содержания
Весь фильм снят в реальных исторических декорациях XVII века
Парадокс фильма в том, что в предельно реалистичной манере изображён процесс изощрённого эскапизма, — то, как король и двор последовательно отгораживают себя от физической реальности нищеты, страданий и смерти, показанной в начале фильма, как настойчиво король возводит вокруг себя блистательные полубутафорские декорации Версальского дворца.[6] В конце фильма король достигает своей цели — он превращает свою повседневную жизнь в подобие театрального спектакля, поднимаясь над окружающими на недосягаемую высоту. Однако обратная сторона статуса небожителя, или «солнца», — полное одиночество и интеллектуально-нравственный вакуум. Поэтому последние слова фильма рифмуют «солнце» со «смертью».[2]
4. Оценки
«Один из величайших шедевров Роберто Росселлини» (Дж. Розенбаум).[7]
«Как будто кинодокументалист с камерой в руках проник ко двору Людовика XIV» (Allmovie Guide).[8]
«Мы словно смотрим репортаж о событиях 300-летней давности» (М. Трофименков).[9]
«Возможно, наиболее реалистичный из всех исторических фильмов» (М. Аткинсон).[5]
"Самое близкое приближение Росселлини к жанру гангстерского кино, вдохновлявшее меня при работе над «Славными парнями» (Мартин Скорсезе).[10]
Список литературы:
Critic’s Choice — Roberto Rossellini’s History Films — NYTimes
The Invisible Author by Bilge Ebiri — Moving Image Source
The Taking of Power by Louis XIV: Long Live the Cinema! — From the Current — The Criterion Collection
«Rossellini History Films» and What Makes Sammy Run? on DVD — Page 1 — Movies — New York — Village Voice
Rituals and Royalty from Roberto Rossellini and in Mobile, Alabama — On DVD — On DVD — News — IFC
Roberto Rossellini: The Rise To Power Of Louis XIV | Film | guardian.co.uk
JonathanRosenbaum " Blog Archive " The Rise of Louis XIV
La Prise du Pouvoir par Louis XIV > Overview — AllMovie
Ъ-Газета — Телекино
Profile: Roberto Rossellini: sexual adventurer and master film-maker | Film | The Guardian
Источник: ru./wiki/Приход_Людовика_XIV_к_власти
Другие работы по теме:
Олений парк
(фр. parc aux cerfs) — особняк в окрестностях Версаля, предназначавшийся для встреч короля Франции Людовика XV с многочисленными и часто меняющимися фаворитками. В литературе XIX—XX веков феномен «Оленьего парка» использовался в качестве примера развращённости нравов эпохи рококо.
Франсуа Жирардон
Жирардон, Франсуа (Girardon, Francois) (1628–1715), французский скульптор, родился в Труа 17 марта 1628.
Парижские отели
После смерти Людовика XIV в период регентства и в годы правления Людовика XV строились небольшие дворцы. В них было множество разнофункциональных помещений, более камерных и уютных.
Вторая народная революция на Филиппинах
Вторая народная революция на Филиппинах Вторая народная революция на Филиппинах — цепь событий, произошедших в 2000—2001 годах, венцом которых стало свержение Джозефа Эстрады, обвинённого в разгуле коррупции в стране, с поста президента и приход к власти Глории Арройо.
Капетинги 2
Капети́нги (фр. Capйtiens) — происходящая из дома Робертинов династия французских королей, представители которой правили с 987 по 1328, а по боковым линиям до 1848 года. В истории французского государства — третья по счету династия после Меровингов и Каролингов. Первым королем династии был парижский граф Гуго Капет, которого королевские вассалы избрали королем после смерти бездетного Людовика V.
Хеспенгау
о значении «ЭСБЕ» см. ЭСБЕ. Хеспенгау (нем. Hespengau), или Хаспенгау (нидерл. Haspengouw), или Эсбе (фр. Hesbaye) — так в раннем средневековье назывались земли вокруг Тонгерена, на юге современной бельгийской провинции Лимбург. Этот значительный феод в составе меровингской Австразии именовался в латинских текстах
Ирменгарда из Хеспенгау
Введение 1 Биография 2 Брак и дети Список литературы Введение Ирменгарда из Хеспенгау (фр. Ermengarde de Hesbaye, Irmingard, Ermengard, ок. 778 — 3 октября 818, Анже, Мен и Луара, Франция) — первая жена императора Людовика I Благочестивого, сына императора Карла Великого и Хильдегарды Винцгау.
Эдикт Фонтенбло
— эдикт Людовика XIV от 17 октября 1685 года. об отмене принятого в 1598 году Генрихом IV Нантского эдикта, гарантировавшего гугенотам свободу вероисповедания.
Луи-Огюст де Бурбон, герцог Мэнский
фр. Louis Auguste de Bourbon, duc du Maine, (31 марта 1670 — 14 мая 1736). Внебрачный сын короля Франции Людовика XIV и Мадам де Монтеспан. С самого детства он воспитывался Франсуазой д’Обинье, маркизой Ментенон.
Тройственный альянс
О военно-политическом блоке 1882 года, см.: Тройственный союз. Тройственный альянс (англ. Triple Alliance) — образованный 23 января 1668 года в Гааге тройственный союз Англии, Швеции и Республики Соединённых провинций. Он возник в оборонительных целях, чтобы остановить экспансию Людовика XIV в Деволюционной войне.
Месье титул
Введение 1 Принцы, носившие титул Месье 3 Другое Список литературы Введение Месье́, мсьё или мось́е[1] (фр. Monsieur, Messieurs) — титул представителя королевского дома Франции в период Старого Режима. Титул «Месье» давался родному брату короля Франции следующему за ним по старшинству.
Мадам титул
Мадам (фр. Madame) — титул представительницы королевского дома Франции в период Старого Режима. При Старом Режиме титул «Мадам» давался жене родного брата короля Франции следующему за ним по старшинству, имевшего титул «Месье». Титул известен с XVII века. Впервые его получила Мария Бурбон-Монпасье, герцогиня Орлеанская — первая жена Гастона Орлеанского, брата Людовика XIII.
Суассон, Людовик де Бурбон
Людовик де Бурбон, граф де Суассон (фр. Louis de Bourbon, comte de Soissons; 1 мая 1604(16040501) — 6 июля 1641) — французский принц крови, единственный сын 1-го графа Суассонского, троюродный брат Людовика XIII.
Анна Австрийская 2
План Введение 1 Биография 2 Анна Австрийская в литературе Введение А́нна Австри́йская (фр. Anne d'Autriche, исп. Ana de Austria (de Habsburgo); 22 сентября 1601(16010922) — 20 января 1666) — королева Франции, супруга (с 18 октября 1615) короля Франции Людовика XIII. Эпитет «Австрийская» означает лишь принадлежность к династии Габсбургов
Маргарита Бургундская королева Франции
План Введение 1 Биография 2 Маргарита в искусстве Список литературы Введение Маргарита Бургундская (фр. Marguerite de Bourgogne; 1290(1290) — 30 апреля 1315) — королева Франции с 1314 по 1315 год.
Grand Si cle
Великий век (Grand Siиcle) — период во французской историографии, включающий в себя правления трёх первых королей династии Бурбонов — Генриха IV Великого (1589—1610), Людовика XIII Справедливого (1610—1643) и Людовика XIV, Короля-Солнце (1643—1715). Эпоха Ренессанса и Религиозных войн, Великий век и галантный век в совокупности образуют эпоху дореволюционного, или Старого режима во Франции.
Конде, Луи-Жозеф де Бурбон
Луи-Жозеф де Бурбон-Конде (фр. Louis V Joseph de Bourbon-Condй, 1736(1736) — 1818), 8-й принц де Конде — единственный сын Луи-Анри де Бурбон-Конде и принцессы Каролины Гессен-Рейнфельдской, пользовавшийся особым расположением короля Людовика XV.
Людовик де Бурбон, герцог Орлеанский
Людовик де Бурбон, герцог Орлеанский (4 августа 1703(17030804), Версаль — 4 февраля 1752, аббатство св. Женевьевы, Париж) был третьим в линии герцогов Орлеанских, идущей от Филиппа I, младшего брата Людовика XIV.
Клеменция Венгерская
Клеменция Венгерская (фр. Clйmence de Hongrie; 8 февраля 1293(12930208)[1], Неаполь — 12 октября 1328, Париж) — королева Франции и Наварры, супруга короля Людовика X.
Аббатство Сен-Дени
Аббатство Сен-Дени (фр. Abbaye de Saint-Denis) — бенедиктинское аббатство в Сен-Дени, северном пригороде Парижа, главный монастырь средневековой Франции.
Тампль замок
Тампль (фр. Tour du Temple) — средневековая крепость в Париже, располагавшаяся на территории современных округов II и III. Замок основан в 1222 г. Губертом, казначеем ордена тамплиеров (храмовников). Не прошло и века после завершения строительства, когда в 1312 г. Филипп Красивый отобрал замок и заточил в него последнего магистра ордена Жака де Моле.
Сен-Мар, Анри Куаффье де Рюзе
Анри Куаффье де Рюзе, маркиз де Сен-Мар (фр. Henri Coiffier de Ruzй, Marquis de Cinq-Mars, 1620—1642) — миньон Людовика XIII. Сын близкого друга кардинала Ришелье — маркиза Эффиа, маршала Франции.
Мария Терезия Испанская
Эта статья посвящена супруге Людовика XIV. Об императрице см. Мария Терезия Мария Терезия Австрийская (Испанская) (исп. Marнa Teresa de Austria; 10 сентября 1638(16380910) — 30 июля 1683) — инфанта Испании, супруга короля Франции Людовика XIV.
Вильруа, Франсуа де Нёвиль
Франсуа де Нёвиль, герцог Вильруа (фр. Franзois de Neufville, duc de Villeroi; 7 апреля 1644(16440407) — 18 июля 1730, Париж) — маршал Франции, командовавший французскими войсками в войне за испанское наследство.
Изабелла Французская королева Испании
Изабелла Бурбонская (фр. Йlisabeth de Bourbon, 22 ноября 1602 года, Фонтенбло — 6 октября 1644 года, Мадрид) — французская принцесса, первая жена Филиппа IV, королева Испании и Португалии.
Мария Лещинская
(польск. Maria Katarzyna Leszczyńska, фр. Marie Leszczyńska, 23 июня 1703, Польша — 24 июня 1768, Версаль) — королева Франции, супруга короля Людовика XV. Дочь экс-короля Польши Станислава Лещинского и Екатерины Опалинской.
Гастон Орлеанский
Гастон Жан Батист (фр. Gaston duc d'Orlйans, 25 апреля 1608, Фонтенбло — 2 февраля 1660, Блуа) — герцог Орлеанский, младший сын короля Генриха IV и Марии Медичи.
Луи-Александр де Бурбон, граф Тулузский
(фр. Louis Alexandre de Bourbon, comte de Toulouse; 6 июня 1678(16780606), Версаль — 1 декабря 1737, замок Рамбуйе). Третий внебрачный сын короля Франции Людовика XIV и Мадам де Монтеспан.
София Французская
София Филиппа Елизавета Жюстина (фр. Sophie Philippe Elisabeth Justine de France; 27 июля 1734 — 2 марта 1782) — французская принцесса крови, дочь короля Франции Людовика XV и его супруги Марии Лещинской. При версальском дворе была известна как «мадам Шестая», «дочь Франции» и «мадам София».
Людовик Великий Дофин
Людо́вик Вели́кий Дофи́н (фр. Louis le Grand Dauphin), 1 ноября 1661(16611101)—14 апреля 1711) — единственный выживший законный ребёнок Людовика XIV от Марии-Терезии Испанской, его наследник (дофин Франции). Умер за четыре года до смерти отца и не царствовал.
Бланка Кастильская
Бланка Кастильская , Бланш Кастильская (Blanche de Castille) (4 марта 1188, Паленсия, Испания — 27 ноября 1252, Мелён, Франция) — принцесса Кастильская, жена Людовика VIII и королева Франции.
Людовик герцог Бургундский
Людовик, герцог Бургундский (фр. Louis duc de Bourgogne; 16 августа 1682(16820816) — 18 февраля 1712), дофин Франции с 1711, сын Людовика Великого Дофина и Марии Анны Баварской, старший внук Людовика XIV.
Людовик Жозеф дофин Франции
Людовик Жозеф Ксавье Франсуа (фр. Louis Joseph Xavier Franзois) (22 октября 1781, Версаль, Франция — 4 июня 1789, Медон, О-де-Сен, Франция) — второй ребёнок и старший сын короля Франции Людовика XVI и Марии Антуанетты Австрийской.
Карл, герцог Беррийский и Алансонский
Карл де Бурбон (фр. Charles, duc de Berry, (31 июля 1686 — 5 мая 1714) — герцог Беррийский и герцог Алансонский. Младший сын Людовика Великого Дофина и Марии Анны Баварской. Внук Людовика XIV. С рождения получил титул герцога Беррийского, незадолго до смерти король пожаловал ему также титулы герцога Алансонского и Ангулемского.
Анна Австрийская
Анна Австрийская (Anne d'Autriche) (1601–1666), королева Франции.