Исполненный живописных контрастов колорит «Гяура» отличает и следующее произведение Байрона «восточного» цикла — более обширную по объему поэму «Корсар», написанную героическими двустишиями. В кратком прозаическом вступлении к поэме, посвященной собрату автора по перу и единомышленнику Томасу Муру, автор предостерегает против характерного, на его взгляд, порока современной критики — преследовавшей его со времен «Чайльд Гарольда» неправомерной идентификации главных героев — будь то Гяур или кто-либо другой — с создателем произведений. В то же время эпиграф к новой поэме — строка из «Освобожденного Иерусалима» Тассо — акцентирует внутреннюю раздвоенность героя как важнейший эмоциональный лейтмотив повествования.
Действие «Корсара» развертывается на юге Пелопоннесского полуострова, в порту Корони и затерявшемся на просторах Средиземноморья Пиратском острове. Время действия точно не обозначено, однако нетрудно заключить, что перед читателем — та же эпоха порабощения Греции Османской империей, вступившей в фазу кризиса. Образно-речевые средства, характеризующие персонажей и происходящее, близки к знакомым по «Гяуру», однако новая поэма более компактна по композиции, её фабула детальнее разработана (особенно в том, что касается авантюрного «фона»), а развитие событий и их последовательность — более упорядоченны.
Песнь первая открывается страстной речью, живописующей романтику исполненного риска и тревог пиратского удела. Спаянные чувством боевого товарищества флибустьеры боготворят своего бесстрашного атамана Конрада. Вот и сейчас быстрый бриг под наводящим ужас на всю округу пиратским флагом принес ободряющую весть: грек-наводчик сообщил, что в ближайшие дни может быть осуществлен набег на город и дворец турецкого наместника Сеида. Привыкшие к странностям характера командира, пираты робеют, застав его погруженным в глубокое раздумье. Следуют несколько строф с подробной характеристикой Конрада («Загадочен и вечно одинок, / Казалось, улыбаться он не мог» ), внушающего восхищение героизмом и страх — непредсказуемой импульсивностью ушедшего в себя, изверившегося в иллюзиях («Он средь людей тягчайшую из школ — / Путь разочарования — прошел» ) — словом, несущего в себе типичнейшие черты романтического бунтаря-индивидуалиста, чье сердце согрето одной неукротимой страстью — любовью к Медоре.
Возлюбленная Конрада отвечает ему взаимностью; и одной из самых проникновенных страниц в поэме становится любовная песнь Медоры и сцена прощания героев перед походом, Оставшись одна, она не находит себе места, как всегда тревожась за его жизнь, а он на палубе брига раздает поручения команде, полной готовности осуществить дерзкое нападение — и победить.
Песнь вторая переносит нас в пиршественный зал во дворце Сеида. Турки, со своей стороны, давно планируют окончательно очистить морские окрестности от пиратов и заранее делят богатую добычу. Внимание паши привлекает загадочный дервиш в лохмотьях, невесть откуда появившийся на пиру. Тот рассказывает, что был взят в плен неверными и сумел бежать от похитителей, однако наотрез отказывается вкусить роскошных яств, ссылаясь на обет, данный пророку. Заподозрив в нем лазутчика, Сеид приказывает схватить его, и тут незнакомец мгновенно преображается: под смиренным обличием странника скрывался воин в латах и с мечом, разящим наповал. Зал и подходы к нему в мгновение ока переполняются соратниками Конрада; закипает яростный бой: «Дворец в огне, пылает минарет».
Смявший сопротивление турок беспощадный пират являет, однако, неподдельную рыцарственность, когда охватившее дворец пламя перекидывается на женскую половину. Он запрещает собратьям по оружию прибегать к насилию в отношении невольниц паши и сам выносит на руках из огня самую красивую из них — черноокую Гюльнар. Между тем ускользнувший от пиратского клинка в неразберихе побоища Сеид организует свою многочисленную Охрану в контратаку, и Конраду приходится доверить Гюльнар и её подруг по несчастью заботам простого турецкого дома, а самому — вступить в неравное противоборство. Вокруг один за другим падают его сраженные товарищи; он же, изрубивший несчетное множество врагов, едва живой попадает в плен.
Решив подвергнуть Конрада пыткам и страшной казни, кровожадный Сеид приказывает поместить его в тесный каземат. Героя не страшат грядущие испытания; перед лицом смерти его тревожит лишь одна мысль: «Как встретит весть Медора, злую весть?» Он засыпает на каменном ложе, а проснувшись, обнаруживает в своей темнице тайком пробравшуюся в узилище черноокую Гюльнар, безраздельно плененную его мужеством и благородством. Обещая склонить пашу отсрочить готовящуюся казнь, она предлагает помочь корсару бежать. Он колеблется: малодушно бежать от противника — не в его привычках. Но Медора… Выслушав его страстную исповедь, Гюльнар вздыхает: «Увы! Любить свободным лишь дано!»
Песнь третью открывает поэтическое авторское признание в любви Греции («Прекрасный град Афины! Кто закат / Твой дивный видел, тот придет назад…»), сменяющееся картиной Пиратского острова, где Конрада тщетно ждет Медора. К берегу причаливает лодка с остатками его отряда, приносящего страшную весть, их предводитель ранен и пленен, флибустьеры единодушно решают любой ценой вызволить Конрада из плена.
Тем временем уговоры Гюльнар отсрочить мучительную казнь «Гяура» производят на Сеида неожиданное действие: он подозревает, что любимая невольница неравнодушна к пленнику и замышляет измену. Осыпая девушку угрозами, он выгоняет её из покоев.
Спустя трое суток Гюльнар еще раз проникает в темницу, где томится Конрад. Оскорбленная тираном, она предлагает узнику свободу и реванш: он должен заколоть пашу в ночной тиши. Пират отшатывается; следует взволнованная исповедь женщины: «Месть деспоту злодейством не зови! / Твой враг презренный должен пасть в крови! / Ты вздрогнул? Да, я стать иной хочу: / Оттолкнута, оскорблена — я мщу! / Я незаслуженно обвинена: / Хоть и рабыня, я была верна!»
«Меч — но не тайный нож!» — таков контраргумент Конрада. Гюльнар исчезает, чтобы появиться на рассвете: она сама свершила месть тирану и подкупила стражу; у побережья их ждет лодка и лодочник, чтобы доставить на заветный остров.
Герой растерян: в его душе — непримиримый конфликт. Волею обстоятельств он обязан жизнью влюбленной в него женщине, а сам — по-прежнему любит Медору. Подавлена и Гюльнар: в молчании Конрада она читает осуждение свершенному ею злодеянию. Только мимолетное объятие и дружеский поцелуй спасенного ею узника приводят её в чувство.
На острове пираты радостно приветствуют вернувшегося к ним предводителя. Но цена, назначенная провидением за чудесное избавление героя, неимоверна: в башне замка не светится лишь одно окно — окно Медоры. Терзаемый страшным предчувствием, он поднимается по лестнице… Медора мертва.
Скорбь Конрада неизбывна. В уединении он оплакивает подругу, а затем исчезает без следа: «<…> Дней проходит череда, / Нет Конрада, он скрылся навсегда, / И ни один намек не возвестил, / Где он страдал, где муку схоронил! / Он шайкой был оплакан лишь своей; / Его подругу принял мавзолей… / Он будет жить в преданиях семейств / С одной любовью, с тясячью злодейств». Финал «Корсара», как и «Гяура», оставляет читателя наедине с ощущением не до конца разгаданной загадки, окружающей все существование главного героя.
Другие работы по теме:
Джордж Катона - Рациональное поведение и экономическое поведение
Джордж Катона Рациональное поведение и экономическое поведение. “Сила мотивации обратно пропорционально уровню достижений” Джордж Катона Статья ставит целью противопоставить господствующую экономическую теорию – единственного мотива (максимизация прибыли), теории многочисленных мотивов.
Байрон д. - властитель наших дум
И вечно буду я войну вести. Словами а случится и делами. С врагами мысли. Мне не по пути. Свободолюбивая поэзия. Байрона его выступления в защиту песен. Паломничества а спустя два года в Италии завершил.
Литературный герой ГЮЛЬНАР
Гюльнар англ. Gulnare героиня восточной поэмы повести Д. Г. Байрона Корсар Образ Г. опровергает известное высказывание А. С. Пушкина о том что. Байрон создал всего навсего один характер у женщин нет характера у них alignjustifyгюльнар англ Gulnare героиня восточной поэмы повести.
Байрон д. - Подвиг героя4
Байрон замечательный английский поэт известен во всем мире как певец свободы. Многие из его произведений посвящены людям готовым отдать жизнь в борьбе за независимость. Байрон замечательный английский поэт известен во всем мире как певец свободы.
Байрон д. - Любовь к свободе в творчестве дж. байрона
Джордж Байрон явился одним из родоначальников и ярчайшим представителем литературного и философского романтизма. Это течение впервые заявило о самоценности творческой личности противопоставив ее осторожному консервативному диктату посредственности.
Романтичный герой Байрона
Джордж Гордон Байрон — олицетворение романтизма не только в творчестве, но и в личной жизни. Всю свою жизнь он был в одной и той же ситуации, которая будто подсказывала тему его творчества, - презренная, закованная сила, изувеченная красота, одиночество среди людей, даже близких и родных. Байрон был очень красивым, но хромым от роду, мать очень любила его, но мучала своей любовью.
Любовь к свободе в творчестве Дж. Байрона
Джордж Байрон явился одним из родоначальников и ярчайшим представителем литературного и философского романтизма. Это течение впервые заявило о самоценности творческой личности, противопоставив ее осторожному, консервативному диктату посредственности.
Джордж Ноэл Гордон Байрон
(1788—1824) родился в семье английского дворянина, в возрасте десяти лет унаследовал родовой титул Байронов, их поместье и скамью в палате лордов — аристократической палате британского парламента. Завершив образование в знаменитом Кембриджском университете, молодой лорд отправился в двухлетнее путешествие (он посетил Пиренейский полуостров и Балканы).
Байрон
Жизнь а делится на три этапа. Первый – до появления поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда» (1788 – 1812) – характеризуется целой вереницей разочарований: главным из них было осознание врожденной хромоты; другие принесли школа, первая любовь, вступление на литературное поприще, сложности в отношениях с окружающими...
Рейснер, Джордж Эндрю
Джордж Эндрю Рейснер (англ. George Andrew Reisner; 5 ноября 1867 — 6 июня 1942) — американский археолог, специальностью которого был Древний Египет. Родился в Индианаполисе, умер в Гизе. После его исследований в Джебель-Баркале он обнаружил, что нубийские фараоны были захоронены не в самих пирамидах, а за их пределами.
Паддон, Джордж
Джордж Паддон (англ. George Paddon; 1670(1670) — 1718) — русский шаутбенахт английского происхождения. Коммодор английского флота принят 14 марта 1717 года Петром I на службу в русский флот в звании шаутбенахта (контр-адмирала). В 1717—1718 годах командовал 60-пушечным линейный кораблём «Шлиссельбург».
Президентские выборы в США 1796
Введение 1 Выборы 1.1 Кандидаты 1.2 Результаты Введение Президентские выборы в США 1796 года были третьими президентскими выборами США, но фактически первыми, где исход не был заранее предопределён. Впервые президент и вице-президент были избраны из разных политических партий: федералист Джон Адамс был избран президентом, а демократ-республиканец Томас Джефферсон — вице-президентом.
Байрон, Джон
Джон Байрон (англ. John Byron; 8 ноября, 1723 — 10 апреля, 1786) — британский вице-адмирал. Во флоте был прозван «Джэк Плохая погода» (англ. Foul-weather Jack) из-за его частых неудач с погодой. Дед знаменитого британского поэта лорда Джорджа Байрона.
Гэллап, Джордж
Джордж Гэллап (англ. George Horace Gallup, 18 ноября 1901 — 26 июля 1984) — учёный, журналист, статистик, педагог, автор научных методов изучения общественного мнения.
Президентские выборы в США 1820
года были третьими и последними выборами в истории Соединённых Штатов, в которых основной претендент избирался практически без оппозиции (Джордж Вашингтон дважды в 1789 и 1792 годах избирался президентом без оппозиции). Президент Джеймс Монро и вице-президент Дэниел Томпкинс были избраны практически без избирательной компании.
Гордон, Джеффри
Джеффри Гордон — основатель дискретно-событийного подхода имитационного моделирования, создатель системы имитационного моделирования GPSS World и автор двух книг (Gordon 1968; Gordon 1975).
Данбар, Джордж, 3-й граф Марч
Джордж Данбар (англ. George Dunbar ) (ок. 1338—1423), 10-й граф Данбар 3-й граф Марч (с 1368), — шотландский барон, активный участник войн между Англией и Шотландией в конце XIV—начале XV века.
Президентские выборы в США 1789
Введение 1 Выборы 1.1 Контекст выборов 1.2 Кандидаты 1.3 Результаты Введение Президентские выборы в США 1789 года были первыми президентскими выборами США. На выборах был избран первый президент США. Им стал Джордж Вашингтон, получивший 100% голосов.
Герцог Ричмонд
Герцог Ри́чмонд (англ. Duke of Richmond) — английский герцогский титул. Впервые титул создан в 1525 для внебрачного сына Генриха VIII и Элизабет Блаунт, Генри Фицроя (полностью «герцог Ричмонд и Сомерсет»). В 1536 году он умер в 17-летнем возрасте, и его род пресекся.
Президентские выборы в США 1792
План Введение 1 Выборы 1.1 Кандидаты 1.2 Результаты Введение Президентские выборы в США 1792 года — вторые президентские выборы США. В них участвовали все 13 штатов, основавших США, а также присоединившиеся к тому времени к Соединённым Штатам Кентукки и Вермонт. На выборах президентом США был переизбран Джордж Вашингтон, получивший 100% голосов.
Гордон, Чарльз Джордж
Чарльз Джордж Гордон (англ. Charles George Gordon, 28 января 1833(18330128) — 26 января 1885) — один из самых знаменитых английских генералов XIX века, известный под именем «Китайского Гордона», «Гордона Хартумского» или «Гордона-Паши». Ключевая фигура осады Хартума. Герой голливудской киноэпопеи «Хартум» (1966), где Чарлтон Хестон сыграл Гордона, а Лоуренс Оливье — Махди.
Байрон, Джордж Гордон
План Введение 1 Имя 2 Происхождение 3 Биография 3.1 Детство 3.2 Юность и начало творчества 3.3 Первое путешествие 3.4 «Чайльд-Гарольд». Слава 3.5 Светская жизнь
Салих-реис
Салих-реис (прибл. 1488(1488) — 1568) — турецкий корсар и адмирал османского флота. Салих-реис зарекомендовал себя как способного и умелого командира как на море так и на суше.
Патаки, Джордж
Джордж Элмер Патаки (англ. George Elmer Pataki, род. 24 июня 1945(19450624)) — американский политик-республиканец, губернатор штата Нью-Йорк с 1995 по 2006 год.
Тенет, Джордж
Джордж Тенет (англ. George Tenet, род. 5 января 1953) — директор Центрального Разведывательного Управления (ЦРУ). Биография Джордж Тенет родился в районе Флашинг Квинса (Квинс один из пяти боро Нью-Йорка), в семье греческого происхождения. Его мать, Евангелия, происходила из южной Албании, населенной преимущественно греками, его отец Джон родился в Греции.
Переводческая аннотация интервью Джорджа Уоттса
В 1952 году Джордж Уоттс вместе со своей семьёй переехал из Канады в Советский Союз. В первые годы своего нахождения в России он переводил русские тексты на родной английский язык ради собственного интереса, стараясь понять суть оригинала и подбирая эквиваленты. Первой книгой, переведённой им таким способом, стала "История большевистской партии".
Джордж Гордон Байрон
Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788-1824) Великий английский поэт-романтик Джордж Ноэл Гордон Байрон ("Восточные поэмы", "Дон Жуан", драмы, мистерии и др.) вошел в историю литературы не только как мастер стиха, но и как человек-легенда.
Стибиц (Stibitz) Джордж
Стибиц (Stibitz) Джордж, американский математик, создатель одного из первых электромеханических вычислительных устройств - двоичного сумматора.
Юбанкс Гордон
Юбанкс Гордон (Gordon E. Eubanks, Jr.), президент Symantec Corporation.
Байрон, Джордж Гордон
Байрон, Джордж Гордон (Byron, George Gordon) (1788–1824), один из величайших английских поэтов-романтиков.