Вадим Руднев
Анекдот - единственный в ХХ в. продуктивный жанр городского фольклора. Сердцевина анекдота, его пуант (неожиданная развязка) осуществляет разрядку напряженности, возникшую в разговоре, и тем самым посредническую (медиативную) функцию, выводящую говорящих из неловкого положения или просто затянувшейся паузы. Поэтому анекдот рассказывает особый человек, который хорошо владеет речевой прагматикой , с легкостью умеет разрядить атмосферу. В культуре такой герой называется трикстером (от нем. Trikster - шутник, плут). Он посредник между богами и людьми, между жизнью и смертью (см. миф).
Этот механизм анекдота хорошо понимал Фрейд; предоставим ему слово: "В одном американском анекдоте говорится: "Двум не слишком щепетильным дельцам удалось благодаря ряду весьма рискованных предприятий сколотить большое состояние и после этого направить свои усилия на проникновение в высшее общество. Кроме всего прочего, им показалось целесообразным заказать свои портреты самому известному и дорогому художнику города. (...) На большом рауте были впервые показаны эти картины. Хозяева дома подвели наиболее влиятельного критика к стене, на которой оба портрета были повешены рядом, в надежде выудить восторженную оценку. Тот долго рассматривал портреты, потом покачал головой, словно ему чего-то недоставало, потом покачал головой и лишь спросил, указывая на свободное пространство между двумя портретами: "And where is the Savior?"" (А где же Спаситель?) (...) Вопрос (...) позволяет нам догадаться, что вид двух портретов напомнил критику такой же знакомый ему и нам вид, на котором был, однако, изображен недостающиий здесь элемент - образ Спасителя посредине двух других портретов. Существует один-единственный вариант: Христос, висящий между двумя разбойниками. На недостающее и обращает внимание острота. (...) Оно может заключаться только в том, что gовешенные в салоне портреты - это портреты преступников. Критик хотел и не мог сказать следующее: "Вы - два мерзавца, в этом я уверен".
Критик в рассказе Фрейда осуществил чрезвычайно сложный вид косвенного речевого акта (ср.: "Нам всем было бы лучше, если бы вы слегка сбавили тон" вместо "Замолчите немедленно!").
Задолго до Фрейда Л. Н. Толстой в "Войне и мире" дал развернутую картину ситуации, когда и зачем рассказывают анекдоты В самом начале романа, в сцене у Анны Павловны Шерер, есть эпизод, когда Пьер Безухов и Андрей Волконский своими не в меру умными и оттого бестактными разговорами чуть было не сорвали "веретена" светской беседы, и тогда выскочил, как бы мы сейчас сказали, "придурок" молодой князь Ипполит Курагин и со словами "А кстати..." начал совершенно некстати рассказывать глупый анекдот про даму, которая вместо лакея поставила на запятках кареты горничную высокого роста, и как из-за сильного ветра волосы у нее растрепались, "и весь свет узнал...". Этот действительно очень глупый анекдот, тем не менее, выполнил свою функцию разрядки напряженности в разговоре; все были благодарны шуту князю Ипполиту, как, вероятно, бывали благодарны в средние века придворные, сказавшие что-то некстати, шутам, которые дерзкой или абсурдной шуткой сглаживали возникшую неловкость.
Можно предположить, что в обществе нужна некая средняя политическая ситуация для того, чтобы был необходим анекдот, как он был необходим в брежневское время. Ведь сам Леонид Ильич был как будто создан для анекдота. Не злодей и не герой - посредник между мертвым Сталиным и еще управлявшим лишь Ставропольской областью Горбачевым.
Идеальный герой для анекдота - Василий Иванович Чапаев, он осуществляет посредничество между официозной напряженной идеологией большевизма (Фурманов) и спонтанным народным началом (Петька и Анка) - он одновременно герой и шут.
Тогда можно спросить: почему такое количество анекдотов про Штирлица? Неужели и его можно назвать трикстером? В определенном смысле это так и есть. Фигура Штирлица и сам фильм "Семнадцать мгновений весны", сделанный и показанный в самый разгар застоя, осуществлял медиативную (противоположную диссидентской) позицию внутренней эмиграции. Штирлиц - свой среди чужих и потенциально, конечно, чужой среди своих - осуществлял посредничество между официозным, "надутым" брежневским взглядом на культуру, в том числе на отечественную войну, и интеллигентским углубленно-интеллектуальным пониманием того, что "все не так просто".
Как же работает смысловой механизм анекдотического пуанта? Советский лингвист и семиотик В.В. Налимов объясняет его примерно так. У слова много значений, одни из них прямые, другие - переносные, косвенные. Чем более значение удаляется от прямого, тем менее оно вероятно, более неожиданно. Тот, кто хорошо рассказывает анекдоты., тем самым хорошо владеет "хвостовой частью" множества значений слова. Тот, кто хорошо понимает анекдотя, должен как минимум знать язык, на котором рассказывается анекдоты, в совершенстве.
Анекдот - это фольклор, в нем большую роль играет сюжет . Как в любом сюжете, в анекдоте используется то, что одно значение слова можно принять за другое. Поэтому в основе любого сюжета лежит анекдот.
Список литературы
Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному //
Фрейд З. Художник и фантазирование. - М., 1995.
Налимов В.В. Вероятностная модель языка: О соотношении естественных и искусственных языков. - М, 1979.
Руднев В. Прагматика анекдота // Даугава. 1990. - No 6.
Другие работы по теме:
Анекдот
Анекдот - устный, очень короткий смешной рассказ с неожиданной концовкой. Вряд ли найдется взрослый или школьник, который не знает ни одного анекдота.
Фацеция
Фацеция (лат. facetia) — шутка, преимущественно небольшой шуточный рассказ, веселый анекдот, в котором идет речь о каком нибудь забавном приключении, смешной выходке, приводятся остроумные ответы и решения различных казусов.
Насилие над женами
Владислава Гацько (ЛЖ-41) Бьет, значит, любит... бить Ох, как живуча эта народная «мудрость»: «бьет – значит любит». Еще в старину иностранцы смеялась над такой русской «любовью». В разных вариациях ходил такой анекдот.
Литературный герой ЧОНКИН
ЧОНКИН - герой романа В.Н. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» (первая книга - 1975, вторая книга - 1979; первоначальное жанровое определение - «роман-анекдот»). Завязка романа сугубо реалистическая. Летом 1941 года в деревне Красное совершил вынужденную посадку самолет из находящейся неподалеку летной части.
Хлестаков и хлестаковщина в комедии Ревизор Гоголя
В письме к Пушкину Гоголь обращается с просьбой, которую принято считать началом, исходной точкой «Ревизора»: «Сделайте милость, дайте какой‑нибудь сюжет смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, будет смешнее черта».
Уездное чиновничество в комедии Гоголя Ревизор
Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» принадлежит к совершеннейшим творениям мировой драматургии. Сюжет «Ревизора» был подарен Гоголю Александром Сергеевичем Пушкиным. Великий сатирик давно мечтал написать комедию о России и высмеять в ней недостатки бюрократической системы. Сюжет Пушкина о мнимом ревизоре очень понравился Гоголю.
Сатирическое изображение действительности в комедии Николая Гоголя Ревизор
В октябре 1835 года Н. В. Гоголь приступил к созданию своей, пожалуй, лучшей комедии — комедии “Ревизор”. Немного раньше в письме к А. С. Пушкину Гоголь просил подсказать ему какой-нибудь новый сюжет, “чисто русский анекдот”, обещая, что сделает из него комедию, которая получится “смешнее черта”.
Проблематика второй главы поэмы Облако в штанах
«Облако в штанах» — революционная поэма, и не только по теме, но и по новому, революционному отношению художника к миру, человеку, истории. Элементы трагедии отступают в ней перед жизнеутверждающей патетикой. Конфликт поэта с действительностью теперь находит разрешение в призыве к активной борьбе.
Пиковая дама
Автор: Пушкин Александр. «Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова». После игры Томский рассказал удивительную историю своей бабушки, которая знает тайну трех карт, якобы открытую ей знаменитым Сен-Жерменом, непременно выигрывающих, если поставить на них подряд. Обсудив этот рассказ, игравшие разъехались по домам.
Анекдоты о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне
Цикл рассказов и повестей Артура Конан Дойля о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне пользовался и продолжает пользоваться популярностью.Создавались они в 1887-1927 гг., и еще в ХIХ веке возникло большое количество подражаний и вариаций.
Мечта — могучая творящая сила
Александр Грин силой своей мечты создал целый мир, в котором живут отважные, чистосердечные мужчины, поэтичные и прекрасные женщины, где у моря стоят города с чудесными именами — Лисс, Зурбаган.
Герои Чехова какие они
Я хочу рассказать о некоторых из них: пусть это будут герои рассказов «Смерть чиновника», «Хамелеон» и «Унтер Пришибеев». В рассказе «Смерть чиновника» можно заметить явное несоответствие между сюжетом, который ведет к печальному концу, и тем, как этот сюжет рассказывается. Несерьезен тон повествования («В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор…», «Чихать никому и нигде не возбраняется.
Сатира в современной литературе по роману В. Войновича Жизнь и необычайные приключения солдата И
вана Чонкина») Автор: Войнович В. Автор тоже именно так и думает: о будущей отличной жизни лет, скажем, через триста, а может даже и меньше… М. Зощенко Достойным продолжателем сатирического жанра в современной литературе является, я считаю, писатель Владимир Войнович. Его произведение “Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина” долгое время не публиковалось в нашей стране и лишь во времена демократических перемен стало доступно русскому читателю.
Анекдотическое в русской литературе XX века
Анекдот, как правило, располагается в смысловом поле очевидной злободневности. В лапидарном анекдоте кристаллизуется оценка сегодняшняя. Этим он и ценен. Его семантическая константа — подчеркнутая ориентация на оперативное опознание.
Анекдот как коммуникация
Анекдот как специфический речевой жанр, который реализует коммуникативную функцию. Характеристика процесса коммуникации, основные модели межличностных коммуникаций. Жанровая сущность анекдота, его особенности, происхождение и коммуникативная функция.
Маргинальность в искусстве
Маргинальное явление предполагает позиционное соотношение с магистралью: оно может быть маргинальным лишь потому, что находится вне магистральной линии, вдоль которой выстраиваются другие явления.
Исторический анекдот
Введение 1 Примеры исторических анекдотов 4 Внешние ссылки Введение Истори́ческий анекдо́т — короткая поучительная история из жизни. История обязательно должна происходить с реальными людьми, в реально существующих местах, и базироваться на реальной жизни. Исторический анекдот не является разновидностью анекдота (подобно тому как морской ёж не является разновидностью ежа).
Поручик Киже
Введение 1 План Введение анекдота о поручике Киже 2 История Введение Пору́чик Киже́ — персонаж исторического анекдота времён царствования императора Павла I, а также повести Юрия Тынянова «Подпоручик Киже» — несуществующий офицер, появившийся в документах из-за ошибки писаря, но, тем не менее, несколько раз произведённый в новый чин императорским указом.
Потёмкинские деревни
Фейерверки в честь Екатерины во время её путешествия в Крым. Картина неизвестного художника, конец XVIII века Потёмкинские дере́вни — исторический миф. По легенде, потёмкинские деревни — это бутафорские деревни, которые якобы были выстроены по указанию князя Потёмкина вдоль маршрута Екатерины II во время её поездки в 1787 году на Украину (Малороссию) — Причерноморье и Тавриду, которые были отвоёваны у Османской Империи (см.
Бутурлин, Александр Борисович
Алекса́ндр Бори́сович Бутурли́н (18 (28) июля 1694 — 30 августа (10 сентября) 1767, Москва) — русский военачальник, граф (1760), генерал-фельдмаршал (1756), Московский градоначальник.
Григорьев, Пётр Иванович
Введение 1 Биография 2 Роли 3 Литературная деятельность. Пьесы Список литературы Введение Петр Иванович Григорьев (также известный как Григорьев 1-й; 1806(1806) — 1871) — русский актёр и драматург.
Агаев, Алиага Исмаил оглы
Введение 1 Биография 2 Роли в театре 3 Роли в кино Введение Алиага Исмаил оглы Агаев (азерб. Əliağa İsmayıl oğlu Ağayev; 9 марта 1913(19130309) — 3 ноября 1983) — азербайджанский советский актёр, Заслуженный артист Азербайджанской ССР (1945), народный артист Азербайджанской ССР (1954).
Луи Антуан Анри де Бурбон-Конде, герцог Энгиенский
Луи Антуан Анри де Бурбон-Конде, герцог Энгиенский (фр. Louis Antoine Henri de Bourbon-Condй, duc d’Enghien ) (2 августа 1772 — 21 марта 1804) — французский принц крови, единственный сын последнего принца Конде (одна из младших ветвей королевского дома Бурбонов). Мало известный при жизни, герцог Энгиенский вошёл в историю тем, что был расстрелян во рву Венсенского замка по приказу Наполеона I.
Филипп III король Испании
Фили́пп III (исп. Felipe III, 14 апреля 1578(15780414), Мадрид — 31 марта 1621, там же) — король Испании, король Португалии и Альгарвы (как Филипп II
Шереметев, Борис Петрович
Введение 1 Биография 2 Семья 3 Исторический анекдот Введение Бори́с Петро́вич Шереме́тев (25 апреля 1652(16520425) — 17 февраля 1719) — российский военный деятель, дипломат, генерал-фельдмаршал (1701 год), граф (1706 год).
Балаев, Расим Ахмед оглы
Расим Ахмед оглы Балаев (Расим Ахмедович Балаев, азерб. Rasim Əhməd oğlu Balayev; род. 8 августа 1948(19480808)) — советский и азербайджанский актёр, народный артист Азербайджанской ССР (1982).
Бутурлин Александр Борисович
Фельдмаршал; с 1716 по 1720 г. обучался в Морской академии, после чего был взят Петром I в денщики и сопутствовал государю в походах против шведов и персов. Он пользовался доверием Петра и исполнял самые секретные поручения.
Войнович В.Н.
Родился 26 сентября в Душанбе в семье журналиста. В детстве приходилось часто менять место жительства - семья переехала из Таджикистана сначала на Украину, затем в Россию.