|
Zahi Hawass - Заместитель министра по памятникам Гизы и проектный директор раскопок Оазиса Бахарейя. Philippe Plailly - парижский фотограф-археолог. |
| |
Позолоченная маска мумии ребенка. |
мае 1996 года, когда я очищал грязь со скелета человека, работавшего на строительстве пирамиды Хуфу, мой помощник, Mansour Buraik, поспешил ко мне в состоянии глубокого волнения. Что-то очень важное только что было найдено в оазисе Бахарейя (Bahareya), в 230 милях к юго-западу от Гизы. «Ashry Shaker, главный инспектор Бахарейи, явился сюда и хочет Вас видеть», - сказал мне помощник. Я быстро привел себя в порядок и встретился с инспектором. То, что он мне соообщил, было на самом деле удивительно. Сторож древностей ехал на осле по дороге, ведущей в город Фарафра (Farafra), как вдруг в трех с половиной милях к югу от Bawiti, столицы Бахарейи, нога животного провалилась в могилу. Когда сторож посмотрел вовнутрь, то увидел там множество мумий в позолоченных саркофагах. Восхищенный услышанным, я велел Ashry немедленно начать раскопку могилы и сказал, что сам присоединюсь к нему на следующей неделе.
Когда я прибыл на место, в сердце области, лидирующей по производству вина в древнем Египте, я и предположить не мог, что увижу такие прекрасные экземпляры. Глаза некоторых пристально смотрели на меня как живые. Другие мумии, обернутые в простое полотно, напомнили мне голливудские кадры. Боясь разграбления участка, мы хранили его открытие в тайне до тех пор, пока не могли осуществить план его полных раскопок и сохранения.
| Множество мумий римской эпохи заполняют одну из четырех многокамерных могил, высеченных в камне, недавно обнаруженных в Bawiti в Западной Пустыне Египта. (См. увеличенное фото). |
Я возвратился сюда в прошлом марте с группой археологов, архитекторов, реставраторов, хранителей, художников, чертежников, электриков и чернорабочих. При ежедневной работе от 6:30 до заката, в течение месяца мы выкопали четыре высеченных в камне многокамерных могилы, в которых было 105 мумий. Большинство из них покрыто позолотой и роскошно окрашено религиозными сценами, это самое прекрасное из того, что находили в Египте. | Автор стряхивает пыль 2000 лет с позолоченных масок трех мумий. (См. увеличенное фото). |
Я начал работу в первой гробнице, которая, подобно другим, была заполнена мумиями мужчин, женщин и детей. Все они, казалось, были в хорошем состоянии, мумифированы в римско-египетской манере, известной по участкам типа Hawara в Файюме, в 150 милях к северо-востоку. Мумии все еще пахнут смолой, использованной при бальзамировании тысячелетия назад. В одном углу я увидел трогательную сцену: женщина нежно смотрела на мужа, находящегося рядом с ней. Мой взор обратился к другой женщине - солнце ослепительно отражалось от ее позолоченной маски. Ростом около пяти футов, она имела на голове красивую позолоченную корону из гипса с четырьмя декоративными рядами красных завитков, заканчивающихся спиралями, которые начинались от лба и простирались позади ее ушей. Ее прическа была явно римская, напоминающая о терракотовых статуях того периода, иконография ее маски, украшенной божеством, защищающим ее и облегчающим проход в загробную жизнь, была чисто египетская. Сверху на голове - изображение фигуры Исиды на одной стороне, ее сестры Нефтиды - на другой, ограждающих умершую крыльями. Художественное оформление маски, которая простиралась по груди и имела два круглых диска, изображающих груди, было разделено на три равные секции, содержащих египетские мотивы, включая изображения кобр, несущих диски солнца, четверо детей Гора; Анубис, бог бальзамирования; короб или гроб, из которого появляется голова с двумя крыльями, что может представлять душу умершего во время возрождения; и вол. | Мумия женщины с обращенной к мужу головой. (См. увеличенное фото). |
Поскольку раскопки первой гробницы приблизились к завершению, ее архитектурный стиль стал ясным. Грот в песчанике был по сути входом и «комнатой выдачи», где мумия передавалась из мира живых в царство мертвых. Две внутренних камеры для похорон были вырезаны из песчаника. Каждая из них была разделена на две секции, заполненных мумиями, всего 43, положенных на каменные полки. Я присоединился к моему помощнику Махмуду Афифи в раскопках второй могилы и мы вместе стали очищать в ней некоторые мумии. Поскольку я очищал от песка одну мумию, я отметил, что это был мужчина. Он был обернут в полотно и закрыт позолоченной маской из покрытого гипсом картона. Лицо его было длинным и казалось, принадлежало мужчине лет пятидесяти. Корона, с узкой головной повязкой поперек лба, была окрашена в синий, темно-красный и бирюзовый цвета. Правые и левые стороны короны были покрыты изображениями растений, а также изображениями богинь Исиды и Нефтиды, также охраняющих умершего распростертыми крыльями. Лицевая сторона маски, разделенной на три вертикальных части, была рельефной отливкой, центральная часть, выделенная от других, выполнена в тех же самых цветах, что и корона. | Маска молодого человека показывает смесь классических и фараоновских традиций. Хотя прическа явно римская, изображение на голове бога солнца Гора вполне соответствует египетскому стилю. (См. увеличенное фото). |
Центральная часть разделена на три горизонтальных части: вершину, изображающую крылатую человеческую фигуру, которая может представлять ba (душа) умершего или богиню неба Нут; середину, с двумя сыновьями Гора, Амсетом и Дуамутефом; и основание с изображением птицы, которая может представлять ka (в египетской мифологии один из элементов, составляющих человеческую сущность), покидающей тело. Две боковых части разделены на четыре горизонтальных: вершина, изображающая одного из сыновей Гора, Хапи, с богиней Нефтидой; вторая - изображает Амсета; третья - изображает фигуры Хапи и Амсета; четвертая - лежащий Анубис, держащий ключ от кладбища. | Другие фараоновские элементы включают изображение на макушке мумии богинь Исиды и Нефтиды, охраняющих умершую крыльями и тремя кобрами, возглавленных солнечным диском. (См. увеличенное фото). |
Вторая могила архитектурно подобная первой, имела изображения Анубиса справа и слева от входа. Это единственная гробница, которую я видел охраняемой черной фигурой бога бальзамирования. Кроме мумий, в третьей могиле были три терракотовых саркофага в форме человеческого тела, один из которых изображал на крышке окрашенное лицо покойника. Четвертая могила отличалась от других: она состояла из ряда катакомбо-подобных комнат - одна выше другой. Именно в этой могиле мы нашли мумифицированные останки ребенка, укутанного в позолоту. Мы также увидели многочисленные экспонаты, включая статуи женщин в трауре, их руки скорбно запрокинуты. Мы также нашли серьги, амулеты с ожерельями, разнообразную глиняную посуду от подносов до винных фляг, и монеты, наиболее очаровательными из которых были монеты с изображениями Клеопатры VII. | Мумии в гробнице. (См. увеличенное фото). |
Процветание древних жителей Бахарейи очевидно в обилии позолоченных мумий и предметов, связанных с похоронами. Население Египта в римское время было около 7 миллионов человек. Я думаю, что население Бахарейи в то время составляло где-то 30 тысяч человек, большинство из которых были романизированными египтянами, занимающимися производством вина из фиников и винограда и экспортировавшими его по всей долине Нила. (Сегодня население оазиса - примерно 450 тысяч.) | Рабочий из Бахарейи чистит недавно найденную мумию. (См. увеличенное фото). |
Процветание жителей также следует из этого открытия - что во II в. н. э. применялись похоронные традиции фараонов. Метод мумификации, однако, значительно отличался от методов, применявшихся во времена Нового Царства. Основные усилия были сосредоточены не на подготовку тела непосредственно, а на внешний вид мумии, которая укреплялась палками или тростником и покрывалась большим количеством смолы. Большое внимание уделялось украшению нанесением изображений на завернутое в льняное полотно тело. | На многих найденных мумиях были позолоченные маски. (См. увеличенное фото). |
В утро моего отъезда из Бахарейи мы передали пять мумий в место в пределах инспекторства старины в Bawiti, чтобы посетители оазиса могли увидеть лучшие мумии, не повреждая археологический участок. Одна мумия мужчины, завернутая только в полотно, была взята в лабораторию в Каир для исследований. Результаты ее рентгена показали, что он умер в возрасте 35 лет, но следов болезни или повреждений обнаружено не было. | Эта мумия, обернутая только в полотно, была отправлена в Каир для исследований. (См. увеличенное фото). |
Наша работа в гробницах далека от завершения. Мы возобновим раскопки в этом ноябре. Учитывая, что мы открыли только шесть процентов от кладбища, которое раскинулось более чем на две квадратные мили, мы думаем, что раскопки в Бахарейях продлятся больше десяти лет, а возможно, и еще дольше. |
Материал взят ссайта kemet/
Другие работы по теме:
Богиня Аматэрасу
Аматэрасу, в японской мифологии богиня солнца и глава пантеона синтоистских богов; полное имя Аматэрасу-о-ми-ками, что значит "величественная, которая заставляет небеса сиять".
Осирис
Осирис, древнеегипетский бог мертвых. Изображался в виде туго спеленутой человеческой мумии, со свободными кистями рук, держащих символы царской власти. Считалось, что некогда он правил как божественный царь на земле
Гоголь н. в. - Крестьяне в поэме гоголя мертвые души
Что представляет собой реальный мир «Мертвых душ»? Это мир, типичными представителями которого являются Манилов, Ноздрев, Собакевич, полицместер, прокурор и многие другие. Гоголь описывает их со злой иронией, не щадя и не жалея. Он показывает их смешными и нелепыми, но это смех сквозь слезы. Это то страшное, что всегда было лишним для России.
Гоголь н. в. - Две россии в поэме гоголя
Две России в поэме Гоголя "Мертвые души". "Мертвые" и "живые" души в поэме Гоголя. В начале работы над поэмой Н.В.Гоголь писал В.А.Жуковскому: "Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем". Так сам Гоголь определил объем своего произведения - вся Русь. И писатель сумел показать во всем объеме как отрицательные, так и положительные стороны жизни России той эпохи.
Беседа Чичикова с Маниловым по поэме Николая Гоголя
Чичиков, познакомившись в городе с помещиками, получил от каждого из них приглашение посетить имение. Галерею владельцев «мертвых душ» открывает Манилов. Автор в самом начале главы дает характеристику этого персонажа. Внешность его первоначально производила очень приятное впечатление, затем – недоумение, а в третью минуту «… скажешь: “Черт знает что такое!” и отойдешь подальше…».
Живые и мертвые души в поэме Николая Гоголя Мертвые души
Тема живых и мертвых душ главная в поэме Гоголя «Мертвые души». Об этом мы можем судить уже по названию поэмы, в котором не только содержится намек на суть аферы Чичикова, но и заключен более глубокий смысл, отражающий авторский замысел первого тома поэмы «Мертвые души».
Единство сатирического и лирического в поэме Гоголя Мертвые души
Казна творчества Николая Васильевича Гоголя собиралась на народной почве. Именно поэтому его произведения преисполнены в то же время и гневом, и любвью. Эти парадоксальные противоречия прослеживаются в течение всего произведения. Ведь противоречивым является уже то, что поэма имеет название «Мертвые души», то, что сатирическое и лирическое в ней выступает в единстве.
Над чем смеется и грустит Гоголь в Мертвых душах
Поэма Гоголя « Мертвые души» – одно из величайших и в то же время загадочных произведений XIX в. Жанровое определение «поэма», под которой тогда однозначно понималось лирико?эпическое произведение, написанное в стихотворной форме и по преимуществу романтическое, воспринималось современниками Гоголя по?разному.
Поместье и его владелец по поэме Н.В.Гоголя Мертвые души сочинение-миниатюра
Автор: Гоголь Н.В. Люди давно подметили, что дом человека — не только его крепость, но и его зеркало. Любой дом несет на себе отпечаток личности его владельца. Н.В.Гоголь до предела довел эту черту в “Мертвых душах”, и сходство стало почти гротескным, так что получились как бы двойные портреты героев поэмы.
Я убит подо Ржевом
Автор: Твардовский Александр. Я убит подо Ржевом, В безымянном болоте, В пятой роте, На левом, При жестоком налете. Я не слышал разрыва И не видел той вспышки, —
Тема дороги, пути в поэмах Мертвые души Н. В. Гоголя и Кому на Руси жить хорошо Н. А. Некрасова 2
Тема дороги, пути в поэмах «Мертвые души» Н. В. Гоголя и «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова Автор: Некрасов Н.А. Поиски. Глубины. Дороги... Вечная тема пути. Две поэмы-эпопеи: “Мертвые души” Н. В. Гоголя и “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова. Словно тонкой ниточкой пронизывает эта тема оба произведения, ведь только через странствующего, путешествующего героя можно показать такую необъятную страну, как Россия, решить глобальные проблемы.
Смысл названия поэмы Н. В. Гоголя Мертвые души 2
Смысл названия поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» Автор: Гоголь Н.В. В названии поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” отражается главная идея произведения. Если понимать название поэмы буквально, то можно увидеть, что в ней содержится суть аферы Чичикова: Чичиков покупал души умерших крестьян.
Помещики в поэме Н. Гоголя Мертвые души
Автор: Гоголь Н.В. “Мертвые души” автор назвал поэмой и подчеркнул этим значительность своего творения. Поэма — объемное лирико-эпическое произведение, отличающееся глубиной содержания и широким охватом событий. Это определение жанра “Мертвых душ” (поэма) до сих пор вызывает споры.
Чичиков у Манилова роль эпизода в поэме Мертвые души
Автор: Гоголь Н.В. В поэме “Мертвые души” Николай Васильевич Гоголь показал распад старого уклада жизни России и нарождение новых, капиталистических отношений. В образе Чичикова писатель раскрыл характер мошенника, готового на любую аферу, лишь бы разбогатеть. Павлу Ивановичу Бог не дал богатства, зато не обделил умом сметливым и изобретательным.
Почему Н.В. Гоголю не удалось завершить поэму Мертвые души
Автор: Гоголь Н.В. Гениальная гоголевская поэма «Мертвые души» так и не была окончена/Причины этого многие склонны видеть в духовном кризисе, переживавшемся писателем в последние годы жизни, в его обращении к религии. С этим связывали отказ от сатирической направленности творчества и попытку изобразить во втором томе «Мертвых душ» некий положительный идеал русской жизни.
Смысл снов в романе Ф.М.Достоевского Преступление и наказание
Смысл снов в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Важное значение в романе имеют сны. Границы между сном и реальностью практически нет. Сон плавно переходит в реальность, реальность в сон. Когда Раскольников видит мещанина, обвинившего его в смерти старухи, он воспринимает его как сон.
Россия мертвых душ. Изображение поместного дворянства в поэме
Россия "мертвых душ". Изображение поместного дворянства в поэме Автор: Гоголь Н.В. Структура произведения позволила автору изобразить жизнь в ее исторической конкретности и соединить повествовательный элемент с элементом лирическим. Первая глава – это экспозиция, автор в общих чертах знакомит читателей с особенностями жизни губернского города, показывая общность ее с жизнью других городов России; с городскими сановниками, губернатором, вице-губернатором, прокурором; с помещиками: Маниловым, Ноздревым, Собакевичем.
Манилов
Многие писатели первой половины 19-го века огромную роль в своем творчестве отводили теме России. Как никто иной, они видели всю тяжесть положения крепостных крестьян и безжалостную тиранию чиновников и помещиков.
Вести из Непала
Автор: Пелевин Виктор. Тибетская книга мертвых переложена Пелевиным на советский язык. Они умерли и им читают книгу-инструкцию, как нужно себя вести первые сорок дней свежеумершим. А они советские до такой степени, что никак не могут поверить, что уже умерли — продолжают сочинять рационализаторские предложения, ходить скопом в заводскую столовую, оформлять дурацкую стенгазету.
Роль лирических отступлений в поэмеМертвые души
Автор: Гоголь Н.В. К концу же поэмы лирическая стихия почти полностью захватывает произведение. Заключительная глава изобилует авторскими рассуждениями. Здесь-то и дается ключ к пониманию идейно-композиционных особенностей “Мертвых душ”. Лирическое отступление о человеческих страстях наводит на мысль о том, что Гоголь отождествляет каждую главу о помещике с какой-нибудь преодоленной страстью.
Религиозно- нравстыенные искания Гоголя
С ценностями христианской веры был связан замысел трехтомной поэмы Гоголя Мертвые души. Автор вместе с читателем и героями должен был проследовать путем духовного возрождения из ада (первый том) в чистилище (второй том) и далее в рай (том третий). Предполагалось, то слово "мертвый" в названии поэмы будет указывать на неизбежное грядущее возрождение душа на самом деле не может умереть и должна воскреснуть.
Портрет российского чиновничества
Автор: Гоголь Н.В. Произведения Гоголя охватывают период 40-х годов XIX века. Это было время разгула бюрократии и чиновничьего аппарата в благоприятных для этого условиях русской действительности. Кроме того, это было время беспощадной эксплуатации народа, угнетенного и бесправного, живущего под гнетом крепостного права.
Жанровое своеобразие поэмы Мертвые души
Жанровое своеобразие поэмы "Мертвые души" Автор: Гоголь Н.В. Все главные события , составляющие основу сюжета "Мертвых душ" ,протекают при непосредственном участии Павла Ивановича Чичикова . Завязка сюжета - приезд Чичикова в губернский город.
Анализ эпизода Чичиков у Коробочки по поэме Н.В. Гоголя Мертвые души
Анализ эпизода Чичиков у Коробочки (по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души") Автор: Гоголь Н.В. В поэме «Мертвые души» Н.В.Гоголь, по его словам, стремился изобразить «всю Русь», но с «одного боку». И у него это получилось: он очень точно и правильно сумел показать как отрицательные, так и положительные стороны жизни России того времени.
Мариб
Мариб (араб. مأرب) — один из самых древних городов Азии. Расположение Оазис Мариб расположен в северо-восточной части Республики Йемен в 135 км к востоку от современной столицы, Саны; на юго-западном краю пустыни Руб Аль Хали. Оазис окружён вулканическими долинами Хашаба, песками пустыни Рамлат и известняковыми отрогами Джабаль Балака.
Бой на Кушке
Бой на Кушке — боевое столкновение, которое произошло 18 марта 1885 года после того, как российская армия захватила афганскую территорию к югу от реки Амударьи и Мервского оазиса, у селения Пенджде. Противостояние российских и британских интересов в Средней Азии длилось годами, фактически, в виде холодной войны, известной под названием Большая Игра, и бой за Кушку привёл это противоборство на грань полномасштабного вооружённого конфликта.
Две России в поэме Гоголя Мертвые души Мертвые и Живые души в поэме Гоголя
На мой взгляд, Гоголь отразил в своей поэме не две, а три России: Россию "мертвых душ" - помещиков и чиновников, Россию крестьян, и в конце поэмы проявляется прекрасный художественный образ Руси-тройки, птицы-тройки. Сделано это настолько искусно и полно, что "Мертвые души" можно назвать исследованием русской жизни второй четверти прошлого века.
Две России в поэме Гоголя Мертвые души
Две России в поэме Гоголя "Мертвые души" В начале работы над поэмой Н.В.Гоголь писал В.А.Жуковскому: "Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем". Так сам Гоголь опредеил объем своего произведения - вся Русь. И писатель сумел показать во всем объеме как отрицательные, так и положительные стороны жизни России той эпохи.
Мексика: Митла
Город Митла принадлежал к сапотекско-мицтекской культуре, пережившей расцвет в VII-VIII веках нашей эры. В переводе с индейского слово Митла или Миктлан, как называли свой город сапотеки, означает "место вечного отдыха" или "место мертвых".