Чистякова Л. Б.
Накануне Рождества Христова, в сочельник, в старину повсеместно на Руси по домам ходили христославы, по-другому, славильщики. Радостно, с песнями и стихами, они славили рождение Спасителя. Нередко среди участников были и те, кто показывал вертеп. Что же такое вертеп и как он попал в Россию? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно обратиться к церковным зрелищам — мистериям, которые устраивались в средневековой Европе.
Из истории Западной церкви известен тот факт, что 25 декабря 360 года римский епископ Либерий посвящал в монахини сестру Марцеллу и, обращаясь к ней, он сказал: «Ты видишь, сколько собралось народа в день праздника Рождения твоего Христа». Отсюда видно, что именно в этот день уже в 4 веке празднование Рождества Христова было признано на Западе как церковное установление.
Этот праздник совпадал с языческими празднествами, которые проводились ранее у греков, римлян и варварских народов Западной Европы. Церковь боролась против языческих обрядов, которые в те времена соблюдались наряду с новыми, христианскими. Для обращения народных обрядов в христианское празднество церковь увеличила время церковных служб в эти дни и торжественность их проведения.
Накануне праздника храмы, роскошно украшенные и освещенные тысячами свечей, были переполнены молящимися. Вся ночь проходила в совершении разных служб, при участии хора певчих и всех прихожан.
С 11 века в Западной церкви становится известен обряд-мистерия «Поклонение пастырей». Нужно сказать, что слово «мистерия» указывает на таинство и, следовательно, на связь с богослужением.
Итак, на мраморном столике, возвышавшемся над главным престолом, устраивались ясли, в которых находилась статуя или изображение Девы Марии. Пять старших священников-каноников в церковном облачении с амиктами (льняными платками) на голове и с жезлами в руках представляли собой вифлеемских пастырей у входа в алтарь. К ним подходил мальчик из хора, изображавший ангела, и возвещал пастырям рождение Спасителя, произнося евангельские строки. Пастыри проходили в алтарь, а в это время дети-певчие, стоявшие в разных местах храма, представляли небесное ангельское воинство и пели: «Слава в вышних Богу…». Затем пастыри направлялись к яслям с пением гимнов в стихах. Здесь их ожидали два каноника, условно представлявшие двух женщин, находившихся при Святой Деве. Они спрашивали: «Кого ищете в яслях, пастыри?» — «Мы ищем, — отвечали пастыри, — Спасителя Христа». Женщины (каноники) отдергивали завесу, которая скрывала статую Младенца Иисуса. Указывая на нее, они говорили: «Вот он — этот Младенец со своей Матерью». Тогда пастыри преклонялись перед Ним и приветствовали Деву Марию гимном: «Будь благословенна Царица Неба», а потом торжественной процессией возвращались в алтарь. При этом они пели: «Аллилуйя, аллилуйя! Воспойте же Его пришествие!» Затем следовал возглас священника, которым начиналась обедня.
Вот эта древняя мистерия и называлась «Вертепным действом». Как «вертеп» она была известна в Западной Украине, куда перешла из Польши, которая, в свою очередь, получила ее из Германии. В мюнхенской рукописи 13 века есть описание рождественского действа, исполнявшегося монахами. Автор этой мистерии был, несомненно, лицом церковным — монахом и, может быть, одним из преподавателей в монастырской школе. Воспитанники таких школ обычно принимали участие в представлении мистерий, и не случайно, что эта рукопись была написана в Мюнхене, ведь «монах» по-немецки — «мюнх», и город рос когда-то вокруг монастырских стен…
Интересно, что Византия в этом отношении опередила Запад: здесь мистерии появились уже в 5-6 веках, а в 10-11 веках в церкви святой Софии в Константинополе и других городах торжественно устраивались драматические представления.
Кукольные рождественские мистерии были известны в Европе с 16 века и на протяжении веков формировались ее многочисленные разновидности: это касалось и архитектуры сцены, и текста представления. В Польше такие представления назывались «шопками», на Украине — «вертепами», в Белоруссии — «батлейками».
Вертеп как кукольный театр представлял собой переносной ящик из тонких досок или картона. Внешне он напоминал домик, который состоял из одного или двух этажей. Чаще всего встречались двухэтажные вертепы. В верхней части игрались драмы религиозного содержания, в нижней — интермедии, комические бытовые сценки. Это определяло и оформление частей вертепа. Верхняя часть («небо») обычно оклеивалась изнутри голубой бумагой, на задней ее стене были нарисованы сцены Рождества; или же сбоку устраивались макет пещеры либо хлева с яслями и неподвижные фигуры Марии, Иосифа, Богомладенца Христа и домашних животных. Нижняя часть («земля» или «дворец») оклеивалась яркой цветной бумагой или фольгой, посредине на небольшом возвышении устраивался «трон», на котором находилась кукла, изображающая царя Ирода. В дне ящика и в полочке, разделявшей ящик на две части, были прорези, по которым кукловод передвигал стержни с прикрепленными к ним неподвижно куклами — персонажами драм. Передвигать стержни с куклами можно было вдоль ящика, куклы могли поворачиваться вовсе стороны. Справа и слева каждой части были прорезаны «двери»: из одной куклы появлялись, в другой исчезали. Кукол вырезали из дерева (изредка лепили из глины), красили и наряжали в матерчатую или бумажную одежду и закрепляли на металлических или деревянных стержнях. Если в «шопках», «вертепах», «батлейках» использовались куклы на палке, то в бельгийских театрах применялись тяжелые марионетки на проволоке длиной до одного метра, а в провансальских вертепах куклы были наполовину механизированными: каждая из них имела собственный механизм, приводящий в движение конечности, а для движения в пространстве была необходима помощь аниматора.
В центральной и западной Европе были популярны мистерии стационарные — не переносные. Их показывали на сцене, унаследованной от барочного театра. Такая сцена имела просцениум, в глубине — задник–перспективу, иногда по бокам кулисы. А вот постоянные чешские и итальянские вертепы строились под крышей, но как бы в открытом пространстве, то есть в пространстве, не ограниченном сценической рамой. Сцена такой мистерии поднималась кверху несколькими планами, причем куклы могли действовать на каждом этаже.
Представление состояло из мистериальной драмы «Царь Ирод» и из бытовых сцен. Исследователь народного театра Н.Н. Виноградов так описывал вертепное представление в России:
«Действие открывается благовестием о рождении Христа. Новорожденному идут поклониться и принести дары пастыри и три царя (волхвы — мудрецы Востока). Затем в нижнем ярусе происходит торжественный выход царя Ирода, который призывает воинов и велит им избить (убить) младенцев «сущих первенцев». Воины уходят и возвращаются обратно, ведя с собою к Ироду Рахиль, которая не дает на смерть своего ребенка. Она со слезами, на коленях умоляет Ирода пощадить своего младенца, но царь неумолим и приказывает поднять малютку на копье. Рахиль с рыданиями мечется по сцене, проклиная Ирода. Воин выгоняет ее вон. Оставшись один, Ирод начинает помышлять о смерти и, желая избежать ее, окружает себя караулом. Раздается песнь, возвещающая приближение страшной гостьи, слышится страшный треск — и на сцене вырастает зловещий скелет с косою на плече — Смерть. Стража в ужасе бежит, а трепещущий Ирод начинает умолять о пощаде. Смерть вызывает к себе на помощь черта, являющегося с криком «гу—гу—гу!» Узнав в чем дело, он велит сестре поднять косу и убить Ирода, которого затем и тащат в ад со словами:
«О, проклятый Ироде, за твоя превеликия злости
Поберу тя в преисподнюю бездну и с кости».
Этим заканчивается первая серьезная часть вертепной драмы. Вторая часть состоит из неодинакового в различных местах количества сцен и диалогов, представляющих самостоятельную обработку сюжетов из народной жизни. Сцены эти часто совершенно не связаны одна с другою и могут следовать в произвольном порядке. Все действие в этих сценах заключается почти исключительно в том, что типы различных национальностей, полов и профессий дерутся или пляшут» (Виноградов Н. Народная драма. История русской литературы. — М., 1908. — Т.1 —С.389—390).
Постепенно первая часть представления сокращалась, а вторая, наоборот, расширялась. Действующими лицами сценок с бытовым содержанием были мужик, барин, франт, «новомодные барыни», солдат, священник, еврей-шинкарь, цыган и другие персонажи.
Когда вертепная драма разыгрывалась не только куклами, но и живыми любителями, тогда она носила название «живой вертеп».
Со временем вертепщики, то есть кукольники, становились профессиональными бродячими исполнителями. Обычно кукловод был владельцем и вертепа, и кукол. Во время представлений он, стоя за ящиком, приводил в движение кукол, водя их по прорезям в полу ярусов вертепного домика. При этом вертепщик произносил текст драмы, изменяя тембр голоса и интонации речи, чем создавал иллюзию, что представление играется несколькими актерами. Он помнил текст наизусть и мог его изменять в зависимости от условий выступления.
На Руси вертепный ящик часто напоминал не пещерку, а часовенку, олицетворяющую Церковь Христову. При хождении с таким вертепом дети распевали духовные песни или все вместе пели рождественский ирмос. Бывало, что вертепы никто не носил, а ставили их в середине храма, убирали цветами и хвойными ветками, внутрь ставили икону Рождества Христова. Очень радовались прихожане такому праздничному чуду.
И в наши дни эта традиция не забыта в церкви: во все дни святок, до праздника Богоявления Христова любой может зайти в храм и поклониться Богомладенцу Христу.
Другие работы по теме:
Вольный стих
Вольный стих - это форма стихотворного произведения, все строки которого выдержаны в едином силлабо-тоническом метре, но произвольно неравностопны.
Место и роль «геронто» в этнокультуре
Прежде чем определить место и роль физиологически старых, духовно зрелых и жизненному опыту мудрых людей в этнокультуре, возникает желание расшифровать смысл короткого изречение поэта — представителя этнокультуры.
Вульгарный материализм
Вульгарный материализм (лат. vulgaris – упрощенный) – понятие, введенное в обиход Энгельсом для характеристики взглядов философов материалистической ориентации начала – середины 19 в. К.Фохта.
Проституция гостиприимства
Проституция гостеприимства - это адаптация к обычаям простых людей, к практике использования права первой ночи, установленного в интересах сильных мира сего.
Религии мира - Христианство
Доклад РЕЛИГИИ МИРА ХРИСТИАНСТВО 16.04.04 Гарнык Виктор 8 «Д» Христианство – одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных ветви: католицизм, православие, протестантизм. Общий признак, объединяющий христианские вероисповедания и секты – вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира.
Агамемнон
Агамемнон стал царем в Микенах (которые античная традиция часто отождествляет с соседним Аргосом) и женился на дочери Тиндарея Клитеместре. От этого брака Агамемнон имел трех дочерей, в том числе Ифигению, и сына Ореста.
Значение интегративной юриспруденции
Право как социальное явление и как часть социального опыта представляет столь важный элемент социального бытия, что в этом своем качестве оно выполняет не менее важные социальные функции, чем, скажем, устройство государства.
Сочинения на свободную тему - у нас была традиция. ..
Завтра день рождения. Наташи она пригласила меня в гости я радостная пришла домой и попросила у мамы деньги на подарок. В комнате был дедушка он услышал наш разговор и сказал что когда он учился в школе у них была традиция дарить только то что сделан.
Музыкальная жизнь Англии в XVII в.
XVII в. оказался противоречивым и для музыкального искусства Англии. Творческое наследие английской музыки было богатым и разнообразным: традиция многоголосья, разработка полифонических форм, расцвет мадригала… .
Новые пластмассовые зубы
« Спофадент Плюс» компании « Spofa Dental». История изготовления зубов производственным предприятием «Dental» (Чехия) уходит в 1953 год. Эта, почти пятидесятилетняя традиция безусловно является гарантией определённого качества изготовляемых зубов, которая находит отражения удовлетворённости наших заказчиков.
Памятник славной личности и ее творцу
Традиция человечества - устанавливать памятники в честь славных личностей. Среди миллионов известных писателей, музыкантов, ученых, удостоенных этой чести, высечено в камне или в металле всего единицы литературных героев. Среди них - Шерлок Холмс из цикла рассказов Артура Конан Дойля. Он возвышается возле лондонской станции метро «Бейкер-стрит», где на одноименной улице 221-дома Б, как написал А.
Собака Баскервилей - шедевр детективного жанра
Традиция человечества - устанавливать памятники в честь выдающихся личностей. Благодаря таланту Артура Конан Дойля мы знакомы со знаменитым детективом Шерлоком Холмсом, памятник которому установлен на Бейкер-стритт, где, по словам писателя, и жил выдающийся детектив.
Думы и народные песни
Творцами и хранителями народного эпоса были кобзари. Источники свидетельствуют, что во времена Киевской Руси существовали певцы, которые выполняли произведения на исторические темы, «пели славу» воинам-князьям. Кобзари, потомки легендарного Бояна, и были охранниками боевой славы народа. Многих из них отдавались в обучение к старым кобзарям еще ребятами.
Традиции моей семьи 2
"Традиции моей семьи" Автор: Сочинения на свободную тему Традиция-это обычай, установившийся порядок в поведении, в быту, а также то, что перешло от одного поколения к другому, унаследовано от предков.
Трудовые традиции моей семьи
Автор: Сочинения на свободную тему Тема сочинения подтолкнула меня к размышлениям о нашей семье. Может быть, я впервые задумалась о том, что нас объединяет , какие семейные традиции выработались з амноги годы, кто в главный в семье.
Тамильская литература
Является наиболее древней и богатой из всех южноиндийских литератур. Подобно другим индийским литературам, Т. л. страдает отсутствием точной хронологии. Местная традиция возводит начальный период своей литературы к началу первого тысячелетия до н. э.
Малайзия – страна тысячи традиций
Малайзия… Эту страну можно смело назвать страной-праздником и страной тысячи традиций. Наверное, нет ни одной страны в мире, где так тесно переплетаются многие народности и их многовековые традиции.
Керамика Саладо
Стиль Tonto Polychrome Красная (полихромная) керамика Рузвельт (Саладо) , англ. Roosevelt Red Ware, англ. Salado Red Ware, англ. Salado Polychrome — традиция керамики, распространённой в поздний доевропейский период (около 1280—1450 гг, по данным дендрохронологии) на территории штатов Аризона и Нью-Мексико.
Традиция Фолсом
Традиция Фолсом , или Фолсомский комплекс (англ. Folsom Complex) — условное обозначение палеоиндейской археологической культуры или, скорее, надкультурной традиции, распространённой в доисторический период в центральной части Северной Америки. Термин впервые предложил в 1927 году Джесси Дейд Фиггинс, директор Колорадского музея естественной истории.
Ритуал переодевания
Происхождение платья. Мужчины и платье. Мантии ученых. Старики и женская одежда.
Железная Гвардия
«Желе́зная Гва́рдия» (рум. Garda de Fier) — название крайне правой политической организации, действовавшей в Румынии в период между двумя мировыми войнами.
Субстрат лингвистика
Языково́й субстра́т — влияние языка коренного населения на чужой язык, обычно при переходе населения с первого на второй в результате завоевания, этнического поглощения, культурного преобладания и т. д. При этом местная языковая традиция обрывается, народ переключается на традицию другого языка, но в новом языке проявляются черты языка исчезнувшего.
Рэдуэй, Дженис
Введение 1 Биография 2 Научные интересы 3 Избранные труды 4 Издания на русском языке Введение Дженис Рэдуэй (англ. Janice A. Radway, 29 января 1949, Инглвуд) – американский историк книги, социолог литературы, исследователь американской культуры.
Фюссли, Иоганн Генрих
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Интересные факты Введение Иога́нн Ге́нрих Фю́ссли, или Ге́нри Фю́зели (нем. Johann Heinrich Fьssli, англ. Henry Fuseli, 7 февраля 1741, Цюрих — 16 апреля 1825, Лондон) — швейцарский и английский живописец, график, историк и теоретик искусства.
В чем суть реформы Сервия Туллия
01.02.2011 Бочарова Ольга Олеговна №50091, тел. 89147000803 Предмет: История бухгалтерского учета Вопрос: В чем суть реформы Сервия Туллия Сервий Туллий – шестой царь Древнего Рима в 578-535 г. до н.э. С его именем римская традиция связывает реформы, способствовавшие утверждению государственного строя Рима, было создано т.н.
Азильская культура
Азильская культура — археологическая культура (или технологическая традиция) эпохи эпипалеолита на севере Испании и юге Франции. Вероятно, азильская культура относится к периоду Аллерёдского климатического перепада около 8 тыс. л. до н. э., и следовала за мадленской культурой. По мнению археологов, азильская культура представляла собой финальную стадию мадленской, в то время, как потепление климата привело к изменениям в образе жизни людей в регионе.
Суперстрат
Суперстрат — влияние языка пришлого населения на язык коренного в результате завоевания, культурного господства некоего этнического меньшинства, которому не хватило критической массы для ассимиляции покорённого или подчинёного коренного населения. При этом местная языковая традиция не обрывается, но в ней ощущаются (в разной степени и на разных уровнях в зависимости от длительности) иноязычные влияния.
Культура Кочис
План Введение 1 Фаза Чирикауа (Chiricahua phase) 2 Фаза Сан-Педро (San Pedro phase) Введение Культура/традиция Кочис, англ. Cochise Tradition/Cochise Culture — археологическая традиция (в прежних работах — археологическая культура) архаического периода юго-запада США. Хронологически охватывала весьма длительный период, около 5000 — 200 гг. до н. э.
Теучитланская традиция
План Введение 1 Происхождение 2 Архитектура 3 Общественное устройство 4 Исчезновение Список литературы Введение Теучитланская традиция — доколумбово общество, существовавшее на территории современных мексиканских штатов Найярит и Халиско. Название происходит от города Теучитлан в штате Халиско.
Мемориал линкора Аризона
«Слёзы Аризоны» Мемориал линкора «Аризона» расположен в Пёрл-Харбор на месте гибели линкора, бетонная конструкция установлена над затонувшем корпусом корабля но не касается его. Мемориал построен в честь погибших 1177 человек на линкоре Аризона во время нападения японских сил на Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 года.
Викус культура
Культура Вику́с (по названию небольшого посёлка на севере Перу в 40 км на восток от города Пьюра) — археологическая доколумбова культура, датируется периодом примерно 5 в. до н. э. — 6 в. н. э., принадлежит к «классическим» доколумбовым культурам. Область распространения данной культуры пока определена недостаточно чётко; центр её находился предположительно в долине Пьюра; распространялась на север до территории современного Эквадора, а на юг — до долины Ламбайеке.
Обычаи и традиции казахского народа
Тема: Традиции и обычаи казахского народа Подготовил: ученик 8 «г» класса Светличный Александр Проверила: Традиции обычаи существуют у народов всего мира. В них отразились уклад жизни народа, его привычки, национальные особенности.
Традиции и ценности
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ Учреждение образования: «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Ханс-Георг Гадамер
Гадамер, Ханс-Георг (Gadamer, Hans-Georg) (1900–2002), немецкий философ, один из самых значительных мыслителей второй половины 20 в., известен прежде всего как основатель «философской герменевтики».