(франц. Impressionisme, impression
- впечатление) - художественное течение 2-й половины 19 и 20 вв., провозгласившее основной целью искусства передачу мимолётных впечатлений, чувственных субъективных ощущений художника. Oтдалённые черты импрессионизма наметились в 1860-х гг. В творчестве французских живописцев Э. Мане, О. Ренуара, Э. Дега
(примыкавших к импрессионизму лишь отчасти), у которых свежесть и непосредственность восприятия жизни, интерес к мгновенным движениям и ситуациям сочетались часто с утратой глубокой идейно-демократической основы образов. Импрессионизм сформировался как художественная доктрина с 1870-х гг. во Франции , прежде всего в пейзажной живописи. Представители его (К. Моне, А. Сислей, К. Писсаро
и другие.) достигли большой тонкости в передаче эффектов пленэра, изменчивых случайных состояний природы, воздействия света и атмосферы на цвет предметов ценой отказа от большого общественного содержания, от принципов обобщения и типизации.
Винсент Ван Гог.
(1853-1890)
Голландский живописец, импрессионист. В 13-летнем возрасте обратился к живописи, систематического образования не получил. В 1886 году Ван Гог
переселился во Францию, где писал многочисленные пейзажи, портреты, натюрморты, интерьеры, выработав светлую, интенсивную, построенную на острых световых контрастах красочную гамму, импульсивную, динамичную манеру письма пастозными извилистыми мазками.
Картина “Рыбная ловля весной” была написана в Париже в 1887 году. На последней, 8-й выставке импрессионистов в 1886 г. Ван Гог
, вероятно, видел шедевр Жоржа Сёра
“Воскресенье на острове Гранд Жатт”, который видимо и вдохновил его на создание картины “Рыбная ловля весной”. Здесь, действительно, изображен уголок острова в окрестностях Аньера и Курбевуа, где Ван Гог
писал пейзажи. В сравнении с техникой Сёра,
мазок у Ван Гога
крупнее и свободнее. В то же время, не отдаваясь целиком хроматическим контрастам, Ван Гог
сознательно использует сочетание дополнительных цветов-розового и зелёного, синего и жёлто-оранжевого. Картина окаймлена красным бордюром, в подражание живописным обрамлениям многих полотен Сёра.
Клод Оскар Моне (1840-1926)
Французский живописец, импрессионист. Вначале писал картины из современной парижской жизни. С конца 60-х годов работал преимущественно в области пейзажа, последовательно овладевая приёмами пленэра; в 70-80-х гг.
создал ряд жизнерадостных, богатых по колориту пейзажей, отмеченных остротой наблюдений, тончайшей передачей солнечного света и воздуха. Вместе с тем, став в середине 70-х гг. представителем импрессионизма, Моне
развивал во многих своих пейзажах присущие этому течению субъективистские тенденции.
“Дом Моне в Аржантее” - типично импрессионистическая работа, несложная по сюжету, солнечная; краски её лучезарны и как будто только что нанесены на холст. Лето 1873 в самом разгаре. Несколькими годами раньше у Моне
с Камиллой Донсье родился сын Жан. Мы видим его на переднем плане картины
играющим с обручем.
Камиль Писсаро (1830-1903)
Французский живописец, импрессионист. В ранних пейзажах правдиво и любовно изображал сельскую природу Франции. С середины 70-х гг. стал приверженцем импрессионизма, односторонне увлекаясь передачей игры света, вибрации цветовых оттенков.
С 1886 по 1869 г. Писсаро жил в деревне Понтуаз на Уазе, к северо-западу от Парижа. Деревенские улочки и поля, склоны холмов, вспаханные и колосящиеся нивы стали темами его крепко сбитых пейзажей (в том числе и картина “Склон Жале. Понтуаз”), относящихся к числу лучших произведений раннего периода. Своим энергичным мазком и широкими плоскостями цвета эти работы, написанные весной 1867 г., обязаны, в значительной мере, произведениям Курбе
и Мане
, которые оказались тогда в центре внимания на крупных и широко обсуждавшихся парижских выставках.
Альфред Сислей (1839-1899)
Французский живописец, импрессионист. С середины 70-х гг. примыкал к импрессионизму. Основное внимание уделял лирической передаче изменчивых состояний природы, света и воздуха.
Сислей, Моне
и Ренуар
вместе учились в Школе изящных искусств, продолжали совместную работу и после того, как в 1864 году их учитель Шарль Глейр оставил преподавание. Лишившись занятий в школе, художники направили свою энергию на создание пейзажей в пригородах Парижа. Иногда они писали бок о бок. Такая работа, по-видимому, оказала большое влияние на Сислея
, побуждая его к изменению живописной манеры.
В картине “Мост в Вильнёв-ла-Гаренн” (1872) Сислей
с успехом использует открытия молодых импрессионистов для воспроизведения света и окрашенной тени, а также общего сверкающего эффекта, который создаёт сочетания высоких и низких тонов. Короткие отдельные мазки, которыми написана поверхность воды, напоминают манеру Моне
, однако техника Сислея
отличается большей тщательностью и ясностью формы.
Анри Фантен-Латур (1836-1904)
Французский живописец. Ученик Г. Курбе, был импрессионистом; известны его портреты писателей, художников, музыкантов, красочные натюрморты.
В начале 1867 года, когда Мане
переживал трудные времена, молодой художник Анри Фантен-Латур
начал писать его портрет. Фантен-Латур
изобразил Мане
не художником, а “фланером”, завсегдатем парижских бульваров. Мане собирается на прогулку: на нём дорогой, но не кричащий костюм, он уже в цилиндре, с простой тростью в руках. Только золотая цепочка и дорогой галстук синего шёлка несколько оживляют облик этого добропорядочного, даже скучноватого буржуа.
Другие работы по теме:
Афанасий фет - Пейзаж в творчестве а. а. фета
Распахни мне объятья твои, Густолистый, развесистый лес! Движение реализма в русском искусстве XIX века было настолько мощным, что все выдающиеся художники испытали на своем творчестве его влияние. В поэзии А. А. Фета это влияние реализма в особенности сказалось в стихах о природе.
Пейзаж в творчестве Фета
"Природа у него — точно в первый день творения: кущи дерев, светлая лента реки, соловьиный покой, журчащий сладко ключ… Если назойливая современность и вторгается иной раз в этот замкнутый мир, то она сразу же утрачивает свой практический смысл и приобретает характер декоративный" – пишет об Афанасии Афанасиевиче Фете Самуил Яковлевич Маршак.
Творчество Бальмонта в контексте поэтики символизма
Автором этого стихотворения восторгались — «гений». Его низвергали — «стихотворная болтовня». Над ним подтрунивали. Его изучали. Им любовались. И до сих пор нет однозначной точки зрения на К. Д. Бальмонта, поэта, переводчика, эссеиста, большого мастера русской литературы. Его современник А. Блок, отдавший в молодости дань символизму, сказал о нем удивительные слова: «Когда слушаешь Бальмонта — всегда слушаешь весну».
Импрессионизм в литературе
(фр. impressionisme, от impression — впечатление) — одно из литературных стилевых явлений, распространившееся в последней трети 19 — начале 20 вв. Импрессионизм как метод впервые появился в живописи, затем распространился на другие виды искусства. Термин возник, когда в 1874 на выставке в Париже молодых художников, отвергнутых официальным Салоном, К.Моне представил свою картину Впечатление.
Стихотворение А. А. Фета «Еще весны душистой нега…»
Лирика Афанасия Фета переполнена чувствами. Поэт считал, что главная цель творчества – воспевать красоту этого мира, природы, любви. Трепет, восторг, умиление, пронзительная нежность звучат в его стихотворении «Еще весны душистой нега…».
О поэтике Константина Бальмонта
Бальмонту суждено было стать одним из значительных представителей нового символического искусства в России. Однако у него была своя позиция понимания символизма как поэзии, которая помимо конкретного смысла имеет содержание скрытое.
Импрессионизм в русской живописи конца XIX – начала XX веков
История и отличительные черты русского импрессионизма, который проявился в условиях "ускоренного развития", отчего образовалась смесь и симбиоз различных стилистических направлений. Представители русского импрессионизма: В. Серов, К. Коровин, И. Грабарь.
Современные направления и стилевые особенности в художественной культуре.
оглавление 5.5 Современные направления и стилевые особенности в художественной культуре Модернизм. Направление, на долгое время определившее основной характер художественной культуры Запада первой половины XX в. в целом, принято называть модернизмом (франц. modernisme -новейший, современный).
Образ современной жизни в творчестве импрессионистов
ДОКЛАД ПО КУРСУ «ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО XIX ВЕКА» на тему «Образ современной жизни в творчестве импрессионистов» Москва 2009 Очертить круг проблем, связанных с темой образа современной жизни в творчестве импрессионистов, помогает обращение к критическим высказываниям того времени. Кастаньяри писал в одной из статей: "Натуралистическая школа утверждает, что искусство есть выражение жизни во всех ее проявлениях (здесь и далее курсив наш – А.К.) на всех ее стадиях и что единственная его цель воспроизводить природу с максимальной интенсивностью и силой: это истина, равная науке.
Берта Моризо - импрессионист XIX века
Импрессионизм как направление в искусстве. Берта Моризо - французская художница, примкнувшая к импрессионистам; краткая биография, выставка в парижской Академии изящных искусств. Свет, радостные, манящие образы, гармония и красота в живописи Б. Моризо.
Импрессионизм как направление в искусстве
Зарождение импрессионизма, признаки стиля и его основоположники. Импрессионизм в работах Писсарро, Моне, Дега, Тулуз-Лотрека. Эмоциональный порыв, драматизм замысла и жизненность образов скульптур Родена. Представители постимпрессионизма: Гоген и Ван Гог.
Импрессионизм в живописи, музыке и литературе
Импрессионизм как явление в европейском искусстве. Выражение в произведениях индивидуальности творца, его собственного видения мира. Художники–импрессионисты Клод Моне, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Камиль Писсаро. Импрессионизм в музыке и литературе.
Импрессионизм
история возникновения и признания импрессионизма. Мастера импрессионизма: Мане, Ван-Гог, Гоген, Ренуар.
Беспредметное искусство
Беспредметное искусство — завершение левого формализма по пути к отысканию «абсолютного искусства».
Клод Моне
В начале 70-х гг. XIX века во Франции начала работать группа молодых художников. Впервые в истории искусства они начали заниматься пленэрной живописью, то есть стремились к передаче естественного освещения и воздушной среды, реальных оттенков цвета, непосредственно наблюдаемых в природе. Они писали под открытым небом: на берегу реки, в поле или лесу, а не в мастерской, как это делалось раньше.
Винсент Ван Гог
Для импрессионистов одним из главных объектов отображения являлся человек. Его образ интерпретировался таким образом, что он утверждал себя в борьбе с окружающей его средой и самим собой мучительно, тяжело, напрягая до предела свои внутренние силы. Эта сторона в искусстве постимпрессионистов лучше всего видна в творчестве Винсента Ван Гога.
Постимпрессионизм
Постимпрессионизм (Post-Impressionism), этот термин впервые употребил английский критик Роджер Фрай по отношению к различным направлениям в искусстве, возникшим во Франции в период с 1880 по 1905 г. как реакция на импрессионизм.
Скульптура XIX века в России
В начале 19 века русская скульптура, отразившая подъём национального самосознания, развивавшаяся под влиянием освободительных патриотических идей русских просветителей, приобретает мировое значение. Портретные бюсты Шубина.
Импрессионизм
История становления нового направления в живописи - импрессионизма, влияние на его развитие критического реализма. Яркие представители нового течения и их выдающиеся работы. Характеристика образов Эдгара Дега и Огюста Ренуара - классиков импрессионизма.
История жизни и творческой деятельности Н.Г. Бурачека
Жизнь и творчество Николая Бурачека в сферах украинской культуры: от театральной искусства до живописи. Яркость и мягкость красок в пейзажах художника, импрессионистические элементы в его творческом почерке. Театральная деятельность: актер и декоратор.
Основные направления в культуре и искусстве XIX века
Романтизм - оппозиция классицизму и форма художественного мышления XIX в., его распространение в Европе. Реализм как художественное направление, пришедшее на смену романтизму. Импрессионизм: новое направление в искусстве. Развитие культуры в Беларуси.
Импрессионизм
Импрессионизм (Impressionism, франц. impression - впечатление), направление в живописи, зародившееся во Франции в 1860-х гг. и во многом определившее развитие искусства 19 века.
История европейского искусства
Введение 1 Периодизация западного искусства 1.1 Искусство Древнего мира 1.1.1 Древний Египет 1.1.2 Древняя Греция 1.1.3 Древний Рим 1.2 Средневековье
Импрессионизм музыка
План Введение 1 Происхождение 2 Особенности стиля 3 Представители Список литературы Введение Музыкальный импрессионизм (фр. impressionnisme, от фр. impression — впечатление) — музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе, сложившееся во Франции в последнюю четверть XIX века — начале XX века, прежде всего в творчестве Эрика Сати, Клода Дебюсси и Мориса Равеля.
Дебюсси (Debussy) Клод
Дебюсси — основоположник музыкального импрессионизма. В своём творчестве опирался на французские музыкальные традиции.
Альтенберг Петер
Альтенберг Петер [Peter Altenberg, 1859–1919] (псевдоним Рихарда Энглендера) — австрийский писатель, типичный представитель венской литературной богемы; известен в Австрии и Германии столько же своими произведениями, сколько и образом жизни.
Степан Васыльченко
Васыльченко Степан (1878—) (настоящая фамилия Панасенко) — современный украинский писатель и драматург.
Оскар Вальцель
Вальцель Оскар (Oscar Walzel, 1869—) — историк и теоретик немецкой литературы, представитель философско-формалистического метода в германском литературоведении.