Андрей Полонский
Иерусалимская Аль-Акса (Отдаленнейшая) - третья святыня мусульманского мира после мечети Аль-Харам в Мекке и мечети Пророка в Медине. Именно с Аль-Акса связывают предание о ночном путешествии Мухаммеда.
Легенда гласит, что однажды в 621 году, когда Мухаммед ночью в собственном доме у Каабы размышлял с тяжелым сердцем о пророках, которые оказались чужими в своем Отечестве, перед ним в золотых одеждах явился ангел Джибрил (Гавриил). Джибрил вывел Мухаммада во двор, где их ждал крылатый белоснежный конь Бурак (Блистающий) с человеческим лицом, павлиньим хвостом и огромными крылами. "Следуй за мной, и твои глаза узрят великое", - изрек Джибрил. Во мгновение Бурак перенёс Мухаммада в Иерусалим на гору Мориа.
В этих местах, где еврейские цари возжигали свои жертвенники, Мухаммеда встретили древние пророки Авраам, Моисей и Иисус, и они вместе молились Богу. После молитвы ангелы рассекли Мухаммеду грудь и омыли его сердце. И тогда он увидел в столпе света лестницу, и поднялся по ней к серебряным воротам первых небес...
Очень любопытно, что традиция точно зафиксировала время, которое Мухаммед потратил на свое путешествие. Увидев Джебрила, Пророк Ислама вскочил и уронил кувшин с водой. Когда же он вернулся, успев побывать на семи небесах и предстать пред троном Аллаха, то заметил, что кувшин ещё не успел упасть на пол и подхватил его...
В Коране этому событию посвящен первый стих 17 суры: "Слава Тому, кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать Ему часть Наших знамений, из Заповедной мечети в Масджид ал Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, он слышащий, видящий" (перевод М-Н. О. Османова).
Святость Аль-Акса для мусульман объясняется еще и тем, что именно в сторону Храмовой горы последователи Мухаммеда обращались в своей молитве первые 17 месяцев, до тех пор, пока окончательно не избрали для этой цели Каабу. И, на протяжении всех веков существования исламской уммы, Иерусалим вместе с Меккой и Мединой остается для мусульман местом священного паломничества - хаджа. Писатель Насир-аль-Хосров (XI в.) так определяет ценность Аль Аксы в глазах верующего: "Это место - третий дом Божий. Ученые богословы признают, что каждый намаз, сотворенный в Иерусалиме, равняется 25 тысячам обычных намазов".
Халифы-строители и современные реставраторы
Мечеть Аль-Акса высится на Храмовой горе (она же - гора Мориа), в центре Старого Иерусалима, над Стеной Плача.
Именно здесь Авраам готовился принести в жертву своего сына Исаака. Тут же стоял жертвенник царя Давида, к которому и был вознесен Пророк Мухаммед для совместных молитв с Авраамом, Мусой и Исой.
На самом-то деле арабы сразу после взятия Иерусалима превратили в мечеть православный храм Введения Пресвятой Богородицы. То была первая Аль Акса.
Следующий этап в истории мечети начался в период Омейядского халифата, в годы острейшего соперничества молодого арабского государства с древними великими державами - Византией и Персией. Омейядские халифы ни в какой области не желали уступать своим врагам и отчасти учителям. Им было необходимо закрепить цивилизованный образ исламского Иерусалима. В дни правления Абдель Малика бен Мирвана и его сына Аль-Валида был разработан цельный план застройки Храмовой горы и ее окрестностей. При Абдель-Малике выросли мечети "Куббат ас-Сахра" и "Куббат ас-Сильсиля" а при Аль-Валиде были выстроены "Аль-Акса", дворец правителя, ворота и другие, доныне не сохранившиеся достопримечательности магометанского Иерусалима.
Само здание мечети несколько раз разрушалось при землетрясении, и только в 1033 году были заново воздвигнуты стены, которые существуют до наших дней.
При крестоносцах Аль-Акса стала дворцом Иерусалимского короля. Болдуин II в 1128 году подарил ее Ордену тамплиенов (храмовников). Все мрачные и таинственные гностические ритуалы, в которых обвиняло тамплиеров французское правосудие, впервые вершились именно в этих пределах...
От эпохи крестоносцев на территории Аль-Аксы сохранились часовня Захарии в восточном крыле и рыцарский зал - в западном.
После изгнания крестоносцев (1187 год) султан Саладдин восстановил здесь мечеть. Позднее, при мамлюках была построена галерея на священной территории, различные медресе, а также минарет. В это же время отремонтировали купола, колодцы, площадки и скамьи, которые остаются во дворе Аль-Аксы и доныне...
В Османский период, несмотря на то, что мечеть время от времени ремонтировалась и подновлялась, храмовый комплекс пришел в запустение. И только в конце 30-х - начале 40-х годов на территории Аль-Аксы были проведены большие реставрационные работы под руководством британского архитектора Эрнста Ричмонда. Разностильные, отличные друг от друга по размеру колонны в центре мечети были заменены одинаковыми - из каррарского мрамора. Также были положены новые балки. Но общий облик сооружения оставался неизменным.
К сожалению, с конца 60-х годов мечеть попала в тенета арабо-израильского конфликта. В 1969 году весь храмовый комплекс едва не уничтожил пожар, несколько раз Отдаленнейшую мечеть пытались взорвать, устраивали подкопы. Вокруг святыни не прекращаются споры и противостояние... Но даже эти трагические события ни в коем случае не могут умалить значение Аль-Аксы для мировой и исламской культуры.
Расцвет исламской науки
Роль Аль-Аксы в мусульманском мире сопряжена не только с ее святостью, но и с огромным вкладом в развитие исламской философии и права. С самых первых лет своего существования Аль-Акса стала одним из центров мусульманского знания. Здесь преподавали знатоки закона, предавались отвлеченным размышлением о Боге и Его бесконечных мирах суфийские дервиши...
В XI - XII столетии, когда Иерусалим оказался вовлечен в масштабное мусульманское интеллектуальное движение, получившим название "Исламский Ренессанс" (определение Адама Меца), Аль-Акса превратилась в своего рода исламский университет, центр правовых знаний. Знаменитый богослов и философ Идрис Абдуллах аль Газали, пытаясь определить главную интуицию исламской науки тех лет, писал: ""Невежда в своем представлении о природе солнечного света подобен муравью. Если бы у муравья был разум, то он, находясь, к примеру, на листе бумаги, и видя, как на нем появляются новые буквы, решил бы, что это делает только перо. Он не смог бы возвысить свой взор, и увидеть пальцы, а за ними руку, а за ней волю, двигающую этой рукой, а за ней того, кто пишет, проявляя эту волю и способность, а за ним, наконец, Того, кто создал и эту руку, и эту способность, и эту волю. Так и большинство людей видит лишь ближайшие, низшие причины явлений, не будучи в состоянии возвыситься до Того, кто является причиной всех причин".
Слава университета Аль-Аксы достигла своего высшего расцвета в эпоху после изгнания крестоносцев, особенно в годы правления мамлюков. Множество султанов, эмиров, кади, просто удачливых богатеев, очень любивших Иерусалим, постоянно жертвовали на содержание религиозных школ, приютов для странников, небольших мечетей на священной территории. Иные из них же здесь и похоронены, в своего рода комнатах-мавзолеях, а здания носят их имена...
Духовный центр арабского мира
И в наши дни Аль-Акса остается одним из самых значительных культурных центров исламского мира. С этой мечетью связаны едва ли не самые волнующие страницы коранического Предания и истории арабской цивилизации. Не только для мусульман - для представителей всех авраамических религий эти земли святы. Ведь тут покоится камень, на котором Авраам готовился принести своего сына Исаака в жертву Богу, с которого Мухаммед сделал первый шаг на лестницу, ведущую в небо.
И хочется верить, что этот камень окажется краеугольным, и на нем удастся воздвигнуть фундамент мира и согласия в священном городе Иерусалиме.
Другие работы по теме:
Державно-правова концепція Аврелія Августина
Августин Блаженний як найбільший представник латинської патристики, одна із ключових фігур в історії європейської філософії й теології. Характеристика вчення Аврелія Августина як однієї із перших системних християнських державно-правових концепцій.
О cвятых Ангелах Божиих
Божии ангелы – друзья наши. Если бы мы были чище и лучше, чем мы есть, то могли бы сказать, что ангелы наши братья. Плоть наша мешает нам их видеть. А грехи не дают нам почувствовать их близость.
Как вести себя в Храме
Храм – это дом Божий, дом молитвы, а не клуб по интересам. И мы должны всегда помнить, что храм – он не наш, а Божий. Мы там, конечно, в каком-то смысле хозяева, если мы туда часто ходим или служим, мы вроде бы дома у себя, но мы и гости.
Крещение Господне, Богоявление
Крещение Господне называют Богоявлением, ибо в событии Крещения проявилось участие всех трех Лиц Пресвятой Троицы: Бога Отца, открывающегося в гласе, Бога Духа Святого в виде голубя, осеняющего воды, и Бога Сына, принимающего Крещение от Иоанна.
Тертуллиан
Перевезенцев С. В. Квинт Септимий Флорент Тертуллиан (ок.160 — после 220 гг.), уроженец Карфагена, до 35 лет занимался юриспруденцией в Риме. Около 195 г. он принял христианство, вернулся в Карфаген и стал одним из видных деятелей местной Церкви. Перу Тертуллиана принадлежит значительное число небольших по объему статей — "Об идолопоклонстве", "Против еретиков", "О плоти Христовой", "О душе" и др.
Что сокрыто за нотным рядом?
Почему в структуре выдающихся произведений искусства, в том числе в произведениях музыкальных и поэтических, присутствует пропорция золотое сечение?
Картины природы в поэме Лермонтова Мцыри и их значение
Картины природы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» имеют важное значение. Мир, в котором живет герой, – это монастырь, душные кельи, тюрьма, как считает юноша. Природа Кавказа – это тот мир, куда он стремится, необыкновенно яркий и прекрасный.
Стихотворение Бунина Слово
Уже при жизни И.А. Бунина называли «последним русским классиком». В лучших традициях русской классической литературы Иван Бунин писал о роли поэзии в жизни каждого человека, о значении слова.
Три дня на воле. по поэме Лермонтова Мцыри
Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» посвящена событиям на Кавказе 30–40-х годов XIX века. Мцыри – пленный ребенок из горского племени, ослабевший и больной. Русский генерал оставляет его в грузинском монастыре на попечение монахов. Им удалось вылечить ребенка, его окрестили, назвали «Мцыри», что означает «послушник».
Творчество Николая Гумилева
Стихи Гумилева — «высокое косноязычие» самой судьбы. В его трудах столь высоки притязания и надежды, так ясен удел, так неколебима вера: Не спасешься от доли кровавой,
Общие точки Ангелочка Л.Андреева и Сусального ангела А. Блока
Общие точки "Ангелочка" Л.Андреева и "Сусального ангела" А. Блока Автор: Блок А.А. Великие авторы иногда пишут свои произведения под впечатлением от прочтения чужих творений. Так Александр Блок под впечатлением от рассказа Леонида Андреева "Ангелочек" написал свое стихотворение "Сусальный ангел".
Брак по расчету
Автор: Зощенко М.М. -- Раньше, граждане, было куда как проще,-- сказал Григорий Иванович.-- А которые женихи -- тем все было как на ладони. Вот, скажем, невеста, вот ее мама, а вот-- приданое. А если приданое, то опять- таки какое это приданое: деньгами или, может быть домик на фундаменте.
Краткий анализ стихотворения Лермонтова Смерть поэта
Краткий анализ стихотворения Лермонтова "Смерть поэта" Автор: Лермонтов М.Ю. При анализе первой строфы важно отметить, что судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще и оформляется в романтических категориях: "оклеветанный молвой", "жажда мести", "поникнув гордой головой", "восстал... против мнений света", "свободный, смелый дар", "дивный гений", "торжественный венок".
Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова Смерть поэта
Автор: Лермонтов М.Ю. Стихотворение «Смерть поэта» написано в 1837 году. Это стихотворение связано со смертью А.С.Пушкина. Когда Пушкин умирал, Лермонтов был болен. Лермонтов первый, кто написал правду о гибели А.С. Пушкина. Даже пушкинские друзья боялись это сделать.
Сюжет, герои и проблематика баллады В. А. Жуковского Светлана
Автор: Жуковский В.А. Жуковский обратился в балладе «Светлана» к мифологическому сюжету о «свадьбе с мертвецом». Ранее этот сюжет был использован немецким поэтом Г. А. Бюргером в его романтической балладе «Ленора». Жуковский перевел «Ленору» на русский язык и дал ей заглавие «Людмила». В содержательном плане перевод сохранил верность оригиналу.
Пророк Пушкина и Лермонтова
Автор: Лермонтов М.Ю. Спустя 15 лет после написания Пушкиным стихотворения "Пророк", Лермонтов, которого многие считают преемником Пущкина, пишет новое стихотворение "Пророк" - своё продолжение истории путника, наделённого пророческим даром.
Анализ стихотворения И.А. Бунина Ещё и холоден и сыр...
Анализ стихотворения И.А. Бунина "Ещё и холоден и сыр..." Автор: Бунин И.А. Стихотворение "Ещё и холоден и сыр..." написано Буниным в 1901 году. Оно относится к раннему этапу творчества писателя. В стихотворении мы видим февраль, конец зимы: "Ещё и холоден и сыр Февральский воздух...".
Стилистика повестей Н.В.Гоголя
Автор: Гоголь Н.В. В веселом комизме и юморе "Вечеров на хуторе близ Диканьки" Белинский увидел полноту жизни, ее правдивое изображение: "Это комизм веселый, улыбка юноши, приветствующего прекрасный Божий мир. Тут все светло, все блестит радостию и счастием: мрачные духи жизни не смущают тяжелыми предчувствиями юного сердца, трепещущего полнотою жизни.
Роль лирических отступлений в поэмеМертвые души
Автор: Гоголь Н.В. К концу же поэмы лирическая стихия почти полностью захватывает произведение. Заключительная глава изобилует авторскими рассуждениями. Здесь-то и дается ключ к пониманию идейно-композиционных особенностей “Мертвых душ”. Лирическое отступление о человеческих страстях наводит на мысль о том, что Гоголь отождествляет каждую главу о помещике с какой-нибудь преодоленной страстью.
Поучение Новгородского Епископа Луки Жидяты
Автор: Древнерусская литература ПОУЧЕНИЕ НОВГОРОДСКОГО ЕПИСКОПА ЛУКИ ЖИДЯТЫ Се, братие, сию заповедь пЪрвее известно должни есмы вси крьстьяне дЪржати — веровати в един Бог, в Троици славим, в Отца и Сына и Святаго Духа, якоже наоучили ны святии апостоли и отци оутвердили веру в единого Бога до конца...
Замятин Евгений
(1884 - 1937) Родился 20 января (1 февраля н.с.) в Лебедяни Тамбовской губернии в семье священника. Окончив в 1902 воронежскую гимназию с золотой медалью, поступает в кораблестроительный институт, который оканчивает в 1908. В студенческие годы, во время первой русской революции, принимал участие в революционном движении.
Философские вопросы и их решение в поэме М.Ю.Лермонтова Демон
Автор: Лермонтов М.Ю. В поэме Лермонтова «Демон» идет размышление над философскими вопросами. Главный конфликт в поэме – это противопоставление добра и зла, где Демон – «дух исканья», индивидуум, который «сеял зло без наслажденья», а Тамара – это «ангел земной», «святыня добра, любви и красоты». Это две противоположные личности.
Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Последний катаклизм"
Начиная с 30-ых годов XIX века Ф.И. Тютчева начинает интересовать философская тема в поэзии. Это выражено во многих стихотворениях ("О чем ты воешь, ветр ночной", "Как океан объемлет шар земной", "Пожары" и "Последний катаклизм").
Виховний захід p християнської етики Світле свято Великдень
Реферат на тему: Виховний захід християнської етики: Світле свято Великдень” Світле свято Великдень День Воскресіння Ісуса Христа – Великдень – одне з найбільших свят християн. У дохристиянські часи це було свято весняного сонця і пробудження природи від довгого сну.
Метель. Повести Белкина. Пушкин А.С.
В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своем поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р**”. Он имел семнадцатилетнюю красавицу дочь, воспитанную на французских романах.
Антигон Сохейский
(ивр. אנטיגנוס איש סוכו) (? - 264 до н. э.) — еврейский законодатель начала периода Мишны. Ученик Симона Праведного и его преемник. Его выдающимися учениками были Иосе бен Иоэзер из Цереды и Иосе бен Иоханан из Иерусалима - первые законоучители периода пар.
Агирре, Лопе де
Введение 1 Биография 2 Издания его произведений 3 В культуре 3.1 В кино 3.2 В литературе 3.3 В видеоиграх 4 Биография Список литературы Введение Лопе де Агирре (Lope de Aguirre; ок. 1518—1561) — конкистадор баскского происхождения, имя которого стало в испанской традиции синонимом вероломства и жестокости.
Белина, Александр Алексеевич
Александр Алексеевич Белина — советский/украинский киноактер. Родился 10 октября 1950 года в Киеве в семье служащего. Окончил Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого (1972). Был актёром Киевской киностудии имени А. П. Довженко. Ушёл из жизни в 2008 году в Киеве.
Вавилов, Олег Михайлович
План Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Роли в театре 3.1 Дипломные работы 3.2 Казанский государственный академический русский Большой драматический театр имени В. И. Качалова
Тертуллиан
Квинт Септимий Флорент Тертуллиан (ок.160 — после 220 гг.), уроженец Карфагена, до 35 лет занимался юриспруденцией в Риме. Около 195 г. он принял христианство, вернулся в Карфаген и стал одним из видных деятелей местной Церкви.
Роздумайте над цим - це справа життя
Сон Божої матері Пресвятої Богородиці і Пріснодіви Марії. Пресвята Богородиця в святій святині на святій горі у вертепі над святою річкою Йорданією в святім городі Вифлиєєемі Іюдейськім в місяці березні, тринадцятого числа.