Руднев В.П.
Картина
мира — система интуитивных представлений о реальности. К. м. можно выделить, описать
или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса
до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности.
Каждому отрезку исторического времени соответствует своя К. м. К. м. древних
индийцев не похожа на К. м. средневековых рыцарей, а К. м. рыцарей не похожа на
К. м. их современников-монахов. В свою очередь, К. м. монахов-доминиканцев не
похожа на К. м. францисканцев и т. д.
В
то же время, можно выделить универсальную К. м., свойственную всему
человечеству, правда, она будет слишком абстрактна. Так, для всех людей, по-видимому,
характерна бинарная оппозиция (основной инструмент при описании или
реконструкции К. м.) белого и черного, но у одних групп белое будет
соответствовать положительному началу — жизни, а черное — отрицательному началу
— смерти, а у других, например, китайцев, наоборот. У любого народа будет свое
представление о добре и зле, о нормах и ценностях, но у каждого народа эти
представления будут различными.
У
отдельной личности К. м. будет детерминирована прежде всего его характером: у
сангвиника-экстраверта и реалиста К. м будет явно противоположной К. м.
шизоида-интроверта и аутиста. Своя К. м. будет у параноика и у больного
шизофренией и психозом. К. м. будет меняться при измененных состояниях
сознания.
Человек,
погруженный в виртуальную реальность, также будет видеть мир совершенно
по-своему.
К.
м. опосредована тем культурным языком, на котором говорит данная группа.
Термин
К. м. был введен впервые Людвигом Витгенштейном в "Логико-философском
трактате", но в антропологию и семиотику он пришел из трудов немецкого
ученого Лео Вайсгербера.
Можно
ли описать К. м. XX в.? Прежде всего ясно, что будут очень различаться К. м.
начала, середины и конца века; К. м. венской культуры начала века будет не
похожа на К. м. петербургской культуры "серебряного века" и т. д.
Свои К. м. у символизма, акмеизма, сюрреализма, постмодернизма. И все же XX в.
не был бы единством, если бы нельзя было хоть в общих чертах обрисовать его К.
м. в целом.
Для
этого сравним К. м., характерную для XIX в., и по контрасту — К. м. XX в.
В
целом, если сопоставить представления о мире XIX и XX вв., то надо будет
вспомнить самое фундаментальное традиционное философское противопоставление
бытия и сознания. В XIX в. это противопоставление было действительно очень
важным и в целом картина была позитивистской, или материалистической, то есть
бытие представлялось первичным, а сознание вторичным. Конечно, большую роль в
XIX в. играли идеалистические и романтические представления, где все было
наоборот, но в целом К. м. XIX в. видится именно такой — позитивистской.
Что
в этом смысле можно сказать о XX в.? Наверное, то, что здесь вся эта оппозиция
перестала играть роль: противопоставление бытия и сознания перестало играть в
XX в. определяющую роль. Действительно, уже логический позитивизм отменил
проблему соотношения бытия и сознания как псевдопроблему традиционной философии
и на ее место поставил другое противопоставление — языка и реальности. Поэтому
термин "язык" остался у философов и лингвистов, а наиболее
фундаментальной оппозицией К. м. XX в. стало противопоставление текст —
реальность.
Причем,
мифологически сняв предшествующую оппозицию бытия и сознания, новая оппозиция
заменила ее инвертированно есть пропорция — бытие сознание реальность - текст
не состоялась. В целом для К. м. XX в. характерно представление о первичности
Текста или же вопрос о первичности и вторичности подобных категорий вообще
снимался, как это было в аналитической философии и феноменологии.
Из
этого главного различия следуют все остальные различия: три кита культуры
начала XX в. — кино, психоанализ и теория относительности — резко сдвинули К.
м. XX в. в сторону первичности, большей фундаментальности сознания, вымысла, иллюзии.
Развитие и фундаментальность интровертированных "шизоидных"
культурных направлений мысли и искусства — мы уже перечисляли их — усугубило
эту картину.
Если
рассматривать К. м. XX в. динамически, то наиболее важным в этой динамике, как
кажется, будет проблема поиска границ между текстом и реальностью. Радикальный
метод решения — все, что мы принимаем за реальность, на самом деле текст, как
это было у символистов, обэриутов и в постмодернизме, — в целом не
удовлетворяет среднему сознанию XX в. Не надо забывать, что именно XX в.
характеризуется повышенным вниманием к среднему сознанию, отсюда важность
массовой культуры, которой, кстати, почти не было в XIX в. Для среднего
сознания XX века, привыкшего к чудесам техники и массовым коммуникациям, характерна
противоположная постановка вопроса: все — реальность. И то и другое решение
проблемы мифологично. Что значит "все реальность"? Человек, который
смотрит триллеры и фильмы ужасов и играет в компьютерные игры, понимает, что
это не "на самом деле". Но в совокупной реальности XIX в., включающей
в себя и вымысел как языковую игру, пусть даже просто необходимую для того, чтобы
расслабиться, всего этого не было.
Поэтому
мы и говорим, что для рядового сознания человека XX в. холодильник и триллер в
каком-то смысле равным образом предметы реальности.
В
XX в. очень многое изменилось по сравнению с XIX в. — понятие о пространстве, времени,
событии. Все это интериоризовалось, то есть стало неотъемлемой частью
неразрывного единства наблюдателя и наблюдаемого. Это еще одно фундаментальные
отличие XX в. от XIX в.
И
пожалуй, третье и не менее важное — это то, что XX в. понял, что ни одна К. м.
в принципе, взятая по отдельности, не является исчерпывающей, всегда нужно
посмотреть на то, как выглядит обратная сторона медали — только так можно более
или менее адекватно судить о целом.
Список литературы
Лит.:
Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области
мифопоэтического. Избранное. — М., 1995.
Лотман
Ю. М. Внутри мыслящих миров: Человек. Текст. Семиосфера. История.—М., 1996.
Руднев
В. Введение в XX век. Статьи 1—4 // Родник. — М., 1988. №№1, 3-5, 7, 11, 12
Руднев
В. Морфология реальности: Исследование по "философии текста".—М., 1996.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта countries/
Другие работы по теме:
Картина мира
Картина мира - система интуитивных представлений о реальности. Картину мира можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы - от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы.
Космоцентризм ранней древнегреческой философии
На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и Ф. За этот период были созданы новое немиф. мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом к-рой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется.
Категория развития в педагогике
В общенаучной методологии развитие определяется как закономерное, необратимое и направленное изменение качества материальных или идеальных объектов. В таком понимании категория развития вошла в науку немногим более двухсот лет назад.
Общественно-политические движения
Одной из форм своевременного выявления и реализации политических интересов определенных групп и отдельных граждан общества являются общественно-политические движения.
Амебный абсцесс печени
Амебный абсцесс печени-осложнение острого или рецидивирующего кишечного амебиаза. Амебные абсцессы встречаются преимущественно в среднем возрасте, чаще у мужчин.
Произведение искусства, которое больше всего меня поразило
Существуют много произведений изобразительного искусства, которые остались в памяти человечества навсегда. Это и «Джоконда» Леонардо да Винчи, и «Сикстинская мадонна» Рафаэля, и портреты Ван Дейка, и пейзажи Левитана. Со всем этим можно ознакомиться по репродукциям, или придя в соответствующие музеи.
Красота спасет мир, если мир спасет красоту
(по новелле Рэя Брэдбэри «Улыбка») Есть шедевры искусства, над которыми невластно время. К таким шедеврам принадлежит непревзойденная картина Леонардо да Винчи «Джоконда» - воплощение идеала женской красоты.
Стихотворение Тютчева Есть в осени первоначальной
Одной из главных тем лирики Ф.И. Тютчева является тема природы, в которой поэт пытался найти образец гармонии мира. Природа в его стихах одушевлена, ее состояние тождественно состоянию души человека.
Сочинение по картине С.В. Герасимова Церковь Покрова на Нерли
Сочинение по картине С.В. Герасимова "Церковь Покрова на Нерли" Автор: Разное Картина «Церковь Покрова на Нерли» написана С. В. Герасимовым (1885-1964). Он в основном рисовал пейзажи, например, «После дождя». Но на картине «Церковь Покрова на Нерли» среди природы изображена церковь. Она одна из самых поэтических памятников древнерусского зодчества.
Описание картины Вратарь
Описание картины "Вратарь" Автор: Разное Картина Григорьева Сергея Алексеевича «Вратарь» была написана неяркими, приглушёнными красками в 1949 году. На ней мы видим футбольный матч.
Картина Саврасова Грачи прилетели
Автор: Разное Эта картина вызывает особое, задушевное впечатление. Чем дольше смотришь на нее, тем больше проникаешься любовью чистоте природы. Перед нами скромный сельский пейзаж. На переднем плане, на ноздреватом снегу выстроились в ряд покривившиеся березки. На их голых ветвях расположилось множество грачиных гнезд, вокруг суетятся сами хозяева этих своеобразных птичьих домишек.
Слон-живописец
Автор: Михалков С. Слон-живописец написал пейзаж, Но раньше, чем послать его на вернисаж, Он пригласил друзей взглянуть на полотно: Что, если вдруг не удалось оно?
Картина Т.Н. Яблонской Утро
Картина Т.Н. Яблонской "Утро" Автор: Разное Картина Т. Н. Яблонской «Утро» несёт бодрость и неподдельную радость встречи нового дня. Яркие лучи раннего весеннего утра врываются в комнату сквозь открытые настежь двери балкона. «Здравствуй новый день!» - с этими словами девочка вскакивает с кровати навстречу солнцу.
Картина В.И.Сурикова Боярыня Морозова
Картина В.И.Сурикова "Боярыня Морозова" Автор: Разное В. И. Суриков написал картину "Боярыня Морозова" в 1887 г. Он её написал, вспоминая детство, проведённое в Сибири, её сильные морозы, холод. Вся картина пропитана чувствами героев, автор с поразительной точностью раскрывает их характеры.
Картина В.Л. Боровиковского Портрет Е. Н. Арсеньевой
Картина В.Л. Боровиковского "Портрет Е. Н. Арсеньевой" Автор: Разное Перед нами картина художника В.Л. Боровиковского. На этой картине изображён портрет Е.Н. Арсеньевой. Эта интересная молодая особа, примерно двадцати пяти лет. По её взгляду видно, что она довольна своей жизнью. Е.Н. Арсеньева из интеллигентной семьи, так как она одета в красивое, белое платье.
Сочинение по картине
Автор: Разное Передо мной репродукция картины Михаила Шибанова «празднество свадебного договора», написанной им в 1777 году. Сейчас эта картина находится в Третьяковской Галерее. На этой картине автор изобразил старинный обряд свадебного сговора, одно из важнейших событий в жизни крестьянина. Впервые в отечественном изобразительном искусстве крестьяне были изображены не как вторичные персонажи, а как герои центрального сюжета картины.
Сочинение по произведению М.Ю. Лермонтова На севере диком стоит одиноко...
Читая стихотворение М.Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко...» перед глазами возникает картина: на скале, среди снега и тьмы , одиноко стоит могучая сосна. Наперекор лютым морозам, ветрам и снегам, она растёт там, где ничто расти не может. Кажется нет такой силы, которая может её свалить,обламать, согнуть.
Описание картины В. М. Васнецова Баян
Картина «Баян» считается последним завершенным холстом Виктора Михайловича Васнецова, написанным в его традиционном стиле. Картина была окончена и представлена на обозрение иным художникам в 1910 году, хотя первый эскиз был выполнен ещё в 1880 году.
Анализ картин известных художников
ЭРМИТАЖ: Тициано Вечеллио (1477-1576). «Святой Себастьян» (Италия около 1570) Холст, масло. 210x115.5 см (221 зал) Эта картина написана в последние годы жизни художника, когда он обращается к теме противодействия мира и людей. Его картины становятся более насыщенными и яркими.
Доклад о посещении Третьяковской галерее
Доклад о посещении государственной Третьяковской галереи Выполнил: Государственная Третьяковская галерея принадлежит к числу крупнейших музеев мира. Этот музей самый популярный среди туристов. Чтобы увидеть ее шедевры, миллионы людей приезжают ежегодно в тихий Лаврушинский переулок, что расположен в одном из старейших районов Москвы, в Замоскворечье.
Механистическая картина мира 2
Механистическая картина мира. Механистическая картина мира возникла одной их первых, поскольку изучение природы началось с анализа простейшей формы движения материи- механического передвижения тел.
Творчество Ван Дейка
ВАН ДЕЙК Антонис ван Дейк вошел в историю мировоого искусства, как замечательный портретист, хотя за свою недолгую жизнь он создал значительное количество произведений на религиозную и мифологическую тему. К этому времени относится картина «Ринальдо и Армида», написанная на сюжет, заимствованный из поэмы «Освобожденный Иерусалим» итальянского поэта Тассо.
Моя поездка в Эрмитаж
рмитаж. Не так давно мы со всем классом поехали в Эрмитаж. Тема нашей поездки была живопись, портреты XV–XVII веков в Европе. Поездка в этот музей мне не очень понравилась. В галерее Эрмитажа наверняка не менее сотни картин этого жанра, но нам почему-то показали всего четырнадцать портретов – это меня очень огорчило, но зато о каждой картине нам очень подробно, хорошо и понятно рассказала экскурсовод.
Картина Веласкеса Триумф Вакха
ВЕЛАСКЕС Веласкес. Триумф Вакха – «Пьяницы». Картина написана, или, во всяком случае, закончена Веласкесом в 1629 году. В этой картине обнаруживается яркая творческая самостоятельность художника. Его замысел смел и необычен. Картина, написанная на мифологический сюжет совсем не похожа ни на произведения Рубенса с их бурной, чувственной стихией, ни на овеянные светлой поэзией вакханалии Николя Пуссена.
Репрезентация
(лат., repraesetatio, от re, и praesetare представлять) — представленность, изображение, отображение одного в другом или на другое, то есть речь идет о внутренних структурах, формирующихся в процессе жизни человека, в которых представлена сложившаяся у него картина мира, социума и самого себя.
Городовые казаки
Городовы́е каза́ки (станичные, сторожевые, полковые и др.) — категория служилых людей Русского государства XIV - XVII веков. История Городовые казаки как и все служилые, разделялись на две категории: по "отечеству" - то есть родом из служилой семьи, и "по прибору" - то есть рекрутированные или завербованные.
Естество-научная картина мира
Наука – это во многом особый метод познания, своеобразный способ получения структурного знания. Но в науке всегда есть и другая составляющая, которая предполагает ту или иную философию или даже религию. Например, в эпоху Возрождения наука была тесно связана с так называемым “пантеизмом” - представлением о Боге как проникающем собою любую часть мира и совпадающим с бесконечным Космосом.
Ивaнов Александр Андреевич
При имени этого русского художника мы сразу же вспоминаем его главную картину, которую он рисовал в течение двадцати лет, — «Явление Христа народу».
Главные принципы взрывобезопасности
Принципы взрывобезопасности одинаковы и являются универсальными для всех стран мира. Основа этих принципов - это рекомендации Международной Электротехнической Комиссии.