Скопинский гончарный художественный промысел - традиционный центр народного искусства на рязанской земле. Своим возникновением промысел обязан глине, залегающей в больших количествах в окрестностях города Скопина. Глиняная посуда в местах, где позднее появился город Скопин, делалась еще во времена Киевской Руси. В этой посуде сбивали масло, заквашивали тесто, хранили молоко, воду, квас.
Годом рождения скопинского гончарного промысла считается 1640-й. В этом году в переписи населения появилось первое имя скопинского гончара - Демка Киреев, сын Берников.
Скопинский гончарный промысел развивался как и многие другие в России, производя гончарную посуду для крестьянского быта, печные трубы, кирпич, черепицу. Но во второй половине XIX века в Скопине появилась отрасль, прославившая его далеко за его пределами, - производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников, многоярусных, украшенных сложной лепниной, выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных.
"Ничего равного этим произведениям русского народного искусства мы не видим среди скульптурных, посудных изделий других народов", - так оценивал изделия скопинских мастеров конца XIX - начало XX веков один из крупнейших русских искусствоведов А.Салтыков.
Спрос на декоративные изделия поощрял мастеров делать их на продажу. Фантазийные фигуры возили на праздничные базары в Москву, Рязань, Липецк, а также в города южной России и на Украину. Их охотно покупали любители "экзотики" народного искусства, коллекционеры, иностранцы.
Достаточно быстро Скопин приобрел невиданную популярность. Изделиями скопинских гончаров стали пополняться крупнейшие музеи России. Благодаря этому, современный посетитель Московского Исторического, Петербургских - Русского, Этнографии, Рязанских - Художественного и Историко-архитектурного музея-заповедника может ознакомиться с прекрасными коллекциями скопинских работ конца XIX - начала XX века.
В 1902 и 1913 годах скопинские изделия экспонировались на кустарных выставках и были неоднократно отмечены наградами. В 1900 году они были представлены на выставке в Париже.
Скопинский промысел всегда отличался широким ассортиментом изделий, буйством фантазии, исключительной смелостью пластических решений, оригинальными конструкциями сосудов, подсвечников, скульптур. Наряду с лаконичными гончарными формами делались сосуды с богатой лепниной, с изображением различных птиц, рыб, животных, сказочных и былинных персонажей. Орнамент наносился всевозможными штампиками и стеками по сырой глине в виде оттисков. Характер орнамента мог быть как растительным, так и геометрическим, но геометрический преобладал. Изделия глазуровались цветными поливами различных оттенков коричневого, желтого, зеленого, серо-синего цвета.
В изделиях скопинского промысла всегда чувствовался пытливый характер мастера-экспериментатора, часто изобретавшего новые формы, способы декорирования и обжига, порой заимствуя их из других ремесел.
В начале XX века в городе насчитывалось около 50 мастерских. Некоторые впоследствии были объединены в артель "Керамик". На базе этой артели была создана Скопинская фабрика художественной керамики. Ныне это закрытое акционерное общество "Скопинская художественная керамика", численность - 160 человек, где, в основном, и сосредоточено наследие древнего народного промысла.
Большой талант, настоящая одержимость мастеров и виртуозное мастерство гончаров-художников смогли не только бережно сохранить до наших дней исконно русские традиции, неповторимый народный колорит уникальной скопинской керамики, но и продолжить их развитие, создавать новые варианты скульптурных и многоярусных сосудов, кувшинов, подсвечников.
По достоинству оценен труд скопинских мастеров. Среди них есть заслуженные художники - Голованова Татьяна и Лощинина Татьяна, заслуженные работники культуры - Н. Насонова и А. Рожко, 10 художников являются членами союза художников России. В 1991 году восьми ведущим мастерам было присвоено звание Лауреатов Государственной Премии России в области литературы и искусства: Пеленкину М., Насоновой Н., Рожко А., Полякову С., Линевой М., Курбатовой А., Головановой Т., Лощининой Т.
Изделия скопинских мастеров экспонируются на многих выставках. Участвуя в конкурсах, художники Скопина часто занимают призовые места.
Ассортимент изделий, выпускающихся на скопинском промысле, как и в прежние времена, разнообразен. По-прежнему, самые интересные, по-настоящему уникальные произведения - квасники, кумганы, подсвечники, скульптуры, оправы для каминных часов делаются авторами вручную на гончарной основе. Также делается множество мелких гончарных сувениров, свистулек, горшочков для цветов.
Фигурная скопинская керамика различными тиражами выпускается на участке массовой продукции способом литья и формовки жидкой глины в гипсовые формы с последующей ручной доработкой. На этом участке в большом ассортименте выпускаются цветочные горшки емкостью от 0.5 до 25 литров, всевозможные декоративные вазы для оформления интерьеров помещений.
На скопинской фабрике художественной керамики ведется большая исследовательская работа в области новых технологий, применения новых материалов. Коллектив промысла всегда охотно откликается на нужды заказчика. Сегодня фабрика успешно работает как с ближними торговыми предприятиями, так и с заказчиками из отдаленных регионов страны. Немалый интерес скопинский народный промысел представляет для туристических организаций. Оригинальные изделия скопинского художественного промысла являются своеобразной визитной карточкой Рязанской области. На предприятии действует музей истории скопинской керамики, проводятся экскурсии.
Скопинский народный промысел художественной керамики - это уникальное явление в русской культуре.
Другие работы по теме:
Стекло Керамика
Text Керамика- изделия и материалы, получаемые спеканием. Керамика- изделия и материалы, получаемые спеканием. Искусство керамики насчитывает несколько тысячелетий.
Чохская культура
Чохская стоянка - первый исторический пямятник, открытый на Северном Кавказе охская стоянка представляет собой каменное жилище примыкающее к скальному навесу, сразу по ним два углубления, в одном из них древние племена изготавливали орудия, в другое собирали кости убитых животных. Кремень, он же нуклеид, - это подобие камня, твердый и прочный материа.
Культура Плакемин
Введение 1 Описание 1.1 Архитектура и курганы 1.2 Керамика 2 Археологические памятники Список литературы Введение Культура Плакемин, или Плакеминская культура, англ. Plaquemine culture — археологическая культура в низовьях реки Миссисипи на западе современного штата Миссисипи и востоке Луизианы.
Уинтервильские курганы
Введение 1 Курганы 2 Керамика Список литературы Введение Уинтервильские курганы, англ. Winterville Mounds — археологический памятник, состоящий из платформенных курганов с субструктурами, окружающих центральную площадь. Является типовым памятником для Уинтервильской фазы культуры Плакемин-миссисипской культуры.
Керамика Саладо
Стиль Tonto Polychrome Красная (полихромная) керамика Рузвельт (Саладо) , англ. Roosevelt Red Ware, англ. Salado Red Ware, англ. Salado Polychrome — традиция керамики, распространённой в поздний доевропейский период (около 1280—1450 гг, по данным дендрохронологии) на территории штатов Аризона и Нью-Мексико.
Белая керамика Рио-Гранде
Мелкая чаша в стиле Wiyo чёрным по белому Термин « Белая керамика Рио-Гранде » охыватывает несколько традиций доисторической керамики древних пуэбло на территории штата Нью-Мексико. Около 750 г. н. э., после усвоения ряда различных региональных керамических традиций (например, белая керамика Сибола), гончары из региона Рио-Гранде на территории будущего штата Нью-Мексико стали развивать своеобразные местные разновидности керамики с росписью чёрной минеральной (до 1200 г.) или растительной (после 1200 г.) краской по белому или светло-серому фону.
Нодена
План Введение 1 Культура жителей Нодены 1.1 Керамика 1.2 Деформация черепа 1.3 Сельское хозяйство и рацион 1.4 Язык Список литературы Введение Нодена — археологический памятник в США, расположенный в округе Миссисипи штата Арканзас к востоку от города Уилсон в штате Арканзас и к северо-востоку от города Ревери в штате Теннеси.
Лаковая керамика Рио-Гранде
Глазированная (лаковая) керамика Рио-Гранде — керамика индейских народов группы пуэбло, проживающих в штате Нью-Мексико. Относится к позднему доисторическому (доколумбову) и раннему историческому периоду Северной Америки, с 1315 по 1700 гг. При росписи использовалась свинцовая чёрная краска, которая при обжиге иногда приводила к потёкам.
Патайян
Патайян — археологическая культура, существовавшая в период 700—1550 гг. н. э. на территории современных штатов Аризона и Калифорния (США) и Баха-Калифорния (Мексика). Включала территории у долины реки Колорадо, ближайшие горы, а также к северу вблизи Гранд-Каньона. Ближайшим соседом была культура Хохокам, существовавшая в центральной и восточной Аризоне.
Народные промыслы
Жостовский художественный промысел: декоративная живопись на металлических подносах. Дымковская и филимоновская игрушки, городецкая и хохломская росписи. Расписные пасхальные яйца (писанки) как прообраз русской матрешки. Гжельская и скопинская керамика.
Археологический музей Ираклиона
Введение 1 История 2 Экспозиция 2.1 Комната I 2.2 Комната II 2.3 Комната III 2.4 Комната IV 2.5 Комната V 2.6 Комната VI 2.7 Комната VII 2.8 Комната VIII — Закрос
Уилли, Гордон
Гордон Рэндольф Уилли , англ. Gordon Randolph Willey (7 марта 1913, Черитон, Айова — 28 апреля 2002) — американский археолог, известный своими полевыми исследованиями доколумбовых культур в Южной, Центральной Америке и на юго-востоке США. Считается одной из ведущих фигур в археологии XX века. Уилли оказал большое влияние на терминологию, методологию и практику археологии Американского континента.
X тысячелетие до н. э.
— временной промежуток с 10 000 по 9001 год до нашей эры. Начало мезолита, эпипалеолита и голоценовой эры. Бубальский период на территории Сахары. Развитие сельского хозяйства — культивирование примитивных форм проса и риса в Юго-Западной Азии.
Архаическая Греция
Введение 1 Периодизация 2 Общество 2.1 Города 3 Искусство 3.1 Керамика 3.2 Архитектура 3.3 Скульптура 3.4 Примеры архаического греческого искусства
Хохокам-Пима
располагается: США, Аризона Национальный монумент Хохокам-Пима (англ. Hohokam Pima National Monument), включающий площадку археологических раскопок, известную как
История Анатолии
Введение 1 Доисторическая Анатолия 1.1 Палеолит и мезолит 1.2 Неолит 1.3 Медный и бронзовый век 1.4 Хатты 1.5 Хетты 1.6 Другие анатолийские культуры бронзового века
Гнафия
(Gnathia) — стиль греческой вазописи, популярный в IV в. до н. э. Получил свое название по городу Гнафия в восточной Апулии, где в середине XIX в. были обнаружены первые керамические изделия, выполненные в этом стиле. Производство керамики, украшенной гнафией, началось около 370—360 гг. до н. э. в Апулии, когда краснофигурная вазопись стала полихромной.
Культура Санагаста
Культура Санагаста , известная также как культура Ангуаласто , возникла на территории Аргентины около 1000 г. н. э. Её центр находился на территории современной провинции Риоха, а влияние распространялось до провинции Сан-Хуан.
Черняховская культура
План Введение 1 Этимология 2 Культура 2.1 Жилища 2.2 Металлургия 2.3 Керамика 2.4 Погребальный обряд 3 Хозяйство 4 Этнический состав 4.1 Антропологический облик
Культура Саладо
План Введение 1 Скальные жилища 2 Материальная культура 3 Экология Список литературы Введение Культура Саладо (от названия Солёной реки, англ. Salt River, исп. Rio Salado) — условное обозначение смешанной археологической культуры (сочетавшей в себе традиции культур анасази, могольон и хохокам), существовавшей в бассейне реки Тонто (юго-восток штата Аризона) в период около 1150—1400 гг.
Тенерийская культура
Тенерийская культура — доисторическая культура, существовавшая в период примерно 5—3 тыс. до н. э. на территории пустыни Сахара. Это был влажный период в истории пустыни, известный как неолитический субплювиальный период.
Культура Кондоруаси
Культура Кондоруаси , исп. Condorhuasi существовала с 4 в. до н. э. по 7 в. н. э., в основном в долине Уальфин (es:valle de Hualfнn), ныне провинция Катамарка (Аргентина). Оказала сильное влияние на соседнюю культуру Аламито.
Украинская керамика
Содержание УКРАИНСКАЯ КЕРАМИКА ВСТУПЛЕНИЕ 1. АРХИТЕКТУРНАЯ КЕРАМИКА 1.1. КИРПИЧИ 1.2 ПЛИТКА И МОЗАИКА 2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ БЫТОВАЯ КЕРАМИКА 2.1. ГОРШКИ
Арретинская керамика
Арентинская керамика Керамика из Ареццо — род керамической посуды, получивший наибольшее распространение в районе Ареццо на рубеже тысячелетия с 30 года до н. э. по 40 г. н. э. Изготовление такой посуды стало одним из наиболее известных cо времён древности примеров массового изготовления предметов потребления (ширпотреба) [1]; [2].
Культура новгородских сопок
План Введение 1 Характерные особенности 2 Наследие культуры 3 Источники Введение Культура Новгородских сопок — славянская раннесредневековая археологическая культура, существовавшая на территории VIII—X веках. Сформировалась примерно в VII—VIII веках в результате миграционных потоков славянского населения, из бассейна Вислы и Одера.
Классическая культура Веракрус
План Введение 1 Характеристика 2 Социальная организация 3 Игра в мяч 4 Керамика Список литературы Введение Классическая культура Веракрус, или Классическая культура побережья Мексиканского залива — культурная область в северной и центральной части современного мексиканского штата Веракрус, где существовала индейская культура примерно с I по XI в. н. э.
Кикладская цивилизация
Введение 1 Хронология Список литературы Кикладская цивилизация Введение Кикладская цивилизация, археологическая культура бронзового века, распространённая в 3—2 тысячелетиях до н. э. на островах Киклады. Первые поселения человека на островах относятся ко времени среднего (Мавроспилия на Миконосе) и позднего неолита (Салиагос между Паросом и Антипаросом), то есть к 5—4 тысячелетиям до н. э.
Куписнике
Керамика Куписнике , Cupisnique — доколумбова культура, существовавшая на территории тихоокеанского побережья Перу в период примерно 1500—1000 до н. э. (о проблемах датировки и терминологии см. ниже). Характерным для Куписнике является особый стиль глинобитной архитектуры. В то же время, у неё было немало общих художественных и религиозно-символических характеристик с Чавинской культурой, существовавшей на этой же территории в более поздний период.[1]
Лакцы
Лакцы, лак (самоназв.), народ в Росийской Федерации. Живут в центральной части Нагорного Дагестана (Лакский и Кулинский районы).
Черкесск
Расположен в Предкавказье, на правом берегу реки Кубань. Железнодорожная станция. Начальный пункт Военно-Сухумской дороги (строилась в 1828-78 гг.).