1 марта 1881 года И. Н. Гриневицкий, террорист из "Народной воли", взрывом бомбы смертельно ранил на набережной Екатерининского канала Императора Александра II, возвращавшегося с парада в Михайловском манеже. Уже через полмесяца на месте убийства была освящена передвижная временная часовня, автором которой был Л. Н. Бенуа, а вскоре объявлен конкурс на проект храма-памятника.
Победителем конкурса стала во втором туре совместная работа А. А. Парланда и архим. Игнатия (Малышева), настоятеля Троице-Сергиевой пустыни, окончившего Академию художеств. В процессе доработки и упрощения архитектор, положив в основу "исконно русские начала", по желанию заказчика еще больше приблизил проект к памятникам московского зодчества, прежде всего к храму Василия Блаженного.
Девятиглавый однопресгольный храм на 1600 человек был заложен 6.Х.1883 в высочайшем присутствии, еще до окончательного утверждения проекта, ибо первые три тода пришлось вести работы по укреплению грунта и сооружению фундамента. В 1888 были начаты гранитный цоколь и стены, облицованные зигерсдорфским кирпичом десяти тонов. Колонки, карнизики, тяги и наличники делались из эстляндского мрамора. На двадцати темно-красных досках, укрепленных на цоколе, были высечены главные события и указы царствования Александра II. В 1894 закончилось возведение сводов и парусов, а в следующем году на столичном металлическом заводе изготовлены конструкции глав, пять из которых на фабрике А. М. Постникова покрыли особой разноцветной эмалью. 6.VII.1897 на главном шатре высотой 81 м. был водружен крест.
Еще раньше, в 1895, известная мастерская Фроловых приступила - сперва снаружи, а затем внутри - к мозаичному убранству, которое обошлось в полмиллиона рублей. М. В. Нестеров создал эскизы для Нерукотворного Спаса на западном и Воскресения на северном, Н. А. Кошелев - для Христа во славе на южном, Парланд - для Благословляющего Спаса на восточном фасаде, В. М. Васнецов - для мозаик над входами. В храм вели двери, обитые красной медью с серебряными изображениями святых царствующего дома работы костромского мастера Савельева.
Снаружи, под колокольней, на месте смертельного ранения, возвышается "Распятие с предстоящими" с крестом из мрамора и гранита, перед которым горела неугасимая лампада. По сторонам размещаются иконы святых, празднуемых в день рождения и кончины убитого Императора, а также сделанные по рисункам акад. П. А. Черкасова медные гербы губерний и областей России. Под золоченым куполом колокольни была написана в мозаике часть молитвы св. Василия Великого, воплощающая покаянную идею храма.
Мозаика почти сплошь покрывает и внутренность храма, что делает его единственным в мире примером этого искусства в новое время. Мозаичные работы на целых десять лет задержали освящение, которое свершил 19.VIII.1907 митрополит Антоний в высочайшем присутствии. По этому случаю на Монетном дворе была выбита особая медаль. Все строительство обошлось в 4,6 млн. руб.
Рисунки для мозаик интерьера выполнили В. В. Беляев, Н. Н. Харламов, А. П. Рябушкин, Н. А. Кошелев, Н. П. Шаховской, А. Н. Новоскольцев и др. В главном нефе представлена, согласно канонам, земная жизнь Спасителя, в западной части - Страсти, Распятие и Воскресение, в восточной - сцены после Воскресения. Все мозаики выполнены на высочайшем уровне и поражают своим художественным единством.
Мастерская Дж. Нови в Генуе изготовила из разноцветного мрамора по рисунку Парланда невысокий иконостас, увенчанный тремя крестами из горного хрусталя. Четыре иконы в нем написал Нестеров, местные образа - В. М. Васнецов. Иконы в царских вратах, отчеканенные из серебра на фабрике Хлебникова, исполнила из мозаики по эскизам Н. А. Бруни мастерская Фроловых.
Богатейшую утварь поставили фирмы Хлебникова и Фролова, работавшие по рисункам С. Ф. Комарова, в мастерской известного ювелира П. Овчинникова сделан двухпудовый оклад из серебра с эмалевыми вставками для напрестольного Евангелия. Серебряную дарохранительницу - уменьшенную копию храма, привезли из Костромы, а другую, из яшмы и орлеца, - с гранильной фабрики в Екатеринбурге.
После алтаря главное место в храме занимала великолепная сень, которую поддерживали колонны из серо-фиолетовой яшмы, венчал крест из топаза и окружала ажурная кованая решетка. Она стояла над сохраненным фрагментом булыжной мостовой, где произошло цареубийство. С сени свисали разноцветные неугасимые лампады, создававшие особое настроение печали и умиротворения. В день убийства здесь служили панихиду, а ежедневно - литию.
Известный знаток прот. Аристарх Израилев руководил изготовлением в Финляндии и настройкой колоколов храма, главный из которых весил 1100 пудов. От Михайловского сада церковная территория отделяется изящной оградой, сработанной на заводе К. Винклера.
27.IV.1908 митрополит освятил стоявшую рядом с храмом Иверскую часовню-ризницу, где были собраны иконы, поднесенные в память о кончине Александра II, в том числе "Распятие", приписывавшееся В. Л. Боровиковскому. В 1888 храму был подарен крест с кусочками камней от Живоносного Гроба, Голгофы, Вифлеемской и Гефсиманской пещер.
С самого освящения настоятелем в соборе, имевшем приход, служил прот. Петр Иоаннович Лепорский, профессор догматики в Духовной академии.
В 1923 храм получил статус кафедрального собора епархии, а через четыре года стал оплотом "иосифлян". Постановлением Президиума ВЦИК храм был закрыт 17.ХI.1930 и передан "под культурно-просветительные нужды". В 1934 Общество политкаторжан устроило в соборе выставку, посвященную "Народной воле". Однако через год ее закрыли, храм сняли с государственной охраны; стали раздаваться призывы снести этот шедевр русского зодчества, и перед войной был разработан соответствующий план.
Лишь в 1956 здание вновь обрело статус памятника архитектуры, хота надругательство над ним продолжалось: здесь находились мастерские, картофелехранилище, склад декораций. Снова возник замысел снести собор. В 1970 храм передан как филиал музею "Исаакиевский собор", в нем начались сложные реставрационные работы. Зарегистрированная в 1990 община подала документы на возвращение собора верующим, но дирекция музея не желает этого делать.
Другие работы по теме:
Иов Анзерский
(в миру Иоанн, в схиме Иисус; 1635, Москва — 6 марта 1720) — преподобный Русской церкви, память совершается (по юлианскому календарю) 6 марта и 29 мая (обретение мощей).
Храм Воскресения Словущего Коломна
Введение 1 История 1.1 Современная история 2 Святыни Список литературы Храм Воскресения Словущего (Коломна) Введение Храм Воскресения Словущего —- один из древнейших храмов в Коломне, приписаной храм Успенского собора (г. Коломна). Расположен на территории Коломенского Кремля.
Иерусалим святыня трёх религий
Иерусалим — святыня трёх религий Иерусалим имеет совершенно особый статус как место расположения святынь иудаизма, христианства и ислама. Святынями для евреев является Храмовая гора и её западная стена — Стена плача («Ко́тель»); для мусульман — мечети на Храмовой горе (религиозный архитектурный комплекс Аль-Харам аль-Шариф), а для христиан всех конфессий — Храм Воскресения Христова (Храм Гроба Господня) и множество церквей, возведённых там, где ступала нога Иисуса.
Пасха 2
Пасха Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Событие Воскресения Христова — самый большой и светлый христианский праздник. Этот праздник еще называют Пасхою, то есть Днем, в который совершилось наше перехождение от смерти — к жизни и от земли — к Небу.
Христианское вероучение
Источниками христианского вероучения считаются священное писание, т. е. Библия и священное предание, которое включает в себя постановления вселенских и поместных соборов (съездов), творения отцов церкви, традиции богослужебной практики. Основу христианского вероучения. Которое в той или иной степени признают большинство христианских церквей, особенно православных и католических, составляет символ веры – краткое изложение догматов религии, в которые верующий обязан верить без доказательств.
Церковные праздники
Дни Страстной седмицы — время благоговейного приготовления каждого верующего к великому празднику Пасхи, когда нам следует по возможности чаще посещать храмовое богослужение и соблюдать особо строгий пост.
Усадьба Юркино
Красивое и тихое место - Юркино. Чуть в стороне от дороги старая церковь, да кладбище вокруг. Если спуститься с пригорка, на котором стоит церковь, выйдешь к заболоченной пойме Малой Истры. Издревле были здесь вотчины бояр Голохвастовых. В самом начале XVI века при усадьбе Я. Голохвастова был возведен Рождественский храм.
Русский очаг в Марокко
На одной из оживленных улиц Рабата - столицы Королевства Марокко - стоит православный белокаменный храм в честь Воскресения Христова.
Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь
Согласно преданию, Спасо-Преображенский храм в Гуслицкой волости на реке Нерской был построен митрополитом Киевским и всея Руси Фотием († 1431 г.) в XV веке. Место это издревле называлось «монастырищем», из чего видно, что в древности здесь был монастырь
Храмы Павловского Посада в начале ХХ века
История храма, насчитывает много веков, об этом свидетельствует небольшая часовня, надпись на которой гласит, что здесь, на Дмитровском погосте, был построен первый деревянный храм во имя святого великомученика Дмитрия Солунского.
Архангельский собор Московского кремля
По всей вероятности первый деревянный Архангельский собор в Кремле возник на месте нынешнего во время короткого княжения брата Александра Невского Михаила Хоробрита в 1247-1248 году.
Красота и жизнь в «Золотом храме» Юкио Мисимы
Конфликт между красотой и реальной действительностью оказывается невыносимым, так что после долгих колебаний послушнику ничего не остается, кроме как поджечь храм. Он понимает, что только после этого сможет жить дальше.
Моё лето
Автор: Сочинения на свободную тему Мое лето Это лето я провела очень интересно. За 3 месяца я посетила 2 страны и город Санкт – Петербург. В июне мы ездили на Кипр. Жили в городе Лимассол. На Кипре я побывала первый раз. Каждый день мы купались в море, бассейне, загорали. Также на Кипре посетили 2 экскурсии. Сначала мы съездили в Кикский монастырь, который находится на вершине гор.
Ранняя лирика Есенина
Главной темой лирики Есенина всегда была любовь к России. Причем не абстрактное восхищение красотами природы, свойственное городским жителям, а теплая, живая любовь к деревне, к сельской природе.
Соня и Раскольников читают Евангелие
Сцена чтения Евангелие в романе психологически наиболее напряженная и интересная. Я с интересом читал и по ходу действия думал, сумеет ли Соня убедить Раскольникова в том, что жить без Бога нельзя, сможет ли своим примером направить его в веру.
Храмы Самары
Особенности и своеобразие внешнего вида и внутреннего убранства храмов Самары, их предназначение. Объемно-пространственная структура соборной мусульманской мечети. Храм Пресвятого Сердца Иисуса и Святого Вознесения Христов, их структура и направленность.
Церковь Воскресения "в Кадашах"
Сооружена в 1687 г. на месте церкви Воскресения Христова "на Грязи", которая в 1657 г. была уже каменной (остатки этого здания были включены в новую постройку), на средства жителей Кадашевской слободы, где стоял государев Полотняный двор.
Южный Ильинский храм
Из всех христианских аланских храмов, сохранившихся на территории Карачаево-Черкесии, единственным действующим ныне является Южный храм. Эта церковь, при постройке в X веке, была посвящена св. пророку Илии.
Амнон
— Библейский персонаж; перворожденный сын второго царя Израильское царство Давида от его супруги Ахиноамы, родившийся ещё в бытность Давида в Хевроне (ок. 1056 года до Рождества Христова).
Основные типы деревянных храмов
Введение 1 Клетский храм 2 Шатровый храм 3 Многошатровый храм 4 Ярусный храм 5 Многоглавый храм 6 Каркасная церковь Список литературы Введение Древнерусские деревянные храмы создавали впечатление монументальности при сравнительно небольших размерах. Большая высота деревянных храмов рассчитана исключительно на восприятие снаружи ввиду того, что их интерьер имел сравнительно небольшую высоту, поскольку был ограничен сверху подвесным потолком («небом»).
Сонсан Кая
(кор. 성산가야, 星山伽耶) — один из шести племенных союзов древнекорейского государства Кая. Название в дословном переводе означает «Храм звёздной горы». Существовало и второе название союза — «Пёкчин Кая» (벽진가야, 碧珍伽耶) (буквально «Храм зелёных (синих) драгоценностей»).
Наша эра
Введение 1 Начало отсчёта 2 Распространение записи 3 Конфликт светской и религиозной записей 3.1 Доводы в поддержку светской записи 3.2 Доводы в поддержку религиозной записи
Цибильчальтун
Храм Семи кукол. Цибильчальтун (юкатек. Dzibilchaltъn, Ts'нibil Chбaltun) — археологический памятник майя в мексиканском штате Юкатан примерно в 15 км к северу от столицы штата города Мерида.
Итоги Великой Отечественной Войны
СССР спас человечество от фашизма СССР отстоял свою независимость, идеологию СССР продемонстрировал некоторые преимущества социалистической системы
Дионисий Малый
Дионисий Малый , Дени Малый (первая половина VI в.) — римский аббат, скиф или гето-дак по происхождению, основоположник летосчисления от рождества Христова (или от начала нашей эры). По поручению папы римского Иоанна I в 525 г. составлял пасхальные таблицы. Отказавшись от тогдашнего летосчисления, начинавшегося от первого года правления жестокого гонителя христиан римского императора Диоклетиана, предложил новую систему счёта годов.
VI век
Шестой (VI) век длился с 501 по 600 годы по григорианскому календарю. События 525 — Дионисий Малый ввёл летоисчисление от рождества Христова. 532 — восстание Ника, крупнейший бунт в истории Константинополя и Византии.
Александро-Невский собор Москва
Александро-Невский собор — снесённый кафедральный собор на Миусской площади в Москве. Крупнейший из ряда соборов Александра Невского, построенных на территории Российской Империи. Второй по величине исторический храм Москвы после Храма Христа Спасителя.
Храм Луны
Восстановленная роспись на потолке храма Луны Не следует путать с Пирамида Луны. Храм Луны , или Уака Луны — сооружение из самана на севере Перу в регионе Ла-Либертад, примерно в 5 км от г. Трухильо. Храм относится к древней культуре Мочика. Недалеко от него находится Храм Солнца, тоже культуры мочика; между двумя храмами находился город.
Вифлеем
Вифлеем расположился на высоте 726 метров над уровнем моря. Говорят, в ясную погоду из Вифлеема можно увидеть соседнее с Израилем государство. В древности город был отправной точкой для путешественников. Отсюда они начинали свой путь в Египет.
Васнецов Виктор Михайлович
Знаменитый живописец. Родился в Вятке, образование получил в местной духовной семинарии, в 1868—73 гг. учился в Академии художеств, по окончании которой ездил за границу.
Дионисий
Во второй половине 15-го в. перестраивается с участием итальянских зодчих и русских мастеров Московский Кремль. Успенский собор — главный храм Московского государства. Расписывает храм замечательный русский художник Дионисий.