Реферат
Рембрандт ван Рейн
«Возвращение блудного сына»
Выполнили:
Мещеряков Д.
Плотников Р.
Тихонов С.
Рембрандт никогда не был окружен почестями, никогда не был в центре общего внимания, не сидел в первых рядах, ни один поэт при жизни Рембрандта не воспел его. На официальных торжествах, в дни больших празднеств о нем забывали. И он не любил и избегал тех, которые им пренебрегали. Обычную и любимую им компанию составляли лавочники, мещане, крестьяне, ремесленники – самый простой люд. Он любил посещать портовые кабачки, где веселились матросы, старьевщики, бродячие актеры, мелкие воришки и их подружки. Он с удовольствием часами просиживал там, наблюдая суету и порой зарисовывая интересные лица, которые потом переносил на свои полотна.
Да, картины Рембрандта, бесспорно, являются вершиной голландской живописи, а в творчестве самого художника одной из таких вершин стала картина «Возвращение блудного сына». Он писал ее в последний год жизни, когда уже был старым, нищим, смертельно больным и немощным, жил в голоде и холоде.
Темой для написания картины послужила известная евангельская притча, рассказывающая, как после долгих скитаний в неуютном мире блудный сын вернулся с несбывшимися надеждами к покинутому им отцу. Этот рассказ привлекал многих художников еще задолго до Рембрандта.
Рембрандту тема "блудного сына" сопутствовала в течение многих лет жизни. К этому сюжету он обращался еще в 1636 году, когда работал над офортом под тем же названием. В своих картинах на библейские и евангельские сюжеты художник редко изображал сцены страстей или чудес, его больше привлекали рассказы о каждодневной жизни людей, особенно сцены из патриархальной семейной жизни. Впервые история блудного сына была представлена Рембрандтом в гравюре, на которой он перенес библейский сюжет в голландскую обстановку и изобразил сына как костлявое, полуголое существо. К этому времени относится и рисунок, на котором отец энергично сжимает рукой лохматую голову кающегося сына: даже в минуту примирения он желает показать свою отцовскую власть.
Рембрандт на протяжении многих лет представлял эту тему каждый раз по-разному. В ранних вариантах сын бурно выражает свое раскаяние и покорность. В серии более поздних рисунков душевные порывы отца и сына не так обнажены, элемент назидания исчезает. Впоследствии Рембрандта стала занимать как бы почти нечаянная встреча старика-отца и сына, в которой силы человеческой любви и всепрощения еще только готовы раскрыться. Иногда это был одинокий старик, сидящий в просторной комнате, перед ним опустился на колени его непутевый сын. Порой это старик, выходящий на улицу, где его ждет нежданная встреча; или же к нему подходит сын и крепко сжимает его в объятиях.
Через 30 лет художник создает композицию менее детальную, повествовательную, в которой акцент перенесен на старика-отца. Сюжет картины "Возвращение блудного сына" не имеет прямого отношения к предыдущим наброскам, но именно в нее вложил Рембрандт весь свой творческий опыт и едва ли не самое главное из жизненного опыта.
Рембрандт вдумчиво вчитывался в библейский рассказ, но он не был простым иллюстратором, который стремится в точности воспроизвести текст. Он так вживался в притчу, словно сам был свидетелем происшедшего, и это давало ему право досказать недосказанное.
На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. Оборванный, нищий, в подпоясанных веревкой лохмотьях, с бритой головой каторжника стоит блудный сын на коленях и прячет лицо на груди старика. Охваченный стыдом и раскаянием, он, может быть, впервые за много лет ощутил тепло человеческих объятий. А отец, склонившись к "бродяге", с бережной нежностью прижимает его к себе. Его старческие, нетвердые руки ласково лежат на спине сына. Кажется, что страдания уже настолько сломили их, что радость встречи не принесла облегчения.
Встреча отца и сына происходит как бы на стыке двух пространств: вдали угадывается крыльцо и за ним уютный отцовский дом. Перед картиной подразумевается и незримо присутствует безграничное пространство исхоженных сыном дорог, чуждый и оказавшийся враждебным к нему мир.
Фигуры отца и сына составляют замкнутую группу, под влиянием охватившего их чувства они как бы слились воедино. Возвышаясь над коленопреклоненным сыном, отец мягкими движениями рук прикасается к нему. Его лицо, руки, поза - все говорит о покое и счастье, обретенные после долгих лет мучительного ожидания.Лоб отца как бы излучает свет, и это самое светлое место в картине.
Ничто не нарушает сосредоточенного молчания. С напряженным вниманием наблюдают за встречей отца и сына присутствующие. Среди них выделяется стоящий справа мужчина в красном плаще, фигура которого как бы связывает главных действующих лиц с окружающими их людьми.
Внимательно следит за происходящим и человек, стоящий сзади. Взор его широко открытых глаз говорит о том, что и он проникся всей важностью и серьезностью момента. С искренним сочувствием смотрит на отца и сына стоящая поодаль женщина. Трудно сказать, кто эти люди. Может быть, Рембрандт и не стремился к индивидуальной характеристике присутствующих, так как они служат лишь дополнением к главной группе.
Рембрандт долго и настойчиво искал фигуру блудного сына, уже в прототипах многочисленных рисунков и эскизов угадывается блудный сын. На картине он - едва ли не единственный в классической живописи герой, полностью отвернувшийся от зрителей.Юноша много странствовал, много испытал и пережил: его голова покрыта струпьями, башмаки стоптаны. Один из них свалился с ноги, и зритель видит заскорузлую его пятку. Он едва добрался до порога отцовского дома и в изнеможении опустился на колени. Спавший с ноги грубый башмак красноречиво говорит о том, какой длинный был пройден путь, каким унижениям он подвергался.Зритель не имеет возможности рассмотреть его лицо, но вслед за блудным сыном он тоже как бы входит в картину и падает на колени.
Из глубины сумрачного холста льется таинственный свет. Он мягко обволакивает фигуру слепого отца, шагнувшего из тьмы навстречу сыну. Окружающие как бы застыли в ожидании слов о прощении, но слов нет. Старик-отец, действительно, производит впечатление слепого, хотя в притче ничего не сказано о его слепоте. Но она, видимо, казалась Рембрандту чем-то более способным выпукло изобразить волнение растроганного сердца.
Чувство безграничной радости и любви захватило отца целиком, в сущности, он даже не обнимает своего сына, так как у него уже нет для этого сил и руки его не способны прижать к себе сына. Он просто ощупывает его, тем самым прощая и защищая.
Искусствовед М. Алпатов считает главным героем картины отца, а блудный сын – лишь повод для того, чтобы отец мог проявить свое великодушие. Он даже считает, что картина могла бы называться «Отец, прощающий блудного сына».
Тот, кто ценит главным образом внешнюю красоту, пожалуй, найдет в этой картине Рембрандта много некрасивого и угловатого. Но таинственное действие света, усиливающееся далеко простираемой тьмою, приковывает к себе любого зрителя, а гармония замечательных оттенков красок действует на его душу подобно мелодиям старинных церковных песнопений.
Другие работы по теме:
Литературный герой ДМИТРИЙ КАРАМАЗОВ
ДМИТРИЙ КАРАМАЗОВ - герой романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» (1878-1880), старший сын помещика Федора Павловича Карамазова, двадцативосьмилетний поручик. Прообразом Д.К. послужил Дмитрий Ильинский, историю которого Достоевский узнал на каторге и описал в «Записках из Мертвого дома»: «Он был из дворян, служил и был у своего шестидесятилетнего отца чем-то вроде блудного сына.
Толстой Ровное наследство
Лев Николаевич Толстой Ровное наследство Толстой Лев Николаевич Ровное наследство Лев Николаевич Толстой Ровное наследство У одного купца было два сына. Старший был любимец отца, и отец всё своё наследство хотел отдать ему. Мать жалела меньшого сына и просила мужа не объявлять до времени сыновьям, как их разделят: она хотела как‑нибудь сравнять двух сыновей.
Зарізана голубка й водограй
Автор: Аполлінер Гійом. О постаті убиті любі О дорогі розквітлі губи Міє Марее Єтто Лорі Анні і ти Маріє Де ви дівчата Я вас питаю Та біля водограю Що плаче й кличе
Творчество Рембрандта
Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна (1606—1669) знаменует наивысший расцвет голландского искусства XVII века и одну из вершин мирового искусства вообще. Демократическое и истинно гуманное, проникнутое горячей верой в торжество справедливых жизненных начал, оно воплотило в себе самые передовые и жизнеутверждающие идеи своего времени.
Творчість Рембрандта
Творчість Рембрандта Харменса ван Рейна (1606–1669) знаменує найвищий розквіт голандського мистецтва XVII століття й одну з вершин світового мистецтва взагалі. Демократичне й істинно гуманне, перейняте гарячою вірою в торжество справедливих життєвих початків, воно втілило в собі самі передові й життєстверджуючі ідеї свого часу.
Рембрандт Харменс ван Рейн 1606 - 1669
Реферат на тему: Рембрандт (Харменс ван Рейн) 1606 - 1669 Голландія в 17-м сторіччі була однієї із самих багатих країн Європи. У столицю Амстердам стікалися товари з усіх кінців світу. Розбагатілі голландські купці і банкіри хотіли, щоб твори мистецтва відбивали все їхнє життя.
Рембрандт Харменс ван Рейн
Республика Башкортостан Детская Художественная школа № 2 Реферат на тему: Рембрандт Харменс ван Рейн Выполнила Ученица 33 гр. Пилюгина Анна Проверила Севастьянова И. А.
Моя поездка в Эрмитаж
рмитаж. Не так давно мы со всем классом поехали в Эрмитаж. Тема нашей поездки была живопись, портреты XV–XVII веков в Европе. Поездка в этот музей мне не очень понравилась. В галерее Эрмитажа наверняка не менее сотни картин этого жанра, но нам почему-то показали всего четырнадцать портретов – это меня очень огорчило, но зато о каждой картине нам очень подробно, хорошо и понятно рассказала экскурсовод.
Барокко
Барокко искусство (Baroque art.), стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков. В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное содержание.
Рембрандт
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669) голландский живописец, рисовальщик и офортист.
Центрально-Европейская операция
Введение 1 Предыстория 2 Расстановка сил 2.1 Союзники 2.2 Германия 3 Ход операции 4 Итоги Центрально-Европейская операция Введение Центрально-Европейская операция (вторжение западных союзников в Германию, Центрально-Европейская кампания; 22 марта – 11 мая 1945) – последняя стратегическая военная операция войск союзников против немецкой армии в ходе Второй мировой войны.
Сигиберт III
Введение 1 Правление под опекой Пипина Ланденского 2 Мятежи на востоке 3 Сигиберт усыновляет сына Гримоальда 4 Смерть и канонизация Сигиберта Введение
Кольмарская операция
Введение 1 Предыстория 2 Расстановка сил 2.1 Союзники 2.2 Германия 3 Ход операции 4 Итоги Список литературы Кольмарская операция Введение Кольмарская операция (20 января – 9 февраля 1945) – стратегическая военная операция войск США и Франции против немецкой армии в ходе Второй мировой войны с целью ликвидации окружённой в районе Кольмара немецкой группировки.
Хулагуиды
Введение 1 История 2 Ильханы 2.1 Ильханы под опекой 2.2 Хорасан Список литературы Хулагуиды Введение Хулагуиды (Ильханиды) — потомки Хулагу, внука Чингис-хана; монгольская династия, правившая на Ближнем и Среднем Востоке в середине XIII — середине XIV вв. Правители государства Хулагуидов носили титул ильхан («хан племени», в значении улусный хан[1]).
Гюндероде, Каролина фон
Введение 1 Биография 2 Произведения 3 Посмертная судьба 4 Новейшие издания 5 Публикации на русском языке Введение Каролина фон Гюндероде (нем. Karoline Friederike Louise Maximiliane von Gьnderrode, 11 февраля 1780, Карлсруэ — 26 июля 1806, Винкель, Рейн Верхний) — немецкая поэтесса-романтик.
Милорадович, Андрей Степанович
Андре́й Степа́нович Милора́дович (1727—1796) — российский военачальник и государственный деятель, генерал-поручик. Родился в 1727 г.[1] в селе Позники[2] Лубенского уезда Киевской губернии, происходил из малороссийских дворян сербского происхождения. По окончании образования в Киевской духовной академии начал службу в Малороссии и в 1747 г. уже получил звание бунчукового товарища; в 1749 г. определён поручиком и Лейб-компании гренадером.
Эльзас-Лотарингия
Введение 1 Общие сведения 2 В составе Германии 3 Дальнейшая история 4 Города Введение Эльзас-Лотарингия (нем. ElsaЯ-Lothringen, фр. Alsace-Lorraine) — «имперская провинция» Германской империи, ныне на территории Восточной Франции, состоящая из Эльзаса и восточной Лотарингии, связанных общей историей в период с 1871 по 1944 год.
Хуан, граф Барселонский
Введение 1 Биография 1.1 В эмиграции 1.2 Возвращение в Испанию 2 Семья 3 Награды Список литературы Введение Дочери: Пилар, Маргарита Сыновья: Хуан Карлос I, Альфонсо
Рейнская операция
Рейнская операция (кодовое название — «Пландер» ) — стратегическая военная операция вооружённых сил союзников против немецких войск в ходе Второй мировой войны с целью форсирования Рейна, часть Центрально-Европейской операции.
Хильдеберт III
Хильдеберт III (фр. Childebert III; 683 — 23 апреля 711) — король франков, правил в 695 — 711 , из династии Меровингов. Сын Теодориха III и Хродехильды (Клотильды). Имя Хильдеберт переводится со старо-германского как «Блистающий в битве».
Валентиниан I
Валентиниан I (Flavius Valentinianus) (321–375), римский император, родом из Паннонии.
Виллар, Клод Луи Гектор де
Введение 1 Ранние годы 2 Война за испанское наследство 3 Поздние годы Введение Портрет маршала де Виллара кисти Иасента Риго. Маркиз, затем герцог Гектор де Виллар (полное имя Клод Луи Эктор де Виллар, фр. Claude Louis Hector de Villars, 8 мая 1653(16530508), Мулен — 17 июня 1734, Турин) — наиболее успешный французский полководец войны за испанское наследство, главный маршал Франции (1733).
Межиров А.П.
Межиров Александр Петрович (р. 1923), поэт, переводчик. Родился 26 сентября в Москве в семье юриста (второе образование отца - медик). Семья уделяла большое внимание воспитанию и образованию сына.
Мадам Лепот
Николь-Рейн Этабль де ла Бриер (по мужу мадам Лепот) - известная французская математик и астроном. Мадам Лепот участвовала в расчете орбиты кометы Галлея, была составительницей эфемерид (траекторий на небе) Солнца, Луны и планет.
Андре Жид
Жид, Андре (Gide, Andre) (1869–1951), французский прозаик и драматург, автор знаменитых Дневников (Journals, v. 1–4, 1947–1951) и литературный критик, известный ниспровержением литературных традиций и установлений.