МАМАША
КУРАЖ И ЕЕ ДЕТИ Хроника из времен Тридцатилетней войны Пьеса (1939) Весна 1624
г. Армия шведского короля собирает солдат для похода на Польшу. Фельдфебель и
вербовщик признают только войну учредителем общественного порядка и
цивилизации. Где нет войны, какая там мораль: каждый бредет куда хочет, говорит
что хочет, ест что хочет - ни приказа, ни пайка, ни учета! Два парня вкатывают
фургон матушки Кураж, маркитантки Второго Финляндского полка. Вот что она поет:
Эй, командир, дай знак привала, Своих солдат побереги! Успеешь в бой, пускай
сначала Пехота сменит сапоги.
И
вшей кормить под гул орудий, И жить, и превращаться в прах - Приятно людям,
если люди Хотя бы в новых сапогах.
Эй,
христиане, тает лед, Спят мертвецы в могильной мгле.
Вставайте!
Всем пора в поход, Кто жив и дышит на земле.
Родом
она баварка, и настоящее ее имя Анна Фирлинг, а прозвище Кураж она получила за
то, что ни под ядрами, ни под пулями никогда не бросала фургон с товаром. Дети
ее - сыновья и немая дочь Катрин - настоящие дети войны: каждый имеет свою
фамилию, и отцы их - солдаты разных армий, воевавшие под знаменами разных
вероисповеданий, - все уже убиты или сгинули неизвестно куда.
Вербовщик
интересуется ее взрослыми сыновьями, но Кураж не хочет, чтобы они шли в
солдаты: кормится войной, а войне платить оброк не хочет. Она начинает гадать
и, чтобы напугать детей, устраивает так, что каждый из них получает бумажку с
черньш крестом - метку смерти. И мошенничество становится зловещим
пророчеством. Вот уже вербовщик ловко уводит ее старшего сына Эйлифа, пока
матушка Кураж торгуется с фельдфебелем. И ничего не поделаешь: надо поспевать
за своим полком.
Двое
ее оставшихся детей впрягаются в фургон.
В
1625-1626 гг. мамаша Кураж колесит по Польше в обозе шведской армии. Вот она
принесла каплуна повару командующего и умело торгуется с ним. В это время
командующий в своей палатке принимает ее сына, храбреца Эйлифа, который
совершил геройский подвиг: бесстрашно отбил у превосходящих сил крестьян
нескольких быков. Эйлиф поет о том, что говорят солдаты своим женам, матушка
Кураж поет другой куплет - о том, что жены говорят солдатам. Солдаты толкуют о
своей храбрости и удаче, их жены - о том, как мало значат подвиги и награды для
тех, кто обречен на гибель. Мать и сын рады неожиданной встрече.
Прошли
еще три года войны.
Мирная
картина бивака потрепанного в боях Финляндского полка нарушается внезапным
наступлением императорских войск. Мамаша Кураж в плену, но она успевает
заменить лютеранское полковое знамя над своим фургоном на католическое.
Оказавшийся
здесь полковой священник успевает сменить пасторское платье на одежду
подручного маркитантки. Однако императорские солдаты выслеживают и хватают
младшего сына Кураж, простака Швейцеркаса. Они требуют, чтобы он выдал
доверенную ему полковую казну. Честный Швейцеркас не может этого сделать и
должен быть расстрелян. Чтобы спасти его, надо заплатить двести гульденов -
все, что мамаша Кураж может выручить за свой фургон. Надо поторговаться: нельзя
ли спасти жизнь сына за 120 или 150 гульденов? Нельзя. Она согласна отдать все,
но уже слишком поздно. Солдаты приносят тело ее сына, и мамаша Кураж должна
теперь сказать, что не знает его. Ей же надо сохранить по крайней мере свой
фургон.
Песня
о Великой капитуляции: Кое-кто пытался сдвинуть горы, С неба снять звезду,
поймать рукою дым.
Но
такие убеждались скоро, Что усилья эти не по ним.
А
скворец поет: Перебейся год.
Надо
со всеми в ряд шагать, Надо подождать, Лучше промолчать! Прошло два года. Война
захватывает все новые пространства. Не зная отдыха, мамаша Кураж со своим
фургончиком проходит Польшу, Моравию, Баварию, Италию и снова Баварию. 1631 г.
Победа Тилли при Магдебурге стоит мамаше Кураж четырех офицерских сорочек,
которые ее сердобольная дочь разрывает на бинты для раненых.
Близ
города Инголыптадта в Баварии Кураж присутствует на похоронах
главнокомандующего императорских войск Тилли. Полковой священник, ее подручный,
сетует, что на этой должности его способности пропадают втуне. Солдаты-мародеры
нападают на немую Катрин и сильно разбивают ей лицо.
1632
г. Мамаша Кураж на вершине делового успеха: фургон полон новым товаром, на шее
у хозяйки связка серебряных талеров: Все-таки ее не убедить, что война - это дерьмо.
Слабых она уничтожает, но им и в мирное время несладко. Зато уж своих она
кормит как следует.
Кому
в войне не хватит воли, Тому победы не видать. Коль торговать, не все равно ли,
Свинцом иль сыром торговать! В том же году в битве при Лютцене погибает
шведский король Густав Адольф. Мир объявлен, и это серьезная проблема. Мир
грозит мамаше Кураж разорением. Эйлиф, смелый сын мамаши Кураж, продолжает
грабить и убивать крестьян, в мирное время эти подвиги сочли излишними. Он
погибает смертью разбойника, как, в сущности, прожил всю жизнь. Мир между тем
оказался очень непрочен. Мамаша Кураж вновь впрягается в свой фургон. Вместе с
новым подручным, бывшим поваром командующего, который изловчился заменить
слишком мягкосердечного полкового священника.
Уже
шестнадцать лет длится великая война за веру. Германия лишилась доброй половины
жителей. В землях, когда-то процветавших, теперь царит голод. По сожженным
городам рыщут волки.
Осенью
1634 г. мы встречаем Кураж в Германии, в Сосновых горах, в стороне от военной
дороги, по которой движутся шведские войска. Дела идут плохо, приходится
нищенствовать. Надеясь выпросить что-нибудь, повар и мамаша Кураж поют песню о
Сократе, Юлии Цезаре и других великих мужах, которым их блестящий ум не принес
пользы: К морали все свелось одной: Печально кончились их дни. Их добродетели
тому виной, Блажен, кому чужды они! У повара с добродетелями негусто. Он
предлагает спасти себя, бросив Катрин на произвол судьбы. Мамаша Кураж покидает
его ради дочери.
"Как
хорошо сидеть в тепле, когда зима настала!" - поют в крестьянском доме.
Мамаша Кураж и Катрин останавливаются и слушают. Потом продолжают свой путь.
Январь
1636 г. Императорские войска угрожают протестантскому городу .Галле. Камень уже
заговорил, но до конца войны еще далеко. Мамаша Кураж отправилась в город,
чтобы взять у голодных горожан ценности в обмен на еду. Осаждающие между тем в
ночной тьме пробираются, чтобы устроить резню в городе. Катрин не может этого
выдержать: влезает на крышу и изо всех сил бьет в барабан до тех пор, пока ее
не слышат осажденные. Императорские солдаты убивают Катрин. Женщины и дети
спасены.
Мамаша
Кураж поет колыбельную над мертвой дочерью. Вот война и забрала всех ее детей.
А мимо проходят солдаты. "Эй, возьмите меня с собой!" Мамаша Кураж
тащит свой фургон.
Война
удачей переменной Сто лет продержится вполне, Хоть человек обыкновенный Не
видит радости в войне: Он жрет дерьмо, одет он худо, Он палачам своим смешон.
Но он надеется на чудо, Пока поход не завершен.
Эй,
христиане, тает лед, Спят мертвецы в могильной мгле.
Вставайте!
Всем пора в поход, Кто жив и дышит на земле!
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.rin/cgi-bin/index.pl
Другие работы по теме:
Остранение
Остранение - один из универсальных приемов построения художественного текста, открытый Шкловским у Толстого и в мировой литературе.
Выражение «Отмывание денег»
На первый взгляд отмывание денег - это преступление, в котором нет жертвы. С этим преступлением не ассоциируется драматизм ограбления или какой-либо страх, который оставляет в человеческой психике тяжкое нарушение закона.
Литературный герой ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ
Галилео галилей нем. Galileo Galilei герой драмы Б. Брехта Жизнь Галилея Галилео Галилей великий итальянский ученый последователь. Коперника создатель телескопа опровергший учение. Аристотеля о небесных alignjustifyгалилео галилей нем Galileo Galilei герой драмы.
D.R.I.
История "Dirty rotten imbeciles" (D.R.I.) началась 2 мая 1982 года в 4 часа утра. Именно в этот момент Спайк Кэссиди (гитара), Курт Брехт (вокал), Эрик Брехт (ударные) и Деннис Джонсон (бас) издали свой первый "грязный гниющий" шум, обозвав его песней.
Давня казка
Автор: Українка Леся. В одній країні жив талановитий поет. Його пісні розходилися по сьому світу, були й порадою й розвагою. Якось поет лежав у гаю прямо на стежині. А тут їде лицар на полювання, кричить, щоб звільнили дорогу. Поет відповів, що так від нього втечуть рими-соколята, І якими він може вполювати кого завгодно й що завгодно, тому нехай верхівець сам зверне.
Брехт Бертольд
(10.02.1898 - 14.08.1956) Немецкий драматург и поэт. Родился 10 февраля 1898 в Аугсбурге. Закончив реальное училище, в 1917–1921 изучал философию и медицину в Мюнхенском университете. В студенческие годы написал пьесы Ваал (Baal, 1917–1918) и Барабаны в ночи (Trommeln in der Nacht, 1919). Последняя, поставленная Мюнхенским камерным театром 30 сентября 1922, завоевала премию им.
Счастливое семейство
Автор: Андерсен Г.-Х. СЧАСТЛИВОЕ СЕМЕЙСТВО Самый большой лист в нашем краю, конечно, лист лопуха. Наденешь его на животик - вот тебе и передник, положишь в дождик на голову - зонтик! Вот какой он большущий, этот лопух! И он никогда не растет в одиночку, а всегда уж где один - там и другие, роскошество, да и только! И вся эта роскошь - кушанье для улиток! А самих улиток, белых, больших, кушали в старину важные господа.
Неувязка Опальные рассказы
Автор: Зощенко М.М. Новый быт наступает, а многие родители еще и за ум не схватились. Многие родители еще называют своих детишек-- Коля, Петя, Андрюша и так далее.
Ефект відчуження в драматургії Бертольда Брехта
Національний Університет “Києво-Могилянська Академія” Реферат На тему: Ефект відчуження в драматургії Бертольда Брехта Київ, 2002р. Постать Бертольда Брехта викликала й викликає жвавий інтерес та дискусії. За життя він зазнав, що таке гоніння й переслідування; й зараз не існує однозначного погляду на його творчість.
Бертольд Брехт біографія та звязок з театром
Реферат на тему: “Бертольд Брехт” (біографія та зв’язок з театром) БЕРТОЛЬТ БРЕХТ (1898-1956) - німецький драматург, поет і прозаїк, кіносценарист, автор теоретичних праць, присвячених проблемам театру, режисер. До історії літератури Брехт увійшов як митець, що відкрив нову епоху в західній драматургії.
Мальчик и Великан
Автор: Уайльд Оскар. Каждый день дети играли в прекрасном саду Великана, но когда тот вернулся из гостей, где пробыл 7 лет, то выгнал из своих владений всех детей, построил забор и повесил табличку «Посторонним вход воспрещен». Дети не нашли другого места для игр, с грустью вспоминали сад. Пришла весна, и только в саду Великана бушевала зима — ведь детей не было, и птицам некому было петь свои песни.
Жизнь Галилея
Автор: Брехт Бертольд. Действующие лица Галилео Галилей. Андреа Сарти. Госпожа Сарти — экономка Галилея, мать Андреа. Людовико Марсили — богатый молодой человек.
Бертольт Брехт
(10.2.1898, Аугсбург, — 14.8.1956, Берлин), немецкий писатель, теоретик искусства, театральный и общественный деятель. Сын директора фабрики. Учился на медицинском факультете Мюнхенского университета. В ноябре 1918 был членом солдатского совета в Аугсбурге. Начал печататься в 1914. Сатирическая антивоенная баллада «Легенда о мёртвом солдате» (1918) принесла Б. известность.
Образ Кураж - пророческая метафора будущего Германии
(по драме Бертольда Брехта «Мамаша Кураж и ее дети») К теме войны в XX веке обращалось много писателей. Среди тех, кто осуждал войну в своем творчестве, есть немало знаменитых имен, но у Бертольда Брехта антивоенные мотивы занимают особое место. Из его биографии известно, что к антивоенной тематике он обратился… еще когда учился в гимназии.
Эффект отчуждения в драматургической концепции Брехта
Эффект очуждения в драматургической концепции Брехта. Бертольд Брехт ещё со школьных лет проявлял свой литературный талант, причём уже тогда он критически высказывался о войне. Впоследствии, когда его призвали на войну в качестве санитара, его взгляды только укрепились. В его творчестве стала проявляться ненависть не только к военщине, но и к строю, который её порождает.
Бертольд Брехт и его "эпический театр"
Бертольт Брехт — крупнейший представитель немецкой литературы XX в. Брехт различает два вида театра: драматический (пли "аристотелевский") и эпический. Эффект очуждения. Образ мамаши Кураж. Действие пьесы происходит в эпоху Тридцатилетней войны.
Бертоль Брехт
БЕРТОЛЬТ БРЕХТ После смерти Бертольта Брехта прошло немало лет. Предсказания недоброжелателей не оправдались: драматургия и поэзия Брехта не только не ушли в прошлое, но с каждым годом приобретают все большее число друзей. Идеи Брехта по-прежнему современны, и то, что вокруг них продолжаются споры, свидетельствует об их жгучей актуальности.
Концепція "епічного театру" Бертольда Брехта
Творчість Бертольда Брехта як невід’ємна частка культурного надбання людства в ХХ ст. Раціоналістичність як вихідний принцип епічного театру. Становлення концепції "епічного театру". Відмінність "епічного театру" Брехта від школи Станіславського.
Бертольд Брехт і німецький театр ХХ століття
Драматургічна теорія Брехта. Види театру: драматичний (арістотелівський) та епічний. Мистецтво перевтілення в театрі. Новаторство Брехта. Роки еміграції. Основні конфлікти у п'єсі "Життя Галілея". Проблематика і поетика п'єси "Матінка Кураж та її діти".
Эпический театр Бертольда Брехта
Бертольд Брехт Ойген Бертольд Фридрих Брехт) (1898-1956) Б.Брехт родился 10 февраля 1898 года в небольшом баварском городке Аусбурге в семье директора фабрики. В 1908 году Брехт поступил в аусбургскую гимназию. Годы учебы в гимназии(а особенно в 1913-1917гг.) приходятся на период, когда в Германии усилено развивались призывы к братоубийственной войне, когда милитаристский психоз охватил не только прусскую военщину, но и не в меру верноподданных баварских учителей.
Поняття та види драми
Загальне поняття драми як родового різновиду літератури, зумовленого потребами театрального мистецтва. Сутність та найважливіші ознаки класичної, "закритої" драми. Характерні особливості та своєрідні ознаки "неарістотелівської" або "нової" драми.
Театральные взгляды Б. Брехта
Теория "очуждения" (остранения) Б. Брехта - независимость точки зрения зрителя. Приятие или неприятие высказываний и поступков действующих лиц в сфере сознания зрителя. Эффект "очуждения" - театральный прием в комедиях и на сцене азиатского театра.
Ахалольфинги
Ахалольфинги (или Бертольдинги) (Агалольфингеры, Алахольфинги) — род швабских дворян во времена. Каролингов и Саксонской династии. Их владения находились в верховьях. Неккара и Дуная. Также Ахалольфинги занимали должности в Баварии, Франции, Италии.
Рижское архиепископство
(лат. Archiepiscopatus Rigensis, нем. Erzbisdom Riga) — средневековое государство на территории современной Латвии, управлявшееся рижским архиепископом и подчинявшееся Святому Престолу. Было образовано в 1186 году как Ливонское епископство, (резиденция епископа находилась в Икскуле, ныне Икшкиле), с 1201 года[1] столица была перенесена в только что основанную Ригу, а государство получило название Рижского епископства; с 1255 года — Рижское архиепископство.
Аржанов, Пётр Михайлович
Введение 1 Биография 2 Роли в театре 2.1 Реалистический театр 2.2 Московский театр драмы 2.3 Камерный театр 2.4 Театр им. Маяковского 3 Фильмография Введение
Аймар де Бурбон
План Введение 1 Биография 2 Брак и дети Список литературы Введение Аймар (Адемар, Эмар) (фр. Aymar, Adhйmar, Ademar, ум. около 953), первый сеньор де Бурбон, сеньор де Сувиньи, родоначальник первого дома де Бурбон.
Бертольд V Церинген
Бертольд V (нем. Berthold V. von Zдhringen, auch Berchthold V., ок. 1160 — 18 февраля 1218, Фрайбург), известный также как Бертольд Богатый — герцог Церингенский с 1186, сын герцога Бертольда IV и Клеменции Намюрской. Последний герцог фон Церинген.
Бертольд IV Церингенский
(нем. Berthold IV. von Zдhringen, ок. 1125 — 8 декабря 1186) — герцог Церингенский с 1152, сын Конрада Церингенского и Клеменции Намюрской. Он основал многочисленные города, в том числе Фрибур (ныне в Швейцарии).
Конрад Церингенский
Конрад I Церингенский (нем. Konrad I. von Zдhringen; 1090 — 8 января 1152, Констанц) — герцог Церингенский с 1122 года, ректор Бургундии c 1127 года. Сын Бертольда II фон Церингена и Агнессы Швабской.
Биография Фрэнсиса Бэкона
Английский философ, государственный деятель. Лорд, барон Веруламский, виконт Сент-Олбанский. Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561 года в Лондоне. В 12 лет поступил в Кембриджский университет, а в 23 года уже был членом палаты общин английского парламента
Бертольд Брехт
Немецкий писатель Бертольт Брехт - драматург, теоретик театра, режиссер, прозаик и поэт - занимает важное место в истории литературы XX в. Его пьесы постоянно ставятся на сценах театров разных стран
Талызина Валентина Илларионовна
С юных лет Валентина считала своим призванием историческую науку. С особенной страстью она всегда занималась российской историей, в которую до сих пор буквально "вгрызается" с упорством профессионального исследователя.
Мишулин Спартак Васильевич
Творчество С.В. Мишулина отличается небывалой самобытностью, неповторимостью, чувством образности. Он - один из ведущих и немногих современных мастеров эксцентрики, буффонады, острого рисунка. И прежде всего - мастер "разумного гротеска".