Пересказала Ю. С. Чупринина
Время чтения: ~7 мин
Известная
рассказчику кружевница Домна Платоновна «имеет знакомство самое необъятное и
разнокалиберное» и уверена, что этому она обязана одной простотой и
«добростью». Люди же, по мнению Домны Платоновны, подлые и вообще «сволочь», и
верить никому нельзя, что подтверждается частыми случаями, когда Домну
Платоновну обманывают. Кружевница «впоперек себя шире» и постоянно жалуется на
здоровье и могучий сон, от которого переносит много горя и несчастий. Нрав у
Домны Платоновны необидчивый, она равнодушна к заработку и, увлекаясь, подобно
«художнице», своими произведениями, имеет много приватных дел, для которых
кружева играют только роль «пропускного вида»: сватает, отыскивает деньги под
заклады и повсюду носит записочки. При этом сохраняет тонкое обращение и о
беременной женщине говорит: «она в своем марьяжном интересе».
Познакомившись
с рассказчиком, живущим на квартире у польской полковницы, которой Домна
Платоновна отыскивает жениха, она замечает, что русская женщина в любви глупа
и жалка. И рассказывает историю полковницы Домутковской, или Леонидки.
Леонидка «попштыкалась» с мужем, и у нее появляется жилец, «дружочек», который
не платит за квартиру. Домна Платоновна обещает найти Леонидке такого, что «и
любовь будет, и помощь», но Леонидка отказывается. Квартирант Леонидку
нагайкою стегает, а через некоторое время идет у них такой «карамболь», что
«варвар» и вовсе исчезает. Леонидка остается без мебели, переезжает жить к
«первой мошеннице» Дисленьше и, невзирая на советы Домны Платоновны, собирается
повиниться перед мужем. Не получив ответа на покаянное письмо, она решает к
мужу ехать и просит у Домны Платоновны денег на дорогу. Кружевница денег не
дает, уверенная, что женщине нельзя выпутаться из беды иначе, как за счет
собственного падения.
В
это время один знакомый полковник просит Домну Платоновну познакомить его с
какой-нибудь «образованной» барышней и передает для нее денег. «Мерзавка»
полковница начинает плакать, денег не берет и убегает. Через два дня
возвращается и предлагает свои услуги по шитью. Домна Платоновна призывает её
не «коробатиться», но Леонидка не желает ехать к мужу на «постылые деньги» и
ходит к богатым людям просить помощи, но в конечном счете «решается» и обещает
«не капризничать». Домна Платоновна отводит ей каморку в своей квартире, покупает
одежду и сговаривается со знакомым генералом. Но когда тот приходит, полковница
не отпирает двери. Домна Платоновна обзывает её «нахлебницей» и «гальтепой
дворянской» и так бьет, что самой становится жалко. Леонидка выглядит
сумасшедшей, плачет, зовет Бога и маменьку. Домна Платоновна видит во сне
Леониду Петровну с маленькой собачкой и хочет поднять с земли палку, чтобы
собачку отогнать, но из-под земли появляется мертвая ручища и хватает
кружевницу. На следующий день Леонидка проводит свидание с генералом, после
которого совсем переменяется: отказывается разговаривать с Домной Платоновной, возвращает
ей деньги за квартиру, категорически отказываясь платить «за хлопоты».
Полковница уже не собирается ехать к мужу, потому что «такие мерзавки» к
мужьям не возвращаются. Она нанимает квартиру и, уходя от кружевницы, добавляет,
что не сердится на Домну Платоновну, потому как она «совсем глупа». Через год
Домна Платоновна узнает, что Леонидка «романсы проводит» не только с генералом,
но и с его сыном, и решает возобновить знакомство. Она заходит к полковнице, когда
у той сидит генеральская невестка, Леонидка предлагает ей «кофий» и отправляет
на кухню, благодаря за то, что кружевница сделала её «дрянью». Домна
Платоновна обижается, бранится и рассказывает об «пур миур любви» невестке
генерала. Разгорается скандал, после которого генерал бросает полковницу, и
она начинает жить так, что «ныне один князь, а завтра другой граф».
Домна
Платоновна сообщает рассказчику, что в молодости она была простая женщина, но
её так «вышколили», что теперь никому не может верить. Возвращаясь домой от
знакомой купчихи, которая угощает её наливкой, Домна Платоновна жалеет денег
на извозчика, идет пешком, и какой-то господин вырывает у нее из рук саквояж.
Рассказчик предполагает, что лучше бы она не скупилась и заплатила деньги
извозчику, но кружевница уверена, что у них у всех «одна стачка», и
рассказывает, как однажды её из-за маленьких денег возили «с вывалом».
Оказавшись на земле, она встречает офицера, который бранит извозчика и
защищает кружевницу. Но вернувшись домой, Домна Платоновна обнаруживает, что
в узелке вместо кружева одни «шароварки скинутые»: как объясняют в полиции, офицер
этот шел из бани и просто-напросто кружевницу обворовал. В другой раз Домна
Платоновна покупает на улице рубашку, обернувшуюся дома старой мочалкой. А
когда Домна Платоновна решает сватать землемера, его приятель рассказывает, что
тот уже женат. Кружевница сватает приятеля, но землемер, человек, который
«все государство запутает и изнищет», оговаривает жениха «пупком» и
расстраивает свадьбу. Однажды Домна Платоновна даже отдается на поругание
демонам: возвращаясь с ярмарки, она оказывается ночью в поле, вокруг вертятся
«темные» рожи и маленький человечек ростом с петуха предлагает ей сотворить
любовь, вытанцовывает вальсы на животе кружевницы, а утром пропадает. С бесом
Домна Платоновна совладала, а с человеком не удалось: она покупает мебель для
одной купчихи, садится поверх нее на воз, но проваливается и «светит наготой»
по всему городу до тех пор, пока городовой не останавливает телегу. Домна
Платоновна никак не может понять, лежит ли на ней грех за то, что она во сне
поменялась мужьями с кумой. После этого и после истории с пленным турком
Испулаткой Домна Платоновна «зашивается» по ночам.
Через
несколько лет рассказчик отвозит в тифозную больницу одного бедняка и в
«старшой» узнает сильно переменившуюся Домну Платоновну. Спустя некоторое время
рассказчика вызывают к Домне Платоновне, и она просит его похлопотать об
ученике фортепьянщике Валерочке, который обокрал своего хозяина. Спасти вора
не удается, Домна Платоновна угасает и молится, а рассказчику признается, что
любит Валерочку и просит жалости, тогда как все над ней смеются. Через месяц
Домна Платоновна умирает от быстрого истощения сил, а сундучок и свои
«нехитрые пожитки» передает рассказчику с тем, чтобы он отдал все Валерке.
Список литературы
Все
шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская
литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. —
832 с.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта briefly/
Другие работы по теме:
Сказ
Сказ — специфическая по своей интонации и стилю форма изложения фольклорных произведений; отсюда под С. разумеют такой характер изложения в литературных произведениях, который воспроизводит речь произведений устной словесности.
Николай Кузанский 2
Николай Кузанский Никола́й Куза́нский,(1401- 11 августа 1464) Николай Кузанец, Кузанус, настоящее имя Николай Кребс— кардинал, крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ, теолог, учёный, математик, церковно-политический деятель.
Литературный герой КАТЕРИНА ИЗМАЙЛОВА
КАТЕРИНА ИЗМАЙЛОВА - героиня повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» (1864, авторское обозначение жанра - очерк). Никаких сведений о возможных реальных прототипах К.И. не сохранилось. Скорее всего Лесков, некоторое время работавший в судебной уголовной палате, создал этот образ, воспользовавшись материалами уголовных дел.
Языковые средства создания характера в рассказе Николая Лескова
Н. С. Лесков в своих статьях горячо отстаивает интересы крестьян, выступает в защиту прав рабочих, обличает карьеризм и взяточничество чиновников, алчность духовенства, пишет о положении учителей сельских школ, о преследованиях староверов. В поисках положительного героя Н. С. Лесков все чаще обращается к людям из народа.
Язык рассказа Николая Лескова Левша
1880‑е гг. – период расцвета творчества Н. С. Лескова. Он потратил всю жизнь и все силы на то, чтобы создать «положительный» тип русского человека. Он отстаивал интересы крестьян, защищал интересы рабочих, обличал карьеризм и взяточничество. В поисках положительного героя Н. С. Лесков часто обращается к людям из народа. «Левша» – одна из вершин художественного творчества писателя.
Русская действительность в рассказе Н. С. Лескова Старый гений
Н. С. Лесков принадлежит к поколению писателей 60–90 х гг. XIX в., горячо любивших Россию, ее талантливый народ и активно выступавших против угнетения свободы и подавления свободы личности. Им созданы очерки, романы, рассказы о судьбе простых людей, о самобытных исторических личностях, о злоупотреблениях властью, откровенном хищничестве.
Образ повествователя в рассказе Николая Лескова Левша
Тридцатилетний Н. С. Лесков вступил на литературное поприще в начале 60‑х гг. XIX в., когда уже пришли в большую литературу старшие его современники: Толстой, Достоевский, Тургенев, Писемский. Лесков – обладатель редкостного художнического кругозора, «он пронзил всю Русь». Он был и вместе с тем одним из своеобразных мыслителей, имевших свой взгляд на историю России, на пути ее движения, развития.
Русская история в рассказе Николая Лескова Левша
Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту таких творцов литературы, как Л. Н. Толстой, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания ее бытовых загадок и тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников.
В чём очарование Ивана Флягина поповести Н.С. Лескова Очарованный странник
В чём очарование Ивана Флягина? (поповести Н.С. Лескова "Очарованный странник") Автор: Лесков Н.С. Повесть "Очарованный странник" была написана Н. С. Лесковым в 1873 году. Главной в творчестве Н. С. Лескова, в том числе и в "Очарованном страннике", является тема личности, освобождающейся от сословных уз.
Тупейный художник
Автор: Лесков Николай. Рассказ этот автор слышит от няни своего младшего брата Любови Онисимовны, в прошлом красавицы актрисы орловского театра графа Каменского. На Троицу она водит автора на кладбище, где у простой могилы рассказывает историю «тупейного художника» Аркадия.
Смысл названия повести Н. С. Лескова Очарованный странник
Автор: Лесков Н.С. Не всегда в литературном произведении очевиден смысл названия. Прочитав повесть Лескова, я сначала не поняла, что именно хотел писатель сказать словами «очарованный» и «странник»? Первоначальное название повести "Очарованный странник" - "Черноземный Телемак".
Леди Макбет Мценского уезда
Автор: Лесков Николай. Катерина Львовна, «по наружности женщина очень приятная», живет в зажиточном доме купца Измайлова со вдовым свекром Борисом Тимофеевичем и немолодым мужем Зиновием Борисовичем. Детей у Катерины Львовны нет, и «при всем довольстве» житье её «за неласковым мужем» самое скучное.
Трагическое и комическое в сказе Н. С. Лескова Левша
Автор: Лесков Н.С. Одним из наиболее интересных произведений Н. С. Лескова является сказ “Левша”, или “Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе”. За завесой иронии, даже некоторой нереальности описываемых событий писатель скрывает множество вопросов, множество проблем русской жизни, которые часто носят довольно трагический характер.
Лесков Н. С. Левша
Санкт-Петербург Школа№254 класс Быстров Женя Проверила: Преподаватель Бельская Л. М. Оценка-5 баллов. ЛЕВША Лесков Н. С. Левша-это собирательный образ загадочной русской души. Бедный рабочий, в старой незалатанной одежде, с удивительным достоинством разговаривает с императором и его чиновниками.
«Дух отрицания...»
Наиболее резко по духу отрицания и во всей биографии художника развернулось позднее творчество Н. С. Лескова в его произведениях «Импровизаторы», «Полунощники», «Заон», «Зимний день», «Заячий ремиз».
Раннехристианские легенды в произведениях Н. С. Лескова
От рассказов о русских страдальцах и чудаках Николай Семенович Лесков логически переходил к легендам на темы раннехристианской литературы «Скоморох Памфалов», «Гора" «Сказание о Федоре-христианине и о друге его Абраме-Жидовине».
Мир образов Лескова
Николай Семенович Лесков — самобытный русский писатель, популярность которого растет год от года. Чем больше и чаще возникает разговоров о загадочной русской душе, тем охотнее вспоминают Лескова.
Русский характер в рассказах Н. С. Лескова
Если все русские классики прошлого века уже при жизни или вскоре после смерти были осознаны литературно-общественной мыслью в этом качестве, то Лесков был “причислен” к классикам лишь во второй половине XX столетия.
Левша
Автор: Лесков Николай. После окончания венского совета император Александр Павлович решает «по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Состоящий при нем донской казак Платов «диковинам» не удивляется, потому что знает: в России «свое ничуть не хуже».
Встреча
Автор: Гаршин Всеволод. Василий Петрович стоит на пристани — он назначен учителем в местную гимназию. Он весь исполнен мыслями об учительстве и невесте Лизе, которая ждет его с 1000 рублей для «первоначального обзаведения». Случайно Василию Петровичу встречается студенческий приятель Николай.
Гордость за народ в сказке Н.С. Лескова Левша
Гордость за народ в сказке Н.С. Лескова "Левша" Автор: Лесков Н.С. Самая большая проблема, раскрытая Лесковым в сказе «Левша» - это проблема невостребованности талантов русского народа.
В чём драма Ивана Флягина
Автор: Лесков Н.С. Иван Флягин – крепостной крестьянин. Он молитвенный сын, то есть его мать обещала богу. Он об этом узнал только во сне. К Ивану во сне явился монах, и сказал, что тот (то есть Иван) должен служить богу, что он будет несколько раз умирать, но не умрёт. Иван обо всем забыл. Детство его повлияло на дальнейшую жизнь.
Никифоров, Николай Матвеевич
Николай Матвеевич Никифоров (1805—1881[1880?]) — русский актер и певец. Сын актрисы Марии Ивановны Никифоровой. Окончил курс в Московском театральном училище, в 1824 году зачислен московскую оперную труппу, потом был переведен в 1836 году в императорскую московскую драматическую труппу. Лучшими в его обширном репертуаре были роли подьячих, в которых он не знал соперников.
Литературные группы России
«Арзамас»: Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Василий Львович Пушкин, Сергей Семенович Уваров, Дмитрий Николаевич Блудов, Николай Иванович Тургенев, Александр Иванович Тургенев, Петр Андреевич Вяземский, Александр Сергеевич Пушкин.
Дневник Николая II
Николай II с 9 лет начал вести дневник. В архиве (рукописные оригиналы находятся в так называемом Новоромановском архиве) хранятся 50 объёмистых тетрадей — подлинник дневника за 1882—1918 гг. Часть их была опубликована и переведена в электронный вид, каждая тетрадь представлена в виде отдельного PDF-файла с электронными закладками по годам, месяцам и датам.
Соколов, Николай Алексеевич следователь
Николай Алексеевич Соколов 22 мая 1882 (Мокшан Пензенской губ.) — 23 ноября 1924, (Сальбри, Франция) — следователь по особо важным делам Омского окружного суда, расследовавший дело об убийстве Царской Семьи.
Белоголовый, Николай Андреевич
Николай Андреевич Белоголовый (1834, Иркутск — 1895, Москва) — врач, общественный деятель, автор мемуаров. Биография Николай Андреевич Белоголовый происходил из купеческой семьи. Начальное образование получил в семье декабриста А. П. Юшневского, позднее его учителем был А. В. Поджио. В 1846 году определён отцом в частный пансион Эннеса в Москве.
Бух, Николай Константинович
Бух Николай Константинович (6 ноября 1853 — после 1934), русский революционер-народник. Кличка «Иван Васильевич». Из семьи высокопоставленного чиновника.
Лесков Н.С.
Родился в семье мелкого чиновника. Учился в Орловской гимназии. С 16 лет начал работать чиновником в Орле, затем в Киеве. Несколько лет был помощником управляющего крупными имениями, много ездил по стране. В 1861 переселился в Петербурге.