Московский филиал института индустрии и моды
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ
Культура России во второй половине Х
I
Х в.
выполнила студентка
заочного отделения КШИ
1 курса института индустрии и моды
Мастеева Асель Тимерхановна
Оренбург 2007 / 2008 г
Покоится. Как пишет Бердяев, русские писатели были «полны жутких предчувствий надвигающейся катастрофы».
Эти предчувствия оказались возможными потому, что русские писатели XIX в. всегда искали, по словам Бердяева, не столько совершенных продуктов творчества, сколько совершенной правды жизни и совершенной жизни. Отсюда - реализм
русской литературы XIX в. Это был реализм в смысле раскрытия глубины и правды жизни. Особенность такого реализма состояла в том, что в методологических приемах достижения этой правды некоторые писатели, например Гоголь, использовали романтические приемы, а другие, например Толстой — классические. Литература для них была средством осуществления совершенной жизни и Потому в своем творчестве они выходили за пределы литературы, за пределы искусства. Этавеликая писательская жертва — пожертвовать своим творчеством во имя творчества жизни и ее совершенствования и совершенства — сделали эту великую литературу по особому социально взволнованной.
О Пушкине
писать очень трудно, потому что Это наше — Все, это великий Дар, завешанный нам Историей, Природой и Богом. Пушкину благодаря его уникальной гениальности удалось то, что не удалось ни одному гению XIX в. — совместить несовместимое. Бердяев пишет: " В Пушкине как будто на одно мгновение соединилось то, что было у нас всегда разъединено — идеология империи и идеология интеллигенции».
И вместе с тем,
как и другие гении XIX в. (Лермонтов, Гоголь, Достоевский, К. Леонтьев), Пушкин предвидел возможность «русского бунта, бессмысленного и беспощадного».
В.В. Розанова
(1856—1919) волновало ощущение того, что в 60-е годы XIX в. в России заглохла любовь к Пушкину. И он писал, что ущерба Пушкину это забвение не принесло. Просто эпоха стала "беднее на Пушкина». А Пушкин во всей своей красе вернулся потом. Празднование столетия со дня рождения поэта в 1899 г. это показало. Оно показало многогранность поэта, отметил Розанов, поэта, гению которого не свойственна «одной лишь думы власть». Попробуйте жить Гоголем, писал Розанов, попробуйте жить Лермонтовым, и вы будете задушены их монотеизмом. В этом не было попытки принизить дар Гоголя или Лермонтова. Напротив, Розанов всю жизнь писал о Гоголе, а дар Лермонтова ставил даже выше пушкинского.
И тем не менее Розанову всю жизнь было присуще ощущение необходимости «возврата к Пушкину». «К Пушкину, господа! — к Пушкину снова». Желание возврата к Пушкину он выразил следующими словами: «Хочется, чтобы он вошел другом в каждую русскую семью,
стал дядькою — сказочником для русских детей, благородным другом — джентльменом молодых матерей, собеседником старцев. Все это возможно. Для каждого возраста
Пушкин имеет у себя нечто соответствующее...*.
Писатель русского зарубежья В. Максимов, уже в наше время характеризуя русскую литературу XIX в., писал, что этому особому социокультурному феномену отечественной и мировой культуры было суждено сыграть специфическую роль: в условиях авторитаризма русская литература XIX в. была и цдвокатской конторой, и летописью всего интеллектуального XIX в.
Но особый ее дар — дар немыслимого предвидения — был замечен и описан Бердяевым во многих его работах.
Указав на предвидение возможности «русского бунта» Пушкиным. Бердяев продолжает: «Но наиболее потрясающее впечатление производит стихотворение Лермонтова
«Предсказание», которое звучит уже совсем профетически»:
Настанет год — России черный год —
Когда царей корона упадет.
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать;
И станет глад сей бедный край терзать,
И зарево окрасит волны рек; —
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь и поймешь.
Зачем в руке его булатный нож.
И горе для тебя! Твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.
В условиях знания правды того, что случилось с Россией 80— 100 лет спустя после того как были написаны эти строки, становится жутко уже от вопроса: как и Кем было дано этому юному русскому чудо-гению предвидеть так точно и отчетливо, что случится с его Родиной уже на нашем веку: бесчеловечная революция — «России черный год*, ужасы ГУЛАГа, гибель миллионов, раскрестьянивание, одичание сел и душ.
Другой русский поэт и мыслитель А. Хомяков
(1804— 1860) обращается к потомкам с призывом к покаянию, призывом, не услышанном до сих пор:
За все, за всякие страданья,
За всякий попранный закон,
За темные отцов деянья,
За темный грех своих времен
За все беды родного края, —
Пред Богом благости и сил,
Молитесь, плача и рыдая,
Чтоб Он простил, чтоб Он простилерковью, и школой, и а!
Предвиденья русской культуры ошеломляют, но еще удивительнее тот факт, что в творчестве лучших своих писателей эта культура вскрывает причины настоящего и будущего неизбежного зла русской жизни.
Особенно это проявляется в творчестве Н.В. Гоголя.
Бердяев писал, что у Гоголя было совершенно исключительное по силе чувство зла, но «жуткости гоголевского художества» школа русских критиков-демократов не увидела и не могла увидеть, будучи сориентированной в духе рационалистического просвещения. И именно от этих критиков получила уровень интерпретации гоголевского творчества советская школа. А ведь каждое гениальное произведение русской литературы XIX в. — это айсберг с подтекстом большой глубины, и современные поколения школьников и студентов, живущих в обществе, ориентирующемся на демократию, свободу слова и мысли, на правовое государство, достойны иметь представление о более глубоких уровнях интерпретации произведений Гоголя, Достоевского, Толстого, данных такими русскими мыслителями, как Розанов или Бердяев.
Бердяев пишет: «Гоголю не дано было увидеть образов добра и художественно передать их. В этом была его трагедия. И он сам испугался своего исключительного видения образов зла и уродства. Но то, что было его духовным калечеством, то породило и всю остроту его художественного зла». Бердяев ставит вопрос о пересмотре прежних взглядов на Гоголя, как на реалиста и сатирика . Бердяевупредставлялось чудовищным, как можно 6ыло, увидеть реализм в *
Мертвых душах*, произведении «невероятном и небывалом» Он подчеркивал, что творчество Гоголя не имеет обязательной и не-разрывной связи с крепостным бытом, а «Ревизор*- с дореволюционным чиновничеством. И после революции Россия, отмечает мыслитель, полна мертвыми душами и ревизорами, и гоголевские образы не умерли, не отошли в прошлое, как образы Тургенева или Гончарова. «Изложение бытия правит революцией», - писал Бердяев.
Все призрачно. Призрачны все партии, призрачны все власти, призрачны все герои революции. Нигде нельзя нащупать твердого бытия, нигде нельзя увидеть ясного человеческого лика. Эта призрачность, эта неонтологичность родилась от лживости. Гоголь раскрыл ее в русской стихии.
Другой великий классик русской литературы ХIХ в Ф.М. Достоевский
поставил проблему о цене истории, и недопустимости жертв и страданий которыми покупается создание государства. Вот почему Достоевский так был неугоден тоталитаризму. Просто он предвидел, как все будет, если победит социализм. Устами своих героев Достоевский осудил позитивные теории прогресса и социалистические утопии. Будущее и самое совершенное общество ничего не стоит перед слезами и несчастиями самих последних из живущих сегодня людей.
Как и другим русским творцам, Достоевскому также присущ профетизм. «Достоевский раскрыл, - писал Бердяев, - что природа русского человека является благоприятной почвой для антихристовых соблазнов: и это было настоящим открытием, которое и сделало Достоевского провидцем и пророком русской революции».
ВЫВОД
XIX век — «золотой век русской культуры» — уникален и многоаспектен. Русская цивилизация XIX в. успешно преодолевала разрыв между отечественными и европейскими традициями, сохраняя при этом свою самобытность. Отечественные ученые внесли серьезный вклад в мировой научно-технический прогресс и стали известными зарубежом.
Это было время нравственно-философских поисков свободы и справедливости. Сословно-дворянская культура постепенно утрачивала свои монопольные позиции; на авансцену в России вышел новым общественный слой — интеллигенция и сложилась уникальная оппозиционная культура протеста И инакомыслия. Важной идеей, которую исповедовала революционная интеллигенция, была идея самопожертвования во имя народа - вплоть до принятия за него мученической смерти. Революционная идеология оказалась привлекательной для русского народа, и ХIХ век оставил ее в наследство веку XX.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Культурология , история мировой культуры В.О.Воскресенская (Москва 2003)
2 Культурурогия Р.М.Черных, Л.А.Никитич
3 История отечества искусство и культура России ХIХ века. Н.В.Загладин. С.И. Козленко
4 Культура России в конце ХIХ в. С.Т. Минаков. Ю.А. Петров.
Другие работы по теме:
Тема Кол-во страниц история
Городская реформа как второй этап проведения реформ местного самоуправления. Подготовка и проведение реформы
Темы ов
Фамилия на «А»: Возникновение и первоначальное развитие физической культуры и спорта (ФКиС) в первобытном обществе
Внеурочная деятельность по предмету Список творческих работ, ов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету, и их резу
Список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету, и их результаты (за три года)
Хохловка
Деревня Хохловка Возникает во второй половине 17 века. В то время оно называлась Шубино(позже Петровка и Хохловка)и входила в Черногрязскую волость.
Формула Герона
Герон Александрийский жил во второй половине первого века нашей эры. О Героне известно довольно мало. Однако до нас дошли некоторые его труды и копии его трудов, на основании которых Герона вполне заслуженно считают величайшим инженером.
Треуголка
Введение 1 Появление треуголки 2 История треуголки 3 Треуголка как атрибут эпохи Введение Треуго́лка (англ. cocked hat, фр. tricorne ) — шляпа с полями, загнутыми так, что они образуют три угла. Получила распространение во второй половине XVII века и была популярна до конца XVIII века, пока не была заменена двууголкой.
Цивилизация и культура
Культура - Латинское слово cultura вошло в обиход европейской мысли лишь во второй половине XVIII века, когда латынь перестала быть живым языком и даже - универсальным средством интеллектуально-ученых общений образованных людей.
Культура славян
Когда отдельно взятый этнос начинает осознавать себя особым, отличным от других народов народом, когда он начинает противопоставлять свою нацию другим, обязательно появляется человек, который указывает, по каким параметрам "мы не такие, как все".
Сыгнак
(Сыганак, Сугнак, Сунак, Саганак) — городище на востоке современной Кызылординской области Казахстана, в 18 км северо-восточнее железнодорожной станции Тюмень-Арык, в 20 км севернее реки Сырдарьи.
Восстания зинджей
— серия восстания чёрных рабов (зинджей) на территории Южной Месопотамии в Аббасидском халифате во второй половине IX века. Рабство было распространённым явлением в Халифате, однако большинство рабов было занято в домашнем хозяйстве и обслуживании, и потому было разъединено. В классической форме рабский труд применялся лишь в низовьях Тигра и Евфрата — здесь большие группы рабов (в основном негров из Восточной Африки — зинджей), живших в казарменных условиях, занимались расчисткой солончаков.
Ксения Миласская
Ксения Миласская (Римляныня, в миру — Евсевия; ум. во второй половине V века) — христианская святая, почитаемая Православной церковью в лике преподобных. Память совершается 24 января (по юлианскому календарю).
История культуры 2
История культуры — раздел исторической науки и культурологии, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с культурой. Также история культуры является социально-гуманитарной академической дисциплиной.
Культура Донг-Шон
Изображение на бронзовом барабане из Нгок-Лу, Вьетнам Культура Донг-Шон , вьетн. Văn hуa Đфng Sơn — доисторическая археологическая культура азиатского бронзового века, существовавшая на территории Индокитая. Названа по поселению на севере Вьетнама, где были обнаружены её следы.
Конюшенный приказ
возник в первой половине XVI века. «Конюшенная изба» впервые упоминается в 1548 году, термин «Конюшенный приказ» применяется с 1573 года. Конюшенные дьяки впервые упоминаются в разрадных записках в 1553 году.
Заболоцкие
Заболо́цкие — русские дворянские роды, происходят от князей Всеволожских, отрасли князей Смоленских. Предок Заболоцких, князь Александр-Всеволод Глебович Смоленский (18 колено Рюриковичей), в первой половине XIV века выехал в Москву. Он имел трех сыновей, от младший сын Иван Всеволож был предком Всеволожских и Заболоцких.
Гражданская война в Гватемале
(1960—1996; исп. Guerra civil de Guatemala) — серия политических потрясений в республике Гватемала во второй половине ХХ века. Не имеет чётких временных границ, распадается на несколько периодов, общей продолжительностю около 36 лет. Поводом к дестабилизации обстановки в стране стало вторжение США в Гватемалу в 1954 г., по решению президента Эйзенхауэра.
Неокладные доходы
Неокла́дные дохо́ды – одна из разновидностей дохода в Московском государстве. Неокладными доходами называли те, которые нельзя было включить в определённый размер, заранее известный казне. Это были различные пошлины с судебных и приказных дел и частью таможенные сборы; большинство таможенных сборов отдавалось на откуп за определённую сумму, и тогда эти откупные доходы считались окладными.
Всякая всячина
«Вся́кая вся́чина» — российский сатирический журнал, выходивший во второй половине XVIII века, в период правления Екатерины II. Издавался с 1769 года.
Тира древний город
— древнегреческий город на правом берегу лимана Тирас (современное название Днестр), на месте современного города Белгород-Днестровский. Основан в VI в. до н. э. переселенцами из Милета. VI в. до н. э — III в. до н. э — времена наибольшего расцвета экономики (земледелие и виноградарство, ремесло, рыболовство, торговля с населением Приднестровья) и культуры Тиры, город чеканил и собственную монету.
Интернет-культура
Содержание 1 Частные случаи интернет-культуры Интернет-культура (англ. Internet culture) — это культура подачи информации и культура общения пользователей в Интернете. Как глобальный феномен интернет-культура (киберкультура пользователей Интернета) возникла благодаря Интернету и приобрела признаки обособленного общественного явления в рамках человеческой цивилизации.
II тысячелетие до н. э.
— временной промежуток с 2000 по 1001 год до нашей эры. Вторая половина II-го тысячелетия до н. э. — Срубная культура в степных и лесостепных районах Украины и Европейской части России, Абашевская культура в лесостепном Подонье, Среднем Поволжье и на Южном Урале.
Приписные крестьяне
Приписные крестьяне — в России XVII — первой половине XIX века государственные, дворцовые и экономические крестьяне, вместо уплаты подушной подати работавшие на казённых или частных заводах и фабриках, то есть прикреплённые (приписанные) к ним. В конце XVII в. и особенно в XVIII в. правительство для поддержки крупной промышленности и обеспечения её дешёвой и постоянной рабочей силой широко практиковало приписку государственных крестьян к мануфактурам на Урале и в Сибири. [1] Обычно приписные крестьяне прикреплялись к мануфактурам без определённого срока, то есть навечно.
Локоть посёлок
План Введение 1 История 2 Экономика 3 Образование и культура 4 Источники Введение Ло́коть — посёлок городского типа, административный центр Брасовского района Брянской области Российской Федерации.
Культура Кловис
Культура Кловис — доисторическая культура аборигенов Северной Америки, первым свидетельствам которой 13 000 лет (11 000 радиоуглеродных лет). Её начало связывают с концом последнего ледникового периода.
Языческие восстания в Чехии
Языческие восстания в Чехии — историческое наименование серии событий в Чехии времён правления династии Пржемысловичей в первой половине X века, кульминацией которых было языческое восстание, организованное Драгомирой — женой Вратислава I.
Вопросы к зачету по Истории Отечества
Вопросы для экзаменов и зачётов по истории Отечества История как наука. Древнейшие цивилизации. Понятие цивилизации. Образование Древнерусского государства: основные этапы, главные события.
Билеты по истории 11 класс
БИЛЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ В 11 К АССЕ Билет № 1 1. Социально-экономическое развитие России в начале XX века. 2. Начало второй Мировой войны. Военные действия в 1939-1942 г.г. на фронтах второй мировой войны.
Народы Сибири
Присоединение к росси народов, населявших восточную сибирь, происходило в основном на протяжении первой половины 17 века. Окраинные территории на юге, востоке и северо-востоке сибири вошли в состав россии во второй половине 17 века, а камчатка и прилегающие к ней острова – в самом конце 17 – первой половине 18 века.
Пазырыкская культура
— археологическая культура железного века (VI—III вв. до н. э.), причисляемая к "скифскому кругу", основные находки предметов которой были сделаны в Горном Алтае. Носители этой культуры обитали на смежных территориях Казахстана, Республики Алтай и Монголии.
Поместный приказ
Поместный приказ - одно из центральных управлений в московском государстве XVI и XVII века, возникшее, вероятно, в первой половине XVI века. В памятниках второй половины XVI века и начала XVII оно носит название Поместной избы. Поместный приказ существовал и в XVIII веке, пока не пала окончательно московская система военно-служилого строя на поместно-вотчинном основании, и он был поглощен вотчиной коллегией.
ГИА история России 2009 кодификатор
Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 г. (в новой форме) по ИСТОРИИ РОССИИ Кодификатор элементов содержания по истории России
Билеты по Истории 1 курс МТЭТ РГТЭУ
Правление Павла 1. Внутренняя политика Правление Павла 1. Внешняя политика. Первые преобразования Александра 1. (1801-1803) Преобразовательная деятельность Сперанского.