Реферат: Роль фольклорного материала в возрождении культуры материнства - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Роль фольклорного материала в возрождении культуры материнства

Рефераты по культуре и искусству » Роль фольклорного материала в возрождении культуры материнства

Управление культуры Белгородской области

Белгородский государственный институт культуры и искусств

Факультет Художественного Творчества

Кафедра теории и истории народной художественной культуры


Автореферат


выпускной квалификационной

(дипломной) работы


Роль фольклорного материала в возрождении культуры материнства

(в системе демографической проблемы)


Белгород, 2009


Содержание


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ДЕФОРМАЦИЯ КЛУЬТУРЫ МАТЕРИНСТВА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

Традиционные основы культуры материнства

Проблема деформации культуры материнства – демографическая проблема


ГЛАВА 2. РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В ПРОЦЕССЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ МАТЕРИНСТВА

2.1. Функциональная роль фольклора в культуре материнства

2.2. Трансляция фольклорного материала как фактор возрождения культуры материнства


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы исследования. Современные экономические и социально-политические преобразования затронули и изменили не только материально-производственные основы общества, но и его культурную, социальную и духовные сферы жизни.

Проблема демографического кризиса в современной России с каждым годом становится все более актуальной. C начала 90-х годов прошлого столетия Россия вошла в фазу «открытой депопуляции», когда естественный прирост населения сменился его убылью. Ситуация усугубляется еще и тем, что кроме снижения значений количественных показателей модифицируется поведение матерей, которое отражается на здоровье и благополучии детей.

Материнство является базовым, жизненным предназначением, важным состоянием, значительной социально-педагогической функцией каждой женщины и выражается, прежде всего, в поведении матери. Поэтому, возрождение материнской культуры представляет собой проблему общества. Можно утверждать, что будущее общества — это сегодняшнее состояние материнства.

Сегодня материнство больше не воспринимается в качестве основного предназначения женщины, стремление современных девушек добиться успеха в политике, бизнесе, науке нередко подчиняет себе все остальные стремления.

В общественном же сознании материнство всегда представляло одну из наиболее значимых человеческих ценностей. Ведь именно мать является продолжательницей рода, а в совокупности — основой здоровой и полноценной нации.

Сегодня нам необходима концептуальная ориентация на отечественные культурно-исторические и духовные традиции. Но не слепое механическое копирование уклада жизни, воспроизведение старых форм, но ценностно-смысловое «прочтение» русской культуры и способы трансляции ее ценностей миру детства. Традиция, как система передачи и наследования смысложизненных доминант, духовных приоритетов, нравственных идеалов, норм поведения поможет организовать пространство материнской культуры.

Колыбельная песня и другие жанры материнского фольклора, народная игра и сказка, элементы художественных промыслов и рукоделия, годовой строй календарных праздников востребованы тут, как проверенные временем средства, с которых начинается открытие перед ребенком культуры своей Родины.

В этой связи внимание к фольклору, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, проявляется в последние годы особенно активно в социально-педагогической среде. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение. Анализ форм и методов возрождения и развития фольклора в современных условиях показывает, что возрождение традиций материнской культуры невозможно без знания этнокультурных процессов, национальных аспектов, которые во многом воздействуют на русскую национальную культуру.

Поэтому сохранение и трансляция фольклора как древнейшего носителя культуры материнства одна из важных и актуальных задач работников культуры и образования.

Чрезвычайно важным становится воспитание, педагогическое просвещение и поддержка девочек, девушек и женщин при формировании культуры материнства в условиях кризисной демографической ситуации, а также профилактика девиантного материнства.

Актуальность изучения влияния фольклора на современную культу материнства продиктована противоречием между потребностью усиления роли материнства в обществе и отсутствием социальной системы, формирующей материнское поведение.

Степень научной разработанности проблемы.

Материнство является объектом изучения многих наук, определенных направлений и школ социологии, культурологии, биологии, педагогики, медицины, физиологии, психологии. В последнее время появился интерес к комплексному исследованию материнства. Во многих исследованиях институт материнства рассматривается как исторически обусловленный, изменяющий свое содержание от эпохи к эпохе.

Материнство как социально-культурный феномен освещается в работах Т.Г. Киселевой, В.А. Рамих. Культурологический подход к изучению материнства обладает давними традициями (Р. Бенедикт, Б. Малиновский, М. Мид). Материнство рассмотрено как часть личностной сферы женщины и как обеспечение условий для развития ребенка в трудах Р.В. Овчаровой, Г.Г. Филипповой.

Проанализирована готовность женщины к материнству (О. Копыл) и раскрыты мотивы сохранения беременности в условиях современной российской действительности (Н. Боровикова). Исследованы взаимоотношения в диаде «мать-дитя»(Р.Ж. Мухамедрахимов, B.C. Мухина). Освещены вопросы девиантного поведения матерей (А.Я. Варга, М.С. Родионова, В.Ю. Сидорова) и профилактики «отказников» (В.И. Брутман).

Главными хранителями фольклора были русские женщины – крестьянки, матери, бабушки, няни, кормилицы, рассказывающие сказки. Вопросам теоретического анализа фольклора, его жанров и функциональных особенностей посвящены фундаментальные труды известных русских ученых-этнографов, фольклористов, искусствоведов, историков: П.Г. Богатырева, Г.С. Виноградова, Е.Г. Кагарова, Д.К. Зеленина, Н.И. Костомарова, В.О. Ключевского, В.Я. Проппа, И.И. Сахарова, Б.М. и Ю.М. Соколовых,И.М. Снегирева, С.А. Токареваидр. Ценным материалом для разработки теоретического аспекта проблемы фольклора стали научные исследования, посвященные анализу традиционной художественной культуры: В.П. Аникина, Т.И. Баклановой, А.А. Банина, Л.В. Даниловой, А.С. Каргина, М.Т. Картавцевой, О.И. Капицы, М.Н. Мельникова, Н.К. Мешко, Е.А. Покровского, Э. В. Померанцевой, П.А Сорокина, Л.В. Шаминой, В.М. Щурова и др. Проблеме этнохудожественного образования в России, соотношению педагогики и фольклора посвящены труды прославленных отечественных педагогов, психологов: Ю.П. Азарова, Г.Г. Ананьева, Г.М. Андреева, Б.Т. Лихачева, И.С. Кона, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского.

Объект исследования: культура материнства в системе демографической проблемы.

Предмет исследования процесс возрождения культуры материнства посредством фольклорного материала.

Цель исследования – выявить и теоретически обосновать роль традиционного фольклора в возрождении культуры материнства в свете демографических проблем.

Задачи исследования:

Выявить и рассмотреть традиционные основы культуры материнства.

Обосновать проблему деформации культуры материнства как демографическую проблему общества.

Определить функциональную роль фольклора в культуре материнства.

Рассмотреть пути трансляция фольклорного материала как фактора возрождения культуры материнства.

Гипотеза исследования. Предполагается, что в процессе трансляции фольклорного материала в образовательное пространство формируется целостное видение образа матери и культура материнства у девочек.

Для решения поставленных задач использовались:

Теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, сравнительно-исторический анализ, анализ базовых понятий по теме исследования.

Эмпирические методы исследования: изучение и обобщение опыта работы исследователей, создание воспитывающих ситуаций, наблюдение, опросные методы, педагогический эксперимент.

Практическая значимость. Материалы дипломного исследования могут быть использованы в разработке образовательных программ для школьников и студентов, отделений социальной работы и факультетов повышения квалификации преподавателей социально-гуманитарных дисциплин, педагогов, психологов, работников социальных служб, медицинских работников.

Структура работы: дипломная работа состоит из введение, двух глав, заключение, списка литературы и приложения.

Глава 1. Деформация культуры материнства как один из факторов демографической проблемы

1.1. Традиционные основы культуры материнства


В культурных традициях роль матери в воспитании ребенка всегда признавалась ведущей и незаменимой. И культура направляла свои усилия на то, чтобы сделать мать такой, какой она должна быть для правильного воспитания ребенка. Не все правила жизни «прописаны пером». Многие из них вплетены в сам строй жизни; особенно это касается тех норм, особенностей взаимодействия и взаимопомощи, которые передаются из поколения в поколение внутри семьи. И, конечно, это касается материнства, более широко – родительства; «производство» родителей – главная задача общества, если оно хочет, чтобы его культура воспроизводилась снова и снова. Родителями дети становятся именно в своей семье; другим общественным институтам решение этой задачи не передашь.

Материнство — это одна из социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения. Для женщин главными социально-половыми ролями и до сей поры являются роли семейные (мать и воспитательница, хозяйка), для мужчин – профессиональные. Успешность мужчины оценивается по его профессиональным успехам, женщины – по наличию семьи и детей

Ключом к пониманию архетипа материнства в традиционной культуре средневековой Руси является анализ реализации богородичного материнского архетипа в иконописи средневековой Руси (XI–XIV вв.), являются богородичные иконы основных иконографических типов: «Оранта», «Одигитрия», «Воплощение» («Знамение»), «Елеуса».

В народном сознании образ матери окружен неким ореолом святости. Некоторые исследователи, анализируя базовые архетипы этнопсихологии русских, усматривали в присущем им ментальном типе матери реализацию идей гуманности, правды, любви, организованного порядка в жизни и общественной, и семейной, считая, что в подсознании русского руководящим и нормативным фактором является образ матери, что оставляет сильную материнско-женскую печать на нраве русского, проявляющуюся на протяжении всей жизни.

1.2. Проблема деформации культуры материнства – демографическая проблема

Причины низкой рождаемости лежат преимущественно в духовной, нравственной сфере и обусловлены новыми стереотипами общественного сознания, хотя сказывается и влияние политической нестабильности.

Культура материнства относится к тем явлениям жизни, которые продуцируются на самые различные и широкие ее пласты и затрагивают буквально каждого человека. Материнская культура – одна из ведущих предпосылок полноценного воспитания детей, имеющая значение не только для отдельной семьи, но и для страны в целом.

Естественный отбор и борьба за существование влияет на сохранение среди человечества только людей, наделенных сильными материнскими инстинктами, так как лица, обладающия слабыми материнскими инстинктами, обыкновенно не оставляют потомства или же потомство в слишком малом количестве. Благодаря этому, жизнь сохраняется только у тех народов, у которых материнские инстинкты, сильно развиты.

В последние десятилетия изменился образ ребенка в общественном европейском сознании: он стал мыслиться как докучливое, ненужное создание, которое стараются «отодвинуть» даже чисто физически, уменьшая количество и качество телесного контакта, делая воспитание ребенка подобным технологическому процессу. Спад рождаемости связан с боязнью будущего, ростом мотивации личностного развития, желанием утвердить свое место в жизни, свою индивидуальность, иметь устойчивое социальное положение раньше, чем посвятить себя заботе о детях.

Падение престижа материнства и отцовства, угасание родительской инициативы, кардинальное изменение демографического поведения не могут не вызывать серьезной обеспокоенности и, как следствие, стимулировать фокусирование исследовательских задач на аналитике и поиске эффективных стратегий развития материнской культуры.


ГЛАВА 2. РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В ПРОЦЕССЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ МАТЕРИНСТВА

2.1. Функциональная роль фольклора в культуре материнства

Основополагающим и положительным нравственным идеалом для русской девушки должен быть идеал добропорядочной жены и заботливой матери.Кроме главного и фундаментального нравственного чувства у девочек — целомудрия, можно говорить о других. Это — терпеливость, жалость и милосердие. Это и хозяйственность, т.е. особая домашность девушки — будущей жены и хозяйки.

Именно такой образ находит свое отражение в фольклоре: это и послушная Падчерица, Хаврошечка, Рукодельница из сказок; это и трудолюбивая невеста-красавица из свадебных песен; это и молитвенница из духовных стихов. Существует большое количество пословиц, отражающих роль матери в жизни ребенка и характеризующих материнскую культуру.

Концептуальная ориентация на отечественные культурно-исторические и духовные традиции отличает направление родительства в традиционной культуре. Определяющими в понимании «традиционности» здесь выступают не внешний уклад жизни и механическое копирование, воспроизведение старых форм, но ценностно-смысловое «прочтение» русской культуры и способы трансляции ее ценностей миру детства. Традиция, как система передачи и наследования смысложизненных доминант, духовных приоритетов, нравственных идеалов, норм поведения организует пространство родительской культуры с позиций этого подхода.


2.2. Трансляция фольклорного материала как фактор возрождения культуры материнства.


Роль семьи в передаче следующим поколениям социокультурного опыта, в воспроизведении ценностно–смыслового пространства национальной культуры, формировании культурного облика человека представляется исключительной. Феномен материнской культуры – это не только зеркало народа, его самобытности, ценностей, обычаев и традиций, понимания обществом конкретной эпохи, личности, человеческих взаимоотношений, но также и отражение будущего этого народа.

На сегодняшний день актуальными является школы материнства. Они имеют свою специфику:

Во-первых, это - приоритетные ценности, которые могут быть определены как традиционные семейные. Супружество, рождение и воспитание детей, чадолюбие, многодетность, понимание родительства, как творческой самореализации, высокий престиж материнства и отцовства составляют центральный слой в аксиосфере материнской культуры.

Во-вторых, это - вычленение важнейших этапов освоения культуры материнства, хронологически совпадающих с основными периодами становления детско-родительских отношений: перинатальный период, деторождение, грудное вскармливание и младенчество, дальнейшее сопровождение развития ребенка в процессе домашнего воспитания и обучения.

В-третьих - области семейной культуры, осваиваемые в процессе занятий с родителями. Их составляют: оздоровление, материнский фольклор, домашнее воспитание и обучение, семейные и народные традиции, досуговые практики, проблемные ситуации, коррекционные возможности семьи.

Благодаря концептуальным положениям и многочисленности подобных объединений в современной России, идея культуры материнства характеризует сегодня целое движение, цель которого – единение семьи, ответственность и компетентность отца и матери, физическое, психо-эмоциональное и духовное оздоровление, создание дружеской среды межсемейного общения детей и взрослых перед лицом вызовов современности.

Изучение и развитие материнской культуры представляется актуальной задачей в условиях демографического кризиса и тенденции нарастания тотальной отчужденности и в семейных взаимоотношениях, и в обществе в целом. О возрождении семьи, как необходимом факторе возрождения России перед лицом угрозы депопуляции и духовного оскудения, говорят сегодня многие ученые и общественные деятели.

Представление о супружестве, материнстве и отцовстве, как особой культуре поведения и взаимоотношений, которую сегодня необходимо осваивать, может позволить обосновать и разработать эффективную программную тактику, затрагивающую как разные области культуры родительства (ценностно-смысловая сфера -оздоровление – воспитание – традиции – досуг – проблемные ситуации – коррекционные возможности), так и «хронологическую» последовательность основных этапов освоения этой культуры (подготовка к беременности и рождению малыша – деторождение - сопровождение младенчества – воспитание дошкольника – подготовка к школе – отрочество и т.д.)

Похоже, что человечество вступило в такой этап своего развития, когда для коррекции индивидуалистических ориентаций, альтернативных традиционным общинным и семейно-многодетным, необходимо специальное воздействие на ценностно-смысловое пространство семьи. В основу такого культурно-просветительского влияния может быть положено деятельное освоение системы отечественных ценностей семейной и материнской культуры, закрепленной в культурно-педагогических практиках, составляющих «золотой фонд» воспитательного потенциала русской культуры, а также обогащение их новыми приемами и традициями.

Поддержка жизнеспособных родительских объединений, изучение и популяризации их опыта, возможность вглядеться в ценностное пространство их жизнедеятельности, способы приобщения к традиционным духовным и культурным основаниям народной жизни - это своеобразное накопление капитала, жизненно необходимого для успешного и стабильного развития России, и реальный вклад в ее будущее.

В практической части дипломной работы представлена программа спецкурса для девочек «Школа материнской культуры». Программа рассчитана для 11 класса и включает 32 ч. лекционно-практического материала.