Первая женщина-режиссер российского государственного театра.
Зинаида Михайловна Славянова: опыт творческой биографии
.
Славянова Зинаида Михайловна (около 1895, Елец – 18.I.1941, Симферополь) – русская советская актриса, режиссер, театральный деятель и драматург. Заслуженная артистка РСФСР (1934). Сценическую деятельность Славянова начала в 1903 в Тамбове, в антрепризе Леонова. Играла главные роли героинь в театрах Саратова, Перми, Екатеринбурга, Баку, Самары, участвовала в гастрольных поездках П. Н. Орленева. В 1907-1918 держала антрепризы в Самаре, Екатеринбурге, Кинешме. В 1917 была избрана первым председателем Самарского союза работников искусств, в 1918 назначается главным режиссёром городского театра и с этого времени ведёт режиссёрскую и педагогическую работу в театре. В Казани Славянова заведует ТЕО Наркомпроса Татарии, создаёт здесь русские и татарские театральные техникумы, участвует в постановке массовых зрелищ и др. С 1924 работала в Смоленском городском драматическом театре режиссёром, директором и главным режиссёром. Поставленные спектакли: "Мистерия-Буфф" Маяковского (1923), "Озеро Люль" Файко (1924), "Бойцы" Ромашова (1930), "Егор Булычев и другие" (1933), "Платон Кречет" (1935); "Аристократы" Погодина (1935), "Семья Волковых" Давурина и др. Славянова также автор пьес: "Памяти Парижской Коммуны", "Александр II" и др.
В Самарском театре работала два раза – сезон 1907-1908 гг. и сезон 1918-1919 гг.
11 декабря 1907 года состоялся первый бенефис Славяновой Зинаиды Михайловны.
1907 год для нее был годом злейшей столыпинской реакции. В этот год в Петропавловской крепости в Трубецком бастионе погибла родная сестра Славяновой. Чувство негодования против царских сатрапов, горечь и желание хоть чем-либо отомстить за сестру немало способствовали ее выбору пьесы для бенефиса. Славянова во что бы то ни стало собиралась поставить «К звездам» Андреева. Эта пьеса была напечатана, но запрещена к представлению, так как она отражала революционные события 1905 года.
Чтобы добиться разрешения на постановку этой пьесы, Славянова решила использовать некультурность полиции. Поэтому она поехала в полицейское управление просить «посоветовать» ей пьесу для бенефиса. «Галантный» полицейский любезно уверил ее, что любая пьеса в ее бенефис привлечет публику. Сделав вид, что беспокоится, Славянова как бы невзначай произнесла: «Уж не поставить ли мне «К звездам», - она напечатана, действие происходит за границей». Полицейский понятия не имел о смысле пьесы и поэтому, только услышав, что действие происходит за рубежом, согласился.
В конце второго акта пьесы Славянова появилась на ступеньках домика отца в скромном синем платье, сорвала с плеч огненно-красный, по-особому выкроенный шарф и, как флаг, раскрыла его в воздухе. Некоторые зрители первых рядов демонстративно покинули зал до окончания спектакля. Пьеса была снята на следующее же утро, но она была сыграна…
Через несколько дней на благотворительном вечере Славянова Зинаида прочла одно из популярных стихотворений революции 1905 года: «Мальчишка я. Хотите вы сказать, что молод я, ничтожен, не опасен? Зачем же вам в тюрьме меня держать, зачем мальчишка так для вас ужасен?»
На следующее утро к Славяновой явился околоточный и объявил ей, что в 24 часа она высылается за пределы Самарской губернии. Ее друзья стали искать ходы к вице-губернатору и высылка была заменена штрафом.
После этого в комнате за первой ложей полицмейстер в присутствии антрепренера выговаривал ей за «возмутительное легкомыслие и увлечение пьесами, компрометирующими мой вкус и культурное развитие».
В конце 1915-1916 и 1917 годов Славянова работала в Самаре учительницей в Засамарской слободе и в Монастырском поселке. Скучные однообразные роли в театре ее уже не удовлетворяли. Но сыграв в 1919 году «Дурные пастыри», «Мадлену» и «Ткачей» Гауптмана, увидевших свет рампы после февральской революции, она снова потянулась к театру и написала антрепризу Лебедеву. Последний в откровенном письме из Нижнего Новгорода сообщил ей, что «под влиянием новых веяний она стала не тем, чем нужно быть актрисе-художнику, всегда долженствующему стоять вне партии и политики. Она стала ею интересоваться…»
В 1918 году в октябре Красная Армия вступила в Самару, очистив ее от чехов и белогвардейцев. После этого события в Самаре сразу заработали два театра: городской и «Олимп» – две драмы, всегда переполненные до отказа новым зрителем. Большевистское руководство собрало в Самарском городском театре хорошую труппу, а Славяновой доверило высокую честь быть режиссером, стать первой женщиной – профессиональным режиссером из периферии. Это было исключительным явлением не только в жизни самой Зинаиды Михайловны, но и в театральном мире вообще.
Появление женщины в коллективе было встречено недружелюбно, особенно мужчинами. Иронические взгляды, шепоты, смешки принесли Славяновой немало бессонных ночей и слез. В тот период ее поддерживали только директор П.В. Петров и художник Гундобин. Со слезами она жаловалась Куйбышеву: «Уйду с режиссуры!». И Куйбышев ей ответил: «Жаль, мы, значит, вас недооценили. Жаль, что в такое время вы так малодушно сдаете позиции…».
Куйбышев играл в росте Славяновой, как общественного человека, большую роль, и его слова произвели на нее большое действие. С тех пор она стала верить в себя и бороться с реакционным отношением к женщине-режиссеру. И вот она уже поладила со своими «недругами».
Репертуар Самарского городского театра тогда еще мало отличался от старого, и состоял из хороших, но очень избитых пьес. Это мало способствовало творческому движению вверх артистов на сцене. Актеры продолжали играть старые пьесы, изредка пополняя их запрещенными при царе, преимущественно западными пьесами («Ткачи», «Дурные настрои», «Революционная свадьба» и др.). Начальником отдела искусств при самарском губисполкоме был бывший ивановский рабочий, старый большевик. Он написал и предложил театру пьесу «Изгнание» из жизни политических ссыльных. Славяновой выпала на долю честь ее ставить. Пьеса не представляла из себя большой литературной ценности, но она впервые на заставляла актеров работать над образами людей подполья, ссылки. С ней вместе впервые на сцене Самарского городского театра появились образы русских людей – участников революционной борьбы за освобождение трудящихся, с их особым миром чувств, идей, взаимоотношений.
После Самарского городского театра Славянова – главный режиссер Смоленского драмтеатра (1931-1937). Здесь она поставила "Бориса Годунова" А.С. Пушкина, "Двенадцатую ночь" и "Отелло" В. Шекспира, "Горе от ума" А.С. Грибоедова, "Доходное место" А.Н. Островского, "Аристократы", "Мой друг" Н. Погодина, "Междубурье" В. Курдина и Всеволжского, "Бойцы" Б. Ромашова, "Егор Булычев и другие" М. Горького, "Поднятая целина" М. Шолохова, "Платон Кречет" А. Корнейчука. Успешно провела гастрольную поездку театра в Москву (1 – 13.VI.1935 г.). В 1937 году Славянова была уволена.
Также некоторое время Зинаида Славянова работала в г.Казань, где имела свою студию драматических искусств, без которой в Казани вряд ли бы появились собственные профессиональные артисты. Студия Славяновой имела огромное значение для развития русского советского театра в Казани. Из нее вышли будущие народные артисты РСФСР.
Список используемой литературы:
1. Театральная энциклопедия под ред. П.А. Маркова, издательство «Советская энциклопедия», том 4, 1965г.
2. Революция 1917-1918 гг. в Самарской губернии, том 1, 1918г.
3. Газета «Волжская коммуна», №96, 1939 год.
4. Газета «Республика Татарстан» №98, 2003 год.
5. Ресурсы Internet.
Другие работы по теме:
Изобретение электрической сварки
мини-сообщение; составил Павел Паркалаба) В конце 60-х гг. девятнадцатого века американский электромеханик Илайю Томсон (1853—1937) впервые осуществил электрическую сварку металлов. Через две металлические детали, соприкасающиеся в месте, подлежащем сварке, пропускался ток большой силы.
Секс как средство воздействия на мужчину
1. женщина использует Зачастую женщины, пытаясь показать свое превосходство, наказывают мужчину, лишая его секса. В войне между полами это, пожалуй, самое сильное оружие. И хотя с его помощью можно добиться многого, лишиться можно еще большего, к примеру, уважения со стороны мужчины. Ведь всем понятно, что эта крайняя мера используется от простого женского бессилия.
Роль женщины
Ход работы Сформулировать значение слова «женщина» Разобрать роль женщины в Древнем мире Древняя Греция Древний Рим Древний Египет Древний Китай Показать статус женщины в средневековье
Половой акт – вершина секса
Половой акт может быть и источником величайших радостей, и источником глубочайшего отвращения. Как и что надо делать, чтобы всегда было только первое?
Расчёт поршневых гидроцилиндров на прочность
Расчётная сила на штоке с учётом потери мощности на трение в цилиндре. Фактическое усилие, развиваемое цилиндром. Механический коэффициент, учитывающий потери мощности на трение между поршнем и цилиндром. Толщина стенки гидроцилиндра.
Рецензия на спектакль по рассказу Антона Чехова Свадьба
Классика на то и классика, чтобы ее бесконечно пересматривать и интерпретировать - иначе новые постановки пьес, знакомых до каждого слова, почти теряют смысл. Современный зритель давно привык к превращениям трагедии в фарс и наоборот. Постановка Фоменко - тот редчайший случай, когда кардинальная переаранжировка оправданна и целиком, и в частностях; больше того: его прочтение хоть и неожиданно, и ни в коей мере не предусмотрено автором, но исходит из с охотой и готовностью перестраивающегося в гротескную трагикомедию.
Роль женщины в обществе
Женщина… Самое загадочное творение Всевышнего. Природа предоставила женщинам важнейшие функции, ведь назначение женщины на Земле — продолжать род человеческий. Но в разные периоды существования человечества роль женщины в обществе не была одинаковой.
Анализ фильма Пир во время чумы режиссера М. Швейцера
Анализ фильма "Пир во время чумы" (режиссера М. Швейцера) Автор: Пушкин А.С. В самом начале фильма мы видим большой стол со множеством свечей и еды. Еще мы видим пирующих. Судя по оплывшим свечам, становится ясно, что пир идет долго. Слово "пир" ассациируется с праздником. В фильме же у нас нет ощущения праздника, хотя на столе мы видим много явств.
Отброшенный
Автор: Киплинг Редьярд. Молодой англичанин не готов для жизни в колонии. Там обыденная жизнь, скука. Он все воспринимает очень серьезно: и проигрыши в карты, и неудачи у женщин. Одна женщина говорит ему какие-то слова, мы не знаем какие. Он едет на охоту. Майор и рассказчик едут за ним, т. к. им странно, что он уехал.
Становление и развитие национального азербайджанского театра
Более чем вековая история азербайджанского драматического театра - это славный путь становления и развития самобытного национального искусства, имеющего богатейшие и яркие традиции. На протяжение всей истории азербайджанский театр был вплавлен в судьбы национальной интеллигенции и всего народа.
Жизнь и творчество актера А.В. Баталова
Баталов Алексей Владимирович - российский актер театра и кино, режиссер, педагог и народный артист СССР. Роль Бориса Бороздина в картине "Летят журавли" как новая ступень в творческой биографии артиста. Интеллигентский имидж Баталова в фильмах.
Клиффорд Одетс
Одетс, Клиффорд (Odets, Clifford) (1906–1963), американский драматург, один из наиболее ярких представителей социальной драматургии 1930-х годов, напрямую связанной с экономическими и политическими проблемами кризиса 1929–1932.
Сатирикон
Театр "Сатирикон" появился на московских афишах сравнительно недавно - в 1987 году. Но, несмотря на молодость, театр имеет большую и примечательную историю, связанную прежде всего с именем своего первого руководителя - великого артиста Аркадия Райкина.
Сольский, Людвик
Введение 1 Биография 2 Роли 3 Звания и награды Введение Людвик Наполеон Сольский (1855—1954) — польский актер, режиссер и театральный деятель. 1. Биография
Аркадьев, Аркадий Иванович
Введение 1 Биография 2 Награды и звания 3 Фильмография Введение Аркадий Иванович Аркадьев (наст. фамилия Кудерко; 1907 — 1993) — советский актер, театральный режиссер.
Бобылев, Иван Тимофеевич
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество Список литературы Введение Иван Тимофеевич Бобылев (14 января 1925(19250114), д. Новоселье, Дорогобужский район, Смоленская область, СССР) — советский и российский театральный режиссёр, народный артист СССР (1990)[1], лауреат Государственной премии имени Станиславского.
Эрни, Барбара
Барбара Эрни (нем. Barbara Erni, 15 февраля 1743 — 26 февраля 1785) — женщина из Лихтенштейна, совершавшая кражи в постоялых дворах по всей Западной Европе. В лихтенштейнских легендах она известна как «Golden Boos». Она была последним человеком, казнённым на территории Лихтенштейна.
Поссарт, Эрнст фон
Эрнст фон Поссарт (1841—1921) — немецкий актер, режиссер и театральный деятель. Учился у актера Вильгельма Кайзера. Дебютировал в 1861 г. Городском театре Бреславля. Играл в Берне, Гамбурге.
Бассэль, Валерий Михайлович
Введение 1 Биография 2 Фильмография 2.1 Актер Список литературы Введение Валерий Михайлович Бассэль — украинский и советский актер, театральный режиссер, заслуженный артист Украины.
Аллен, Фрэнсис Элизабет
План Введение 1 Биография 2 Награды Список литературы Введение Фрэнсис Элизабет Аллен (англ. Frances Elizabeth Allen, 1932 года, Нью-Йорк, США) — американский учёный в области теории вычислительных систем. Первая женщина, награждённая премией Тьюринга.[1]
Борисов, Михаил Борисович
Михаил Борисович Борисов (8 февраля 1949, Москва) — советский и российский режиссёр, актёр. Заслуженный деятель искусств России, профессор театрального института им. Б.Щукина, зав. кафедрой РАТИ (ГИТИС), актер театра им. М.Ермоловой, режиссер-постановщик спектаклей театра Сатиры, театра им.
Драгилев, Борис Борисович
План Введение 1 Биография 1.1 Работы на курсе 2 Театральные работы 2.1 Молодёжный Театр на Фонтанке 2.2 Роли репертуара в других театрах и антреприза 2.2.1 Театр Дождей
Куин, Кристина Каллахен
Кристина Каллахен Куин (англ. Christine Callaghan Quinn) (р. 25 июля 1966 в г. Глен Коув, штат Нью-Йорк, США) — спикер городского совета г. Нью-Йорка (глава законодательной ветви городского управления и второе по важности должностное лицо в городе после мэра). Куин — первая женщина и первая лесбиянка в истории города, избранная на этот пост.[1]
Структура базы данных
1. Цель работы: Цель работы – создание базы данных «Киноинциклопедия» на основе СУБД Кларион. Назначение базы данных состоит в регистрации, корректировке, хранении и обработке информации с целью поиска и выдачи ответов на стандартные запросы пользователей.
Тянь-Хань
Тянь-Хань (род. в конце XIX в.—) — выдающийся китайский драматург, поэт, режиссер и кинематографист. Сын мелкого землевладельца из провинции Хунань. Изучал литературу в Японии.
Григорий Кантор
Заслуженный деятель искусств России, доцент Московского Государственного университета культуры, режиссер, поэт, продюсер.
Бертольд Брехт
Немецкий писатель Бертольт Брехт - драматург, теоретик театра, режиссер, прозаик и поэт - занимает важное место в истории литературы XX в. Его пьесы постоянно ставятся на сценах театров разных стран
Долина Лариса Александровна
Лариса Долина родилась в городе Баку, но уже в трехлетнем возрасте переехала в Одессу. С шести лет она начала брать частные уроки игры на фортепиано. Ее музыкальная карьера началась в 1971 году в одесском эстрадном оркестре "Мы одесситы".
Ким Юлий Черсанович
Песни Юлия Кима вошли во все антологии авторской песни, а также во многие поэтические антологии современной русской поэзии, в числе которых "Строфы века" (составитель Е. Евтушенко, 1994).
Гранин Д.А.
Русский советский писатель. Родился 01.01.1919 в г. Вольске Курской области. С детства жил в Ленинграде. Закончил электромеханический факультет Политехнического института (1940), работал инженером на Кировском заводе.