Спартанская система воспитания идеализировалась в истории и в описании педагогического процесса, и в оценках её результатов. Современный человек не может не видеть её бесчеловечности: забрать мальчика семи лет отроду из, отчего дома, заставить непрерывно упражняться в искусстве убивать людей, носить одну и ту же одежду и летом, и зимой, спать голым в камышах в любое, даже самое суровое время года, драться с приятелями чуть ли не до смерти, доказывая им свою отвагу, подвергать беднягу порке за малейшие нарушения общепринятых правил, а иногда и без оного — лишь для того, чтобы научить его сносить боль без единого стона, и самое ужасное — держать впроголодь или вообще не кормить, вынуждая красть еду — есть-то, хочется .
В бесчисленных битвах спартиаты проявляли редкую храбрость, силу духа, дисциплинированность, слыли честными, неподкупными, людьми долга. Однако они оказывались и в битвах рабами железной дисциплины и собственной жестокости, которые обязаны стоять насмерть, безрассудно гибнуть, но не отступать. Отличавшиеся у себя дома чувством собственного достоинства, сдержанностью, лаконичностью речи — в непривычной для них обстановке вели себя неуверенно, прямолинейно, грубо, оказывались косноязычными и непредсказуемыми. Воспитание, сориентированное на замкнутый социум с его многочисленными правилами и нормами, которые охватывали всю повседневную жизнь человека, лишало его способности самостоятельно мыслить и действовать.
Афинское воспитание эволюционировало в динамично развивавшемся, социально неоднородном обществе, ориентировалось на интересы различных слоев населения, в своих высших формах отражало идеал рабовладельческой верхушки — идеи «калокагатии» (человек, прекрасный душой и сильный телом), «арете» (образцовое поведение гражданина, политического деятеля).
Детство и юность знатного афинянина — это преодоление ступень за ступенью трудного пути к духовной культуре афинского общества: индивидуальной культуры выработка собственного живого знания. Занятия музыкой и поэзией в мусической школе, гимнастические упражнения в палестре, беседы с выдающимися гражданами Афин, с известными философами в гимнасии — разносторонне развивали, вдохновляли, рождали дух соревновательности («агон»), стремление к личному превосходству («тщиться других превзойти, беспрестанно пылать отличиться»). Афинская система так же, как и спартанская, формировала мужественный характер, но это было мужество не «внедрённое» предписаниями, строгой дисциплиной, а «добровольное», осознанное личностью как необходимость.
Практика афинского воспитания оставила непреходящие образцы отношения к знанию: любовь к знанию ради знания, поиска истины («мы пойдём за доводами и доказательствами, куда бы нас не привели»); Учительствования и Ученичества (Платон с 12 лет учился у Сократа, основал в Афинах Академию, Аристотель был в течение 20 лет учеником Платона, основал школу для афинского юношества Ликей). Обращение к этим достаточно известным страницам истории древнегреческого образования оправдано тем, что выявляет истоки педагогического гуманизма, обнаруживает закономерности педагогического процесса, воспитательно-образовательной деятельности.
Черты спартанской системы: государственный«заказ», единое содержание, обязательность, массовость, авторитарность — будут неизменно (хотя и в разной степени) повторяться в истории образовательной практики, особенно в условиях тоталитарных режимов. В свою очередь, установки афинского воспитания: удовлетворение образовательных интересов различных слоев населения, разнообразие образовательно-воспитательных заведений, ориентация на индивидуальные запросы, возможности, способности воспитанника — в истории европейского образования связаны с актуализацией демократических вариантов общественно-государственного развития, реализованы в образовательных системах развитых стран современного мира.
Спартанская и афинская системы воспринимаются как полярные в решении «вечных» педагогических вопросов: цель воспитания, соотношение воспитания и развития. Социо-ориентированная цель, внешняя по отношению к личности, характеризовала спартанскую систему, и гуманистически личностно-ориентированная — афинскую систему. Процесс воспитания в спартанской системе — это процесс целенаправленного систематического воздействия на развитие воспитанника. Процесс воспитания в Афинах — это направленное развитие физических, художественных и интеллектуальных способностей, природных сил ребёнка.
Соответственно «выстраиваются» и модели педагогического процесса. Социально-ориентированная цель, представленная как совокупность социально-значимых качеств человека, — педагогический процесс, проектируемый как формирование заданных качеств в деятельности, в общении, во взаимодействии воспитанника со средой, результат как «социально-заданный» тип личности, с одной стороны. С другой — личностно-ориентированная цель (удовлетворение индивидуальных запросов, развитие природных сил в процессе «приобщения к культурным ценностям»), педагогический процесс, проектируемый как создание благоприятных условий для саморазвития, самореализации личности в деятельности и общении, во взаимодействии с духовно богатой средой, результат воспитания — культурная и социальная личность, индивидуальность.
То, что опыт Спарты и Афин «укладывается» в современные педагогические «схемы» и конструкты, даёт основание утверждать, что он отражает объективные, закономерно повторяющиеся связи между педагогическими реалиями. Афинская система предстаёт как вариант гуманистического решения кардинальных педагогических вопросов о цели воспитания, о соотношении воспитания и развития, гуманистической модели педагогического процесса. Практические результаты афинского воспитания (в сравнении со спартанским) свидетельствуют об эффективности гуманистически-ориентированного подхода в духовном развитии афинского общества, в самоопределении, развитии самосознания личности афинянина. В свою очередь, опыт Спарты доказывает силу социо-ориентированного воспитания в закреплении косности и консерватизма спартанского общества, в «типизации» сознания человека, в его дисциплинировании, формировании заданного социальными нормами, правилами поведения.
Ещё один аспект обращения к практике древнегреческого воспитания связан с моделями педагогической деятельности. Авторитарный педагог исходит из отношения к воспитаннику как объекту своей деятельности, результаты которой зависят от послушания воспитанника, беспрекословного выполнения предъявляемых ему требований. Поэтому его деятельность необходимо предполагает прямое педагогическое действие, активную и открытую позицию в предъявлении требований, навязывании цели работы, в жёстком контроле, в применении поощрений и наказаний. Варианты этой модели отчётливо обнаруживаются не только в спартанском, но и в афинском воспитании, особенно в семейном и мусическом (начальная ступень) воспитании: «ребёнок ничего не может сказать или сделать без того, чтобы они не указали, что вот это справедливо, а то несправедливо..., что это делай, а того не делай. И если дитя охотно повинуется, то это хорошо; если же не повинуется, то его исправляют при помощи угроз и ударов, как искривившееся дерево»
Другие работы по теме:
Экономическое и социальное развитие Древней Греции
Первые государства земледельцев возникли в Месопотамии и Египте. В III тыс. до н. э. здесь уже шумели многолюдные города и перенаселение породило могущественные восточные деспотии. Первые государства в Греции появились значительно позже.
Диомед
Диомед - сын этолийского царя Тидея и дочери Адраста Деипилы. Вместе с Адрастом принимает участие в походе и разорении Фив (Apollod. III 7, 2). Как один из женихов Елены Диомед сражается впоследствии под Троей.
Греческие и римские меры
В эпоху античности не существовало единой системы мер. В разные периоды в государствах Древнего Востока, греческих городах-полисах и Римской империи значения мер неоднократно менялись, соотношения же частей оставались постоянными. Первоначально, видимо, возникли меры длины. Принятые в эпоху античности наименования мер массы широко применялись для обозначения монет.
Тіртей
(перша пол. VII ст. до н. е.) Дані про життя цього видатного елегійного поета досить суперечливі. Ще з античних часів дійшла легенда, що він був афінським громадянином і походив з дому Афідна. Спарта на цей час вела Мессенську війну, але перемогти ворога не могла. За порадою дельфійського оракула спартанці ніби звернулися до Афін із проханням призначити для спартанського війська полководця.
Античность
В переводе с латинского языка слово античный означает "древний". Словом античность обычно обозначают древнюю историю не всех народов земного шара, а только греков и римлян, которые около 4 тыс. лет назад создали свои первые государства.
Искусство Греческой классики (Начало 5 — середина 4 в. до н.э.)
С первых десятилетий 5 в. до н.э. начался классический период развития греческой культуры и искусства. Для Древней Греции это был период наивысшего расцвета драмы, политического красноречия, архитектуры, скульптуры, монументальной живописи и вазописи..
540-е до н. э.
Введение 1 Важнейшие события 1.1 550 до н. э. 1.2 549 до н. э. 1.3 548 до н. э. 1.4 547 до н. э. 1.5 546 до н. э. 1.6 545 до н. э. 1.7 544 до н. э. 1.8 543 до н. э. 1.9 542 до н. э.
Осада Фив 335 до н. э.
Введение 1 Предыстория 2 Осада и штурм 3 Итоги осады Список литературы Введение Оса́да Фив (сентябрь, 335 до н. э.) — штурм и разрушение Александром Македонским Фив, одного из самых сильных на то время городов-государств в Греции.
Герулы
(лат. Heruli), Верлы — германское племя, жившее в Северном Причерноморье, на среднем Дунае и нижнем Рейне в 3-5 вв. н. э. С IV в. известны как наёмники в Древнем Риме. Связи между различными группами герулов неясны. Из различных источников известно, что герулы совершали морские набеги в Галлии, Испании, на Балканах (Афины, Спарта) и на Чёрном море.
Хремонидова война
Введение 1 Предыстория войны 2 Ход боевых действий 3 Итоги войны Хремонидова война Введение Хремонидова война (греч. Χρεμωνίδειος πόλεμος) (267-261 гг. до н. э.) — война Македонии против Афин и Спарты, поддержанных Египтом.
Союзническая война 357 355 до н. э.
Введение 1 Предпосылки войны 2 Ход войны 3 Итоги войны Союзническая война (357—355 до н. э.) Введение Сою́зническая война́ (357-355 до н.э.) — война между Афинами (гегемоном образованного в 378 до н. э. Второго Афинского Морского Союза) и рядом бывших членов этого союза.
Ахейская война
Ахейская война (также называемая Коринфской войной ) — военный конфликт между Римом и Ахейским союзом. Закончился падением Ахейского союза и полным подчинением Греции Риму.
Всадники Спарта
Введение 1 Структура и формирование отряда 2 Функции спартанских «всадников» Список литературы Введение «Всадники» (др.-греч. ἱππεῖς) в древней Спарте — отборный отряд, состоявший из трехсот молодых спартиатов, прошедших специальный отбор; вопреки своему названию были пешими.
Флоракис, Харилаос
Введение 1 Биография Список литературы Введение Хари́лаос Флора́кис (греч. Χαρίλαος Φλωράκης, 20 июля 1914, Рахула, Кардица — 22 мая 2005, Афины) — греческий государственный и политический деятель, Генеральный секретарь Коммунистической партии Греции в 1972−1989.
410-е до н. э.
Введение 1 Важнейшие события 1.1 420 до н. э. 1.2 419 до н. э. 1.3 418 до н. э. 1.4 417 до н. э. 1.5 416 до н. э. 1.6 415 до н. э. 1.7 414 до н. э. 1.8 413 до н. э. 1.9 412 до н. э.
Классическая Греция
Введение 1 Города и колонии 2 Греческая культура 2.1 Образование 3 Разобщенность городов-государств 4 Основные даты Введение Классическая Греция (V—IV вв. до н. э.) — период высшего расцвета полисного устройства. В результате победы греков в греко-персидских войнах (500—449 до н. э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами).
Война против Набиса
Введение 1 Предпосылки войны 2 Ход войны 3 Последствия войны Введение Война против Набиса или Лаконская война — война 195 года до н. э. между спартанцами (и их царем Набисом) и коалиции Рима, Ахейского союза, Пергама, Родоса и Македонии.
I тысячелетие до н. э.
— временной промежуток с 1000 по 1 год до нашей эры. События Железный век в Западной Европе; Древний Египет угасает как главная держава; Написан Танах; Основан Рим (VIII век до н. э.);
460-е до н. э.
Введение 1 Важнейшие события 1.1 470 до н. э. 1.2 469 до н. э. 1.3 468 до н. э. 1.4 467 до н. э. 1.5 466 до н. э. 1.6 465 до н. э. 1.7 464 до н. э. 1.8 463 до н. э. 1.9 462 до н. э.
Древнегреческий календарь
План Введение 1 Афины 2 Делос 3 Милет 4 Дельфы 5 Этолия 6 Фессалия 7 Беотия 8 Родос 9 Эпидавр 10 Кос 11 Македония 12 Подробно см Введение Древнегреческий календарь — лунно-солнечный календарь, в котором годы состояли из 12 лунных месяцев по 29 и 30 дней — всего в году было 354 дня — с вставкой, примерно раз в 3 года, дополнительного месяца.
Малая Пелопоннесская война
План Введение 1 Причины войны 2 Ход боевых действий 3 Мирный договор Малая Пелопоннесская война Введение Малая (Первая) Пелопоннесская война - война 460-445 гг. до н.э. между Спартой, лидером Пелопоннесского союза, и её союзниками, и Афинами, лидером Афинского морского союза, и их союзниками.
Багашвили, Спартак Леванович
План Введение 1 Биография 2 Фильмография 3 Награды и премии 4 Источники Введение Спарта́к Лева́нович Багашви́ли (1914—1977), грузинский советский актёр. Народный артист Грузинской ССР (1963). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).
Завершение греко–персидских войн
Усиление афинского военного могущества и изменение характера войны. Переход стратегической инициативы к грекам, освобождение от персов греческих городов и островов. Военная экспансия Афин и их союзников в Египет и завершение греко-персидских войн.
Афины и Спарта
К началу V века до н. э. в Греции выделилось два наиболее значительных города-государства - Спарта и Афины. Пути развития этих государств были различны.
Вторая Священная война
План Введение 1 Причины войны 2 Ход боевых действий 3 Итоги войны Вторая Священная война Введение Вторая Священная война (448 до н. э.) — вооружённый конфликт в Древней Греции V в. до н. э., являвшийся одним из проявлений конфронтации между Афинами и Спартой во время Малой Пелопоннесской войны.
Антипатр
Антипатр (393–319 до н.э.), македонский военачальник, ближайший сподвижник царя Филиппа II.
Афины
От первоначального облика афинского Акрополя мало что осталось. Вероятнее всего это был традиционный микенский город-крепость, больше пригодный для отражения нападений, чем для жизни.
Анаксагор
Анаксагор (ок. 500-428 гг. до н.э.) родился в Ионии в г. Клазомены. Еще в молодости, отказавшись от наследства, он решил полностью посвятить себя науке. Позднее он переселился в Афины, где прожил около тридцати лет.
Лаиса
Жизнеописаие известной античной гетеры.
Алкивиад
Алкивиад (ок. 450–404 до н.э.), афинский государственный и военный деятель.