"" возник в эпоху эллинизма, когда некоторые филологи александрийской школы, т.н. "разделители" ("хоризонты"), опираясь на текстологический анализ, выдвинули предположение, что "Илиада" и "Одиссея" созданы двумя разными поэтами. Вообще, величайшее почтение к Гомеру не помешало античным мыслителям высказывать и критическое отношение к нему - в плане религиозном, морально-педагогическом, эстетическом. Поэт и философ Ксенофан Колофонский (VI в. до н.э.) резко порицал антропоморфное изображение богов.
Платон, восхищаясь поэтическим мастерством Гомера, в то же время готов изгнать его из государства, так как его поэмы кажутся философу безнравственными и развращающими юношество. А печально известный критик Зоил (IV в. до н.э.), который, согласно сведениям древних, за "поношение" Гомера был предан позорной казни (распят на кресте, сброшен со скалы и т.п.), с позиций рационализма высмеивал "Илиаду" и "Одиссею" за "нелепые" мифологические "вымыслы" и "странные" речевые обороты. В своем утилитаристском отвержении гомеровского искусства Зоил как бы предшествует Д. Писареву, смело развенчивавшему Пушкина.
Софист и философ-киник Дион Хризостом (I - II вв.) в т.н. "Троянской" речи остроумно и во всеоружии обширных знаний по мифологии, истории, политике, искусству доказывает, что неверна сюжетная основа "Илиады", что Троянская война на самом деле закончилась победой троянцев и бесславным возвращением домой остатков греческого войска. Эта "серьезно-смеховая" критика гомеровского текста имела и политическую подоплеку: римляне, которым служил Дион, считали себя потомками троян. Вообще, во II - III вв. н.э. в античной литературе намечается серьезное переосмысление и сюжетов и всей образной системы Гомера, что особенно заметно в "Диалоге о героях" софиста-ритора Филострата, "Дневнике Троянской войны" (фиктивный автор его - участник осады Трои Диктис) и повести "О гибели Трои", созданной якобы троянцем Даресом. В этих греческих произведениях, не отличающихся большими художественными достоинствами, авторы прямо критикуют Гомера за различные "неточности" в передаче событий, из "идеализацию" некоторых героев, например Одиссея и пр. Эпический гомеровский мир подчеркнуто прогнозируется, осовременивается в соответствии с духом позднеэллинистической эпохи. А отсюда уже и выход к средневековым поэмам о Троянской войне, к пьесе Шекспира "Троил и Крессида".
Хотя в античности заметно преобладало восторженное отношение к Гомеру, оно не мешало вдумчивому анализу его текстов (основная часть этих исследований не сохранилась). Аристотель первым стал толковать Гомера с позиций имманентных искусству законов жанра, композиции, образной системы. А ученик Анаксагора Метродор Лампсакский (V в. до н.э.) ввел "аллегорический" метод объяснения гомеровских образов, согласно которому фигуры богов в "Илиаде" и "Одиссее" представляют лишь выражение различных сил природы - в XIX в. на подобном приеме основывалась т.н. "мифологическая школа" (А. Кун, М. Мюллер, А.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев и др.).
Основоположник школы александрийских филологов Зенодот (III в. до н.э.), разделивший "Илиаду" и "Одиссею" на 24 песни по числу букв греческого алфавита, в своем стремлении восстановить "подлинного" Гомера доходил до гиперкритического отношения к его текстам, удаляя из них все, по его мнению, "неподобающее", в том числе и замечательный экфразис - описание щита Ахилла. Более осторожным в своих подходах к Гомеру был выдающийся ученый Аристарх Самофракийский (III - II вв. до н.э.), который восстановил многие места из гомеровских поэм, выброшенные Зенодотом и его учениками. Опираясь на взгляды Аристотеля, Аристарх истолковывал Гомера именно как великое произведение искусства, вопреки мнению "хоризонтов", он отстаивал авторство Гомера по отношению к обеим поэмам. Завершается античное гомероведение исследованиями неоплатоников, среди которых выделяется трактат "Гомеровские вопросы" философа Порфирия (III в. н.э.). Гомер объясняется здесь в основном аллегорически - то в философском, то в филологическом плане.
Сохранение и дальнейшее комментирование "Илиады" и "Одиссеи" - это заслуга византийских ученых, среди которых выделяются, в частности, анонимный автор литературной энциклопедии "Суида" (X в.), комментатор и поэт Иоанн Цец (XII в.). В странах Западной Европы подлинный Гомер вплоть до эпохи Возрождения был неизвестен. Начиная с XVI в. гомероведение возрождается, причем особенно интенсивно оно развивается последние двести лет. Аббат Ф. д'Обиньяк (XVII в.) считает, что "Илиада" - это совокупность нескольких малых поэм, соединенных почти без плана неким редактором. Это соображение оказалось основополагающим для Ф.-А. Вольфа, который в работе "Предисловие к Гомеру" (1795) заново сформулировал т.н. "гомеровский вопрос" и вызвал мощную волну критических откликов. В XIX в. оформляются три конкурирующих теории, которые в различных своих модификациях доживают и до наших дней. К. Лахман становится "охотником за малыми песнями", из которых, по его мнению, и складывается гомеровский эпос. Позиции "унитариев", т.е. сторонников единства двух поэм, защищает Г.-В. Нич. Дж. Грот отстаивает теорию "основного ядра" - гомеровского текста, на который позднее наслаивались различные добавления. Новый импульс спорам между этими направлениями был дан в конце XIX в. знаменитыми раскопками Трои, проведенными Г. Шлиманом и другими археологами, открытиями в области эгеистики.
В.С. Вахрушев
ИСТОЧНИК: Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. Ч. 1. - М., 1997. - С. 201-207.
Другие работы по теме:
Язык и стиль Гомеровских поэм
Язык гомеровских поэм в течение многих столетий оставался для греческой литературы языком эпического жанра. В историческом отношении он представлял собой смешение различных греческих диалектов, некогда самостоятельных языков отдельных племен.
Гомеровский вопрос
Никаких авторских ремарок нельзя обнаружить в тексте поэм. Жизнеописание Гомера, составленное из различных источников, датируемых временем не ранее VI в. до н э., не представляет исторической ценности и изобилует самыми фантастическими данными.
Римская мифология
Большей части западного мира классическая мифология знакома прежде всего в ее римских «одеждах»: Зевс – это Юпитер, Гера – Юнона, Афина – Минерва, Крон – Сатурн, Одиссей – Улисс и т.д. Конечно, так было не всегда.
«Категории мифов»
Знание греческих богов, их происхождения, знание олимпийских богов, атрибуты греческих богов
Музыкальное искусство Древней Греции
Слово «музыка» в переводе с греческого буквально означает «искусство муз». В древнегреческой мифологии музы – богини, покровительницы искусства и науки. Их девять
Легко ли быть молодым
Автор: Сочинения на свободную тему Трудно ли быть молодым? Возможно, ответить на этот вопрос нельзя, но попробовать можно. В современном 21-ом веке у молодого человека много обязанностей и развлечений.
Мой ответ на вопрос некрасовских странников. 6
Мой ответ на вопрос некрасовских странников. Автор: Некрасов Н.А. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” — вершина творчества Н.А. Некрасова. Это произведение о народе, его жизни, труде и борьбе. Оно создавалось четырнадцать лет, но Некрасов так и не завершил его.
В чем смысл жизни человека 2
В чем смысл жизни человека?.... Этот вопрос будоражит умы человечества на протяжении тысяч лет. Об этом вопросе задумывались и греческие философы, и современные психологи, и китайские мыслители, об этом задумывается каждый человек, но конкретного ответа на него никто не дал. Вопрос «В чем смысл жизни» не совсем понятен, возможно, поэтому никто до сих пор и не дал на него ответа, а ученые пытаются игнорировать его.
Стихотворение Книги-наши друзья
Стихотворение "Книги-наши друзья" Автор: Сочинения на свободную тему Все задают себе вопрос, Кто просто шутит, кто всерьез: “Зачем нам книги на Земле?
М.Цветаева и К.Батюшков
К восьмому стихотворению цикла «Плащ» (1918) Марина Цветаева в качестве эпиграфа выбрала следующую строку: “Я берег покидал туманный Альбиона…” Это начало знаменитой элегии К.Н.Батюшкова «Тень друга», традиционно датируемой 1814 годом.
Героический гомеровский эпос
Героический эпос Гомера впитал в себя самые древние мифы и легенды, а также отразил жизнь Греции накануне появления классового общества.
Древнегреческое искусство 2
Вступление Истории собственно древнегреческого искусства начинается после падения Микен и дорийского переселения и охватывает 11-1 вв. до н. э. В этом историко-художественном процессе обычно выделяют 4 этапа, которые соответствуют основным периодам общественного развития Древней Греции: 11-8 вв. до н. э. – гомеровский период; 7-6 вв. до н. э. -- архаика; 5 в – первые 3 четверти 4 в до н. э. – классика; 4 четверть 4 в – 1 в до н. э. – эллинизм.
Культура Древней Греции: Гомер и Гесиод
Исследование ранних литературных памятников, произведений, созданных Гомером и Гесиодом. Исторические сведения, особенности литературного творчества Гомера. Язык гомеровских поэм, Гомер в античности, загадка личности Гомера. Особенности мифологии Гесиода.
Гомер в истории культуры
Личность Гомера и его роль в греческой культуре. Вопрос о происхождении певца. Три слова: "Гомер", "Илиада", "Одиссея" - обозначили собой свершение первого в истории европейской цивилизации подвига художественного духа, его поэтического сознания мира.
Искусство античности
Крито-микенский период. Гомеровский период. Период архаики. Классика. Эллинизм. Римская культура. Период Республики. Эпоха Империи.
Искусство Гомеровской Греции
Древнейший начальный период развития греческого искусства носит название гомеровского (12 - 8 вв. до н.э.). Это время отразилось в эпических поэмах - «Илиаде» и «Одиссее», автором которых древние греки считали легендарного поэта Гомера.
Греция в гомеровский период и в эпоху Архаики
Переселения первобытных народов в восточной части Средиземноморья. Время полного экономического и культурного упадка Греции: "темные века" или гомеровский период. Аттика и города Малой Азии как центры возрождения греческой экономики, торговли и культуры.
Македонский вопрос
— противоречие про независимость исторического наследства, территории и населения исторической области Македония. История возникновения Македонский вопрос берет свое начало с Берлинского конгресса, на котором были пересмотрены результаты русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Мир в Сан-Стефано, которым завершилась война, предусматривал создание автономного Болгарского княжества, в состав которого должны были войти Македония, кроме Фессалоник и п-ова Халкидика, Южная Фракия, Добруджа.
Рабство в Древней Греции
Уже в доисторический гомеровский период рабство было нормой. Победитель обращал военнопленных в рабов, продавал их или за известный выкуп отпускал на свободу. Морской разбой также соединялся с многочисленными случаями обращения в рабство. Рабов было, однако, не очень много; они по преимуществу сосредоточивались в домашнем быту и составляли предмет роскоши.
Полис античная гражданская община
Полис (др.-греч. πόλις ) — городская гражданская община, которая конституирует себя в качестве политической организации; особая форма организации общества, характерная для античного мира. Иногда полис рассматривают в качестве одного из видов т. н. «города-государства».
Экономика Древней Греции (Доклад)
Экономика Древней Греции На рубеже III-II тыс. до н. э. в южной части Балканского полуострова возникла древнегреческая республика. Раннему экономическому росту способствовали удобное географическое положение (торговые пути), совершенствование производительных сил (освоено производство меди, а затем бронзы).
История Греции и Европы
Периоды развития Греции (крито-микенский, архаический, классический, гомеровский), Рима (Этрусский, период республики и империи) и Европы.
Тесты по Информатике 3
Тестовые задания Тестовые задания содержат вопросы двух видов: среди приведенных вариантов ответов правильный только один; несколько правильных ответов среди приведенных вариантов ответов.