План
Введение
1 Биография
2 Работы
Список литературы
Введение
Грушецкий Антон Антонович (польск. Antoni Gruszecki) (1734, Почаев - 1798, Супрасль) - польский художник, базилианский монах из Почаева, профессор живописи Краковской академии (1760-1770).[1] Художник короля Станислава Понятовского.[2] Расписывал Новый замок и Фарный костёл в Гродно, костёл в Розаныстоке (Польша) и др.. Так же работал под псевдонимом Домбровский.[2]
1. Биография
В 1751 году А. Грушецкий вступил в базилианский монастырь в Почаеве.
Живописи обучался во Львовской академии у К. Радзиловского и известного в то время живописца Станислава Строинского. Некоторое время работал у Валерия Ржевуского в Подгорцах (Бродовский район). А так же писал портреты и картины религиозного содержания для местных церквей.
В 1760 году поселился в Кракове, где работал под псевдонимом Домбровский, писал портреты и картины на религиозные и мифологические темы. В Кракове работал в Страдоме (район Кракова) и Альверне. С 1760 по 1770 гг. — ректор и профессор живописи Краковской академии.
С 1771 по 1774 гг. провёл в монастыре базилиан в Супрасли, где писал фрески для местной лавры, а так же расписал потолок в трапезной монастыря. Красивую живопись на потолке, не говоря уже о прочих, представляет его «Пляска смерти». В 1774 году на его творчество обратил внимание король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский, во время своего пребывания в Супрасле.[2] Антон Грушецкий подарил несколько своих картин королю, которые тот «любезно и благодарно принял», для своей личной коллекции. По приглашению короля Грушецкий поступил на королевскую службу в Гродно. В этот период он писал в основном светские композиции (зачастую вдохновлённый современной французской графикой), а так же расписывал фронтоны во дворце в Городницах (Гродно), Новый замок.
В 1792 г., по причине болезни, Грушецкий покидает Гродно. Он провёл остатки своих дней в Супрасле, где продолжил писать иконы. В Cупраслетском монастыре он и умер в 1798 г.. А. Грушецкий принадлежал к художникам эпохи Просвещения, чьи работы заслужено вывешены в королевской галерее в замке в Варшаве.[2]
2. Работы
Антон Грушецкий в Гродно расписывал дворец гродненского старосты и надворного подскарбия литовского Антония Тизенгауза, другом которого являлся. Дворец размещался на площаде Городницы. Грушецкий в нём был и художником, и декоратором. [3] Писал также иконы для королевской галереи, сотрудничал с Супрасльской типографией Супрасльского базилианского монастыря во второй пол. XVIII в., уже будучи профессором живописи.[4] В то время эта типография была развитым интеллектуальным центром ВКЛ, основанная в 1690-м году, размещалась в Гродненском повете. В ней Грушецкий создавал алтарные картины. Его работы есть в музее православного монастырского комплекса в Супрасле.
В Альверне в местном костёле бернардинцев сохранилась написанная им икона святого Яна Непомуцкого (1767 г.). Святой стоит в лёгком контрапосте, прижимая к груди крест, на фоне облаков, на которых Дева Мария с Младенцем.[5]
В начале 1780-х году А. Грушецкий оформлял костёл в Розаныстоке, который находится в Польше, на границе с Гродненщиной. В костёле ему принадлежит серия картин. Сравнивая его работы с двумя полотнами в францисканском костёле в Дрохичине, изображающих св. Антония (1775) и св. Франтишка (1774), мы видим ряд аналогий: два францисканских святых, стоящих возле накрытых драпировкой столах, на которых лежат книги. А так же изображены ангельские головки на фоне открытого неба. На втором плане, в образе св. Франтишка, сидит монах читающий книгу. Вид композиции, решение фона, лица и атрибуты святых, расположение драпировки, почти идентичны тем, которые на иконах в Розаныстоку, написанных около 1780 года. Кроме того, икона из костёла бернардинцев в Альверне (1767 г.), изображающая св. Яна Непомуцкого была выдержана в той же концепции, как в изображении постати святого, который стоит, прижимая к груди крест, как и способ передачи фона, который состоит из фрагмента монументальной композиции снисходящей из облаков Божьей Матери с младенцем. [6]
В 1780-х гг. Грушецкий (совместно с Филлипом Михалкевичем, который был его учеником в 1768 - 1770 и 1775 – 1788 гг. [6]) дополнил оформление интерьера Гродненского костёла Отыскания Святого Креста монументальной живописью: плафоны с фресковой росписью, изображения 12 апостолов (на южной стене) и 12 деятелей Великого княжества Литовского и Речи Посполитой (на северной стене) в аркатурных фризах центрального нефа. Руке Грушецкого так же принадлежат фресковые изображения Вознесения Девы Марии над аркой преcбитерия (алтарная часть), а так же орнаменты на сводах алтаря, балконе хора, аркадах между нефами костёла.[7] Вместе со своим помощником Михалкевичем обновили герб жертвенников и фигуры бернардинских святых в “слепых” аркадах. Им принадлежит живописное оформление интерьера костёла, которая так же включает разрисовку сводов и арок в технике гризайль. Правда, большая часть работ Грушецкого и Михалкевича попала под «советскую реставрацию», и сегодня они выглядят не так, как первоначально.
В Гродненском Фарном костёле из его работ – икона «Матерь Божья Шкаплерная» [3] (перед Ней на коленях святой Симон Сток, в овале над Богоматерью святой Иуда Тадэуш).
В 2005-м году его работы выставляли на выставке «Супрасль — 500 лет монастыря». Его работа была среди наиболее ценных экспонатов. На выставке была представлена его работа — сакральная икона второй половины XVIII в.. [8]
Список литературы:
Gruszecki Antoni // [1] = Osrodek dokumentacji zabytkow / Мария Хаританская. — Варшава: Министерство культуры, 1969. — Т. XXVI. — С. 109. — 291 с.
Antoni Gruszecki (польск.). Salon Dziel Sztuki. Connaisseur Krakow.
Данута Бічэль УЛАДЗІМІР КІСЛЫ — ЛЕКАР САКРАЛЬНАГА МАСТАЦТВА (белор.). catholic.
Марозава С.В КНІЖНАЯ КУЛЬТУРА ЦАРКВЫ (белор.). УНIЯЦКАЯ ЦАРКВА У ЭТНАКУЛЬТУРНЫМ РАЗВIЦЦI БЕЛАРУСI (1596-1839 гады). PaWetCMS (2001).
Powiat chrzanowski/Alwernia (польск.). NEPOMUKI WOJEWУDZTWA KRAKOWSKIEGO I RP.
Aneta Kułak 21-01-2008 Zespуł ołtarzowy - historia i ikonografia (польск.). Kościуł w Rуżanymstoku (2006-05-16).
Тамара Габрусь Костёлы, заложенные королями = Касцёлы, фундаваныя каралямi // Наша вера : Журнал. — Минск: Мінска-Магілёўская архідыяцызія, 1999. — В. 7. — № 1.
Раина Стефончук Короткое житие выставки = Кароткае жыцiе выставы // Нiва : газета. — Белосток: 23.10.2005. — В. 2580. — № 43. — С. 1.
Источник: ru./wiki/Грушецкий,_Антон_Антонович
Другие работы по теме:
Внеурочная деятельность по предмету Список творческих работ, ов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету, и их резу
Список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету, и их результаты (за три года)
Андре, Иоганн Антон
Иоганн Антон Андре (нем. Johann Anton Andrй; 1775—1842) — немецкий скрипач, композитор и музыкальный издатель, третий сын Иоганна Андре[1]. Андрэ Иоганн Антон родился в Оффенбахе 6 октября 1775 года.
О времена, о нравы По комедии Гоголя Ревизор
Тема комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» — изображение быта и нравов чиновничье-бюрократической России 30-х годов XIX века. В комедии на примере маленького города показано то, что характерно для всей огромной России того времени: казнокрадство, взяточничество, беззаконие, попирание человеческого достоинства, помещичий произвол.
Герои комедии Гоголя Ревизор
Герои комедии Гоголя "Ревизор" Автор: Гоголь Н.В. Комедия «Ревизор» была написана в 1835 году. Она писалась два месяца. Сюжет комедии подсказал А.С.Пушкин. В 1836 году комедия была поставлена в Александрийском театре. Действие комедии происходит в мрачную эпоху правления Николая I, когда действовала система доноса и сыска.
Комедия Ревизор
Автор: Гоголь Н.В. На зеркало неча пенять, коли рожа крива. Народная пословица Николай Васильевич Гоголь — замечательный русский писатель, умевший подметить и высмеять отрицательные стороны российской действительности.
Чиновничество в произведениях Н. Гоголя
Автор: Гоголь Н.В. В комедии “Ревизор” и в поэме “Мертвые души” Гоголь обратился к важным социальным темам. В них речь идет о жизни целых сословий — уездного чиновничества, поместного дворянства. В поле зрения автора “вся Русь”. Места, где происходят события, обобщены и типизированы: никак не определяются географически ни городишко, где происходит действие “Ревизора” (“отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь”), ни губернский город N, куда приехал Чичиков.
Дочь Альбиона
Автор: Чехов Антон. Уездный предводитель дворянства Федор Андреич Отцов, приехавший в гости к помещику Грябову, находит хозяина у реки во время ловли рыбы с английской гувернанткой. Грабов вовсю обсуждает Уильку Чарльзовну Тфайс в самых нелестных тонах («кукла», «длинный гвоздь», «кикимора», «тритон») — мол, она все равно не понимает.
Уездный город и его обитатели по комедии Ревизор
Автор: Гоголь Н.В. “Ревизор” принадлежит к тем произведениям, которые захватывают читателя и зрителя мгновенно и словно врасплох. О своем произведении Гоголь писал: “Я решился собрать все дурное, какое только я знал, и за одним разом над ним посмеяться— вот происхождение “Ревизора”.
Сочинение по рассказу А.П. Чехова Ионыч.
Автор: Чехов А.П. Антон Павлович Чехов является, пожалуй, самым «легким» автором для чтения. Его «конек» - небольшие, но очень емкие рассказы. Чехов презирает всякого рода убожества, пошлость, ограниченность людей.
Стакан
Автор: Зощенко М.М. Тут недавно один знаменитый человек - маляр Иван Антонович Блохин - скончался от болезни. А вдова его, средних лет дамочка, Марья Васильевна Блохина, на сороковой
Беглец
Автор: Чехов Антон. Семилетнего Пашку, страдающего от больного сустава, мать привела в больницу. Доктор оставил мальчика на стационаре, пообещав сводить на ярмарку и показать лисицу. Пашка сначала в восторге от больницы: новая одежда, суп с мясом, хлеб, жаркое с картофелем. Но доктор не спешит показывать лисицу, да и проявляется реальная сторона лечебного заведения: тяжело больные, одиночество, скука, тоска по дому… Когда из палаты ночью выносят умершего соседа, Пашка с криками «мама!» бежит куда глаза глядят.
О чем мечтают герой в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"
Оба героя Гоголя – Хлестаков и Антон Антонович не положительные и не отрицательные. Значит эти герой, то же имеют желание: один мечтает покрасоваться, другой хочет стать генералом. И в этих желаниях нет, не чего зазорного.
Аредаков, Григорий Анисимович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.1.1 Саратовский академический театр драмы 2.1.2 Саратовский театр оперы и балета 2.2 Постановки в театре
Днепропетровский областной комитет КП Украины
- орган управления Днепропетровской областной партийной организацией КП Украины (1932-1991 годы). Днепропетровская область образована 27 февраля 1932 года из Днепропетровского округа УССР, созданного в 1925 году на территории бывшей Екатеринославской губернии. 17 июля 1932 года из состава Днепропетровской и Харьковской областей была выделена Донецкая область. 10 января 1939 года из состава Днепропетровской области выделена Запорожская область, границы области приобрели современные очертания.
Запорожский областной комитет КП Украины
- орган управления Запорожской областной партийной организацией КП Украины (1939-1991 годы). Запорожская область образована 10 января 1939 года на части территории Днепропетровской области УССР. Центр - г. Запорожье.
Польское коло
Введение 1 История 2 Состав 2.1 Дума 2-го созыва 2.2 Дума 3-го созыва 2.3 Дума 4-го созыва Введение Польское коло (польск. Koło Polskie, польский кружок) — группа польских депутатов в Государственной думе Российской империи.
Глушко, Антон Кузьмич
Анто́н Кузьми́ч Глушко́ (Глушко́в) (18 (30) января 1884, Таганрог — 26 мая 1919, Харьков) — российский революционер, советский государственный и партийный деятель, первый председатель Таганрогского комитета РСДРП и большевистского Совета рабочих депутатов.
Энгельгардт, Фёдор-Христофор Антонович
Федор-Христофор (Христофор-Фридрих) Антонович Энгельгардт (1762—1831) — бригадир, герой Измаильского штурма. Родился 18 марта 1762 года в Риге и происходил из дворян.
Антонович, Даниил Исидорович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.2 Роли в кино 3 Сочинения Введение Дании́л Иси́дорович Антоно́вич (10 (22) декабря 1889, Белополье, Харьковская губерния — 8 ноября 1975, Харьков) — украинский советский актёр и театральный педагог. Народный артист СССР (1954). Лауреат Сталинской премии (1948).
Адеркас, Андрей Антонович
Андрей Антонович Адеркас (нем. Heinrich Otto von Aderkas) (1770—1840, Аренсбург) — генерал-лейтенант, генерал-квартирмейстер. Кавалер орденов: Св. Владимира 3-й ст., Св. Георгия 4-й ст., Св. Анны 1-й ст., командор Св. Иоанна Иерусалимского. Жена – Элеонора Христина Зоргер (1770—1844).
Ингаунис, Феликс Антонович
План Введение 1 Биография 2 Награды Список литературы Ингаунис, Феликс Антонович Введение Феликс Антонович Ингаунис (1894 Либава, Латвия — 28 июня 1938) — советский лётчик, комкор[1], командующий ВВС Особого Дальне-Восточного военного округа[2].
Мирович, Василий Яковлевич
Васи́лий Я́ковлевич Миро́вич (1740, Тобольск — 15 сентября 1764) — подпоручик смоленского пехотного полка, виновник «шлиссельбургской нелепы», по выражению Екатерины II; она же назвала Мировича «сыном и внуком бунтовщиков». Его дед, переяславский полковник Фёдор Мирович, был сторонником гетмана Ивана Мазепы и после поражения Карла XII бежал в Польшу.
Нильсон, Антон
План Введение 1 Биография 2 Осуждение и тюрьма 3 В Советской России Список литературы Введение Антон Нильсон (швед. Anton Nilson, 11 ноября 1887 — 16 августа 1989) — шведский анархо-коммунист, последний человек, который был приговорен к смертной казни в Швеции. Приговор, однако, исполнен не был. Нильсон стал одним из шведских героев рабочего движения.
Иван VI
Иван VI Антонович (1740–1764), российский император. Родился 12 (23) августа 1740 в Петербурге.
Валек, Антон Яковлевич
Антон Яковлевич Валек (партийный псевдоним Яков) (1887 — 8 апреля 1919), деятель революционного движения. Член Коммунистической партии с 1903 года.
Чермак, Антон
Антон Джозеф Чермак , Тони Чермак (англ. Anton (Tony) Joseph Cermak, собственно Антонин Йозеф Чермак, чеш. Antonнn Josef Čermбk; 9 мая 1873(18730509), Кладно, Чехия — 6 марта 1933, Майами, США) — американский политик чешского происхождения, мэр Чикаго с 1931 года до своей смерти в 1933 году.
Бурцев, Антон Иванович
Антон Иванович Бурцев (ок. 1867 — ?) — российский революционер социал-демократ. Биография Родился около 1867 года. Окончил трёхклассное Чебоксарское городское училище. Работал в Казани, где в начале 1890-х годов входил в рабочий кружок, которым руководил А. Стопани. Один из организаторов и активных членов социал-демократического кружка на Алафузовском заводе.
Прокопович-Антонский, Антон Антонович
Антон Антонович Прокопович-Антонский (17 января 1762 года, Прилуки — 6 июля 1848 года, Москва)[1][2] — российский публицист и педагог, воспитанник Киевской духовной академии и Московского университета, где занимался преимущественно медицинскими и естественными науками; будучи профессором того же университета, первый преподавал «натуральную историю» на русском языке и сельское хозяйство (кроме того — энциклопедию и минералогию).
Чаликов, Антон Степанович
Чаликов, Антон Степанович Антон Степанович Чаликов (1754 – 1821), российский командир эпохи наполеоновских войн, генерал-майор Биография Из грузинского княжеского рода Шаликашвили (Шаликовы). В службу вступил 1 марта 1774 рядовым в лейб-гвардии Преображенский полк. 1 января 1788 выпущен в Черниговский карабинерный полк ротмистром и принял участие в войне с турками, где в сражении при Фокшанах получил ранение саблей в бедро и пулей в левую ногу.
Иван VI (1740-64)
Российский император (1740-41), правнук Ивана V, сын принца Антона Ульриха Брауншвейгского. За младенца правили Э. И. Бирон, затем мать Анна Леопольдовна. Свергнут гвардией, заключен в тюрьму; убит при попытке В. Я. Мировича освободить его.