Одним из главных определителей уровня культуры является степень развития декоративно-прикладного искусства - составной части общей материальной культуры, тесно связанной с экономической, культурной и общественно-политической жизнью народа. Изделия декоративно-прикладного искусства давали народу возможность путем формы и орнаментации передать свои эстетические взгляды, духовный мир, сложившиеся этнические традиции, а также, в зависимости от степени овладения мастерством, художественный вкус и уровень освоения техники производства. Зарождению и развитию отдельных видов ремесел способствовали такие факторы, как различные формы ведения хозяйства, с изменением которых некоторые виды ремесел теряли былую значимость и забывались народом, другие возникали и развивались. Например, с появлением и развитием фабрично-заводской промышленности, резко упал спрос на изделия таких высокоразвитых в свое время традиционных видов ремесел Азербайджана как оружейное, стекольное, суконное и другие. Но есть такие виды ремесел, которые не подвластны времени, они вечны. К их числу можно отнести ковроткачество.
Ковроткачество известно с древнейших времен и относится к высокоразвитым видам ремесел. Археологические памятники рассказывают о том, что на территории Азербайджана искусство ковроткачества было известно еще в IX веке до нашей эры. О древности ковроткачества свидетельствуют и более поздние письменные источники, например, труды таких древнегреческих, римских и арабских авторов, как Геродот, Ксенофонт, Аль-Мугаддаси. Азербайджан является одним из уникальных ковровых регионов мира, где в течение веков вырабатывалось и достигло совершенства искусство мастеров, создавших лучшие образцы ковров и ковровых изделий, начиная с простейшего - паласа, и кончая наивысшим по сложности ворсовым ковром - халча.
Все ковры и ковровые изделия Азербайджана по принятой классификации подразделяются на четыре типа:
1. Губа-Ширван (ковровые регионы - Губа, Ширван и Баку).
2. Гянджа - Казах (регионы - Гянджа и Казах).
3. Карабах (регионы - Карабах, Шуша и Джебраил).
4. Тебриз (регионы - Тебриз и Ардебиль).
В основу классификации взяты, главным образом, три основных отличительных фактора: орнамент, техника исполнения и вид коврового изделия.
Азербайджанское ковровое искусство отличается большим разнообразием ковровых композиций, насчитывающих сегодня свыше шестисот видов. Порою богатая и сложная композиция имела распространение в границах одного села, города или этнической группы, где вырабатывались эти ковры, и по традиции, как богатейшее наследие передавалась из поколения в поколение. К примеру, можно отметить некоторые ковровые композиции, названные по месту их выработки - Пиребедиль, Чичи, Афурджа, Салахлы, Шихлы, или же по названию этнической группы - Сор-сор, Джек, Грыз, Гасым ушагы, Талыш, Гара-гоюнлу и другие. Особенностью азербайджанского коврового орнамента является то, что здесь использованы изображения фитоморфного, зооморфного, антропоморфного (не взирая на запрет Ислама изображать человека) и геометрического происхождения, сильно стилизованные при их передаче на ковре. Если в далекие времена некоторые орнаментальные изображения носили определенный, ясный смысл, то с течением времени первоначальное значение изображения полностью забывалось, и данный элемент превращался в художественный орнамент без смыслового значения.
Большая часть сюжетов азербайджанского коврового орнамента свидетельствует о традиционности их в общем ремесленном производстве Азербайджана. На многочисленном материале прослеживается идентичность орнаментации по металлу, дереву, тканям, керамике и так далее. К примеру, основным мотивом ковра «Хила-бута» является орнамент «бута», встречаемый в различных исполнениях на изделиях этого вида ремесленного производства. Орнаментальные мотивы в большинстве своем заимствовались из окружающей природной среды или предметов быта. Установлено, что при создании ворсового ковра «Шильян», основой орнамента послужили пчелиные соты - символ богатства и достатка.
Азербайджанское ковровое производство представлено различной техникой исполнения. В основном ковры и ковровые изделия делятся на две большие группы: безворсовые и ворсовые. К безворсовым ковровым изделиям относятся: палас, килим, сумах, зили, шадде и верни. В свою очередь, эта группа подразделяется на изделия с простым переплетением основы и утка - палас и килим, и сложным переплетением - сумах, зили, шадде и верни. Наивысшей сложности техника ковроткачества достигает при изготовлении ворсовых ковров. Здесь используется совершенно новая технология - на каждые две нити основы накладывается ворсовый узел, что и позволяет передать на ковре многочисленные орнаментальные изображения любой формы и размера.Отличительной особенностью азербайджанского ворсового ковра является очень большая плотность узлов. Плотность ковра определяется количеством узлов на квадратный дециметр. В зависимости от района выработки на каждый квадратный дециметр изделия приходится от 1.600 (40 х 40) до 4.900 (70 х 70) ворсовых узлов.
В ковроткачестве используются в основном семь цветов красителей пряжи с различными оттенками. Азербайджанские мастера в течение долгих столетий выработали рецептуру красителей, получаемых из окружающей флоры. Естественные красители, в отличие от химических, не разрушают структуру шерстяных волокон и придают им блеск и сочность красок. В совершенстве овладев техникой коврового производства, азербайджанские ковровщицы стали изготавливать такие сложные по технике исполнения изделия, как ковровый комплект (даст), состоящий из большого центрального, двух боковых и одного головного ковра, объединенных одной композицией; молитвенный ковер (намазлыг), сюжетно-тематический и другие.
Ковры удовлетворяли не только эстетическим запросам народа, но и его повседневным нуждам, при этом главное назначение ковра было бытовым. Его использовали в основном для утепления жилища. Широко были распространены ковровые изделия, используемые для различных хозяйственных и бытовых нужд - мафраши, выполняемые в технике безворсового ткачества; переметные сумы - хурджун, хейбе; изделия для хранения сыпучих продуктов - чувал; различные по назначению попоны - чул; надседельники - яхар усту и другие.
Сегодня лучшие образцы азербайджанского коврового искусства представлены в крупнейших музеях мира, в частности в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, что свидетельствует о высоком уровне развития древней и вечно молодой культуры азербайджанского народа.
Другие работы по теме:
Македония 3
Македония МАКЕДОНИЯ Республика Македония, государство на Балканском п-ове. Занимает ок. 40% исторической области Македония. Площадь 25 тыс. 333 кв. км. На севере граничит с Сербией и Черногорией, на востоке – с Болгарией, на юге – с Грецией, на западе – с Албанией. Общая протяженность границ – 766 км.
Рекламные сувениры
Рекламные сувениры широко применяют для рекламных целей, так как это хорошее средство популяризации организаций, использующих их в своей рекламной работе.
Стекло Керамика
Text Керамика- изделия и материалы, получаемые спеканием. Керамика- изделия и материалы, получаемые спеканием. Искусство керамики насчитывает несколько тысячелетий.
Сочинения на свободную тему - россия - Родина моя
AlignjustifyРоссия Русь моя великая родина. Приехавшего впервые в Россию поражают бескрайние просторы бесконечно тянущиеся поля и леса Да и меня признаться не перестают восхищать ее красоты. Любое время года хорошо но летом особенно волшебно кругом сплошные травяные ковры причем они постоянно меняются ранней весной нежную зелень оживляют золотисто желтые.
Азербайджанская музыка. Фольклор
Культура и искусство азербайджанского народа имеют многовековую историю. Фольклорная музыка существует многие тысячелетия. Примерно к V тысячелетию до нашей эры относятся обрядовые танцы типа "Яллы".
Ковровые изделия
Классификация ковровых изделий по способу производства, сырьевому составу, композиционному построению и отделке. Характеристика ассортимента двухполотных жаккардовых покрытий и аксминстерских ковровых изделий, выпускаемых магазином "Витебские ковры".
Зачем ведьме помело
А и в самом деле, зачем? И чему как ведьма - так и помело? А как добрая фея - так хорошенькая волшебная палочка? И зачем нужно столько всего выгадывать в сказках: и ковры-самолеты, и сапоги-скороходы, и волшебные цветы, и живую и мертвую воду, и меч-голова-с-плеч. Всего и не пересчитаешь! Разве нельзя было обойтись без всех этих предметов?
Кинотеатр моего города
Автор: Сочинения на свободную тему Кинотеатр "Центральный"-старейший из ныне действующих кинотеатров Калуги.Кинотеатр неоднократно обновлялся.Расположен кинотеатр "Центральный"в самом центре города.
Иранские ковры – один из символов Востока
Ни один дворец на Востоке не обходился без знаменитых персидских ковров. Шелковые и шерстяные персидские ковры ручной работы всегда были и остаются настоящими произведениями искусства.
Азербайджанские ювелирные изделия
Многочисленные украшения и предметы из благородных металлов, относящиеся к XI веку до нашей эры - XII веку нашей эры, свидетельствуют о высоком уровне материальной культуры азербайджанского народа.
О турецких коврах
С далекой древности и до начала пятнадцатого века изготовление ковров в Османской империи имело сходные технологии с ткачеством сельджукских ковров.
Азербайджанские чеканные медные изделия
Известные издревле в Азербайджане медные изделия с большим мастерством изготовлялись из местного сырья в древних и средневековых городах Баку, Нахичевани, Ленкорани, Шемахе, Гяндже, Шуше, Шеки, Кубе и других.
Ковры Турции
Курсовая работа По теме: ” Ковры Турции ” Выполнила: Акеньшина Валентина Одним из распространенных видов художественного ремесла было ковроделие. Еще знаменитый арабский путешественник Ибн-Баттута, посетивший Малую Азию в 30-х гг. XIV в. восхищался коврами из Аксарая и отмечал, что они славятся по всему Востоку.
Декоративное искусство
Если тех привычных вещей, которых мы почти не замечаем, — чашек, стульев, платьев — коснутся волшебные руки художника-мастера, вещи «заговорят». Но на особом языке — языке красоты. Любой природный материал красив, но его красота открывается не сразу.
Русско-персидская война 1796 год
Противники Российская империя ПерсияКомандующие Зубов, Валериан Александрович Екатерина II ?Силы сторон ок. 13 тыс. (апрель 1796) 35 тыс. (ноябрь 1796) ?
Карадагское ханство
Введение 1 Краткая информация 2 История 3 Карадагские ханы Список литературы Введение Исторические области на территории Азербайджана Арран • Карабах№ • Мугань
Шекинское ханство
Введение 1 История Список литературы Введение Исторические области на территории Азербайджана Арран • Карабах№ • Мугань Чухур-Саад • Шабран • Ширван
Ширванское ханство
Введение 1 История 2 Правители Список литературы Введение Исторические области на территории Азербайджана Арран • Карабах№ • Мугань Чухур-Саад • Шабран • Ширван
Хойское ханство
Введение 1 Краткая информация 2 История 3 Хойские ханы 4 Знаменитые представители фамилии Хойских Список литературы Введение Исторические области на территории Азербайджана
Сара-хатун
Введение 1 Дипломатическая деятельность 2 Переговоры с Мехметом II 3 Другие переговоры Список литературы Введение Исторические области на территории Азербайджана
Азербайджанский легион
Введение 1 Формирование 2 О легионе 3 Батальоны азербайджанского легиона Список литературы Азербайджанский легион Введение Азербайджанский Легион (азерб. Azərbaycan Legionu, нем. Der Aserbaidschanische Legion) — соединение, состоящее из бывших советских военнопленных азербайджанцев, одна из единиц вермахта.
Иудаизм в Азербайджане
Введение 1 История 2 Еврейские общины 3 Горские евреи и иудаизм 4 Известные азербайджанские евреи Список литературы Введение Иудаизм в Азербайджане — одна из нескольких основных религий в пределах Азербайджана, наряду с исламом и христианством много лет исповедуется населением Азербайджана.
Шушинский уезд
Введение 1 Административное деление 2 История 3 Население Список литературы Введение Шушинский уезд — административная единица в составе Каспийской области, Бакинской (Шемахинской), Елизаветпольской губернии, а позднее Ганджинской губернии Азербайджанской Демократической Республики[2].
Армяно-азербайджанская война 1918 1920
План Введение 1 История 2 Битва за Аракскую республику 3 Вторая Армяно-азербайджанская война 4 Последствия 5 Галерея 5.1 Солдаты армии АДР 5.2 Солдаты армии ДРA
Штурм Дербента
План Введение 1 Предыстория 2 Подготовка к штурму 3 Штурм города 4 Последствия Список литературы Введение Штурм Дербента — штурм одноимённой крепости во время Русско-персидской войны 1796 года. Древний город с мощными крепостными стенами занимал выгодное геополитическое положение, запирающий прибрежный проход между Кавказскими горами и Каспием.
Муганская Советская Республика
План Введение 1 История 2 Конец республики 3 В культуре и искусстве Список литературы Введение Исторические области на территории Азербайджана Арран • Карабах№ • Мугань
Берёзовский Свердловская область
Введение 1 История 2 Географическое положение 3 Муниципальное образование 4 СМИ 5 Экономика 6 Учреждения доп. образования Список литературы Введение
Аварцы
Самоназвание - маарулал. Язык - аварский. Аварцы (577 тыс. человек по данным 1996 г.; иберийско-кавказская языковая группа) расселены в центральном и западном Дагестане, в бессейне притоков реки Сулак.
Албания
Краткий географический очерк.
Экология жилья
Пыль и копоть. Органические загрязнители. Формальдегид. Пестициды. Свинец. Радон.