Введение
1 Происхождение
2 Указ о кабальных холопах
3 Кабальное холопство в Уложении
4 Упразднение кабального холопства
Введение
Кабальное холопство — особый вид холопства, возникший и получивший юридическое определение в московском праве.
1. Происхождение
Первые указания на этот вид холопства встречаются в памятниках с конца XV в. По своему происхождению, это — холопство из займа: должник личной службой во дворе кредитора погашал проценты на занятый капитал. Это определялось особым документом — служилой кабалой.
Такая зависимость юридически прекращалась уплатой долга, но, фактически, уплатить долг было почти невозможно, так как весь труд должника шёл на уплату только процентов. Новый же заем, для уплаты старого долга, вёл лишь к перемене кредитора, но не менял положения должника, отсюда ясно значение выражений — «попасть в кабалу», «выбиться из кабалы», указывающих на трудность положения закабаленного.
В большинстве случаев оно было пожизненным. На это указывают предсмертные распоряжения рабовладельцев первой половины XVI в., которые прощали долги своим К. людям и тем самым освобождали их от К. зависимости. Без этого распоряжения К. люди поступали в зависимость к наследникам своих кредиторов. Кредиторы-завещатели отпускают К. людей на волю «по душе», вместе с полными холопами; значит они считали своих К. людей холопами, хотя эта неволя не получала законодательной санкции до указа 1586 г. Вообще указы довольно долго молчат о К. зависимости. Впервые лишь Судебник царский упоминает о служилых кабалах и вводит некоторые ограничения в практику К. права.
По Судебнику запрещено:
выдавать служилые кабалы на суммы свыше 15 руб. и
превращать простую процентную (ростовую) кабалу в служилую.
Вслед за тем (1559) запрещено брать служилые кабалы на лиц моложе 15 лет. Все эти ограничения нисколько, однако, не изменили характера К. зависимости В служилых кабалах обозначались сумма займа, срок его и обязательство служить за рост во дворе кредитора. В случае неуплаты долга в срок заемщик обязывался служить во дворе «потому ж по вся дни».
2. Указ о кабальных холопах
Существенное изменение в положение К. вносит указ 1586 г., на основании которого, по примеру полного холопства, вводится доклад и для служилых кабал, то есть все вновь составляемые кабалы должны были писаться под контролем правительственных учреждений и заносились в книги. Таким докладным К. людям предписывается от господ не отходить, денег по кабалам у них не брать, а отдавать в службу до смерти господ. С этих пор докладные К. и юридически сделались невольными и стали называться холопами и на официальном языке.
Правила указа 1586 г. о докладных К. людях распространены указом 1597 г. на всех К., которые составили одну юридическую группу кабальных холопов. Прежняя пожизненная зависимость К. перешла в личное холопство по смерть кредитора. После смерти господина К. холоп становился вольным человеком и без уплаты долга: указ 1597 г. прямо оговорил, что жене и детям умершего до К. людей его дела нет, и денег по тем кабалам не указывать. Соответственно чисто личному характеру К. неволи, права господина над К. холопами оказались ограниченными: ему принадлежало право пользования силами холопов, без права распоряжения их личностями.
Позднейшими мерами этот личный характер К. холопства ещё более подкрепляется: так, указом 1606 г. запрещено выдавать кабалы на одних и тех же лиц одновременно двум господам, даже отцу с сыном, брату с братом и проч. Для устранения злоупотреблений Уложение запретило господам брать на имя своих детей новые кабалы от холопов, без представления на них отпускных. К. холоп, таким образом, мог выдать на себя новую кабалу, только став вольным человеком.
Указ 1597 г. внес ещё одну новость в институт К. холопства, узаконив новый способ его установления: добровольная служба во дворе без всякого предварительного займа, если только она продолжалась более полугода, также превращала добровольного слугу в К. холопа. Указ предписывает выдавать кабалы на таких добровольных холопов и против их воли, потому что «тот человек того добровольного холопа кормил и обувал и одевал».
Уложение сократило этот полугодовой срок до 3 месяцев. Дети, родившиеся от подобных людей, по достижении 15-летнего возраста также обязаны были дать на себя служилые кабалы, в силу давности бескабальной службы. Когда, с одной стороны, К. холопство из службы за рост превратилось как бы в службу за самый долг без права его уплатить, а с другой — в К. холопство можно было попасть без всякого займа, старая форма кабал потеряла свой реальный смысл, хотя долгое время остается ещё господствующей. С половины XVII в. возникает новая форма кабал, где просто обозначалось, что такой-то бьёт челом во двор такому-то и служилую кабалу на себя дает, служити у господина по его живот.
3. Кабальное холопство в Уложении
Новый тип К. холопства, созданный указами 1586 и 1597 гг., получает окончательную обработку в Уложении, где занимает выдающееся место по сравнению с старым, мало-помалу вытесняемым типом полного холопства.
По Уложению, на вольных людей, поступающих в холопство, можно было выдавать только служилые кабалы, а отнюдь не полные грамоты.
Права господина над К. холопом, по Уложению, оказываются ещё очень широкими: господин не может только распорядиться личностью холопа — продать его, подарить, завещать и т. п. От произвола господина ограждены также жизнь и здоровье холопов.
При возвращении беглых холопов их господам с последних берется запись, что они тех выданных холопов не убьют и не изувечат. Господа обязаны, наконец, кормить своих холопов: им запрещено ссылать их со двора для прокормления без отпускных. Иначе, таким холопам выдавались отпускные из холопьего приказа.
По указу 1607 г. господам было, сверх того, предписано женить и отдавать замуж холопов и рабынь по достижении установленного возраста, под угрозой за нарушение указа выдавать безбрачным холопам отпускные, но этот указ в Уложение не вошёл. Имущественные права холопов по прежнему оставались ничем не гарантированными.
Уложение прямо запрещает холопам покупать и принимать в заклад вотчины, и покупать в городах дворы и лавки, предполагая тем самым значительные движимые имущества у рабов. Но эти движимые имущества ничем не ограждены от произвола господ: Уложение запрещает давать суд по челобитьям холопов, предъявивших иски к наследникам умерших их господ «в животах или грабежах», то есть в присвоении или насильственном отнятии принадлежащего рабам имущества.
De jure, следовательно, отпуск на волю К. после смерти их господ имел место без наделения их каким-либо имуществом — последнее вполне зависело от доброй воли господина.
4. Упразднение кабального холопства
К. холопство просуществовало до петровских указов о ревизии, согласно которым холопы и крепостные крестьяне составили одну общую массу крепостных людей.
Литература
Ключевский, «Происхождение крепостного права» («Русск. М.», 1885, август);
Ключевский, «Подушная подать и отмена холопства в России» (там же, 1886, № 5, 7, 9 и 10);
Сергеевич, «Русские юрид. древности» (т. I, 147—160).
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Источник: ru./wiki/Кабальное_холопство
Другие работы по теме:
Путь к свободе
Вполне очевидно, что для человека, углублённо изучающего философию, мой реферат покажется полным невежеством. По этой причине я буду периодически ссылаться на классиков мировой культуры и философии.
Теория стратификации общества
Характеристика теории стратификации и социальной мобильности. Слагаемые социологического расслоения общества согласно лестнице доходов. Типы стратификационных систем: физико-генетическая; рабовладельческая; кастовая; сословная; эктаратическая; классовая.
Проект ограничения верховной власти В. Н. Татищева
Василий Никитич Татищев (1686--1750) происходил из знатного дворянского рода. Он окончил московскую артиллерийскую школу, иного времени посвятив самообразованию, в результате чего снискал известность одного из образованнейших офицеров эпохи.
Униженные и оскорбленные в рассказах Чехова Толстый и тонкий и Смерть чиновника
Рассказы А. П. Чехова «Толстый и тонкий» и «Смерть чиновника » были созданы писателем в начале творческого пути, когда вместе с юмористическими рассказами на узко бытовые темы он писал рассказы более широкого общественного значения. Среди них были «Хамелеон», «Унтер Пришибеев», «Маска» и др. В этих рассказах смешное не развлекает, а заставляет читателя задуматься.
Народный мир в движении (часть «Последыш»)
В "Последыше" мужики деревни Большие Вахлаки разыгрывают после реформы "камедь" подчинения выжившему из ума князю Утятину, соблазнившись посулами его наследников-сыновей.
Он «лиру посвятил народу своему»
Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт второй половины XIX века. Обращаясь к теме России, Пушкин и Лермонтов видели величие народа, широту русских земель, но для Некрасова Россия — это прежде всего крестьянство.
Древняя Индия.
Древняя Индия Древняя Индия – одна из первых мировых цивилизаций, принесла мировой культуре наибольшее количество духовных ценностей. Это богатейший субконтинент со сложной и бурной историей. Здесь зарождались великие религии, возникали и рушились империи, но из века в век сохранялась непреходящая самобытность индийской культуры.
Крепостное право в России 4
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ Факультет Психологии, педагогики и права
Этапы закрепощения крестьян в России
Введение Актуальность курсовой работы заключается в том, что в условиях развивающегося российского общества важное значение имеет изучение особенностей развития российского государства. Известно, что большую часть населения Российской Империи составляли крестьяне, значительная их часть была в крепостной зависимости, учитывая это можно говорить, что история Российского крепостного права – суть истории России.
Соборное уложение 1649 года 7
Тема: Соборное Уложение 1649 года. Содержание Введение ……………………………………………………………………………..2 1. Правовое положение крестьян, посадских людей и холопов.
Крепостное право в России
Происхождение термина "крепостное право". Холопство на Руси. Положение крестьянства в России XIII-XIV веков. Поместное землевладение, зарождение зависимости в XV веке, "старожильцы" и "пришлые". Завершение процесса установления крепостного права на Руси.
"Русская правда" - "кодекс чести"
"Русская Правда" как первый гражданско-уголовный кодекс. Безопасность капитала и личная свобода человека. Владимир Мономах. Отношения холоповладельческого и торгово-промышленного мира. Краткосрочный займ. Преступления и гражданские правонарушения.
Соборное уложение 1648
Соборное уложение. Летом 1645 г. умер царь Михаил Фёдорович, передав престол Алексею Михайловичу, (но так как Алексей Михайлович был ещё не совершеннолетним, то у власти несколько лет находился его регент Б. Морозов). 7 февраля 1646 г. правительство Морозова издало указ о введении соляного налога, породившего бунты (если раньше взималось около 40 налогов, то сейчас один единственный - соляной).
Опричнина
Министерство образования Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тобольский Государственный Педагогический
Библиография
по истории Руси до 17 века включительно. Составлена по материалам Мурманской областной научной библиотеки в 1999 году. Монографии написаны от фонаря, поэтому, если у вас все серьезно, пересмотрите их и те, в которых сомневаетесь, запишите в учебные пособия. Но у нас и в таком виде прокатило.
Закрепощение крестьян
Цель работы как можно подробнее рассмотреть процесс становления крепостного права в России вплоть до полнейшего закрепощения крестьян.
Общественный строй Руси эпохи господства Золотой Орды
Монгольское завоевание радикально изменило общественное устройство Древней Руси. Князья обращены в подданных - наместников великого хана Золотой Орды. По монгольскому государственному праву вся завоеванная земля признавалась собственностью хана.
Экономические взгляды Ивана Пересветова и Ермолая-Еразма
Идеологи поместного дворянства И.С. Пересветов и Ермолай-Еразм как выдающиеся представители русской общественной мысли XVI в., их взгляд на экономическое состояние государства XIII–XV вв. Основные идеи и направления экономической мысли того времени.
Холопство
Введение 1 Домосковский период — Русская Правда 1.1 Как становились холопами 1.1.1 Насильное обращение в холопство 1.1.2 Добровольное обращение в холопство
Соборное уложение 1649 года
Соборное уложение в исторической литературе. Созыв Земского собора 1648 – 649 года, обсуждение и принятие уложения 1649 года. Кодекс Русского феодального права. Причина создания нового источника права и краткая характеристика нового источника права.
Люди холопского звания
"" (по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"). Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - вершина творчества Некрасова. Это произведение грандиозное по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счаcтья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне- не странники-богомольцы.
Русская Правда 8
РУССКАЯ ПРАВДА "Русская Правда" - древнейший памятник отечественной истории. Это первый свод древнерусских законов, дошедший до нашего времени. "Русская Правда" позволяет проследить развитие государственного аппарата, гражданского и уголовного права, социальный и политический строй Древней Руси.
Закрепощение крестьян 2
Закрепощение крестьян Ряд историков считает, что первый принципиальный шаг в закрепощении крестьян был сделан в Судебнике Ивана III в 1497 году и даже ранее; что именно с этой эпохи началось наступление на права крестьян, усиление их эксплуатации. На самом деле юридический статус крестьян фиксировался как общегосударственными нормативами (судебниками и официальными актами), так и обычным правом.
Исторические аспекты развития трудового права в России
Трудоустройство на различных этапах становления общества. Зарождение трудового права. Переходный период от социалистического КЗоТ к рыночному Трудовому кодексу. Законодательство о труде в Российской Федерации. Основные проблемы в сфере трудового права.
Холопство в России
Общая характеристика холопства. Правовое разнообразие их видов в России. Холопы как субъекты и объекты правоотношений. Особенности их правового положения и контроль за ними. Значение холопства и взгляды на его существование. Истоки русского холопства.
Правовая система в Новгородской феодальной республике
Уникальность Великой русской Новгородской республики средневековья. Укрепление феодального землевладения знати, практическое отсутствие княжеских земель, наличие у церкви крупных феодальных вотчин. Правовая система Новгорода. Новгородская судная грамота.
Политическая программа В. Мономаха
Владимир Мономах, выделяющийся из русских князей дотатарского периода, государственным умом, волей, энергичностью, был призван на русский престол после смерти Святополка. Политические и правовые учения в Древнем Риме. Цицерон о происхождении государства.