Отдельные тенденции искусства Высокого Возрождения предвосхищались в творчестве выдающихся художников 15в. И выражались в стремлении к величавости , монументализации и обобщённости образа.
Однако подлинным основоположником стиля Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи ( 1452- 1519) , гений, чьё творчество знаменовало грандиозный качественный сдвиг в искусстве.Значение его всеобъемлющей деятельности ,научной и художественной , стало ясно только тогда , когда были исследованы разрозненные рукописи Леонардо .В его заметках и рисунках - гениальные прозрения в самых различных областях науки и техники.Он был ,по выражению Энгельса ,“ не только великим живописцем, но и великим математиком ,механиком, инженером , которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики.
Искусство для Леонардо было средством познания мира . Многие его зарисовки служат иллюстрацией научного труда, и в то же время это произведения высокого искусства . Леонардо воплощал собой новый тип художника - учёного , мыслителя , поражающего широтой взглядов, многократностью таланта.
Леонардо родился в селении Анкиано, недалеко от города Винчи. Он был внебрачным сыном нотариуса и простой крестьянки .Учился он во Флоренции , в мастерской скульптора и живописца Андреа Верроккь.Одна из ранних работ Леонардо - фигура ангела в картине Верроккьо “Крещение”- выделяется среди застывших персонажей тонкой одухотворённостью и свидетельствуют о зрелости её создателя.
К числу ранних произведении Леонардо относиться и хранящаяся в Эрмитаже “ Мадонна с цветком”( т.н. “ Мадонна Бенуа” ок. 1478г.), решительно отличающаяся от многочисленных мадонн 15 в. Отказываясь от жанровости и тщательной детализации , присущих творениям мастеров раннего Возрождения , Леонардо углубляет характеристики , обобщает формы .Тонко моделированные боковым светом фигуры матери и младенца заполняют почти всё пространство
картины .Естественны и пластичны движения фигур , органически связанных между собой. Они ясно выступают на тёмном фоне стены . Открывающееся в окне чистое голубое небо связывает фигуры с природой,
с необъятным миром в котором господствует человек. В уравновешенном построении композиции чувствуется внутренняя закономерность .Но она не исключает теплоты , наивной прелести , наблюдённой в жизни.
В 1480 г. Леонардо уже имел свою мастерскую и получал заказы. Однако страстное увлечение часто отвлекало его от занятий искусством. Недописанными оказались большая алтарная композиция “Поклонение волхвов” и “ Св. Иероним”. В первой художник стремился к
преобразованию сложной монументальной композиции алтарного образа в пирамидально построенную , легко обозримую группу , к передаче глубины человеческих чувств. Во второй - к правдивому изображению сложных ракурсов человеческого тела , пространства пейзажа .
Не найдя должной оценки своего таланта при дворе Лоренцо Медичи с
его культом изысканной утончённости ,Леонардо поступил на службу к
миланскому герцогу Лодовико Моро. Миланский период творчества Леоонардо оказался самым плодотворным . Здесь во всю мощь раскрылась
многократность его дарования как учёного , изобретателя и художника.
Свою деятельность он начал с исполнения скульптурного монумента - конной статуи отца герцога Лодовико Моро Франческо Сфорца . Большая модель монумента , получившая единодушную высокую оценку современников, погибла при взятии Милана французами в 1499 г. Сохранились лишь рисунки - наброски различных вариантов монумента изображения то вздыбленного ,полного динамики скакуна , то торжественно выступающего коня , напоминающего компазицеонные решения Донателло и Верроккьо .Видимо , этот последний вариант и был претворён в модель статуи .Это произведение позволяет считать Леорнардо одним из крупнейших скульпторов того времени.
К миланскому периоду относятся живописные произведения зрелого стиля - “Мадонна в гроте “ и “Тайная вечеря”.
“ Мадонна в гроте “( 1483 -1494 ) - первая монументальная алтарная композиция Высокого Возрождения . Её персонажи Мария , Иоанн , Христос и ангел приобрели черты величия , поэтическую одухотворённость и полноту жизненной выразительности.Объединённые настроением задумчивости и действием - младенец Христос благославля-
ет Иоанна - в гармоничную пирамидальную группу, словно овеянные лёгкой дымкой светотени , персонажи евангельской легенды представляются воплощением идеальных образов мирского счастья .
В мир реальных страстей и драматических чувств переносит самая значительная из монументальных росписей Леонардо - “ Тайная вечеря”, исполненная в 1495 -1497 гг. Для монастыря Санта Мария делла Грацие в Милане . Отступив от традиционного толкования евангельского эпизода , Леонардо даёт новаторское решение темы , композиции, глубоко раскрывающей человеческие чувства и переживания . Сведя к минимуму обрисовку трапезной , нарочито уменьшив размеры стола и выдвинув его к переднему плану , он сосредотачивает внимание на драматической кульминации события , на контрастных характеристиках людей различных темпераментов ,проявлении различной гаммы чувств , выражающихся и в мимике и в жестикуляции . которыми апостолы отвечают на слова Христа : “Один из вас предаст меня “ .Решительный контраст апостолам составляют образы внешне спокойного Христа , находящегося в центре композиции , и облокотившегося на край стола предателя Иуды , грубый хищный профиль которого погружён в тень . Смятение , подчёркнутое жестом руки , судорожно сжимающей кошелёк, и мрачный облик выделяют его среди апостолов , на чьих освещённых лицах выражены удивление, сострадание , возмущение .Композиция фрески поражает цельностью , единством , она строго уравновешена , центрична по построению . Леонардо гениально решает проблему синтеза живописи и архитектуры .
После взятия Милана Леонардо покинул город . Начались годы странствий . По заказу Флорентийской республики он исполнил картон для фрески “Битва при Ангиари “. В полной драматизма и динамики композиции Леонардо , эпизоде битвы за знамя , дан момент высшего напряжения сил сражающихся , раскрыта жестокая правда войны .
К этому времени относится создание портрета Моны Лизы , одного из самых прославленных произведений мировой живописи .
Пластически проработанная, замкнутая по силуэту , величественная фигура молодой женщины господствует над отдалённым , окутанным голубоватой дымкой пейзажем со скалами и вьющимися среди них водными протоками .Сложный полуфантастический пейзаж тонко гармонирует с характером и интеллектом портретируемой . Кажется, что зыбкая изменчивость самой жизни ощущается в выражении её лица,оживлённого едва уловимой улыбкой, в её спокойно - уверенном , проницательном взгляде . Лицо и холёные руки патрицианки написаны с удивительной бережностью , мягкостью . Тончайшая , словно тающая, дымка светотени ( т. н. сфумато ), окутывая фигуру, смягчает контуры и тени; в картине нет ни одного резкого мазка или угловатого контура .
В последние годы жизни Леонардо большую часть времени уделял научным изысканиям . Он умер во Франции , куда приехал по приглашению французского короля Франциска 1 и где прожил всего два года .
Другие работы по теме:
Историческое значение Возрождения
историческое значение Возрождения Особое историческое значение Возрождения связывают с идеями и художественными достижениями гуманизма, провозгласившего в противовес средневековому христианскому аскетизму величие и достоинства человека. Гуманисты видели в человеке наиболее прекрасное и совершенное творение Бога.
Сравнительная работа философии эпохи Средневековья и Возрождения
Общая характеристика философии эпохи Средневековья и эпохи Возрождения Средневековая философия охватывает тысячелетний период, приблизительно с V по XV вв. Между античной и средневековой философией нет четко обозначенных границ. Истоки философии Средневековья — в античной философии, затем некоторое время она формировалась одновременно с религией христианства, возникшей в I—II вв. н. э.
Общая характеристика музыкальной культуры Возрождения
Основой искусства Возрождения был гуманизм (от лат. «humanus» - человечный, человеколюбивый) – воззрение, которое провозглашает человека высшей ценностью, отстаивает право человека на собственную оценку явлений действительности.
Трагедия Гете Фауст 2
Трагедия Гете Фауст В течение всей своей истории человечество пыталось понять окружающий мир, объяснить природные явления и сущность бытия. Достаточно вспомнить библейский сказ о Еве, который попробовал яблоки с дерева познания, труда алхимиков эпохи Возрождения, направленные на изобретение «философского камня», с помощью которого можно будет превратить металл в золото и получить «эликсир жизни», которая возвращает молодость и здоровье.
Гротеск и гипербола в романе Франсуа Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль
Эпоха Возрождения дала миру множество знаменитых имен: писателей, скульпторов, художников, музыкантов. Художники-гуманисты усматривали объект своего творчества в изображении человека, его чувств, умственных способностей и качеств, так как и сами художники этой выдающейся эпохи тоже были неординарными личностями.
О чем заставляет задуматься трагедия Шекспира Ромео и Джульетта
О чем заставляет задуматься трагедия Шекспира "Ромео и Джульетта" Автор: Зарубежная литература Действие трагедии происходит в эпоху Возрождения, когда люди средствами искусства заговорили о красоте жизни, о прелестях любви. Художники в картинах представляли прекрасных женщин, их красоту.
Трагедия Шекспира Ромео и Джульетта
Трагедия Шекспира "Ромео и Джульетта" Автор: Зарубежная литература Действие трагедии происходит в эпоху Возрождения – XIV-XVI века. В это время люди средствами искусства заговорили о красоте жизни и любви, художники в своих картинах изображали прекрасных женщин, воспевают их красоту, а в литературе появляются великолепные стихи о любви: Петрарки, Данте, Шекспире.
Трагедия “Гамлет”
Шекспировский герой. Общественная мысль, литература, искусство эпохи Возрождения.
Литература Эпохи Возрождения
Возрождение — культурологический термин, он координируется с употребляемым в исторической науке понятием «эпоха первоначального накопления» (промежуточная стадия между феодальной и капиталистической формациями).
Ход анализа образа Дом Гуана (Точка зрения Г. А. Гуковского)
Точка зрения Г. А. Гуковского представляется мне и глубже и плодотворнее. Действительно, Пушкин воссоздает в «Каменном госте» «дух» эпохи Возрождения, атмосферу «жизнерадостного свободомыслия», когда «все сословное и застойное исчезает, все священное оскверняется».
Дон Кихот и Санчо Панса как олицетворение двух жизненных позиций
Великий Гете считал, что жизнь, прожитая без пользы, подобна смерти. Подобной точки зрения придерживались большинство гениев XIX века. А что думали о содержании жизни предшественники Гете, представители литературных кругов эпохи Возрождения? Ведь они стояли около истоков новых представлений о человеке, нового взгляда на окружающий мир.
Особенности мировосприятия в литературе Возрождения
Специфические признаки и особенности эпохи Возрождения, ее место и значение во всемирной истории. Культурное наследие Возрождения, представители и шедевры, характерные черты литературы. Преобразования в искусстве с переходом к новому восприятию мира.
Рафаэль
Эпоха Возрождения - время высочайшего художественного подъема, когда в Италии работало множество замечательных живописцев, скульпторов, архитекторов. Творчество Рафаэля Санти принадлежит к их числу.
Художественная культура эпохи Возрождения.
оглавление духовности. 9.3 Возрождение хронологически делится на 4 этапа: 1) Проторенессанс (Предвозрождение) - XIII в. (двухсотые годы - дученто) и XIV в. (трехсотые годы - треченто); 2)
Европейская живопись 18-го столетия
Европейская живопись 18-го столетия в основном характеризуется тремя стилями, Это - рококо, неоклассицизм и барокко. Живописцы этого периода не обладают славой художников Эпохи Ренессанса или живописцев 19-го – 20-го столетий, но их вклад в живопись не оспорим и важен. В этот период были наиболее популярны портретная живопись и пейзажные направления.
Вклад в развитие риторики
Вклад в развитие риторики, который внес своим трудом «Воспитание оратора» римский оратор, адвокат и педагог Квинтилиан очень велик. Труд Квинтилиана оказал огромное влияние на гуманистов эпохи Возрождения, создававших на его основе свои руководства по ораторскому искусству. Наряду с Цицероном, другим непревзойденный римским оратором, Квинтилиан долгое время был самым читаемым латинским автором, его книги считались образцом для всех, писавших по-латыни в Новое время.
Культура итальянского Возрождения 2
Итальянское Возрождение Культура Возрождения зародилась в Италии. Хронологически итальянское Возрождение принято делить на 4 этапа: Проторенессанс (Предвозрождение) — вторая половина XIII—XIV вв.; раннее Возрождение — XV в.; Высокое Возрождение — конец XV в. — первая треть XVI в.; позднее Возрождение — конец XVI в.
Джорджо Вазари
Вазари, Джорджо (Vasari, Giorgio) (1511–1574), итальянский живописец, архитектор и писатель эпохи маньеризма.
Изобразительное искусство Возрождения
Введение 1 Раннее Возрождение 2 Высокое Возрождение 3 Позднее Возрождение 4 Северное Возрождение Введение Микеланджело. «Давид» (1501-04) Первые предвестники искусства Возрождения появились в Италии в XIV веке. Художники этого времени, Пьетро Каваллини (1259—1344), Симоне Мартини (1284—1344) и (в первую очередь) Джотто (1267—1337) при создании полотен традиционной религиозной тематики отталкивались от традиции интернациональной готики, однако начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане, что позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными.
Гаек из Либочан, Вацлав
Вацлав Гаек из Либочан (чеш. Vбclav Hбjek z Libočan) (?? — 18.03.1553, Прага) — чешский священник и хронист, автор известной «Чешской Хроники». Родился в конце XVв., происходил из семьи мелкопоместных дворян, жившей в окрестностях Жатеца. Был утраквистом, однако в 1521г. стал католическим священником, с 1524г. — популярный проповедник в августинском монастыре ап.
Академизм
Академи́зм (фр. academisme) — направление в европейской живописи XVII—XIX веков. Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и Возрождения.
Кватроченто
Кватроче́нто , также кваттроченто (итал. quattrocento, «четыреста», сокращенно от mille quattrocento — «тысяча четыреста») — общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимой с периодом раннего итальянского Возрождения. Это время творчества Пьерро делла Франческа, Ботичелли, Донателло, Брунеллески, Мазаччо, Беллини, Пинтуриккьо, Фра Анжелико, Перуджино и мн. др.
Венский акционизм
Введение 1 Художники 2 История движения 3 Наследие Введение Венский акционизм (Wiener Aktionismus) — радикальное и провокационное движение, связанное с деятельностью группы австрийских художников, работавших вместе на протяжении 1960-х. Творчество венских акционистов развивалась одновременно, но в значительной степени независимо от других авангардных движений эпохи, отрицавших традиционные формы искусства.
Живописный стиль
(англ. Picturesque style) — архитектурный прием в Англии конца 18 — начала XIX века, который был предшественником готического Возрождения. Живописный стиль развивался в качестве опротестования тенденции к соблюдению научной и математической точности в архитектуре, которая наметилась в XVIII веке.
Анахронизм 2
Анахрони́зм (от греч. ανά — против и χρόνος — время) — в исторической науке, литературе, кино — ошибочное, намеренное или условное отнесение событий, явлений, предметов, личностей к другому времени, эпохе относительно фактической хронологии.
Герб Российской республики
Государственный герб Российской республики — официальная эмблема России (с 14 сентября — Российской республики) с 21 марта 1917 года до 10 июля 1918 года . Эскиз герба был разработан группой специалистов, в которую входили известные геральдисты и художники Владислав Лукомский, Сергей Тройницкий, Георгий Нарбут и Иван Билибин.
Гвиччардини, Франческо
Франческо Гвиччардини (итал. Francesco Guicciardini; 6 марта 1483, Флоренция — 22 мая 1540) — выдающийся итальянский политический мыслитель и историк времён Высокого Возрождения.
Северное Возрождение
План Введение 1 Отличие от итальянского Возрождения 2 Периоды 3 Представители Список литературы Введение Северное Возрождение — термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в северной Европе, или более обобщающе — во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп. Северное Возрождение тесно связано с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий.
Пьетро Перуджино
Введение 1 Биография 2 Произведения 3 Библиография 5 Галерея Введение Пьетро Перуджино (итал. Pietro Perugino, дословно «Перуджийский», настоящее имя Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи - Pietro di Cristoforo Vannucci; 1446—1524) — итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель умбрийской школы.
Бёрбедж, Ричард
Ричард Бёрбедж (англ. Richard Burbage; 7 января 1567 — 13 марта 1619) — английский актёр эпохи Возрождения, друг и соратник Шекспира. Первый исполнитель таких ролей как: Гамлет, Ричард III, Лир, Генрих V, Отелло, Ромео, Макбет и др.
Сандро Ботичелли
Как никакой другой живописец XV века Боттичелли был наделен способностью к тончайшему поэтическому осмыслению жизни. Сандро Ботичелли впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний.