Цветков А.В.
Материалы второй научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых МПСИ: тезисы докладов, Ч.3, с.27-29, М., МПСИ, 2004
Выделяют два основных стиля реакции на критическую ситуацию: 1. экстернальный, в т.ч. построение «образа врага», 2. интернальный – переструктурирование собственной личности. При изучении юмора как показателя реакции на критическую ситуацию нами показаны 2 типа эмоциональной реакции: неспецифический (супрессия юмора) и специфический («черный юмор»). Если «черный юмор» способствует снятию страха перед будущим, «девальвации» ситуации и противостоит созданию «мифов ненависти» («все арабы – террористы» и др. сверхобобщения), то какое значение для личности имеет супрессия юмора?
Данное исследование, как и предшествующее, проводилось на материале сайта Анекдот.ру. Анализ рубрики «Комментарии [к анекдотам и историям]» показал замещение в период, непосредственно следующий за критическим событием, комментариев на связанные с черным юмором. Комментарии к «обычным» анекдотам и историям вообще перестали появляться, что позволило считать комментарии вторичной реакцией на событие, отраженное в «зеркале» анекдотов.
Условно всех пользователей сайта можно разделить на 3 группы: авторы, активные посетители (оценивают и комментируют материалы), «потребители». Психологическому исследованию через анализ вербальной продукции (анекдоты, комментарии) и балльных оценок доступны первые две группы, поэтому выявляемые особенности реакции являются яркими, предельными вариантами реакции «среднестатистического» субъекта.
Гипотеза: «черный юмор» (анекдоты) и комментарии к ним отличаются качественно и количественно по параметрам предикативности (количество глаголов в тексте, указывает на уровень обобщения суждения, динамику (пластичность/ригидность) мыслительных процессов, развитие временной перспективы) и императивности (одно-/ многовариантное представление о будущем). Данные параметры традиционно применяются при психолингвистическом анализе текстов, например, СМИ (см. Леонтьев А.А., 2003), а также при нейролингвистических исследованиях – больных с афазией и др. расстройствами психической деятельности (Цветкова Л.С., 2002).
Задача: исследовать качественные и количественные различия анекдотов и комментариев к ним на сайте Анекдот.ру, присланных в течение недели после критического события (теракты 11.09.2001 в США).
Методы: психолингвистический анализ «черного юмора» и комментариев к нему, присланных в течение недели после события – подсчет числа глаголов и количества ругательств (индикатор императивности) /общее число слов, статистическое сравнение числа присланных анекдотов и комментариев.
Результаты: 1. предикативность: комментарии 12,6% слов, анекдоты – 11,9%; 2. ругательства (императивность): комментарии 2,15%, анекдоты – 0,3%. Пик по количеству анекдотов – 13.09.01, по комментариям – 15.09, комментарии поляризованы по национальному признаку: «русским, сволочам, должно быть стыдно смеяться» (авторы – в основном, по собственным утверждениям, эмигранты) - «американцы заслужили». В анекдотах ссылки на национальный признак практически отсутствуют, стыд – не отмечены вообще. Выделена четвертая подгруппа пользователей сайта: авторы, участвующие в обсуждении, комментариях.
Выводы: 1. более длинное время реакции, сверхобобщение, некоторая ригидность, сужение временной перспективы у комментаторов, что может быть индикатором группы риска по формированию фанатизма как защитной реакции. Любопытно, что если в анекдотах отмечались десятки различных мотивов, то комментарии сразу после критического события поляризовались, причем именно по национальному признаку, что согласуется с данными Г.У. Солдатовой о «срабатывании» этноидентификационных процессов в наиболее напряженных и глобальных по своему индивидуальному значению ситуациях.
Четвертую подгруппу, участвующую и в комментариях, и в создании анекдотов, в этом ракурсе можно признать наиболее стрессоустойчивой.
2. Ю.М. Лотман выделил основные мотивации поведения в группе: стыд (отторжение группы) и страх (аффилиация). С этой точки зрения, юмор – способ отреагирования страха, вторично – аффилиации через страх, комментарии – способ изменения этнической и групповой идентичности (переход в новую группу через отторжение старой – «стыдно, что родился русским», или, напротив, усиления принадлежности – «горжусь, что русские умеют смеяться в любой ситуации»). Следует также учесть, что по В.Я. Проппу черный (циничный) юмор обращен к недостойным жалости, поэтому косвенно в анекдотах высказывается именно такая оценка США как государства и нации. Если судить по содержанию комментариев «в защиту» черного юмора, речь идет в первую очередь об американском государстве, то есть юмор отражает представления этнической группы (или большой части ее представителей) о сложившейся геополитической обстановке.
3. Юмор является не только более гибким и семантически богатым, но и более образно-насыщенным способом отреагирования критического события, подтверждением чему могут служить достаточно многочисленные анекдоты, предлагающие перевести аббревиатуру NYC (NewYorkCity) в шрифты wingdings или webdings (MSWord) – см. рисунок. Таким образом, можно утверждать, что помимо изучения защитных механизмов личности и невротических реакций, юмор может служить инструментом анализа этнического бессознательного (см. Солдатова, 1998). Отмечаемые неоднократные воспроизведения некоторых анекдотов, например «В Нью-Йорке закончились съемки фильма «Брат-3» (более ста раз за неделю 12-18.09.2001). Съемочная группа приносит извинения за неудобства» могут указывать не только на популярность определенных киногероев и общественных персонажей, но на их роль в общественном сознании – роль современных рыцарей, или обобщенных идеальных образов представителя некоторого этноса. Это особенно актуально, учитывая, что авторов и активных пользователей по терминологии Л.Н. Гумилева можно отнести к пассионариям, центрам активности этноса. Хотя, возможно, речь идет просто о наиболее универсальных средствах отреагирования стресса, безотносительно к этнопсихологической проблематике. Выяснению этого предположения мы планируем посвятить отдельное исследование.
|
Список литературы
Асмолов А.Г., Цветков А.В. Ужас как смешно – черный юмор против терроризма// Век толерантности, №7, 2003
Леонтьев А.Н. Психологическое исследование деятельности и интересов посетителей ЦПКиО им. Горького/ в кн. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева, М., Смысл, 1999
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики, М., Смысл, 2003
Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха, М.,Лабиринт, 2002
Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности, М., Смысл, 1998
Цветкова Л.С. Афазиология - современные проблемы и пути их решения, М., МПСИ, 2002
Другие работы по теме:
Билеты по химии
и частичные ответы на некоторые из них Билет №1 Простые вещества . Количество вещества. Число Авогадро. Качественный анализ анионов и катионов. Билет №2
Испытание стержней на устойчивость
Определение критической силы для центрального сжатого стержня и пределов применения расчетных формул. Предельная гибкость. Фактическая гибкость для двух типов закрепления концов стержня. Критическая сила для двух типов закрепления концов стержня.
Архитектурные стили и их особенности
Понятие, сущность, история возникновения и развития архитектуры. Характерные особенности архитектурных стилей Древней Греции, Мессопотамии и Египта. Анализ взаимосвязи Классицизма и античного искусства. Описание основных черт стилей барокко и хай-тек.
Стили поведения в конфликте
Стили поведения в конфликте Исследователи выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте: противоборство, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность.
Интернет-эволюция пресс-релизов
Жанр пресс-релиза - особенный жанр. Написание пресс-релизов . основа основ PR-деятельности. Задача перед копирайтером стоит одновременно и простая и сложная - донести до прессы новость в максимально сжатой и интересной форме.
Рецензия на программу Тема - журналистская этика
Рецензия на программу “Тема” - “журналистская этика” Эта передача, на мой взгляд, получилась абсолютно провальной. И заслуга в этом ее ведущего г-на Гусмана. Он фактически не контролировал ситуацию, аудитория ему не подчинялась(судя по всему, на основании того, что большинство выступавших являлись профессиональными журналистами, в отличие от самого Гусмана).
Мифы семейной жизни
Строить семью означает понять принципы, на которых она строится, какую функцию выполняет, зачем она нужна. Семейная жизнь - это ежедневный и ответственный труд, требующий усердия и желания.
Черный юмор: анатомия человеческой деструктивности
Сложное явление так называемого чёрного юмора можно исследовать самыми разными способами, с самых разных сторон. Широко известная книга Эриха Фромма "Анатомия человеческой деструктивности" предоставляет для этого дополнительные возможности.
Правила использования юмора руководителем
Кому-то этот дар общения отпущен природой, а кто-то, как считает он сам или окружающие его люди, начисто его лишен. Однако всему можно научиться, даже умению шутить.
Черный юмор в подростковом возрасте
НОУ ВПО «Пермский гуманитарно-технологический институт» Реферат Тема: «Черный юмор» в подростковом возрасте» Дисциплина: Психология отклоняющего поведения
Над чем смеется Мольер в комедии Мещанин во дворянстве
«Мещанин во дворянстве» — не единственная пьеса Мольера, в которой он высмеивает дворянство. Начиная с первых своих произведений, Мольер опирался на народное творчество, народный юмор. И неизвестно, стал ли бы он большим драматургом, если бы не пятнадцатилетняя школа жизни, которую он прошел во время путешествия вместе с бродячим театром.
Любимый журнал
Немало людей уважают и искренне любят этот доступный журнал, журнал-«учитель». Добрый спутник, ведущий за руку своего ученика, вовремя находя поддержку, не дающий упасть, оберегающий от ударов. Это журнал веры, глубокой веры в своих читателей, веры, которой насыщены его страницы. Каждый месяц «Ридерз дайджест» все более расширяет круг своих постоянных читателей, привлекая своей непосредственностью, сердечностью и глубоким взглядом на жизнь всего земного шара, освещая те или иные драмы, судьбы, судьбы не простые, а учащие на своем ярком и памятном примере.
Анализ стихотворения Н. Некрасова В дороге
Автор: Некрасов Н.А. Николай Алексеевич Некрасов — певец народной доли. Не было такой жизненной ситуации, драматического поворота в судьбе народа, на которые бы не откликнулся поэт, не запечатлел в своей лирике. Уже в раннем стихотворении 1845 года “В дороге” проявились основные черты поэзии Некрасова: пристальное внимание к нуждам простолюдина, лиризм и горький юмор, временами переходящий в сатиру и даже в сарказм.
Сатира и юмор в рассказе Антона Чехова Хамелеон
Антон Павлович Чехов пришел в русскую литературу в 80‑е гг. XIX в. В своих рассказах автор изучает проблемы современности, исследует жизненные явления, обнажает причины социального неустройства. Он показывает, что в обществе господствуют бездуховность, пессимизм, измена идеалам добра. В своих произведениях Чехов беспощадно обличает пошлость, активно защищает здоровые и деятельные начала жизни.
Сказка ложь, да в ней намек по сказкам М. Салтыкова-Щедрина.
Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. Из всех видов искусства литература располагает наиболее богатыми возможностями для воплощения комического. Чаще всего выделяются следующие виды и приемы комического: сатира, юмор, гротеск, ирония. Сатиру называют взглядом “через увеличительное стекло” (В. Маяковский).
Смех сквозь слёзы...
Автор: Гоголь Н.В. Что присутствует в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»? Конечно, это юмор, за которым прячется суть этой комедии. В небольшом городке отражается вся Россия, в которой творятся такие беспорядки, как казнокрадство, взяточничество, невежество и произвол. Все эти пороки мы наблюдаем по ходу комедии.
Что дало мне изучение басни в школе
Басня вошла в мою жизнь как своеобразная сказка из жизни животных. Так басни я воспринимал в раннем детстве, когда в начальной школе ознакомились мы с таким произведением как басня. Басни учили нас быть щедрыми на добро, на правду, на красоту.
Ретроспективизм
— традиционалистское направление в архитектуре первой половины XX века, основанное на освоении архитектурного наследия прошлых эпох, от ренессанса и древнерусского зодчества до классицизма первой трети XIX века (ампира). Ретроспективизм — всемирное, но при этом глубоко национальное явление. В каждой стране складывались свои школы, свои стили, поэтому не существует однозначного перевода терминов и понятий, связанных с этим направлением.
Стили. Оглавления. Перекрестные ссылки
Ознакомление и изучение средств автоматизации форматирования и оформления структурированных документов. Последовательность действий, необходимых изменений существующего стиля документа. Параметры форматирования оглавления. Понятие перекрестной ссылки.
Стили языка 2
Особенностью литературного языка считается наличие функциональных стилей. В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются во время общения, происходит отбор различных языковых средств и образуются своеобразные разновидности единого литературного языка – функциональные стили. Термин функциональный стиль подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае.
Функциональные стили
Функциональные стили – система выразительных средств, характерных для особой сферы коммуникации. Функциональный стиль не тождественен понятию сферы коммуникации, т.к. один и тот же функциональный стиль может использоваться как в устной, так и в письменной форме коммуникации.
Рецензия на программу "Тема" - "журналистская этика"
Рецензия на программу “Тема” - “журналистская этика” Эта передача, на мой взгляд, получилась абсолютно провальной. И заслуга в этом ее ведущего г-на Гусмана. Он фактически неконтролировал ситуацию, аудитория ему не подчинялась(судя по всему, на основании того, что большинство выступавших являлись профессиональнымижурналистами, в отличие от самого Гусмана).
Тенгиз Евгеньевич Абуладзе
Абуладзе, Тенгиз Евгеньевич (1924–1994), русский и грузинский кинорежиссер, сценарист. Народный артист СССР (1980).
Полевой Н.А.
Русский писатель, критик, журналист и историк. Родился в купеческой семье. Систематического образования не получил.
Отто Вейнингер
Отто Вейнингер (1880-1903) - австрийский философ. В своей книге "Пол и характер" Вейнингер стремился обобщить значительный естественнонаучный, прежде всего биологический, психологический материал, особенно касающийся биологии пола