Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
факультет технологии и исследования материалов
Доклад
Дисциплина: Культурология
Тема: Царь Давид в итальянской скульптуре.
Выполнил студент группы 1068/1 М.И.Зайцев
Преподаватель: А.А.Гребенникова
Санкт-Петербург
2008
Начиная разговор о Царе Давиде в итальянской скульптуре, стоит упомянуть, кто же такой сам царь Давид. В Библии Давид – довольно заметная фигура. Избранник Бога, он из пастухов попал в цари, одолел метким ударом из пращи филистимского великана Галиафа. Давид – псалмопевец – ещё одна значимая грань его личности. Он и грешил, соблазнившись чужой женой – Вирсавией - и погубив её мужа, и расплачивался за грех - на него восставал его собственный сын. (Сын погиб в схватке с отцом. Давид оплакивал его.) Был этот человек и видным государственным деятелем.
Но в эпоху Возрождения в Италии царь Давид заинтересовал ваятелей лишь в свои юношеские годы, и показывали его по-разному… Наверное, самая известная статуя Давида – это Давид Микеланджело, сейчас располагающийся в галерее Академии, во Флоренции. Но были и другие. Парад победителей Голиафа открывает «Давид» (1408 г.) Донателло, прославленного предшественника Микеланджело. Знаменательно, что мраморная статуя первоначально предназначалась для собора Санта- Мария дель Фьоре, но в 1416 г. ее приобрела Синьория (городской совет) и установила перед своей резиденцией Палаццо Веккио (Палаццо делла Синьория). К скульптуре была добавлена многозначительная надпись: «Храбрым борцам за отечество Боги помогают против ужасных врагов». Современному зрителю статуя, однако, вряд ли покажется убедительной. Несколько высокомерный юноша в щегольской накидке стоит в небрежной, даже манерной позе. У его ног лежит огромная голова поверженного Голиафа. Этот Давид мало похож на скромного пастушка, а тем более - на бесстрашного воителя, который метким ударом выпущенного из пращи камня убил великана, а потом обезглавил его.
Второй раз Донателло обратился к тому же сюжету в 1430 г. Впервые в итальянской скульптуре Возрождения была создана полностью обнаженная фигура.
Гладко отполированная блестящая бронзовая поверхность статуи подчеркивает легкость фигуры юного Давида. Его тело кажется слишком изнеженным, даже немного женственным. И эту тягу превращать мужские образы в, практически, женские в угоду некоторым известным вкусам можно назвать характерной чертой эпохи Возрождения (правда, становится не очень понятно, возрождения ли…), хотя и не только её. (Это видно, хотя бы на примере истории изображения, но, правда, в живописи Св. Себастьяна – тоже сначала совсем не женственный образ). Победитель Голиафа в широкополой пастушеской шляпе задумчиво смотрит на устрашающую голову, будто не сознавая совершенного им подвига.
Первоначально статуя принадлежала семейству Медичи, но в 1495 г. она была установлена в одном из дворов Палаццо Веккио.
Близка по замыслу к этой работе и скульптура Андреа Верроккьо (1473 г.): стройная бронзовая фигура, меч в руке, отрубленная голова Голиафа у ног. Давид у Верроккьо разве что чуть более мужественен, чем донателловский. И эта работа была, в свою очередь, куплена Синьорией у владельцев, семьи Медичи. Статуя анатомически точна и тщательно смоделирована, тонко отделана. Острой и изящной угловатостью линий, такой Давид воплотил новый, аристократически утонченный идеал красоты. Но тенденция сохранилась…Он достаточно женственен.
В Палаццо Веккио образовалось уже целая коллекция произведений, воспевающих библейского героя, когда в 1504 г. на площади перед Палаццо вознесся мраморный колосс - «Давид» Микеланджело, созданный по заказу Флорентийской республики.
В 1501 во Флоренции Микеланджело взялся изваять фигуру Давида из испорченной до него мраморной глыбы. В 1504 он закончил статую. Её поставили перед городской ратушей - палаццо Веккио.
Скульптор этой статуей порывает с традиционным способом трактовки образа Давида. Он не изобразил победителя с головой гиганта у ног и крепким мечом в руке, а представил юношу в ситуации, которая предшествует столкновению, возможно, как раз в момент, когда тот чувствует замешательство своих соплеменников перед поединком и издали различает Голиафа, насмехающегося над его народом. Художник придал его фигуре совершеннейший контрапост, как в самых прекрасных изображениях греческих героев. Когда статуя была закончена, комиссия, состоящая из видных горожан и художников, решила установить ее на главной площади города, перед Палаццо Веккио. Это был первый случай со времени античности, то есть более чем за тысячу лет, появления монументальной статуи обнаженного героя в публичном месте. Флорентийцы увидели в Давиде близкого им героя, защитника народа.
Отвергнув противопоставление красивого юного тела Давида и устрашающей головы Голиафа, Микеланджело наполнил свою работу иным смыслом. Давид Донателло (1430-1432)- победитель милостью Божьей. Сам по себе очаровательный мальчик-пастух не столь уж значителен, он силен лишь как орудие Господа. При взгляде же на прекрасное волевое лицо и мощную фигуру микеланджеловского Давида, становится ясно, что у этого атлета достанет собственных сил, чтобы одержать любую победу. Именно такой гордый образ Давида-борца был созвучен эпохе Высокого Возрождения с ее верой в безграничные возможности человека и очень близок молодому Микеланджело, героическому складу его дарования.
В течение двухсот лет в Италии появился ряд полностью различных статуй Давида и все - шедевры. Донателло, Верроккио, Микеланджело, и наконец Бернини. Эти скульпторы имели совершенно различные цели. И только Бернини, кажется, определенно интересуется правдоподобным описанием убийства Голиафа юным Давидом. Из этих четырех статуй, самое драматическое, самое реалистическое, пожалуй, изображение библейского героя - это Давид Бернини.
Двадцатичетырехлетний Бернини задумал и вырезал статую Давида всего за семь месяцев, что является замечательным достижением уже само по себе.
Бернини заставляет зрителя становиться частью его статуи. Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча. Зритель почти побужден двигаться по траектории полета приготовленного к броску снаряда. Место перед статуей становится частью концепции. Гримаса на лице представляет совершенно определенное намерение. Огромная напряженность искривленного тела передает силу, которую Давид готов выпустить. Его мускулистая нога упирается в основу статуи, чтобы удержать напряженность тела. Давид замер в момент, когда камень готов быть выпущенным. Это - чудо драматического действия, замороженное.
В заключение хотелось бы сказать, что тема царя Давида в итальянской скульптуре достаточно распространена ввиду возможности адаптации под разные цели, разные ценности. И, несмотря на то, какую моральную оценку потомков представленные произведения могли навлечь на себя, все они представляют художественную ценность, как для самой Италии, так и для мировой культуры, в целом.
Другие работы по теме:
Жак Луи Давид основные биографические данные
Жак Луи Давид (1748 - 1825) – французский художник. В сущности, Давид был диктатором для своего поколения. Уходящее далеко за пределы картин, его влияние направляло стиль моды, дизайн мебели и интерьера, а кроме того отражалось на развитии моральной философии. Искусство на протяжении всей биографии Давида было неожиданным, решительным разрушением традиций.
Экономические учения Рикардо
Научные идеи классической школы, представителями которой являлись Адам Смит и Давид Рикардо, в дальнейшем были взяты на вооружение и развиты марксистской политической экономией
Сказка о золотом петушке
Автор: Пушкин Александр. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, жил-был славный царь Дадон. Соседям то и дело наносил обиды смело; под старость захотел отдохнуть от ратных дел. Но тут стали беспокоить соседи. Охранять царство никак не получалось. Обратился к мудрецу. Мудрец вынул из мешка Золотого петушка и сказал посадить птицу на спицу, коль кругом всё будет мирно, так сидеть он будет смирно.
Конёк-горбунок
Сказка П. П. Ершова «Конёк-горбунок» представляет собой большую поэму в трёх частях. В 1-й части повествуется о том, как Ивану достались Конёк-горбунок и два великолепных коня и как он стал царским конюхом. Во 2-й части Иван по велению царя добывает Жар-птицу, а потом и Царь-девицу. В 3-й части он навещает Солнце и Месяц и достаёт со дна океана драгоценный перстень.
Толстой Награда
Лев Николаевич Толстой Награда Толстой Лев Николаевич Награда Лев Николаевич Толстой Награда Мужик нашел дорогой камень и понес его к царю. Пришел во дворец и стал спрашивать у царских слуг: как бы царя увидать.
Лесной царь
Автор: Гете И. Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? Ездок запоздалый, с ним сын молодой. К отцу, весь издрогнув, малютка приник; Обняв, его держит и греет старик.
Толстой Избушка и дворец
Лев Николаевич Толстой Избушка и дворец Толстой Лев Николаевич Избушка и дворец Лев Николаевич Толстой Избушка и дворец Один царь строил себе дворец и перед дворцом сделал сад. Но на самом въезже в сад стояла избушка, и жил бедный мужик. Царь хотел эту избушку снести, чтобы она сад не портила, и послал своего министра к бедному мужику, чтобы купил избушку.
Прекрасная царевна и счастливый Карла
Автор: Карамзин Николай. Жил-был царь, добрый человек. Была у него дочь, прекрасная царевна. Пора ее замуж отдавать, но ей никто не нравится. Царь задумался, а не занято ли ее сердце? Однажды, проходя мимо комнаты царевны, услышал разговор ее и карлы (карлика), который был ее учителем (царь понял, что это карла, только после того, как вошел в комнату).
Жак Луи Давид
Давид стал одним из ведущих деятелей Великой французской революции. Избранный в 1792 депутатом от Парижа в Конвент, он дважды председательствовал в нем; голосовал за казнь Людовикa XVI и санкционировал закрытие Королевской Академии живописи.
Витторио Альфьери. Саул
Давид приходит ночью в стан израильтян в Гелвуе. Он вынужден скрываться от царя Саула, к которому питает сыновние чувства. Раньше и Саул любил его, он сам избрал Давида в супруги для любимой дочери Мелхолы.
Амнон
— Библейский персонаж; перворожденный сын второго царя Израильское царство Давида от его супруги Ахиноамы, родившийся ещё в бытность Давида в Хевроне (ок. 1056 года до Рождества Христова).
Ованес-Сенекерим
(год. рожд. неизв. — 1003) – царь Парисоса (Северный Арцах, горный Утик) примерно с 958 г. Сын Саака Севады. От последнего получил в наследство область Парнес (Парисос), основав Парисосское княжество,[1] которое официально признали представитель императора Византии Давид Магистр и персидский двор.
Гинцбурги баронский род
, ведущий начало от коммерции советника Евзеля Гинцбурга, возведенного в баронское достоинство грамотою великого герцога Гессен-Дармштадтского в 1874 г. Его сыновьям, Горацию и Соломону-Давиду Гинцбургам, Высочайше разрешено было пользоваться этим титулом в России, в 1879 г. Из этого рода: Гораций Осипович Гинцбург (1833—1909), известный еврейский общественный деятель и филантроп; сын его, Давид Горациевич (1857—1910) — ориенталист, автор многих работ в специальных изданиях, соредактор «Еврейской Энциклопедии», еврейский общественный деятель; собрал ценную библиотеку редких книг и рукописей по еврейской и арабской письменности.
Итальянское Сомали
Герб Итальянского Сомали Итальянское Сомали — колониальные владения Итальянского королевства на востоке Африки, которые были призваны, по замыслу итальянского правительства, стать ядром более широкой зоны Итальянской Восточной Африки. На юге Итальянское Сомали граничило с британской Кенией, на севере — с Британским Сомали, на западе — с независимой Эфиопией.
870-е до н. э.
Датированные события 880 — Поход Ашшур-нацир-апала II в страну Замуа. 880 — Харсиесе А становится верховным жрецом в Фивах и фактическим правителем [1].
890-е до н. э.
Датированные события О принципах датировки см. IX век до н. э. 900 — Умер царь Чжоу Гун-ван, ему наследовал сын Цзянь (И-ван I, эра правления 899—892). Ок.900 — Умер царь VIII Вавилонской династии Шамаш-мудаммик, на престол взошёл Набу-шум-укин I.
780-е до н. э.
Важнейшие события 790 — Поход Адад-нирари III в страну Иту’а. 790 — На престол Иудеи взошёл царь Азария (Озия), ему было 16 лет[1]. Царь Амасия умер либо был отстранён от власти[2] (согласно Библии, он правил 29 лет, то есть до 767 года, и прожил 15 лет после смерти Иоаса израильского[3], а Азария воцарился в 27 год Иеровоама II[4] — тоже 767 год).
Аитов, Давид Александрович
Введение 1 Биография 2 Аитов в Масонстве Список литературы Введение Давид Александрович Аитов (1852, Оренбург — 1933) — русский революционер. 1. Биография
Западно-Болгарское царство
Введение 1 Предыстория 2 Правители 3 Борьба с Византией 4 Падение царства Западно-Болгарское царство Введение Западно-Болгарское царство (970—1018) — традиционное наименование Первого Болгарского царства в период, когда северо-восток был уже захвачен Византией до окончательного его падения в 1018.
Наполитано, Джорджо
Джорджо Наполитано (итал. Giorgio Napolitano, род. 29 июня 1925, Неаполь) — 11-й президент Итальянской республики. Бывший активист Итальянской коммунистической партии (затем партии Левых демократов), участник Движения Сопротивления. Пожизненный сенатор. Избран 10 мая 2006 в 4-м туре голосования, вступил в должность 15 мая.
Аргунт
— «скифский» царь. Упоминается единственный раз в сборнике биографий римских императоров, где сказано, что он, узнав о смерти префекта претория Мизитея (243 год), управлявшего Римом при императоре Гордиане III, начал разорять соседние царства[1]
970-е до н. э.
Датированные события 980 (16 год ван Чжао-вана, либо 969 или 951) — Чжао-ван напал на царство Чу-Цзин, переправился через реку Хань и получил в дар большого носорога (датировка «Гу бэнь чжу шу цзи нянь» [1].)
860-е до н. э.
Датированные события 869 — Умер царь Иудеи Аса [1], на престол взошёл его сын Иосафат. 867 (3 год Иосафата [2]) — Царь Иудеи Иосафат отправляет по городам князей и левитов для поучения народа «книге закона Иеговы».
Давид Сасунский танковая колонна
Введение 1 Формирование 2 Боевой путь Список литературы Введение Танковая колонна «Давид Сасунский» (арм. «Սասունցի Դավիթ» տանկային շարասյուն) — танковая колонна, созданная во время Великой Отечественной войны на средства, собранные армянской диаспорой и переданная 119-му отдельному танковому полку, воевавшему в составе 2-го Прибалтийского фронта.
Список правителей Грузии
Содержание 1 Династия Фарнавазидов (299—90 годы до н. э.) 2 Династия Арташесидов (90—30 годы до н. э.) 3 Династия Фарнавазидов (вторично) (30—1 годы до н. э.)
Председатель Совета министров Италии
Штандарт Председателя Совета Министров Италии Председатель Совета министров Италии (итал. Presidente del Consiglio dei Ministri) — глава правительства (премьер-министр) Итальянской Республики.
Грузинское царство
План Введение 1 История Грузинского царства 1.1 Давид Строитель и усиление Грузии 1.2 Царица Тамара и Золотой век 1.3 Грузинское царство в период наибольшего расцвета
Давид, Жак-Луи
План Введение 1 Ранний период 2 Знаменитые работы Введение Жак Луи́ Дави́д (фр. Jacques-Louis David; 30 августа 1748, Париж — 29 декабря 1825, Брюссель) — французский художник, основоположник французского неоклассицизма.
Багаберд
Багаберд (арм. Բաղաբերդ) (Капани берд) — крепость в Армении в области Сюник, между городами Капан и Каджаран, недалеко от села Давид Бек и места слияния рек Гехи и Вохчи. Крепость располагалась на высоте 200 метров над уровнем реки.[1]
Франческо III д Эсте
Франческо III (итал. Francesco III d'Este; 2 июля 1698(16980702) — 22 февраля 1780) — герцог Модены в 1737—1780 годах, представитель итальянской династии д’Эсте. Сын Ринальдо III д'Эсте.
Давид-Бек
Давид-Бек (арм. Դավիթ Բեկ, ? — 1728) — деятель освободительного движения против иранских и турецких завоевателей Армении.
Давид
Второй царь Израиля; но если включать в число израильских царей Иевосфея, который после смерти своего отца Саула два года царствовал над всеми коленами Израиля, за исключением колена Иуды, то Давид был третьим царем Израиля (2 Цар 2:8-10).
Константин II царь Картли
Константин II (груз. კონსტანტინე) (ум. 1505), Царь Картли 1478—1505, внук царя Александра I Великого. Последний царь единого Грузинского государства.