В "Последыше" мужики деревни Большие Вахлаки разыгрывают после реформы "камедь" подчинения выжившему из ума князю Утятину, соблазнившись посулами его наследников-сыновей. Некрасов создает сатирический образ тех полукрепостнических отношений, которые установились между помещиками и крестьянами после реформы 1861 года, когда крестьянство на многие десятки лет осталось в фактической зависимости от господ. В начале "Последыша" вновь звучит сквозная в эпопее тема народного богатырства:
"Прокосы широчайшие! -
Сказал Пахом Онисимыч.-
Здесь богатырь народ!"
Смеются братья Губины:
Давно они заметили
Высокого крестьянина
Со жбаном - на стогу;
Он пил, а баба с вилами,
Задравши кверху голову,
Глядела на него.
Так создается почти скульптурный памятник, олицетворяющий неистощимую силу и мощь крестьянского мира. Но в резком контрасте с этим мажорным вступлением оказывается поведение мужиков, играющих шутовскую роль добровольных рабов перед напоминающим Лихо Одноглазое, выморочным князем Утятиным.
Вначале эта "камедь", эта фальшивая игра в покорность вызывает улыбку читателя. Тут есть и артисты вроде мнимого бурмистра Клима Лавина, с каким-то упоением входящего в назначенную ему миром роль:
"Отцы!" - сказал Клим Яковлич
С каким-то визгом в голосе,
Как будто вся утроба в нем
При мысли о помещиках
Заликовала вдруг...
Но чем долее продолжается игра, тем чаще в ней проскальзывают черты правдоподобия. Возникает сомнение: игра ли это? Уж слишком похожа она на правду. Сомнение подтверждается не только словами Пахома: "не только над помещиком, привычка над крестьянином сильна",- но и реальными поступками вахлаков. Вот мужики идут посмотреть на комедию, которая будет разыграна с приездом князя Утятина, но встают "почтительно поодаль от господ". Вот Клим входит в раж и произносит очередную верноподданническую речь, но у дворового вместо смеха "слезы катятся по старому лицу". А рядом с этими непроизвольными проявлениями холопства встает холопство Ипата уже по призванию и убеждению. Да и самый главный шут Клим Лавин в минуту откровения говорит:
Эх, Влас Ильич! где враки-то?
Не в их руках мы, что ль?..
Временами комедия превращается в жестокую, трагическую игру, убийственно действуя на Агапа Петрова - человека с проснувшимся и еще не окрепшим чувством собственного достоинства. И если сперва вахлакам кажется, что они потешаются над помещиком, то вскоре выясняется, что в действительности они унижают самих себя. Неспроста говорит мудрый Влас разыгравшемуся шуту Климке Лавину:
Бахвалься! А давно ли мы,
Не мы одни - вся вотчина...
(Да... все крестьянство русское!)
Не в шутку, не за денежки.
Не три-четыре месяца,
А целый век... Да что уж тут!
Куда уж нам бахвалиться,
Недаром Вахлаки!
Против мужиков оборачивается их наивная вера в сыновей князя Утятина, "гвардейцев черноусых", посуливших за вахлацкую комедию поемные луга. Умирает "последыш",
А за луга поемные
Наследники с крестьянами
Тягаются доднесь...
Внешне "Пир - на весь мир" является продолжением "Последыша": вахлаки после смерти князя Утятина справляют "поминки по крепям". Но по существу в "Пире" изображается принципиально иное состояние мира. Это уже проснувшаяся и разом заговорившая народная Русь. В праздничный пир духовного пробуждения вовлекаются новые и новые герои: весь народ поет песни освобождения, вершит суд над прошлым, оценивает настоящее и начинает задумываться о будущем. Далеко не однозначны эти песни на всенародной сходке. Иногда они контрастны по отношению друг к другу, как, например, рассказ "Про холопа примерного - Якова верного" и легенда "О двух великих грешниках". Яков мстит барину за все издевательства по-холопски, совершая самоубийство у него на глазах. Разбойник Кудеяр в праведном гневе убивает народного врага пана Глуховского. Причем после этого убийства рухнуло громадное дерево, которое Кудеяр по обету, во имя искупления грехов, начал подтачивать ножом. И трудиться бы ему до скончания века, если бы вонзившийся в сердце пана Глуховского нож не сбросил с разбойника вместе с упавшим деревом "бремя грехов". Так высшая народная нравственность, освященная авторитетом религиозной веры, оправдывает праведный гнев против угнетателей и даже насилие над ними.
И как бы в ответ на этот рост народного самосознания из разноречивого хора крестьянских голосов, поднимаясь над ними, начинают звучать песни Гриши Добросклонова, русского интеллигента, знающего о том, что счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы за "непоротую губернию, непотрошеную волость, избытково село", которые ищут теперь забывшие давно о первоначальной цели путешествия, духовно выросшие странники.
Рать подымается -
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Другие работы по теме:
Образы помещиков в поэме Кому на Руси жить хорошо
Образы помещиков в поэме "Кому на Руси жить хорошо" Автор: Некрасов Н.А. В своей великой поэме Некрасов смотрит на помещиков глазами крестьян. Так изображен, например, Оболт-Оболдуев (чего стоит одна его фамилия!):
Сатирическое изображение помещиков в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо
Вершиной творчества Н.А. Некрасова является поэма «Кому на Руси жить хорошо». Всю жизнь вынашивал Некрасов замысел произведения, которое стало бы народной книгой, то есть книгой «полезной, понятной народу и правдивой», отражающей самые важные стороны его жизни. Поэме Некрасов отдал долгие годы жизни, вложив в нее все сведения о русском народе, накопленные, как говорил поэт, «по словечку» в течение двадцати лет.
Образы помещиков в поэме Н. Некрасова Кому на Руси жить хорошо.
Автор: Некрасов Н.А. Сюжетной основой поэмы являются поиски счастливого на Руси. Н. А. Некрасов ставит своей целью как можно шире охватить все аспекты жизни русской деревни в период непосредственно после отмены крепостного права. А потому не может поэт обойтись и без описания жизни русских помещиков, тем более что кому, как не им, по мнению ходоков-крестьян, должно житься “счастливо, вольготно на Руси”.
Старая Русь в поэме Н.А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо Оболт-Оболдуев и князь Утятин.
Старая Русь в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо": Оболт-Оболдуев и князь Утятин. Автор: Некрасов Н.А. Позднейший народный эпос Некрасова — написанная крайне оригинальным размером огромная поэма "Кому на Руси жить хорошо". В ней много балагурства, немало антихудожественного преувеличения и сгущения красок, но есть и множество поразительной силы и меткости выражений.
Любовь к человеку в лирике Н. А. Некрасова
Народный поэт. Нет в великой русской литературе писателя, которого бы эти слова определяли столь точно и всеобъемлюще, как Некрасова. Некрасов — народный поэт не только потому, что говорил о народе, но и потому, что им говорил народ.
Березин, Ефим Иосифович
Введение 1 Биография 2 Е. Березин и филателия 3 Награды 4 Фильмография Введение Ефи́м Ио́сифович Бере́зин (сценический псевдоним — Штепсель; 11 ноября 1919, Одесса — 29 мая 2004, Тель-Авив) — актёр, артист разговорного жанра. Народный артист Украинской ССР (1961).
Александров, Борис Владимирович
Введение 1 Биография 2 Роли в театре 3 Признание и награды Список литературы Введение Борис Владимирович Александров (1949—2010) — артист Ульяновского областного драматического театра, народный артист России (2002)[1].
Аветян, Григор Карапетович
Введение 1 Биография 2 Роли в театре 3 Роли в кино Введение Григо́р Карапе́тович Аветя́н (20 января 1870—15 мая 1946) — армянский советский актёр,народный артист Армянской ССР (1935).
Бушнов, Михаил Ильич
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Ростовский академический театр драмы им. М. Горького 3.2 Фильмография Список литературы
Аркадьев, Аркадий Иванович
Введение 1 Биография 2 Награды и звания 3 Фильмография Введение Аркадий Иванович Аркадьев (наст. фамилия Кудерко; 1907 — 1993) — советский актер, театральный режиссер.
Сирола, Юрьё Элиас
Ю́рьё Э́лиас Си́рола (фин. Yrjц Elias Sirola, настоящая фамилия Сирен, 8 ноября 1876 Пииккиё — 18 марта 1936, Москва) — финский писатель и политик, начинал учителем народной школы. Один из основателей Коммунистической партии Финляндии.
Алекперов, Алескер Гаджи Ага оглы
Введение 1 Биография 2 Память 3 Фильмография Список литературы Введение Алескер Гаджи Ага оглы Алекпе́ров (азерб. Ələsgər Hacıağa oğlu Ələkbərov; 15 ноября, (по другим источникам - 25 марта) 1910, Баку — 31 января 1963, Баку, Азербайджанская ССР) — азербайджанский советский актёр, народный артист СССР (1961), народный артист Азербайджанской ССР.
Бобылев, Иван Тимофеевич
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество Список литературы Введение Иван Тимофеевич Бобылев (14 января 1925(19250114), д. Новоселье, Дорогобужский район, Смоленская область, СССР) — советский и российский театральный режиссёр, народный артист СССР (1990)[1], лауреат Государственной премии имени Станиславского.
Саттар-хан
(1867 (1868), Карадаг, - 1914, Тегеран) - деятель Иранской революции 1905-11, народный герой Ирана.По национальности азербайджанец. Происходил из мелкобуржуазной семьи. Участвовал в партизанском движении против шахских властей; неоднократно подвергался преследованиям. Возглавлял вооруженное народное восстание в Тебризе в 1908-09; проявил себя как талантливый народный вождь и военный организатор.
Абелян, Ованес Артемьевич
Введение 1 Биография 2 Память 3 Роли Список литературы Введение Иван (Ованес) Артемьевич Абелян (арм. Հովհաննես Աբելյան) (4 ноября 1865, Шемаха Бакинской губернии — 1 августа 1936, Ереван) — известный армянский актёр, народный артист Азербайджанской ССР, народный артист Армянской ССР[1].
Аникеев, Серафим Михайлович
Введение 1 Биография 2 Фильмография 2.1 Актёрские роли 2.2 Актёр озвучания мультфильмов 3 Признание и награды Введение Аникеев Серафим Михайлович (7 марта 1904, Воронеж — 26 августа 1962, Москва) — советский артист оперетты, директор Московского театра оперетты (1943—1946), лауреат Сталинской премии второй степени (1950), народный артист РСФСР (1959).
Алексеев, Борис Алексеевич
Введение 1 Биография 2 Работы 3 Награды и звания Список литературы Введение Алексеев Борис Алексеевич (27 апреля 1911, Байсубаково, Чебоксарский уезд, Казанская губерния, Российская империя — 3 мая 1973, Чебоксары) — чувашский советский актёр, народный артист СССР (1969).
Алексеев, Валерий Иванович
Введение 1 Биография 2 Фильмография 3 Награды 4 Семья Список литературы Введение Валерий Иванович Алексеев (род. в 1948, г. Усолье-Сибирское, Иркутская область) — актёр Омского театра драмы, Народный артист России.
Список актёров, режиссёров и сценаристов, связанных с Ташкентом
Ташкент посещали, в нём жили и работали многие актёры театра, кино и цирка, режиссеры и сценаристы В том числе: Обид Асомов — юморист, актёр; Андрей Николаевич Болтнев — актёр, в 1985 году заочно закончил Ташкентский институт театрального искусства им. А. Н. Островского;
Абжалилов, Халил Галеевич
Введение 1 Биография 2 Награды и звания 3 Роли в театре Список литературы Введение Халил Галеевич Абжали́лов (тат. Xəlil Ğali uğlı Əbcəlilev, Хәлил Гали улы Әбҗелилев) (17 (29) сентября 1896, с. Мустафино Оренбургской губернии, (ныне - Шарлыкский район Оренбургской области) — 18 марта 1963, Казань) — советский татарский актёр.
Антадзе, Додо Константинович
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.2 Постановки в театре Список литературы Введение Додо Константинович Антадзе (груз. დოდო კონსტანტინეს ძე ანთელავა; Додо (Исаак) Константинович Антадзе; 1900—1978) — советский актёр, театральный режиссёр, народный артист СССР (1971).[1]
Антонов, Владимир Иванович
План Введение 1 Биография 2 Роли в кино 3 Признание и награды 4 Факты Список литературы Введение Антонов Владимир Иванович — советский и украинский актёр, Народный артист Украины (1991).
Багашвили, Спартак Леванович
План Введение 1 Биография 2 Фильмография 3 Награды и премии 4 Источники Введение Спарта́к Лева́нович Багашви́ли (1914—1977), грузинский советский актёр. Народный артист Грузинской ССР (1963). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).
Русский народный календарь
План Введение 1 Описание 2 Предметы для отслеживания Список литературы Введение Русский народный календарь — циклическое собрание русских народных праздников, обрядов и обычаев, поверий и примет на каждый день, с помощью которого организуется повседневная жизнь людей в течение года. Как правило был соотнесён с православным месяцесловом[1].
Ио сиф Виссарио нович Ста лин
Ио́сиф Виссарио́нович Ста́лин (настоящая фамилия — Джугашви́ли, груз. იოსებ ჯუღაშვილი, 6 (18) декабря 1878 (по официальной версии 9 (21) декабря 1879), Гори, Тифлисская губерния, Российская империя — 5 марта 1953, Кунцево, Московская область, РСФСР, СССР) — российский революционный и советский государственный, политический, партийный и военный деятель.
Бабаев, Мирза Абдулджаббар оглы
План Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Фильмография Список литературы Введение Мирза́ Абдулджабба́р оглы́ Баба́ев (азерб. Mirzə Əbdьlcabbar oğlu Babayev; 16 июля 1913 — 14 января 2003) — азербайджанский советский киноактёр и певец, Заслуженный артист Азербайджанской ССР (1956), Народный артист Азербайджана (1992).
Антоненко, Григорий Николаевич
Введение 1 Биография 2 Почетные звания и награды 3 Творчество 4 Роли в театре 4.1 Роли в кино Список литературы Введение Григорий Николаевич Антоненко — актёр театра и кино театра, народный артист Украины (1996)[1].
Бакштаев, Леонид Георгиевич
Леони́д Гео́ргиевич Бакшта́ев (1934—1995) — советский актёр театра и кино, народный артист Украинской ССР. Биография Леонид Бакштаев родился в селе Добрынь Гомельской области.
Арен, Рейно
Рейно Арен (эст. Reino Aren; 25 декабря 1927, Тарту, Эстония — 16 мая 1990, Таллин, Эстонская ССР) — советский актёр. Народный артист Эстонской ССР (1982).
Список музыкантов и певцов, связанных с Ташкентом
Ташкент посещали, в нём жили и работали многие выдающиеся музыканты и певцы В том числе: Виктор Александрович Успенский (1879—1949) — музыкант-этнограф, композитор, народный артист Туркмении (1929) и Узбекистана (1937), доктор искусствоведения (1943). Исследователь музыкальной культуры Средней Азии, автор музыкальной драмы «Фархад и Ширин» (1936), профессор Ташкентской консерватории (с 1936).
Любовь к человеку в лирике Н А Некрасова
Народ! Народ! Люблю тебя, пою твои страданья. Но где герой, кто выведет из тьмы тебя на свет?. Н. А. Некрасов Народный поэт. Нет в великой русской литературе писателя, которого бы эти слова определяли столь точно и всеобъемлюще, как Некрасова. Некрасов — народный поэт не только потому, что говорил о народе, но и потому, что им говорил народ.
Образы помещиков в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо
В поэме "Кому на Руси жить хорошо" Некрасов словно от имени миллионов крестьян выступил гневным обличителем общественно-политического строя России и вынес ему строгий приговор. Поэт мучительно переживал покорность народа, его забитость, темноту. На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьян, без всякой идеализации и сочувствия рисуя их образы.
Рихтер Святослав Теофилович
Народный артист СССР, Народный артист Российской Федерации, Герой Социалистического Труда, Действительный член Академии творчества