Реферат: Лекции по Культуре - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Лекции по Культуре

Рефераты по культуре и искусству » Лекции по Культуре

УКРАИНСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ

К У Л Ь Т У Р Ы

конспект 1.Понятие культуры.Классификация культуры. 2.Предмет истории культуры.Периодизация культуры. 3.Развитие понятия культуры.Преемственность в разных культурах. 4.Понятие художественной культуры.Многообразие форм художественной культуры. Cultura-возделывание,воспитание,развитие и почитание.Под термином "культура" принято понимать исторически определенный уровень человека,выраженный в формах организации или жизни людей,а также создании духовных ценностей.

КУЛЬТУРА

/

Материальная Духовная

(орудия труда,жилища, (познание мира,

предметы обихода,одеж- нравственность,воспитание)

да) Эти понятия характеризует материальный и духовный уровень развития определенных эпох,конкретных наций,а также специфических сторон тамошней жизни. В повседневном бытовом смысле термин "культура" относят к духовной жизни и повседневной деятельности людей.По содержанию к культуре относят:

К У Л Ь Т У Р А

/ |

Научно- Худо- Бытовая культура

техническая жественная ()

культура культура К первому типу относятся: народное образование,книгопечатание. Ко второму: литература,народное творчество К третьему: деятельность людей,профессиональная и непрофессиональная,в процессе которой осуществляется создание и потребление культурных ценностей.


История Культуры в общем смысле слова-это раздел науки история,но раздел специфический,связанный с философией и логикой.


Принято выделять: 1.Первобытную культуру 2.Античную(древнюю)-дохристианскую 3.Средневековую 4.Культуру Возрождения(античной культуры) 5.Культуру Просвещения(18 в.) 6.Культура (19 века)-золотой период европейской культуры. 7.Современная культура. Первоначально слово "культура" обозначало целенаправленное воздействие человека на природу,а после воспитание самого человека.Воспитание обозначало не только развитие умения согласно существующим нормам и обычаям,но и поощрение желания,им следовавшее. В эпоху Средневековья понятие "культура" приобретает смысл,близкий к понятию "цивилизация".Позитивно оценивается городской уклад жизни.Культура стала ассоциироваться с признаками личного совершенства;на востоке и в Европе-с признаками религиозного совершенства. В эпоху Возрождения понятие "культурный человек" стало соответствовать гуманистическому идеалу человека. В эпоху Просвещения возник идеал культурного человека,в которои этике и эстетике уделялось мло места и основное место уделялось совокупности познаний об окружающем мире и способности использовать эти познания для достижения поставленных целей. Французский просветитель Вольтер противопоставлял культурность,образованность нации дикости и варварству первобытных племен.Цивилизованность нации,согласно Вольтеру,соответствует высшему соотношению разума:"Сделать всех людей счастливыми,живущими в соответствии с потребностями человека." Руссо считал,что современная ему европейская культура портит и морально развращает "культурные нации" и потому противопоставлял им чистоту и естественность нравов отдельных народов,находящихся на патриархальной ступени развития. Немецкие философы Кант,Шиллер и Гегель называли культурой область духовной свободы человека,лежащей вне природного и социального существования,независимую от практических целей и потребностей.достижение этой свободы-смысл всей культурной эволюции человечества. В настоящее время под культурой стали понимать систему ценностей,обуславливающих выработку форм человеческого поведения как органическую часть социальной системы,определяющую степень ее упорядоченности и управляемости.Каждый из разделов содержания культуры в определенную эпоху нельзя рассматривать без учета достижений в этой области,достигнутых в предшествующие эпохи.Преемственность развития культуры легко прослеживается в материальной культуре,к которой относятся машины,технические сооружения,выработанные в течение многих веков нормы морали и права.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА Все виды художественной культуры можно свести к трем основным направлениям: 1)дворцовая(средние века,распространение среди феодалов) 2)культовая(получила распространение среди служителей церкви) 3)богемная(фортификационная) По этим трем направлениям развиваются такие виды художественной культуры как литература,живопись,скульптура,архитектура,и театр. Всегда быстрее развивается тот вид искусства,который востребован модой,а потому щедро оплачен заказчиком.Заказчиками были представители господствующих классов,а также высшие иерархи культа.Ими руководило стремление выделиться над равными или увеличить свое господствующее положение над низшими-главная движущая сила в развитии культуры. Поэзия вообще начала складываться из сладкозвучных славослрвий своему господину.Скульптура также возникла из стремления "вождей" стать равным богам,ибо первые примитивные скульптуры у всех без исключения народов посвящались именно им(богам).


КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА: Культура Древнего Востока. _________________________


План: 1)Возникновение древнейших цивилизаций 2)Вавилоно-ассирийская культура 3)Культура Древнего Египта


ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ:


С X тысячелетия по IV тысячелетие до н.э.климат в полосе 20-40 градусов северной широты был существенно отличным от нынешнего.Влажность была неизмеримо выше.На месте нынешних пустынь были цветущие саванны и степи.Людей было в сотни раз меньше,чем сейчас.Людям не надо было сеять или заниматься скотоводством.Им вполне хватало дикорастущей пищи.Люди жили мелкими племенами и родами,которым вполне хватало места для жизни.Конфликтных ситуаций между родами и кланами в эту пору не возникало. С конца V тысячелетия до н.э.климат начал становиться более сухим.Пустыня начала наступать на саванны и степи.Люди стали перекочевывать в долины больших рек. Ариал обитания людей во много раз сократился.Собирательством и охотой прокормиться стало уже невозможно.Начался переход к земледелию и скотоводству. Мест,удобных для пастбищ и земледелия,было не очень много.Стали возникать конфликты между племенами,в результате чего возникла потребность в оружии,из которой проистекала потребность в металле.Возникали материальные потребности в развитии научных и технических средств. В дальнейшем возникла проблема ирригации.Появилась необходимость рыть каналы и строить дамбы. Для измерения площадей земельных участков и объема выбираемого грунта при строительстве каналов,нужны были математические методы ведения всевозможных расчетов.Для определения времени начала посева и выгона скота на пастбище нужен был инвентарь,а также познания в химии и астрономии,нужен был календарь. Изменившиеся условия жизни диктовали свои требования к развитию культуры.Начался переход к государственной системе от родовой и племенной.В борьбе за земли и рабов возникли первые государства:в Междуречье Тигра и Евфрата,в долине реки Нил и на юге Пелопонеса(о-в Крит).


ВАВИЛОНО-АССИРИЙСКАЯ КУЛЬТУРА:


Культуру государств в Междуречье принято называть вавилоно-ассирийской культурой.К середине III тысячелетия до н.э. государства Междуречья были достаточно развиты.


1.Техника


-хорошо развита металлургия.Известны:литье,ковка,чеканка,изготовление золотой и серебряной проволоки,филигрань. -широко применяется изготовление парадного оружия,что тоже свидетельствует о наличие у предствателей данной культуры определенной степени мастерства.


2.Строительство


-основные стройматериалы:большей частью-необожженный и обожженный кирпич.Основы всех всех дворцов и храмов возводились из необожженного кирпича. Несущие конструкции-напротив,из обожженного.


3.Реконструкция войска


-введение колесничного войска.Появление панциря из медных блях.Формируется конное войско,вооруженное мечами.Появляются укрепленные военные лагеря и осадные орудия(таран). -стали строиться каменные и наплавные мосты через достаточно широкие реки.


4.Железные инструменты


-алмазные сверла


5.Водоподъемные устройства


-водоподъемное колесо(бесконечная веревка с кожаными ведрами). -еще до основания Рима здесь уже присутствовал акведук.


6.Наука


-системы мер.Шестидесятиричная.позиционная.На основании этой системы составлялись таблицы(умножение,деление,сложение,вычитание) и квадратные уравнения. -за 1500 лет до Пифагора знали его теорему.Разрабатывали методологию,планиметрию и стереометрию решения задач. -использование практической химии в технологии производства бронзы,глазури многокрасочных поливов в керамике.


7.География


-Земля представлялась плоской,посреди Земли изображалось Междуречье.На картах изображены земли от Испании до Индии.Вся Земля плавает в мировом океане.


8.Медицина


-знали ампутацию,сращивание переломов,удаление бельма с глаза,составляли анатомические атласы. -сведены в систему лекарственные препараты.Календарь на основе лунного.Год состоял из 12 лунных месяцев.Периодически вводился 13-й месяц.


9.Религия


шумерские названия семитские названия -Уту- бог солнца Шамаш Зуэн(Ианна) Син-бог Луны Ан Ану-бог неба Иннан Иштар

(богиня плодородия)


10.Литература


-письменность возникла за 3000 лет до н.э.Клинопись.Первое литературное произведение написано более 4000 лет назад.В первоисточниках до нас дошли:"Легенда о Гельгемеше"-первое литературное произведение.


11.Архитектура


-в эпоху возвышения в Шумере царской власти и усиливающегося влияния жречества происходит расцвет храмовой архитектуры и культуры.Стремление утвердить могущество божества посредством воплощения в геометрической простоте. В основе храма лежал параллелепипед,гладких стен не имелось,всюды выступы,ниши.Развитие храмовой архитектуры достигло максимума создания многоступенчатой башни Зиккурата. Обычный зиккурат-поставленные одна на другую усеченные пирамиды,окрашенные в разные цвета.


12.Культура


-храмы и дворцы украшались культовыми скульптурами,изображающими людей,быков и крылатых львов. Скульптуры выполнены очень реалистично.Особую ценность как произведения искусства имели царские принадлежности.


Культура Междуречья оказала огромное влияние на всю последующую культуру стран и народов.


ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ:


В районе 3000 года до н.э. царь Юга-Менес(Менас) захватил южное царство и основал город Мемфис. С 28 века до н.э.Мемфис стал столицей Египта.Началась история Египта,измеряемая династиями.


1.Раннее царство(с 3000 по 2800 г.г.до н.э.)


Первые две династии.Развитие ирригации,массовое появление медных орудий,возникновение массовой торговли. Государство становиться агрессивным,ведет постоянные войны с соседями с целью захвата рабов и сырья.


2.Древнее царство(с 2800 по 2250 г.г.до н.э.)


Максимально возрастает могущество фараонов.Они объединяют светскую и духовную власть.Общее развитее получает идея неограниченной власти обожествляемых фараонов. Воплощение этой идеи-строительство пирамид.


-Первый распад Египта(2250-2050 г.г. до н.э.)


Период всеобщего запустения.


3.Среднее царство(2050-1700 г.г. до н.э.)


Столица переносится в Фивы.Наивысший расцвет культуры.


-Второй распад Египта(1700-1580 г.г. до н.э.)


4.Новое царство(1580-1070 г.г. до н.э.)


Использование железа,ткацкого станка,широкое распространение письменности и грамотности,изобретение стекла,использование колесных повозок,создание могучего флота.


В эпоху Раннего царства возникают первые школы,в школах готовили писцов-привилегированное сословие государственных служащих.Подготовка велась с 5-летнего возраста,12 лет.Учебный день заканчивался примерно в третьем часу пополудню. Был изобретен папирус.Каменные сооружения использовались для дворцов фараонов,храмов и царских гробниц.Остальные строения строились из кирпича-сырца.


В период Древнего царства устанавливаются каноны египетской культуры и искусства.Формируется иерархия видов и жанров искусства.В системе искусств ведущую роль играет архитектура,тесно связанная с поминальным культом.Господствующие принципы-монументальность и статичность,вполощающие представления о незыблемости социального строя и сверхчеловеческом величии фараонов.Эти же принципы распространялись на связанныую с архитектурой живопись и скульптуру.Основным видом архитектурной постойки являлась мастаба-геометрически правильная усеченная пирамида,представляющая из себя наземную часть гробницы и погребальное помещение,расположенное глубоко под землей. Буквально слово "мастаба" означает "каменная скамья". Именно в период Древнего царства была постоена первая пирамида.Архитектор Имхотеп-для фараона Джосера,построил пирамиду,состоящую из шести стоящих друг на друге мастаб.Эта пирамида явилась основой гигантского архитектурного ансамбля в Саккаре.В дальнейшем совершенствовались лишь геометрические формы.Чем больше форма,тем больше ясности и частоты в сооружении.В конце первого царства был создан комплекс пирамид в Гизе.Его основу составили пирамиды трех фараонов:Хеопса,Хефрена и Микерина. Дорогу к пирамиде Хеопса охранял сфинкс с лицом фараона Хефрена.Сфинкс был создан из гранитной скалы,монолита,напоминающего лежащего льва.Вокруг пирамиды Хеопса в строгом геометрическом порядке стояли пирамиды придворных и поминальные храмы.Поминальные храмы сообщались между собой крытыми переходами. Настенная живопись изображала сцены битв,охоты и дворцовых мероприятий.Живопись символизировала положение и благополучие покойного в царстве мертвых.Скульптуры,портреты,выполняли роль двойника покойника и служили вместилищем души-Ка. Искусство Египта было составной частью культа(заупокойного ритуала).Чтобы покойник чувствовал себя комфортно в царстве мертвых,его снабжали всем,чем он владел при жизни.То,чем он обладал при жизни,изображалось на стенах погребальной камеры.Отсюда и пошел обычай бальзамирования.Скульптурный портрет должен был обладать точным сходством с оригиналом. Произведения искусства делались не для осмотра,им отводилась куда более высокая роль-дарить усопшим бессмертие. Так художники и скульпторы стали чуть ли не самыми высокооплачиваемыми людьми в египетском обществе. Искусство Египта было частью религии. В Египте сохранилось несколько гигантских архитектурных ансамблей,такие как древние памятники в Луксоре и Абу-Симбел.Таких пирамид больше не создавали;вход в них,как правило,украшался.


Пантеон Египта:


Каждый город имел своих богов.Изначально представление о мире было как о водном Хаосе.Одним из самых почитаемых богов Египта считался Осирис и его жена(она же сестра) Изида.Сын Осириса и Изиды-бог Гор. Богиня Баст изображалась в виде кошки,Гор являлся в виде сокола,богиня войны Сахмед изображалась в виде льва. Богиня Нут была божеством неба.Бог Геб являлся богом земли.Тот являлся богом Луны,Хапи был божестом Нила.


Культура Древней Греции _______________________


1)Крито-микенская культура 2)Доантичная культура Греции(дорийская и ахейская) 3)Гомеровский период 4)Классическая греческая культура.


1.Крито-Микенская культура.


Возникла в III тысячелетии до н.э.Распространилась на острова Эгейского моря и побережье.Были ли представители данной культуры греками-неизвестно. Во II тысячелетии возникла письменность. Составлен пантеон олимпийских богов,сложились песни Илиады и Одиссеи.По преданию,на севере побережья Крита был самый большой город Кипра,именуемый Кносс.В лабиринте дворца города Кносс нет никакого архитектурного замысла,нет никакой симметрии.Стены расписаны бытовыми сюжетами.На Крите 1500 лет не было войн,что способствовало развитию торговли. Архитектура период Крито-Микенской культуры была удивительной,но отнюдь не прекрасной.Главной культурной ценностью этого периода были фрески и рельефы.В живописи не было никаких канонов,пространство между стенами украшалось растительным и геометрическим орнаментом. В XIV веке с севера пришли ахейцы,а еще через 200 лет,в XII веке до н.э.,пришли дорийцы.


2.Доантичная культура Греции.


К концу II-началу I тысячелетия до н.э. на территории Греции осели 3 большие группы племен,из которых позже сформировалась греческая нация.Всю центральную часть Греции заселили ахейцы.многочисленные острова Эгейского моря и города узкой полосы побережья заселили ионийцы.Южную часть Пелопонеса,Крит и прилегающие к нему острова заселили дорийцы. Это были близкие по языку,но стоящие на разных культурных уровнях племена.При нашествиях,в междуусобных войнах,частично разрушая дворцы и грода и обращая в рабство побежденных противников,эти племена перенимали культуру друг друга.


В период ахейского господства города окружались стенами высотой до 12-15 метров и толщиной до 8 метров.Улицы греческих городов были значительно уже.Возникла общая для всех племен письменность:это было слоговое письмо,множество источников из которого дошли до наших дней.Развивалась торговля. Архитектурные сооружения ахейского периода тяжеловесны,массивны,грубы.Известно только одно "скульптурное" произведение этого периода:Львиные ворота в Микенах. Для развития хозяйственных нужд ускоренными темпами развивалось гончарное производство.Получает развитие вазопись с простейшими геометрическими узорами.


Период дорийского господства не внес существенных улучшений в процесс развития греческой культуры. Обычным явлением в этот период стали непрекращающиеся междуусобные войны.Именно в этот период состоялась Троянская война.Идеалом мужчины стал мужчина-воин,а идеалом красоты-физическое развитие.Общепринятым идеалом поведения стала воинская доблесть.Общество стало милитаризованным. В это время заврешается формирование олимпийского пантеона.Каждый город имел своего бога.Литературные произведения,передававшиеся чаще всего устно,рассказывают о деяниях богов и героев.Получает распространение миф,что за воинскую доблесть боги могли даровать бессмертие отдельному человеку. Греческая религия не была фанатичной.Боги были очеловечены и часто имели общих потомков с людьми. Начали складываться первые песни,вошедшие в состав "Илиады" и "Одиссеи".


3.Гомеровский период.


Подъем культуры в древней Греции начался в "гомеровский" период.В большинстве своем на территории Греции господствовал родовой строй.Рабом назывался человек,не имеющий право на передачу наследства. Для трех племен вырабатывается литературный греческий язык.Архитектура и изобразительное искусство начали стремительно развиваться в связи с быстрым ростом численности городов и народонаселения в них. Зародившаяся в этот период архитектура представляла собой переработку микенского мегарона. В зданиях типа мегарона не было окон.Скульптура находилась на примитивном уровне:и люди,и боги были представлены в виде двух типажей. Курос-юноша,воин,атлет с неодухотворенным лицом.Статуи-куросы,были,как правило,обнаженными. Коры-статуи девушек,были,как правило,одетыми. Греческие одежды были примитивны-куски ткани,которыми укрывался человек.Украшениями служили пояса и браслеты. В этот период расцветает искусство геометрического орнамента на вазах.Появление растительного орнамента,которым украшались стены,полы и потолки в зданиях.Узоры на полу представляли из себя мозаику. Заключением гомеровского этапа была архаика-устаревшая по сравнению с классицизмом культура. Прослеживается развитие и расцвет греческих городов-полисов,каждый из которых являлся независимым государством.Во главе города стоял базилевс. Начался период расцвета рабовладельческой демократии.Все свободные были равны в правах независимо от имущества и принадлежности к определенным сословиям.Воспитанием в людях патриотизма,здорового в физическом и духовном отношении населения,занимались известные личности.К прежнему идеалу физической красоты добавился идеал красоты духовной. Совершенство человека определялось его духовной силой,и это в свою очередь обуславливало возрастание авторитета искусства.Развитие театра.Несмотря на свой малый размер,каждый греческий город имел свой театр,и улицы каждого полиса украшались скульптурами. Воспитывалось новое поколение скульпторов.В период архаики возникли различные скульптурные школы.Излюбленным материалом для скульпторов становиться бронза,но на северо-востоке Пелопонеса,в Коринфе,создаются скульптуры из мрамора.Большинство из этих скульптур дошло до нас в качестве римских копий. Куросы и Коры стали более близкими к натуре,были установлены правила пропорций,шел спор об идеале.В женской скульптуре стала удлиняться нога.Статуи данного периода были снабжены туфлями на каблуках. На главной площади города всегда находился главный храм города,а также здание мегарона.Главная площадь украшалась скульптурами победителей Олимпийских и Дельфийских игр и скульптурами воинов и богов.Строительство велось всей общиной.Оплата труда архитекторов и скульпторов велась от имени общины.


Олимпийские игры-расцвет в VI-IV в.в.


Летоисчисление в Греции велось по Олимпийским играм.Они посвящались верховному богу Зевсу. Храм Зевса играл в Олимпийских играх не последнюю роль.Гигантское сооружение высотой 100-160 метров,в середине V века до н.э рядом была установлена скульптура Зевса-Пантократора работы скульптора Фидия.Высота статуи без постамента-более 30 метров. Видимый материал-золото и слоновая кость.Глаза у статуи были сделаны из самоцветов. Вокруг храма располагались свыше 100 святилищ-сокровищниц(дары Зевсу от частных лиц и городов).Все это находилось внутри священной дубовой рощи.Вдоль рощи шла дорога,вдоль которой на расстоянии трех шагов стояла аллея со статуями победителей предыдуших Олимпийских игр. Стадионы располагались вокруг этой рощи.Проводились соревнования по атлетике,бегу,прыжкам в длину и высоту(с гантелями),метание копья,а также по портретной скульптуре,живописи на досках и фресковой,по музыке и искусству поэзии(оды),по песнопению. В период расцвета не было Олимпиады,в которой было бы представлено менее 100 скульптур на конкурс. Греки считали идеалом не только физически,но и духовное развитие человека.В Олимпии было два театра,в которых на конкурсной основе представлялись театральные произведения.Наиболее значительные произведения театраисполнялись в Олимпии,или Дельфах.


Дельфийские игры.


Проводились раз в три года,посвящались богу Апполону,в Дельфах,неподалеку от дельфийского храма Апполона.Поскольку Аполлон считался покровителем искусств,большее внимание на этих играх уделялась искусствам. Произведение,представленное на Олимпийских играх,могло быть выставленно и на Дельфийских.Но как правило,на Дельфийские игры выставлялись произведения,не взявшие на Олимпийских призовых мест. К Дельфийскому Оракулу устраивались паломничества во время упомянутых игр.За пророчествами обращались частные лица,и роща Апполона сохранила более 200 сокровищ.Все дороги в роще Апполона были уставлены скульптурами.Все сокровищницы и мелкие храмы-это конкурсные произведения архитектуры.Победителю конкурса давались заказы на строительство главных храмов греческих городов.


Афины,Акрополь,Парфенон.


Афины были богатым городом,способным оплачивать любые налоги.Союзные греческие полисы во главе с Афинами в ходе греко-персидских войн окончательно разбили персов.Спустя петьдесят лет после этого ощущался великий эмоциональный подъем. Сразу после победы над персами началось восстановление Афинского акрополя.Ремонтировать и восстанавливать разрушенные храмы не стали,а использовали их камень для упрочнения фундамента.Пользуясь огромным количеством захваченных пленных и сосредоточением усилий скульпторов,архитекторов и художников,афиняне решили создать такой комплекс,который показал бы всему миру великое могущество Афин.Акрополь-это не жилая часть города.Там проживали только служители храмов.Посреди Акрополя была установлена 20-метровая статуя Афины Паллады,покровительнице греков в греко-персидской войне.Главный храм Акрополя-П А Р Ф Е Н О Н-гимн славы Афинам. Автор всего комплекса-Фидий.Парфенон строили с 447 по 432,в течении 15 лет.Размеры Парфенона- 31x70 метров.Все здание построено из белого мрамора,имело 92 метопы.Рассматривалась мифологическая история Афин.Большинство метоп в начале XIX столетия были вывезены в британский музей. Внутри здания имелся внутренний фриз,полностью покрытый резьбой.Сохранился до наших дней.Главное внимание уделялось не только динамике и одухотворенности,но и символике.Статуя Афины держит в руке Нику,у ног богини-меч и змея. Учение Фидия стало основой для плеяды,школы Фидия.Главными ее представителями были Прокситель и Скопос. Во всех скульптурных произведениях V века до н.э. единситвенное,что изображалось условно-это прическа.Ко всем мужчинам применялся один волосяной покров. Выдающийся современник и продолжатель линии Фидия-Поликлет.Его главные произведения:"Дорифор","Раненая амазонка","Атлет из Олимпии".


Ученики Фидия:


Прокситель.


Главные произведения:"Гермес с маладенцем","Отдыхающий сатир".


Скопос.


Главные произведения:"Мавзолей"-надгробный памятник царю Мавсолу,выполненный по заказу его жены.Несколько десятков скульптур атлетов-победителей.Скопос делал головы,а его ученики изображали фигуру.


Леохар.


"Апполон Бельведерский"


Лисипп.


Изображения Александра Македонского,Геракла и олимпийских атлетов.


Образование и воспитание античной Греции.


В древней Греции Существовало две школы-афинская и спартанская.


Афинская школа.


До 7 лет ребенок воспитывался дома,после чего отправлялся в грамматическую школу,где учился порядка 5 лет.Там изучались:чтение,письмо,арифметика.В это же время дети обучались в кифаристских школах,после чего отправлялись в Палестру,где изучалось пятиборье. По окончанию Палестры-обучение в частных учебных заведениях,гимнасиях,но обучаться могли там не все. Целью обучения ыв гимнасии ставилось сочетание в человеке умственного,нравственного(послушный и доблестный воин),естетического(мусического) и изического(гимнастическго) совершенства.


Спартанская школа.


Всех младенцев осматривали геруссии(специальные комиссии).Всех больных убивали.Все здоровые дети в возрасте 8 лет поступали в обязательную школу,обучение в которой велось до 12 лет. Изучались:военно-спортивные и общественно-религиозные дисциплины.Наиболее здоровые мужчины могли иметь большое количество детей от различного количества женщин.Прототипами ВУЗов были философские школы.(Правило,характеное для обоих систем образования и воспитания).


1)Милетская школа.Основатель-Фалес.Он был геометром,создал "Лоции Эгейского моря",был астрономом.Как философ утверждал единство материального мира. Анаксимандр-составил карту животного мира. Анаксимен-был астрономом.Описал движение планет в геоцентрической системе.Определил и составил прогноз солнечных и лунных затмений. 2)Пифагорийская школа.Основатель Пифагор.Пифагорийцы мистическое значение придавали числу.Были математиками-геометрами. 3)Школа субъективного идеализма.Зенон.Основатель диалектики как искусства спора. 4)Гераклит Эфесский.Диалектика.Единство,которое есть борьба противоположностей,есть наука. 5)Эмпедокл. 6)Демокрит и Левкипп.Атомисты.Все состоит из атомов,отличается по форме и материям. 7)Софисты. 8)Сократ,Эвклид. 9)Антисфен.Основана Школа киников. 10)Аристотель-нет отвлеченной материи и чистой идеи. 11)Завершающие направления греческой философии:неоплатонизм,стойки,скептицизм.


Культура Древнего Рима ______________________


1)История развития. 2)Искусство Древнего Рима. 3)Наука Древнего Рима. 4)Культура Древнего Рима. 5)Наука и образование Древнего Рима.


В I веке до н.э.Рим овладевает Средиземноморьем.В III-всей Италией.Сам Рим был основан в 754(753) году до н.э. Ромулом и Ремом(Ремулом). Ромул стал первым царем Рима,после него правителей-монархов было еще шестеро.Первые четверо-латиняне из племени латинов.Последние три-этрусски. Правами граждан Рима пользовались 300 родов,30 курий(по 10 родов на каждую) и 3 трибы(по 10 курий в каждом).Предсатвители 300 родов назвались патрициями.Все остальное население называлось плебеями.Ромул создал Сенат в составе 300 сенаторов.Сенатором назначался старейшина от каждого рода.Власть Сената была очень высока. В середине VI в. шестой царь Рима,Сервий Тулий отказался от родовой системы и всем свободным гражданам Рима даровал права Romanus Populus.Самые большие права были у римлян.Чуть меньше-у латинян.На последнем месте стояли италики.


В 560 году до н.э.Тарквиний Гордый был изгнан из Рима,и вскоре установился республиканский строй.Обязанности правителя при республике устанавливались на верховном собрании. Претор или консул устанавливались на один год.В 464 г.до н.э. из-за конфликтов между патрициями и плебеями к двум консулам добавился народный трибун. В середине V века Рим распространил свое влияние на правый берег реки Тибр.В 265 году до н.э.Римляне подчинили Южную Италию-"Великую Грецию". В 272 году на материке остался один греческий город.В 265 г.до н.э. была захвачена вся Италия.К III веку до н.э.в Римской республике сложились три группы класса рабовладельцев: 1)нобели-наиболее богатая аристократическая часть общества,верхушка родовой знати. 2)всадники-прообраз сословия рыцарей. 3)плебс-каждый плебей мог иметь свой особый род деятельности.


К III веку-Рим еще деревня по сравнению с греческими полисами.На территории Италии было большое количество городов:этрусских,греческих,латинских.Поэтому создаются муниципалитеты(в селе) и магистратуры (в городе).Все эти должности-выборные,на малый срок и неоплачиваемые.Каждый делающий карьеру римлянин не мог не пройти через административную службу. Магистратура-орган городского управления. Мунципия-сельская община,управляли ей члены муниципалитета. С возвышением Рима наметился ряд мощных соперников.Самым мощным в III-начале II века был Карфаген.Финикийская колония на территории Туниса. 264-241 г.г. до н.э.-Первая Пуническая война. 218-201 г.г. до н.э.-Вторая Пуническая война.Карфагенянами руководил Ганнибал. 149-146 г.г. до н.э.-Третья Пуническая война.В результате Карфаген был полностью разрушен,а у римлян появился скачок в развитии флота.На рубеже III-II в.в. до н.э. проводились войны по захвату Греции. Македонские войны-с 275 по 168 г.г. до н.э.


В 88 г.до н.э. права римских граждан были распространены на всех италиков.В 60-х г.г.I в.до н.э.Римская республика переживала период развала,восстание Спартака чуть не смело ее с лица земли,но благодаря этому восстанию выдвинулась группа лиц,показавших недееспособность рабовладельческого строя:Цезарь,Грасс и Помпей. После подавления восстания эти люди зачеркнули права республики и установили триумвират.Это стало преддверием империи. Первым императором стал Октавиан Август.Империя-это позднее слово.Сам император так себя не называл.Он назывался "Принцепс сената","Империо" означало "Верховный главнокомандующий". Но т.к.армия частенько назначала своих императоров,со временем слово "империо" перешло в титул.


Культура Древнего Рима.


К середине I века до н.э. на территории Италии господствовали две культуры:этрусская(в Северной и Центральной Италии) и греческая(В Южной Италии и Сицилии).


Этрусская культура.


Истоком народа этруссков была Лидия(государство в Малой Азии);Их предводитель,Эней,привел их в Италию.Они на были носителями древнегреческой культуры.Их культура была самобытной.Широко была развита письменность.Но их язык до сих пор не расшифрован.Их города впоследствии были до пыли разрушены римлянами,однако близ каждого города сохранился некрополь.Захоронения этруссков были известны в огромном количестве.Аристократов хоронили в склепах,сжигали и хранили их пепел в урнах.Склепы вырубались в скале или делались из камня под землей.Все стены имели полихромные росписи.Погребальные урны делались в виде лежащего человека,имевшего портретное сходство с усопшим.Наиболее известна роспись в гробнице "Пирующих",обнаруженной в начале 19 столетия нашей эры. Траурных стен в росписи не было.У этруссков был обычай снимать посмертные маски.Основной сюжет погребальной росписи-веселая жизнь.Известное произведение этруссков-Капитолийская волчица.Волчица имеет стилизованную гриву,не похожую на реальный волосяной покров.Морда и мышцы выполненны реалистично.Фигур Ромула и Рема не сохранилось. Этрусски по культуре стояли ниже греков того времени,однако именно они дали Риму:основы государственного устройства,религию,технику архитектурных сооружений(аркады вместо колон).


Планирование города(греческая культура).


К III-V в.в.до н.э. в южной Италии греческие колонии процветали,но не только греческое искусство влияло на этуссков.Было и обратное влияние.Из греческих колоний в Рим пришла мода на праздничную архитектуру(многочисленные виллы в Центральной Италии).Римляне гордились своей архитектурой.Они противопоставляли свое умение пирамидам Египта и греческим храмам.Гордостью римлян были акведуки. Основными потребителями воды в Риме были многочисленные бани(термы),и была мода на времяпровождение в термах.Также потребляли воду фонтаны. Римляне создали эллиптический театр.Местом общения граждан была главная площадь города-форум.Главная площадь города,вокруг которой в обязательном порядке находились следующие общественные сооружения:1)сенат

2)архив

3)тюрьма

4)каменная трибуна

5)в Риме-храм богини Весты. Римляне в одежде следовали моде.После македонских войн в моду вошло все греческое:язык и культура. Римский полководец Павел Эмилий,разбивший македонцев,открыл моду на все греческое:он вывез из Греции 350 повозок скульптур.Из Греции были вывезены десятки скульптур и тысячи мастеров.Они основали множество римских скульптурных школ,занимались снятием копий с классических образцов. Греческая скульптура и умение этрусского погребального портрета привели к появлению скульптуры портретов императоров,полководцев,героев.Каждый патриций был обязан иметь в своем доме портрет императора.Многие выводы о культуре Рима сделаны на основе раскопок Помпеи. По литературным источником известно,что помпейский театр был эталоном искусства.В театрах проводились гладиаторские бои и бестиарии.Диаметр цирка-135 метров.


После установления империи Октавиан Август прекратил междуусобицы,установил мир.Он гордился тем,что принял Рим кирпичным,а сделал его мраморным.Первым преобразовывать Рим начал Цезарь,расширив форум.Октавиан Август ввел украшение Рима в систему и в моду. При Августе улубился интерес Рима к культуре и моде.Римская культура была творческой переработкой элементов иноземных культур.Возник термин "августовский классицизм".Героизированные скульптуры императора появились в Италии.Портреты императора изображали молодым и красивым.Главная идея римского искусства-величие мощи Рима и незыблимость императорской власти. Одно из выдающихсяпроизведений римской классики-Колизей(амфитеатр Флабия).Построен в 80-е годы,имел диаметр 100 метров.4-этажные сооружения(арки). 1 этаж-входы.Арки,украшенные дорическими колоннами. 2 этаж-ионические колонны 3,4 этаж-коринфские колонны. Установилась мода на возведение триумфальных арок и колонн.


Образование и наука древнего Рима.


В Древнем Риме существовали три ступени подготовки:


1)элементарная школа(с 7 до 11 лет) 2)грамматическая школа(от 11 до 14 лет) 3)риторическая школа(от 14 до 18 лет)


Школы в Риме появились с V в.до н.э.В них изучались письмо,чтение,счет,языки(греческий и латинский).Специалистов для государственного аппарата(мунципий и магистратур) готовили в грамматических и риторических школах. Образованию уделялось большое внимание,во II веке до н.э. было открыто 20 грамматических школ.В них изучались гуманитарные дисциплины:политический исудебный оратор. Вместе с завоеванием Греции было вывезено множество греческих книг.На основе греческих библиотек была основана библиотека Лукула.Самая большая библиотека тогдашнего времени. Риторические школы возникли в I веке до н.э.,учились там три года,обучение велось на греческом языке.Изучались философия,право,администрация,поэзия,история. Спустя столетия во II в.до н.э. возникло понятие "кафедра".В риторических школах были кафедры:права,риторики,философии,медицины,архитектуры. В Римской империи было четыре университета.Самый престижный находился в Афинах.Риторические школы и университеты были не только центрами культуры обучения,но и центрами романизации.Все преподавателии назначались именым указом императора.Самое высокое жалование из всех государственных служащих.


Филоософия


В Риме не было своих философских школ.Развивалась философия Греции,в основном Аристотеля и Платона. Лукреций-один из приверженцев материализма. Стоики-Сенека,Марк Авелий,Эпиктет. Эпикурейство-Вергилий и Гораций.


Математика и механика


1.Менелай Александрийский I в.н.э. "Сферическая геометрия" и "Тригонометрия". 2.Птолемей "Альмогест".Создатель геоцентрической системы мира.Труды по геометрии и др. 3.Диофант-систематизировал все приемы арифметики.Первый догадался о сложении в столбик. 4.Пант Александрийский.Создатель первого математического сборника. 5.Евклид-систематизировал знания по геометрии. 6.Герон-систематизировал все знания по механике.Научился определять центр тяжести различных геометрических фигур. 7.Архимед. В целом римская математика была развита слабо.


Сельское хозяйство.


Очень развито в Риме.Главные ученые-Варрон и Паладий. Гаргиллий Марцелл-перый ветеринар.


Ботаника


Интересовала римлян только с точки зрения производства лекарств.


Медицина


Высокоразвитая область познаний.Главные медики-Асклепиад и Соран.


Большинство римских ученых были энциклопедистами: -Сенека написал 7 томов "Естественнонаучных вопросов". -Плиний написал 37-томную "Естественную историю". -Варрон-"Дисциплины":грамматика,логика,риторика,геометрия,арифметика,астрономия,теория музыки,медицина. Многие научные произведения этих авторов писались в стихах.


География


-Страбон, "Страны и народы". -Птолемей,основатель картографии.Мир от Китая до Канарских островов. В V веке в Древнем Риме было 28 крупных библиотек.Историю Рима мы изучаем по трудам жрецов храмов.Они вели летопись,которая называлась Анналы. -Тит Ливий-142 тома научных произведений,до нас дошли 35. Посвящены именно истории Рима. -Тоцит,книга "Анналы Истории".


Пантеон римских Богов


Юпитер-аналог Зевса Юнона-аналог Геры }КАПИТОЛИЙСКАЯ ТРОИЦА Минерва-богиня ремесла


Ферония-богиня земледелия Фортуна-богиня судьбы Веста-богиня домашнего очага и семьи Янус-бог всякого начинания Фавн-бог лесов Палес-бог животноводства Сатурн-бог загробного мира Сильван-бог леса(у патрициев) К плебейским богам относились: Церела-богиня зла Ливер-бог винограда Либера-его жена


Марс-бог войны Диана-богиня охоты Нептун-бог класса всадников и морей Меркурий-бог торговли Пан-леший Вакх-бог пьяного разума


У римской культуры было два прямых наследника: 1)христианская византийская культура 2)христианская западноевропейская культура